Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корректируемые условно динамичные» институциональные факторы формирования образа России

w Устойчивость российской экономики, оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объемом привлекаемых инвестиций, финансовая обеспеченность бюджетов всех уровней, гарантий прав и свобод хозяйствующих на российском рынке субъектов реального сектора экономики и др.

w Правовое пространство России и соответствие правовых норм стандартам международного права.

w Функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в российском государстве (эффективность властной конструкции).

В каждой из групп факторов, как принято считать, имеет место как позитив, так и негатив. Однако кто может оценить и сформулировать постоянную в мировом пространстве и временном диапазоне аксиому, в четко формализованных категориях закрепляющую правила и критерии оценки позитива или негатива в системе государственности?

Исторически подтверждено различными примерами и фактами, что те тенденции, которые в данное время в конкретной стране могут оцениваться как благоприятные для ее перспективного развития и адекватные мировым тенденциям, в другой стране в другое время могут быть рассмотрены как абсолютно негативные и отнесены по каким-либо сугубо индивидуальным индикаторам в группу отрицательных. Если посмотреть на географическую карту мира, уделить внимание проведенным в России и за рубежом аналитическим исследованиям, то вполне очевидным станет тот факт, что нет в мире ни одной страны, которая не имела бы проблем. Однако почему-то, несмотря на то, что по ряду показателей некоторые страны отстают от России, они все же имеют гораздо более позитивный имидж в мире.

В этой связи возникают вполне логичные вопросы. По каким причинам в сознании мировой общественности сформировался имидж России как догоняющей страны? Как коррелирует позитив более удовлетворительных стартовых условий для интеграции в мировое пространство с имиджем отстающей страны? В чем причина существования такой ситуации?

Принципиальная позиция состоит в том, что причина существующей ситуации кроется не только в содержании имеющихся в России проблем.

Наряду с важностью иметь благоприятные стартовые условия для развития международного сотрудничества необходимо обладать инструментарием, который позволяет преподносить существующий образ в позитивном ракурсе. Другими словами, одной из основных задач является создание управляемого образа России – нечто такого, что способно сформировать восприятие и, следовательно, отношение к отраженной в образе российской действительности. Именно это восприятие является определяющим для формирования характера деятельности субъектов, факторов восприятия образа государства – политических институтов стран мира, хозяйствующих субъектов, мировой общественности и т.д. Именно то, как воспринимается страна – ее образ, является основой для формирования внешнеполитических и экономических отношений с мировым сообществом, механизмом регулирования внутренних процессов, происходящих в России.

Перспективы улучшения образа России на рубеже тысячелетий, по нашему мнению, вполне благоприятны. Исторически сложились удовлетворительные условия, правильное использование которых перспективно для формирования весьма позитивного образа России. Среди них целесообразно выделить историческую державность, могущественность, многонациональность и самобытность России; миролюбие российской общности народов, существование идеологических и практических предпосылок для начала нового витка интеграции вокруг России славянских государств мира в единую общность народов; профессиональность российской армии, способной отражать внешнюю агрессию, ее мобильность и технологическая оснащенность и т.д.

Однако существования необходимых базовых условий для формирования позитивного образа России, как показывает объективная действительность, явно недостаточно. Подтверждением этому являются различные зарубежные высказывания и мнения.

Например, в восприятии образа России Ричардом Пайпсом – профессором истории Гарвардского университета – позитивные характеристики российской государственности (геополитическое положение, площадь занимаемой территории, численность населения и его состав и др.) явно не коррелируют с образом державной и могучей страны. Терпимость российского общества к объективно существующим в стране проблемам, преподносится профессором как врожденный фатализм российской нации. Он пишет: «...такие факты проливают яркий свет на контраст между российскими реалиями и грезами России о том, что она является мировой державой...». (IntelkctualCapital.com.)

Аналогичных высказываний множество, и мы не будем акцентировать внимание на конкретном их содержании.

Отметим лишь то, что в настоящее время назрела необходимость сделать первые шаги в направлении эффективного использования позитивных предпосылок для того, чтобы образ России воплотил в себе те составляющие, которые определят ей достойное место и роль в современном глобальном пространстве разделения мира на зоны влияния среди более динамично и прогрессивно развивающихся стран мира.

Мы систематизировали информацию, представленную в различных аналитических материалах российских и зарубежных авторов, и сформировали основные направления, в разрезе которых должен формироваться позитивный образ России.

1. Стабильность Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, устойчивость внутригосударственной системы власти и управления, предсказуемость России и ее идеологическая открытость, способствующая формированию о России только тех представлений, которые соответствуют действительности.

2. Привлекательность российской экономической системы для внешних инвесторов, связанная не только с совершенствованием государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, формирование единого правового поля и т.д. (Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг, 1995, № 12), но и с правильным преподнесением потенциальным инвесторам информации и акцентированием их внимания на объективных преимуществах работы с Россией.

3. Высокая образованность, нравственность российского общества, несопоставимая с его характеристикой как очень криминализированного, высокий культурный и духовный потенциал российского сообщества народов.

4. Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающая надежность и устойчивость коммуникативных связей России со странами мира и являющаяся надежным проводником идеологии демократизации общества.

Наша принципиальная позиция состоит в том, что нейтрализация негативных характеристик в репутации России в глобальном информационном пространстве и задача формирования нового образа России является стратегически важным направлением государственного строительства и лежит в плоскости адаптации приемов и технологий PR.

PR - это категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания (Философский энциклопедический словарь, с. 505), предметом которой является оптимизация коммуникативного воздействия между субъектом (в аспекте проблемы нашего рассмотрения – это государство) и его целевыми группами (его общественностью). (Там же, с. 12.)

Что же представляет собой PR в российском контексте, насколько адаптированы и приемы и технологии PR для создания позитивного имиджа России и обеспечения открытости ее образа для мировой общественности?

Объективно оценивая ситуацию в части адаптации приемов и технологий PR в России, следует отметить, что это направление до сих пор не получило в стране удовлетворительного развития. (Вещь в себе внутри российского общества. PR в отечественном контексте // Советник, № 12(48), 1999; № 3(51) 2000 г.) Чаще всего приемы и технологии PR применяются для работы в следующих направлениях:

1. PR в деятельности крупных компаний, холдингов, корпораций для продвижения, например, производимых товаров, выполняемых работ или предоставляемых услуг на российский или зарубежный рынок:

w Использование возможностей непосредственного взаимодействия с организациями и людьми, в том числе через государственные структуры, общественные организации, частный бизнес, в процессе непосредственных контактов при проведении встреч, презентаций, выставок, форумов и конференций.

w Использование возможностей прессы, радио, телевидения, других медиа-каналов, включая Internet, телетайп, телефакс и т.д.

2. Предвыборные технологии и проведение крупных политических акций, например, выборов в органы государственной власти Российской Федерации (президентские выборы, выборы в Государственную Думу Российской Федерации), региональных органов государственной власти, местных органов власти и управления.

3. PR как деятельность, направленная на создание личного имиджа руководителей государственных структур и учреждений, политических лидеров, общественных организаций и объединений, частных компаний.

4. PR как деятельность, направленная на оптимизацию внутрифирменной структуры управления:

w Создание институциональных форм PR, например, пресс-службы или отдела по организации связей с общественностью, пресс-служб, пресс-центров, реже департаментов по связям с общественностью (чаще всего в федеральных и региональных органах государственной власти и управления – в Администрации Президента Российской Федерации, Федеральном Собрании Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах).

w Организационно-психологический консалтинг для формирования корпоративной культуры, упорядочения отношений между людьми и предупреждения возможности развития каких-либо негативных сценариев.

w Бизнес-консультирование.

5. PR как деятельность, направленная на оптимизацию системы управления бизнесом на основе проведения социологических, социально-психологических, демографических, маркетинговых исследований для разработки оптимальных в заданных условиях маркетинговых стратегий.

Для работы в данных направлениях в России к настоящему времени созданы специализированные консалтинговые агентства, активно ведут работу рекламные, рекламно-информационные, рекламно-издательские структуры, имеющие подразделения, специально занимающиеся проектами в данной области, исследовательские и маркетинговые фирмы, выставочные компании. Кроме того, созданы образовательные учреждения (школы и центры), предоставляющие слушателям возможность изучить приемы и методы политических технологий, избирательных кампаний, маркетинговых стратегий, социологических и психологических аспектов PR, освоить приемы и технологии имиджмейкинга. Работают кадровые агентства, специализирующиеся на подборе персонала для PR.

Широчайшие возможности PR позволяют рассматривать эту сферу деятельности и задачи улучшения образа России в различных ее аспектах:

1. Как управленческую деятельность –в силу того, что технологии PR основаны на управлении коммуникативным пространством либо «всем комплексом коммуникаций субъектов» (см. подробнее: Алешина И.А. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997, с. 7) и являются эффективным механизмом управления коммуникациями между государством и российской и зарубежной общественностью.

2. Как сферу деятельности рыночной ориентации – в силу того, что технологии PR не могут существовать в пределах «закрытого» информационного пространства» (однако, существует понятие «PR-андеграунда», или «псевдо-PR», когда само понятие PR вырождается, трансформируется, действуя в рамках замкнутого сообщества. Как правило, псевдо-PR распространен в культурной сфере (литература, живопись, кинематограф)), являющегося базовой основой для развития любой коммерческой деятельности.

3. Как социально-практическую деятельность –в силу того, что технологии PR направлены на практическое преобразование социальной действительности посредством изменения существующего и формирования нового порядка вещей.

4. Как технологическую деятельность –в силу того, что технологии включают в себя конструирование образа (определение его характеристик, направлений формирования на основе выделения целей и задач конструирования), разработку и внедрение управленческих решений и др. Каждый из этих элементов имеет совершенно определенное, отличное от других содержание.

5. Как составную часть научной деятельности и деятельности в сфере искусства. «Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, деятельность, предметом которой является такое отражение». (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1995, с. 247.) Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является «выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности». (Философский энциклопедический словарь, с. 393.) Приемы и механизмы PR разработаны на основе изучения положений и практических приемов теории коммуникаций, наук о социологии и психологии, менеджмента и др. и в какой-то степени могут рассматриваться как искусство создания и воплощения определенных образов. Это наука об интеграции в сознание общественности позитивного образа российского государства.

Таким образом, PR – это деятельность, приемы и технологии которой могут быть эффективно применены для продвижения образа России в сознание мировой общественности. Для этого необходима интеграция знаний и профессиональных усилий социологов, экономистов, специалистов по управлению и организационному развитию, психологов, консультантов по предвыборным технологиям, спичрайтеров, спиндокторов, политологов, журналистов, специалистов по формированию внешнего имиджа (визажистов, стилистов и фотографов) и других профессионалов для разработки концепции формирования имиджа России в сознании мировой общественности. Совместная деятельность специалистов в области разработки концепции формирования имиджа России должна проводиться при всестороннем участии органов государственной власти и управления Российской Федерации и выделяться в качестве приоритетной задачи, решение которой обеспечивает устойчивую эмоционально-психологическую среду, благоприятную для всесторонней интеграции России в глобальное мировое сообщество. Для достижения цели разработки концепции формирования имиджа России на основе адаптации классических приемов и технологий PR необходимо решить ряд задач, основными среди которых являются:

1. Анализ структуры образа России и составляющих этого образа для продвижения в сознание мировой общественности, включающей:

w Декомпозицию вычленением системы российской государственности с качественно либо количественно формализованных «условно статичных», «корректируемых условно динамичных» социологических, «корректируемых условно динамичных» институциональных факторов формирования образа России.

w Синтез модели образа России, с учетом объективных тенденций трансформации форм, принципов международных взаимоотношений стран мира и приоритетов в организации международных взаимоотношений, для продвижения его в сознание мировой общественности.

2. Ранжирование существующих каналов коммуникаций для продвижения модели образа России в сознание мировой общественности, с подразделением их на группы обеспечиваемых государственными институтами и стихийно развивающихся в условиях рыночных взаимоотношений.

3. Определение направлений, интеграции в единой системе регулируемых государством и самостоятельных каналов коммуникаций, форм и инструментов организации их взаимодействия для адаптации приемов и технологий PR с целью решения задачи формирования имиджа России в сознании мировой общественности.

4. Структурирование объектов коммуникативного воздействия в мировом сообществе для адаптации приемов и технологий PR и их имплантации в деятельность структур, обеспечивающих процесс продвижения образа России в сознание мировой общественности.

5. Разработка стратегии продвижения образа России в сознание мировой общественности при всестороннем участии органов государственной власти и управления Российской Федерации и адаптация практических приемов и технологий PR для определения практических шагов в данном направлении.

Для структурирования такого подхода мы предлагаем следующую функциональную схему процесса изучения, формирования и интеграции в сознание мировой общественности образа России путем адаптации приемов и технологий PR (см. рис.).

В начало

ЭКОНОМИКА И СМИ

Г.Н. Вачнадзе

20 лет назад в Польше был диктат одной партии. Но была и массовая свободная пресса, западные газеты можно было купить в любом столичном киоске, кто хотел ездил на Запад, а с любого телефона-автомата в Варшаве можно было связаться со всем миром. Сегодня у поляков на порядок меньше проблем, чем в России.

8 лет назад в Мексике везде была только цифровая телефонная связь (это стоило местному частному концерну 12 млрд. долларов), мобильник работал в любой точке страны, электроники на экспорт производилось на 44 млрд. долларов в год. Было 7 тыс. км. платных автострад с разделительным барьером посередине (машина в горах ночью вписывается в поворот на 160 км/час). Объем внешней торговли Мексики втрое превышал уровень РФ (200 и 70 млрд. долларов).

Сегодня в Латинской Америке всего два основных очага партизанского движения, на юге Мексики и в Колумбии. Вялотекущее противостояние за последние 10 лет там могло вылиться в «чечню-афган», но ведь удержались. Из Каракаса (Венесуэла) через Колумбию и Перу в Сантьяго (Чили) ежедневно ходит автобус, по расписанию. В любой из этих стран есть качественная пресса (ежедневные газеты по сотне страниц), где о событиях в России появляется подробнейшая сбалансированная информация в изложении мировых информагентств из Москвы, и почти каждый день.

20 лет назад мне приходилось читать все, что только существовало на русском языке «для VIP» о положении в Польше. Но во французской газете «Фигаро» ежедневные заметки из Варшавы были куда более объективны. Наши информаторы писали то, что от них ожидали услышать в Кремле, даже когда это был жанр конфиденциального письма.

Высшей власти в СССР казалось, что сотня чиновников в стране обеспечена потоком закрытой качественной информации обо всех важных политических событиях в стране и за рубежом. Драма (нет, трагедия) состояла в том, что аналитические закрытые для посторонних материалы читали в лучшем случае помощники, у которых не было мужества настаивать в беседах с руководством на том, что ввод войск в Афганистан был ошибкой (а не только преступлением), что участие в гонке ядерных и космических вооружений было губительно для советской экономики, а производство танковой брони не могло компенсировать провал в электронике и авионике. Ложь Кремля по поводу Чернобыля оттолкнула от Москвы даже элиту славянских народов Украины и Белоруссии.

В СССР 80-х гг. официальным журналистам и экономистам никто не верил. Некому было убеждать общественность республик, что разрыв их с Россией принесет им кучу невзгод. Мир движется к экономической интеграции стран-соседей. У наших бухгалтеров последние 80 лет появились собственные, отличные от международных, системы подсчета, что позволяет им быть вне контроля права и СМИ.

России нужны – и они будут созданы – правовые и информационные системы. СМИ – это не только центральное телевидение на 6 кнопках, но абсолютно смешные с западной точки зрения МК и НГ. Во всех вышеперечисленных странах система обнародования базовой информации о себе и мире поставлена на куда более профессиональную основу. Там – сытые учителя и университетские профессора, научные работники и политические обозреватели. Там – директоров и владельцев СМИ власть лелеет, сносит все их пакости. Потому что доверие общества лично к Киселеву и Третьякову, Гусеву и Старкову, и тысячам их коллег обеспечивает власти (как это ни странно) респектабельность и понимание в глазах граждан.

Без свободной прессы мы обречены копать тоннели из Москвы в Питер, готовиться мыть сапоги в Индийском океане, терять триллионы долларов капвложений, перетекающие из отечественной экономики за границу. Российский обыватель держит деньги в банке (стеклянной). В итоге, нет российской банковской системы, нет инвесторов из-за границы. Страна разваливается от взаимного недоверия и отсутствия гарантий закона. Нет информации и ответов на основные вопросы бытия (как и почему кому-то безнаказанно удается красть миллиарды, вести войну и т.д.), нет надежды ни у кого получить обещанное ему по закону. Профессия журналиста ставит его в один ряд с учителем, священнослужителем, судьей. Подверженность представителей названных профессий, также как политиков и чиновников, коррупции не только делает нищим общество и страну, но и дискредитирует власть.

Государство должно оказывать поддержку становлению информационного общества, в том смысле, что давать несекретную информацию надо всем и обо всем. Это очень дорого (что-то типа CNN, библиотеки конгресса США, газет «Монд» и «Таймс»). При КПСС была другая модель (10 институтов пишут одну записку в Кремль). Нам надо создавать с помощью государства экономически независимые органы СМИ и экспертные институты, дотировать научные книги и журналы.

Информация о положении дел в армии, в регионах, ВПК, НИИ, геологоразведке, финансах и налоговой полиции, политических партиях, промышленности – должна быть высшего качества и доступна всем, чтобы общество могло выносить свои суждения по какому-либо конкретному поводу. Граждан при этом нельзя обманывать, так как потом весь их гнев оборачивается именно против власти. Граждане паникуют и не хотят иметь дело с банками, падают индексы на биржах, уходят иностранные инвесторы.

Сегодня рядовой российский губернатор(или обыватель), как это ни странно, хуже информирован о загранице, чем 20 лет назад.У государства нет больше денег содержать тысячи наших журналистов за границей или армию переводчиков и референтов в НИИ, где переводились на русский язык тысячи страниц в день лучшего из западной публицистики и научной мысли и распространялись в десятках экземплярах для узкого круга.

В главных экспортных банках Коста-Рики и Чили, Польши или Мексики есть библиотеки открытого доступа, где любой мелкий потенциальный экспортер может бесплатно взять с полки справочники по экономике любой страны. И на русском книги есть, и в переводе все, что о нас издается в Москве и в мире. Консультанты объяснят, где что найти. В компьютере есть перечень главных экспортных товаров той же Мексики и тут же есть исследования рынков по ним в странах-партнерах. По российскому рынку можно в этой библиотеке проконсультироваться быстрее, чем в Москве. У нас этим никто не занимается, так как государству пока еще не интересен наш мелкий (и даже средний) экспортер.

Экономика и власть, информация и общество не могут существовать друг без друга. И вложения в «информацию для всех» очень выгодны обществу. Они окупаются блестящим результатом.

Национальная сборная по футболу становится победителем мирового первенства только при одновременном наличии двух факторов: массовости спорта в собственной стране и больших финансовых вливаний в сборную.

Что мы знаем о загранице? Мы о ней никогда ничего толком не знали, а сегодня знаем еще меньше, чем вчера. В эпоху холодной войны западные страны тратили деньги на радиостанции, журналы, книги на языках народов соцстран. Сейчас этого нет, власти ФРГ, Франции, США не публикуют на русском и сотой части того, что они выпускали в свет 20 лет назад.

Что мы хотим сообщить миру о себе, и как мы можем это сделать? Организовывать заказные оплачиваемые выступления в иностранных СМИ? Никаких денег не хватит, такое возможно лишь в единичных случаях и в условиях чрезвычайных обстоятельств (военный конфликт, блокада, политический кризис). Адресная госпропаганда на зарубежную страну в условиях мирного времени не принята теперь в международной практике. Или американский дипломат сегодня в Москве занят продвижением тех или иных мнений в московских редакциях?

В Париже можно подписаться на телепакет «НТВ-плюс», купить в киоске АиФ, МК, НГ и МН. На территории стран СНГ наши телепрограммы практически исключены из сеток бесплатного вещания, по кабелю уже только можно смотреть.

НТВ и РТР вполне на хорошем уровне работают, чего не скажешь о нашей прессе. 20 лет назад 4-полосную «Правду» делали сотни журналистов по всей стране, а каждый из них сидел в отдельном кабинете.

Свобода информации как бы подразумевает не только отсутствие цензуры, но и наличие информации. А это очень дорогой товар, денег на прессу печатную не находится.

Раскрутить массовую, толстую ежедневную газету у нас так и не смогли; нужны сотни миллионов долларов на общенациональное изданиеи десятки миллионов – на распространение в пределах МКАД. Нужны эти деньги для того в т.ч., чтобы позволить себе иметь собственную редакционную политику, и не набивать каждый номер косвенной (скрытой) рекламой от парикмахера до зарубежного банка.

Ежедневные мексиканские (французские) газеты выходят в цвете и без оного по сотне страниц полного газетного формата. Каждый читает то, что хочет, и знает, что его не обманут, что вознаграждение за статью автор получил в редакции, а не в виде взятки на стороне. Любое событие в Москве поступает в Мехико (Париж), как минимум, в пяти вариантах изложения от информагентств и собкоров.

Имидж страны за границей не может быть лучше того, что о ней думают ее собственные граждане и пресса. В современном мире глобальных СМИ нет места секретам, есть лишь проблема уровня информированности общественности; эту проблему хорошо решают в Мехико, Париже и Варшаве, и куда менее успешно – в Москве (нельзя же за десять лет наверстать упущенное за восемьдесят).

«Всемирное телевидение», «Покушение», «Польский диалог», «Антенны направлены на Восток» – эти мои книги о СМИ в 70-х и 80-х гг. вышли в СССР тиражом 600 тыс. экз. Первые три книги были по 700 страниц каждая и проходили через цензуру со скандалом. Все они были построены на компиляциях из иностранной прессы, в т.ч. и на материалах записей радиопередач Запада на русском языке. Увлекательнейшее было чтиво.

Когда-то я работал в ТАСС и АПН, преподавал 30 лет на факультете журналистики МГУ. «Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине» – так называлась моя объемистая книга, которая в 1992 г. вышла одновременно в Москве, Барселоне, Париже, Нью-Йорке и Франкфурте-на-Майне.

Два фото на последней странице обложки (подарок знакомого серба-фотографа), снятые с разницей в пять лет, были схожи по сюжету и именно поэтому обошли весь мир: длинный черный лимузин стоит перед толпой, к которой на одном фото без микрофона патетически обращается Горбачев, а на другом – Ельцин. И тот и другой многое хотели сделать для создания свободных СМИ. Посредник нужен между толпой и властью. И государство в лице закона должно создавать прессе (политические партии уже изжили себя) все условия для ее полноценной и независимой деятельности.

...Сейчас у меня есть свой сайт, где предлагаются новости для экспортеровна русском и английском языках в объеме десятков тысяч страниц. Сайт готовится сотрудниками Дипломатической академии МИД РФ и журнала «Коринф» Минэкономразвития и торговли РФ при содействии Совета по внешней политике, Комитета по международным делам Госдумы России. Мы бесплатно размещаем на доске объявлений ваши коммерческие предложения на русском и английском языках, с правом обновления.

В платном доступе www.polpred.com и в бумажном виде постоянно обновляются справочники ПОЛПРЕД об экономике каждой из 100 стран в 1998–2000 гг.: банки, налоги, инвестиции, промышленность, таможня, визы, туризм, вузы, наука, связи с Россией. А также фамилии и телефоны, адреса и дни рождений, E-mail и вэб-сайты 30 тыс. чиновников РФ (в Москве, регионах и за границей) и представителей 3 тыс. инофирм в России.

Проект ПОЛПРЕД существует 3 года. Предназначен для мелких и средних российских и зарубежных экспортеров. Никто кроме нас не публикует такой объем текущей аналитической информации о деятельности российских фирм за рубежом и иноинвесторов в России.

В идеале информационное обслуживание участников внешнеэкономической деятельности должно проходить у нас под эгидой крупного банка или агентства, занятых финансовым сопровождением (кредитование, страхование) международных поставок товаров и услуг. Нужна справочная служба с постоянно обновляемой информацией о каждом участнике внешнеэкономической деятельности на территории России и за границей, пусть даже на основе публикаций СМИ.

В начало

ГОСУДАРСТВО И СМИ

В.Г. Сеидов

Взаимоотношения государства и СМИ всегда были довольно тонкой, деликатной проблемой. В условиях современной России она из плоскости взаимоотношений государства и СМИ, преодолевая идеологические догмы, в конечном итоге переходит в правовое поле, естественно, требуя четкого юридического обоснования.

Возрастающая роль информационной сферы, являясь системообразующим фактором общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности, которая существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности России в сфере внешней политики являются:

а). разработка государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса страны;

б). разработка и реализация комплекса мер по усилению безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику государства;

в). придание российским представительствам и организациям за рубежом функций усиления по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике России.

Взаимоотношения государства и СМИ в различных странах строятся по-разному и зависят от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство в данный момент находится у власти, какова политическая расстановка сил в отдельной стране и в мире и т.п. Огромное значение имеет то, какие ценности, идеалы, идейно-политические ориентации разделяют администрация редакций и их сотрудники.

Многие СМИ ассоциируются с конкретными политическими партиями, а иногда даже выступают как их официальные организации – к примеру, газета «Форвертс» и журнал «Нойе гезельшафт» признаны в Германии как официальные органы СДПГ. Большинство СМИ в демократических странах демонстрируют свою независимость от государства и его социально-политических институтов.

В индустриально развитых странах уже давно речь идет не о партийной принадлежности СМИ, а об их ориентации. Во Франции, к примеру, за исключением «Юманите» и «Матэн», трудно говорить о какой-либо партийности печати. Ее, скорее всего, можно делить на «левую» или «правую».

Аналогична ситуация в Великобритании. Хотя, например, «Дейли телеграф» связана с крупным бизнесом, «Гардиан» выражает интересы реформаторских сил, «Дейли миррор» – лейбористов, а «Файнэншнл таймс» отражает позиции финансовых кругов Лондона. Иначе говоря, неоднозначная позиция СМИ по отношению к власти (вернее, к тем, кто у власти) может породить либо конфликтную, либо консенсусную модель. Возможна и консенсусно-конфликтная модель. Скандал между российским руководством и ОРТ, а также с «Медиа-Мостом» тому подтверждение.

В подходах к свободе слова даже в США и Великобритании, странах одного блока, имеется глубокая разница. Первая поправка к американской конституции гласит, что Конгресс никогда не примет закона, ограничивающего свободу слова или прессы. В Федеральном законе о связи 1934 года говорится, что Федеральная комиссия по связи не должна иметь прав цензора в отношении любых сообщений, которые передаются радиостанциями. И никто не может посягать на право свободы выступлений.

Отличается от этого правила первый британский закон о телевидении 1954 года, когда государство включилось в процесс создания системы коммерческого вещания в Соединенном Королевстве. До этого Би-би-си финансировалась владельцами телевизоров и радиоприемников и была монополистом в сфере телерадиовещания.

Такой подход популярен и в России, но он подменяется понятием собственности на телекоммуникационные средства. Некоторые из медиамагнатов полагают, что частоты – это их личная собственность. Предложение правительства принять участие в конкурсном обновлении лицензий ими было воспринято как покушение на права человека и частную собственность. Действительно, в России наметилась тенденция к становлению нового информационного рынка, что, по существу, могло способствовать становлению еще одной отрасли российской экономики, открывающей совершенно иные возможности для реализации внешнеполитического курса. Однако ни одна из стратегий отечественного экономического развития не воспринимает возможности новейших информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), что делает невозможным смену парадигм национальных реформ России. Пора осознать, что сама парадигма мирового экономического развития изменилась под влиянием быстрого развития и молниеносного распространения ИКТ, что породило новейшие отрасли экономики, способствующие успеху в мировой конкуренции.

Развивающиеся страны осознали, каковы последствия экономической глобализации, электронной торговли через Интернет, и стали решать эту проблему на государственной основе. В апреле 2000 года они подняли настоящее «восстание» в СМИ, суть их протеста – электронные потоки одним странам дают силу, а другим слабость, вводя новые виртуальные формы зависимости.

Подход к этой новой реальности со стороны российского руководства должен быть не только исключительно правильным и научным, но и нетрадиционным, а в некотором смысле даже и опережающим. Запретительный метод давно является анахронизмом и вызывает раздражение мировой общественности, парализуя наметившийся диалог между Россией и остальным миром. Раньше государства говорили друг о друге, сегодня они вынуждены говорить друг с другом, т.е. со всем миром.

Активизация информационной деятельности государств на международной арене объясняется объективными процессами: всеобщая глобализация рынка, небывалый прогресс в информационных технологиях и как следствие – борьба за влияние на мировое общественное мнение как действенный фактор внешней политики страны. Но процесс приватизации СМИ в России носил исключительно политический характер, и появившиеся медиамагнаты подчинили возможности СМИ служению собственным интересам, а не обществу. Вот почему общественное мнение в споре между государством и СМИ предпочтение отдает государству.

Государство – бесспорный международный актор, основной субъект международного права. Внешняя политика государства во многом определяет характер международных отношений эпохи; оно оказывает непосредственное влияние на степень свободы и уровень благосостояния индивида, на саму человеческую жизнь. Деятельность и даже существование международных организаций, других участников международных отношений в значительной мере зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство – универсальная форма политической организации человеческих общностей: практически все человечество объединено в государства, и процесс образования новых государств продолжается: если в XV веке в мире существовало 5–6 государств, то к 1996 году – 185 государств, а сегодня – за 200

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...