Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика процессов памяти и их закономерностей.1. Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы. Начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации). В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. У многих в памяти сохраняются в подробностях сцены поворотных для судьбы личности горестных и радостных событий. Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности 2. Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Способы организации информации в памяти: ¨ пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве); ¨ ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками); ¨ иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует). 3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. 4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять. Факторы, влияющие на забывание: ¨ возраст; ¨ характер информации и степень ее использования; ¨ интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала; ¨ подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации). 5. Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Закономерности заучивания. По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Эти виды запоминания неразрывно между собою связаны в каждом акте заучивания. Смысловое запоминание предполагает глубокое понимание материала, широкий запас знаний по предмету, а на более высоких ступенях обучения и ориентировку в методологии. Заучивание создает основу для понимания, понимание облегчает заучивание. 1. Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек. Значимая эмоционально или практически цель способствует более прочному запоминанию. 2. Зависимость запоминания от средства предъявления материала.(Основным средством передачи знаний является язык: речь учителя, письменный текст учебника. В настоящее время в школе все большее распространение находит не только традиционная наглядность (дидактические картинки), но и современные средства массовой коммуникации, используемые в целях обучения (кино, телевидение, радио). В связи с этим резко возросла доля образов в передаче знаний). 3. Зависимость запоминания от логической структуры материала. Логическая организация материала является непременным залогом успеха при заучивании. 4. Зависимость запоминания от организации процесса заучивания (продуманная последовательность заучивания и pacпpeдeлeния зayчивaeмoгo мaтeриала во времени). При работе студенту и школьнику приходится учить одновременно ряд разных учебных дисциплин. Следует организовать заучивание так, чтобы два сходных, предмета не учить один за другим. Труднее дифференцировать и удержать в памяти сходный материал. Заучивание следует распределять во времени. Продуктивнее возвратится к материалу через два – три часа, чем читать подряд два-три раза. При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать по частям, возвращаясь через некоторое время к повторению его в целом). 5. В запоминание следует включать все виды памяти. (В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигательную память. Поэтому запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, читать, повторять вслух или про себя). 6. Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух. Задача рассказать, выразить мысль в полных развернутых предложениях более сложна, чем задача воспроизвести про себя. 7. При запоминании материала, в котором преобладают механические связи, следует применять мнемотехнические приемы. Эти приемы облегчают удержание материала в памяти. 6. Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны – сохранение и забывание. Исследование хода забывания показало, что наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после восприятия или заучивания материала. Отсюда следуют некоторые рекомендации по борьбе с забыванием. Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Например, полезно вечером прочитать записанную утром лекцию, вспомнить то, что не вошло в конспект. Это предупредит забывание. Способствует прочному сохранению активное включение приобретённых знаний в деятельность. Сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым. Характеристика видов памяти. Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словеснологическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную. Смысловая,или словесно-логическая памятьвыражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. См.: Кратковременная память. Данная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц. Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Она обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде). Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов: ¨ величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор); ¨ ценности информации; ¨ установки человека; ¨ логической категоризации. Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти: ¨ привычность материала; ¨ контекст; ¨ принцип специфичности кодирования; ¨ мотивация; ¨ углубление в изучаемый материал. Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Эмоциональная память – это память на чувства.Помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Произвольная памятьпредполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия. Непроизвольная памятьне предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память – неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание,над чем мы активно и с увлечением работаем Выделяют еще оперативнуюпамять, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Мышление Понятие мышления. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |