Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер)

 

Краткий биографический очерк

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 г. в семье еврея торговца. Кроме Альфреда в семье было еще пятеро детей, Альфред был третьим. Описывая свое детство, он вспоминает о многих трудностях и несчастьях. В течение первых двух лет жизни он был любимчиком матери, купался в ее любви и ласке. Но родился младший брат, и счастливая пора закончилась. Для ребенка это было «ножом в спину». Все детство Альфреда было связано с непрерывными болезнями, порой он был близок к смерти. Огромное влияние на него самого и на его теории оказала смерть младшего брата, когда Альфреду было всего три года.

После окончания гимназии, в которой он учился посредственно, Адлер поступил в Венский университет. В то время Вена была центром социалистических идей, и Альфред очень увлекся политикой. На одном из собраний социалистов он встретил Раису Эпштейн, русскую студентку и женился на ней в возрасте 27 лет.

По специальности Адлер был офтальмологом, хотя его больше привлекала теоретическая биология. Кроме этого он находился под влиянием различных утопических социальных идей. После непродолжительной и не очень успешной частной практики Адлер прошел стажировку по общей медицине и стал психиатром. В 1902 г. его начинает интересовать идей Зигмунда Фрейда, почитанные Адлером в «Толковании сновидений».

В том же 1902 г. Адлер начинает посещать заседания кружка психоаналитиков во главе с Фрейдом. Фрейд очень любил Адлера, несмотря на разницу в возрасте в 17 лет, он воспринимал его как равного, советовался и делился опытом. Кроме того, их объединяла борьба против антисемитизма. Адлер никогда не считал себя учеником Зигмунда Фрейда, всегда вел себя подчеркнуто независимо, держался как равный.

Постепенно во взглядах Адлера стали появляться все большие расхождения с Фрейдом. Главными в теории Фрейда были: сексуальная этиология неврозов, направляющая роль либидо в развитии человека и ядерный комплекс невроза. Адлер не соглашался полностью ни с одним из этих постулатов.

Постепенно расхождения накапливались, последней каплей стало выступление Адлера на психоаналитическом конгрессе в Нюрнберге 1911 г. На этом конгрессе он представил коллегам концепцию психологии, которая позже будет названа индивидуальной. Он строил свою теорию вокруг двух ключевых терминов: «недостаточность» и «мужской протест».

В своих теориях Адлер не рассматривал либидо, как энергию, связанную только с сексом, он считал, что это чисто психическая энергия, не обязательно связанная с инстинктом. Он утверждал, что теоретические проявления либидо – миф. Сексуальное проявление страдающего неврозом – вынужденное. Влечение «невротика к онанизму – это своеобразная защита от демонической женщины», позволяющее невротику избегать нормальной любви.

Кроме того, Адлер утверждал, что «главным в этиологии неврозов является не ядерный комплекс, а мужской протест». При этом Эдипов комплекс всего лишь стадия мужского протеста, причем не значительная. Мужской протест, по Адлеру, заключается в том, что мужчина никогда не избавляется от сомнения, возникающего еще в детстве, действительно ли он мужчина. Он стремиться к идеальным мужским качествам – обладанию свободой, любовью, властью, завоеванию женщин и друзей, преобладанию или превосходству над другими.

Как видим, Адлер расходился с Фрейдом в принципиальных вопросах. Адлер считал, что подсознание не существует, дети асексуальны, теория вытеснения ошибочна, а сексуальное влечение не играет главной роли в образовании неврозов. Фрейд не мог принять позицию Адлера. Он выступил на конгрессе, где сказал, что Адлер делает упор на недостаточность ошибочно, потому что он биолог. Теория социального формирования характера определяется социологическими взглядами Адлера и не имеет ничего общего с психоанализом.

После этого драматического случая Адлер уходит с поста председателя Венского психоаналитического общества. Очевидно, причины разрыва были скорее личными, чем научными. Адлер бессознательно представлял Фрейда в роли своего «научного отца» и у него сформировался некий аналог Эдипова комплекса по отношению к Фрейду. Прощаясь с Фрейдом Адлер, заявил: «почему я должен выполнять мою работу под Вашей тенью».

Необходимо признать, что после разрыва с Фрейдом Адлер добился значительных научных успехов. Он основал Общество свободного психоанализа, много писал и работал. С приходом к власти Гитлера, Адлер понимает всю опасность ситуации и переезжает в 1935 г. жить в Нью-Йорк.

Адлер очень много занимался пропагандой своей теории, прослыл замечательным лектором. За свою жизнь он опубликовал более 300 работ. Наиболее значительными среди них считаются: «Исследования физической полноценности и ее психической компенсации», «Наука жизни», «Смысл жизни», «Образ жизни». В теории А. Адлера сделан акцент на социальном благополучии как критерии психического здоровья. Благодаря Адлеру в современной психотерапии появились ценностные ориентации.

Теория Адлера восполняет главный пробел психоанализа – отсутствие социальной ориентации. Адлер же особо подчеркивал значение социального влияния, волевых и творческих аспектов личности. Эго-психология Адлера нашла свое влияние в работах таких психологов как Э. Фром, Э. Эриксон, К. Хорни, А. Маслоу и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...