Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи и трудности изучения психологии.

Общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Понятие “психолог” – обладатель этого знания. Психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Практический психолог – это человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.

Основной задачей психологии является изучение психики в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне человека и животных.

Психология изучает процессы, состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его форми­рования как активного деятеля социального прогресса.

Психология – это наука о формах, механизмах и закономерностях психики людей и животных. Элементы психологии встречаются еще в древнегреческой культуре. Однако термин «психология» появляется только в XVI в., а в научный обиход входит в первой половине XVIII в. Самостоятельная дисциплина психология сложилась в конце XIX в. Таким образом, процесс становление науки, начиная с момента возникновения ее основ, длился более 2 тыс. лет.

Психика – особая форма отражения действительности, выполняющая функцию регулятора деятельности. Это всегда субъективный регулятор; реальность с точки зрения психики субъективна. Спецификой субъективной реальности является то, что она не может быть зафиксирована эмпирически. Психическое явление не может быть отчуждено от переживающего его субъекта: если субъект выразит свое переживание другому, то тот воспримет его только как словесную интерпретацию, а не как само переживание. Следовательно, рефлектировать психические переживания можно только посредством самонаблюдения.

Существуют различные точки зрения, регулятором (функцией) чего является психика.

§ Натурализм: психика – функция мозга (нет мозга – нет психики).

§ Бихевиоризм: психика – функция человеческого поведения.

§ Ученые, не согласные с предыдущим утверждением (т.к. поведение может не соответствовать обществу), утверждают: психики – функция личности (способной осуществлять социальные взаимоотношения в обществе).

Принципы психологии:

– принцип детерминизма. Этот принцип означает, что все пси­хические явления причинно обусловленные объективной действитель­ностью.

– принцип единства сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность понимается как ус­ловие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека.

– генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количест­венно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный мо­мент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Принципы построения психологических исследований.

Объективность изучения психических явлений. Этот принцип прежде всего означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения.

Принцип объективности также требует, чтобы используемые в исследовании методы и позиция самого исследователя не влияли на получаемые результаты.

Убедительным доказательством соблюдения принципа объектив­ности является получение одинаковых результатов не только при повторном проведении исследования, но и при использовании разных методов разными исследователями.

– Изучение психических явлений в их развитии. Важным прин­ципом построения психологических исследований является изучение психических явлений в их развитии.

– Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в госу­дарствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе.

Аналитическое изучение человека позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности, а синтетическое – дает возможность выявить взаимосвязь всех от­дельных психических проявлений и найти то устойчивое, что харак­теризует человека в целом.

Раздел второй. Познавательные процессы, их место и роль в психике человека

Ощущение

Понятие об ощущении.

Ощущения (сенсорная чувствительность) – психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира. Ощущения переводят физические свойства внешних объектов в факты внутреннего мира человека. Ощущения осуществляются с помощью органов чувств, но отражают реальные свойства объектов, а не свойства органов чувств (хотя искажения возможны и об этом будет сказано ниже).

Ощущения– начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, фор­му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю­щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву­ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про­цессов – восприятия, мышления, воображения.

Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой.

Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений.

Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятель­ности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонирует­ся (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.

Ощущениеможет возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.

Орган чувств –анатомо-физиологический аппарат, рас­положенный на периферии тела или во внутренних орга­нах; специализирован для приема воздействия определен­ных раздражителей из внешней и внутренней среды.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внут­ренней среды.

Абсолютный порог – это минимальная интенсивность сигнала (яркость, громкость и т.п.), которая вызывает ощущение. Его величина зависит от чувствительности соответствующего анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека, его текущего состояния и уровня внимания.

Измерение порогов сводится к предъявлению большого количества стимулов, различающихся по одному признаку. Эти стимулы могут монотонно возрастать, или ослабевать, или располагаться в случайном порядке, что исключает влияние адаптации органов чувств. Но используется не менее 10 стимулов и каждый предъявляется не менее 10 раз.

При большом числе предъявлений каждого сигнала выясняется, что есть некоторая, пусть и небольшая вероятность реагирования даже на очень слабый сигнал. С другой стороны, есть вероятность пропуска даже сильного сигнала. Имеется область интенсивностей, в которой вероятность реагирования быстро нарастает. В этой области и располагается порог. Обычно за порог принимается величина стимула, которая вызывает ощущение приблизительно в 50% случаев.

Дифференциальный (разностный) порог – это минимальное различие между сигналами, которое позволяет человеку отличить их друг от друга. Например, световые сигналы могут различаться человеком по яркости или цветовому тону, для этого сигналы должны отличаться друг от друга по физическим характеристикам: интенсивности света или по длине волны; минимальная ощущаемая величина этих различий и составляет дифференциальный порог.

Дифференциальный порог – очень важная характеристика, т.к. практически человек постоянно должен именно отличать сигналы друг от друга. Для различения двух световых сигналов по яркости они должны отличаться приблизительно на 1% исходной яркости; различение тактильных сигналов возможно, если их интенсивность изменяется не менее чем на 7%; различение звуковых сигналов по громкости возможно при разности в 0,3-0,7 децибел. Вкусовая и обонятельная чувствительность у человека ниже. Чтобы обнаружить отличия в силе вкуса концентрация вещества должна измениться не менее чем на 20%, а для того, чтобы почувствовать различия в силе запаха нужно изменение исходной концентрации на 16-50% в зависимости от вещества.

Величина чувствительности – понятие, обратное порогу. Чем выше абсолютный (или дифференциальный) порог, тем ниже соответствующая чувствительность и наоборот, чем ниже пороги, тем выше чувствительность.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...