Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык - объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Речь – процесс общения посредством языка. Предметом психо­логического изучения является речь.

Существуют нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка. (Кстати, в общении человек использует незначительную часть язы­кового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно идентифицировать личность).

Развитие речи шло по следующей линии:

– комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) – передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не диффе­ренцируются друг от друга;

– ручная кинетическая речь (язык жестов) – более дифферен­цирован (и сечас им активно пользуются глухонемые);

– звуковая речь (более 100 000 л. назад) – в виде отдельных слов;

– создание письменности.

В свою очередь, этапы развития письменности следующие:

– рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)

– рассказ в картинках;

– идеаграфическое письмо (посредством иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой – "удобный случай";

– собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

Физиологические основы речи.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим

– голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.

Происхождение и развитие слова

Слово как клеточка языка имеет не только аффективные корни. Выражением исключительно аффективных состояний является "язык" животных. Согласно Л.С.Вы­гот­ско­му и его последователям, слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда, из предметного действия. На первых этапах истории слово было вплетено в практику и носило симпраксический характер (то есть получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности). "Дальнейшая история языка является историей эмансипации слова от практики, выделения речи как самостоятельной системы кодов, иначе говоря, – историей формирования языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли" [2].

Классификация видов речи.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутрен­нюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и мо­нологическую) и письменную.

Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Тематически направленный диалог называется беседой.

Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздейс­твие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие.

Монологическая речь. Разговор одного лица. Его особенности:

– он непрерывен (поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим);

– он должен быть последователен и доказателен;

– в нем должна правильно употребляться грамматика.

В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты.

Виды монолога:

– устный рассказ

– лекция

– доклад и речь (выступление)

Развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи

– выступление перед микрофоном и телевизионной камерой.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Письменная речь.Письменная речь появилась позже устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания. Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Письменная речь позволяет приобщиться к мировой культуре.

Внутренняя речь.Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговорившие и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство вто ростепенных членов предложения.

Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестези­ческий, слуховой или зрительный образ. В отличие от собственно внутренней речи внутреннее прогова­ривание совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Функции речи.

– выражение (отношение к тому, о чем говорится);

– воздействие (побуждение других людей к определенному действию (приказ, призыв, убеждение));

– сообщения (обмен мыслями и информацией при помощи слов)

– обозначение (название предмета, действия, состояния) – эта функция отличает речь человека от животных;

– обобщение (слово обозначает не только данный предмет, но и группу сходных переметов и то общее, что присуще им). Если функция обозначения устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой, существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.

Интеллект

Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В.Штерн). Эту же идею поддерживают Ж.Годфруа, А.Биш, Д.Век­слер, Л.И.Термен, Э.Л.Торндайк.

Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, М.Шюрер считает, что интеллект – это "относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи" [3].

Для С.Л.Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей[4]. Эту позицию разделяет и Ч.Спирмен.

Оригинальный подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана “с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека..." [5].

Л.М.Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов[6].

Согласно Дж.Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.

Умственная операция, включение в интеллектуальное действие, может быть:

¨ по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;

¨ по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;

¨ по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантические операции), поведение.

Модель интеллекта Дж.Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности.

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.

Восприятие

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...