Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современность как открытая проблема

Философия как методология социальных и гуманитарных наук. Порядок и хаос. Общественная жизнь человека как воспроизводство хаоса и порядка. Новая рациональность как проблема современности. Понятие культурно исторической эпохи и современности. Эпоха как завершенная и закрытая система. Соотношение эпохи и цивилизации. Современность как незавершенный и открытый процесс творчества будущего. Законы природы и законы свободы. Ойкуменальность и современность. Хаотичность внерационального. Ойкуменальность как принцип существования в современности.

ТЕМА 2. Онтология современного гуманитарного познания.

Понятие социокультурной парадигмы. Современное понимание общественной жизни. Субъект объектная парадигма. Субъект. Виды новоевропейского субъекта. Признаки субъекта. Разум и рациональность. Объект. Виды объекта. Признаки объекта. Иррациональность. Детерминизм. Современное состояние социокультурной парадигмы.

ТЕМА 3. Структура научного исследования.

Научное исследование. Теория. Проблематика науки. Предметная область науки. Научная методология. Язык науки. Научная результативность. Научный факт в гуманитарном познании. Границы научного познания. Особенность понимания картины мира в гуманитарной науке.

ТЕМА 4. Методологическое значение пространства и времени.

Понятие о пространственно временном континууме. Пространство и время в социальных и гуманитарных науках. Регионализация общественной жизни и глобализм. Измерение и оценка. Научный закон и прогноз. Специфика гуманитарного прогнозирования.

ТЕМА 5. Роль субъективности в современном гуманитарном познании.

Субъект исследования. Межцивилизационная эпоха. Цивилизация. Динамика межцивилизационной эпохи. Субъективность современной гуманитарной науки.

ТЕМА 6. Кризис классической науки и зарождение новой рациональности.

Кризис классической рациональности и новое изменение ценностно смысловой ориентации человеческой жизни. Современная гуманитарная теория как проблема: проблема познания индивидуальности, экзистенциальный диалог, проблема гуманитарной научности, классицистская, романтистская, модернистская и постмодернистская программы, ментальный портрет современного человека.

ТЕМА 7. Некоторые методологические проблемы современного гуманитарного познания.

Признаки научности гуманитарного познания. Проблема предметности и объективности в гуманитарном познании. Специфика социальных и гуманитарных теорий, их креативный и оценочный характер. Особенность картины мира. Проблема истины и достоверности в современном познании. Критерии истины.

Общие характеристики истины в современном гуманитарном познании. Истина и смысл. Диалоговый характер истины в гуманитарном и социальном познании. Верификация и фальсификация как способы подтверждения достоверности в гуманитарном познании.

ТЕМА 8. Развитие гуманитарной методологии в XX веке.

Феноменология. Психоанализ. Экзистенциализм. Герменевтика. Структурализм.

ТЕМА 9. Постмодернистский прообраз новой методологии.

Явление постмодернизма. Ж. – Ф. Лиотар «Состояние постмодерна». Номадология Ж. Делеза и Ф. Гваттари, ризома и шизоанализ. Дисконтинуитет М. Фуко.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Феноменологическая методология

1. Основные задачи феноменологического метода.

2. Понятие феноменологической редукции и принципа «эпохе».

3. Интенция как основной метод феноменологии.

Семинар 2. Основные идеи философии Ж. Делеза и Ф. Гваттари

1. «Состояние постмодерна» и проблемы познания современности.

2. Концепт ризомы и его применимость к характеристике общественной жизни.

3. Шизоязык и шизоанализ как методология делезовского неофрейдизма.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Календарно тематический план работы

Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы

Главы теоретической части данного пособия соответствуют темам дисциплины, указанным в тематическом плане рабочей программы. Этот же план регламентирует время, отводимое на изучение тем. Разделение по темам дано ориентировочно. Обучающийся должен сам планировать время на изучение тем, которое ему потребуется фактически.

Ниже приводятся общие рекомендации по изучению дисциплины «Культурология» с использованием данного учебного пособия.

Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины.

Каждая глава пособия включает план, конспект лекции, краткие выводы. Учебный комплекс завершается вопросами для самопроверки, ответы на которые следует самостоятельно находить в тексте лекции.

Изучать теоретический курс рекомендуется в следующей последовательности:

• Изучаются план и конспект лекции. После каждой главы необходимо обратиться к вопросам для самопроверки.

• После изучения каждой главы полезно уточнить и углубить знания, пользуясь литературой, приведенной в конце главы.

• После изучения конспекта лекции целесообразно обратиться к словарю терминов.

Теоретические материалы

Введение

Методология научного познания предназначена для постановки, анализа и решения проблем науки. Анализ такой методологии не может быть осуществлен без характеристики основных причин и оснований появления научных проблем. Поэтому с самого начала следует обратить внимание на отдельный курс лекций по современным проблемам науки, пересекающийся с этими лекциями и дополняющий их.

В первую очередь следует уточнить исходные понятия, определяющие предметную область дисциплины «Логика и методология науки» и ввести ограничения, необходимые для того, чтобы в этой достаточно обширной области обозначить ту предметность и цель, о каких далее пойдет речь.

Логикойпринято называть науку о законах, формах и приемах мышления, и в первую очередь познания1. Считается, что это «учение о связях и последовательностях человеческого мышления, о формах его развития, о различных соотношениях мыслительных форм и их преобразованиях»2.

Исторически сложившись на основе древнегреческих представлений о Логосе, сегодня понятие логики применяется для характеристики рациональной мыслительной деятельности людей и для анализа исторического развития форм этой деятельности. Еще недавно это понятие использовалось для описания объективных процессов природы и общественной жизни (напр., «логика общественного развития») и для определения форм духовной активности суперчеловеческих мировых субъектов (напр., «логика проявления мирового духа»). Однако в наши дни такая расширительная трактовка встречается редко и критически обозначается как «лого центризм».

Методология –это тип мышления, направленного на изучение и разработку методов3, проще говоря, наука о методах. Но вполне допустима и иная трактовка методологии, которая будет приниматься далее. Во первых, это система самих методов, рассматриваемых в качестве рациональных способов решения научных проблем; а во вторых, это совокупность фундаментальных идей, выступающих базовыми принципами для отдельных методов частных наук и для организации их в методологическую систему. Так, принцип системности был наукой развернут в методологию системного подхода, включающую в себя множество частных методов.

Господствующая сегодня методология представляет собой форму организации и способ функционирования рационального сознания научного типа и поэтому не может быть оторвана от понятия научной рациональности.

В основе научной методологии находится комплекс философских идей, напрямую связанный с проблематикой общественной практики и человеческого самосознания. Эти идеи выражают жизненную позицию человека и общества в отношении к окружающему их миру, они непосредственно совпадают с типом и структурой сложившейся рациональности и выступают базовыми методологическими принципами, ориентирующими научное познание.

Под наукойпонимается особый вид познания, нацеленный на рациональное и методологически организованное получение объективных и обоснованных знаний, на доказательство их достоверности и на их практическое применение. Вместе с тем так называется и социальный институт, обеспечивающий функционирование научного познания4.

Познаниеже – это процесс получения новых знаний; научное познание –это рациональный и методологически организованный процесс, сопровождающийся доказательством полученных результатов.

Наука является интеллектуальным механизмом и познавательным институтом, расположенным между философией и практикой, между человеческим самосознанием и реальностью, то есть в пределах воспринимаемой части реальности. Основная задача науки – познание мира и интеллектуальная организация реальности для обоснования практики.

В фундаментальной «Психологической энциклопедии», написанной в США, философские исследования психики несколько пренебрежительно названы спекуляциями, отличающимися от психологической науки5. При всем уважении к североамериканской позитивистской психологии следует заметить, что это утверждение по меньшей мере неосмотрительно. Удивительно, что при таком отношении к философии авторы энциклопедии сами ссылаются на огромный ряд исключительно философских имен от Платона до Канта, а в отдельных статьях – на философские исследования XX века. Следует, однако, заметить, что к психологической философии надо относиться с осторожностью, потому что при отсутствии философской культуры не трудно перепутать философию с эзотерикой или так называемыми оккультными науками, которые часто выдают себя за философию, не являясь ею.

На самом деле наука и философия друг другу необходимы, между ними нет строгой границы, они дополняют одна другую. Философия провоцирует появление новых методологий, новых наук и форм познания и сама опирается, с одной стороны, на присущее ей чувство проблемности человеческого и общественного положения в мире, а с другой – на научные знания. Наука же требует методологии, и на высших уровнях теоретических обобщений сама создает или выбирает необходимую ей философию, которой придает приемлемую для себя научную форму (напр., исследования К. – Г. Юнга, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Ясперса или самого признанного основателя психологической науки В. Вундта). Да и границы подхода, принятого авторами «Психологической энциклопедии», ясно очерчены философским позитивизмом, зародившимся в 1 й половине XIX века еще в трудах французского философа О. Кон та. Психология настолько прочно связана с философией, что в ней любой значительный шаг вперед обоснован предыдущими философскими работами и сам порождает новые философские идеи. Это происходит уже потому, что в психологии в значительно большей мере, чем в естественных и других гуманитарных науках, полученная позитивная информация не является знанием. Знанием в психологической науке является информация вместе с ее интерпретацией в контексте культуры и пониманием специфики как исследующего, так и исследуемого конкретного субъекта.

Наука – занятие исключительно рациональное. Что касается философии, то, несмотря на своеобразие ее появления, в своих развитых формах она тоже рациональна и структура ее рациональности совпадает с научной. Как наука, так и философия существуют в конкретных исторических условиях. В их создании они обе принимают участие, а в дальнейшем попадают в зависимость от возникшего культурно исторического контекста. Проще говоря, каждое последующее поколение ученых и философов вынуждено считаться с культурной реальностью, созданной предыдущими поколениями, и каждому из них персонально приходится принимать во внимание знания и взгляды, полученные современниками. Более того, и наука, и философия нуждаются в этом контексте и совместно работают с целью его воспроизводства, развития и аккуратного изменения. Любой исторический взрыв или слом ставит под угрозу их обеих, а вместе с этим и общество, и человек рискуют утратить отличительные особенности своей природы и даже самую жизнь.

Тем не менее в исторической эволюции любой культуры имеется определенная закономерность. Однажды возникнув, она не существует вечно, но так или иначе движется к некоторому завершению, когда и она, и каждый ее компонент попадают в кризис. Перспективы ее гибели или преодоления кризиса во многом зависят от философии и науки.

В течение веков разные культуры человечества переживали свои локальные кризисы в разное время. Однако к XX веку культуры достигли такого уровня, когда под влиянием интенсивных взаимодействий и диалога начинает складываться общечеловеческая культура. Этот процесс вызвал глобальный кризис, связанный с качественной трансформацией сложившейся за века и доминирующей европейской классической рациональности.

В условиях глобализации и смены типов цивилизованности, т. е. того, что в современной западной философии нередко обозначается как «состояние постмодерна», оставить науку без философской рефлексии ее оснований, превратить ее в простую утилитарно нацеленную технику означает возврат во времена раннего Средневековья. То есть к тем условиям, когда зарождающаяся наука существовала только в головах немногочисленных мыслителей, разобщенных и чуждых миру королей, крестьян, торговцев и разбойников.

Глобальный кризис затронул рациональность, создав проблемную ситуацию и в науке, и в философии. Выжить для них означает найти новые формы и методологические позиции, позволяющие и дальше решать практические задачи.

XX век отмечен глобальным кризисом классической европейской рациональности, потребовавшим разработки новых методологических позиций в науке. Сегодня можно наблюдать обостренное противоборство позитивистского и гуманитарного типов рациональности. В психологии это проявилось в проблеме ее нового самоопределения: является ли она естественной наукой, изучающей психику как объективный и не зависящий от личности феномен природы, или же относится к числу гуманитарных наук.

Проблемы и науки, и философии представляют собой по принятой сегодня терминологии совокупность взаимосвязанных и провоцирующих друг друга «вызовов» современности со стороны сосуществующих и все теснее контактирующих цивилизаций, равно, но по своему переживающих постмодернистское состояние, со стороны увеличения численности населения, исчерпания ресурсов, возрастания антропогенной и техногенной нагрузки, возникновения значительных различий в образах и уровнях жизни стран и регионов, а следовательно, из за появления «разности потенциалов», провоцирующей миграционные потоки, политические действия и т. д.

К числу таких проблем относятся глобализация, терроризм, манипуляции психическими состояниями и поведением человека и людских масс, а также энергетический кризис, изменение климата и виртуальная реальность, и искусственный интеллект, и превращение образов литературы и кинематографа в массовую мифологию, широкое распространение неоязычества и проблематика человеческой самоидентификации, гендерная, демографическая, этническая проблематика; наконец, проблематичность самого человеческого общества в условиях дивергенции направлений прогресса, его поливариантности, а где то и его остановки и т. д. Перечень современных проблем необычайно велик, а если учесть, что проблемы имеют тенденцию разрастаться за счет своих задач, конституирующихся как самостоятельные проблемы, то этот перечень становится необозримым. Польский философ и писатель С. Лем в «Сумме технологии» еще в 60 е годы XX века замечал, что на сегодня число проблем так велико, что если бы все население Земли, включая новорожденных младенцев, состояло только из докторов наук, то и тогда ученых бы не хватило.

Современные проблемы науки являются проблемным полем, образующимся из за кризиса классической научной рациональности и нередко обозначающимся как «преодоление теоретизма и логицизма». Заранее подчеркну, что их преодоление означает не отказ от теории как формы познания или от логики, оно значит изменение типа теоретического мышления и логики в условиях тотальной гуманитаризации всей науки, наметившейся после Второй мировой войны, особенно после экзистенциальной революции 1968 г. Это изменение и научного, и общекультурного контекста, в котором существует наука, а значит, изменение ее смысла и значения.

Изменение рациональности и многочисленные ситуации, в каких оказалось современное общество, не имеющих точных аналогов в прошлом, меняет и нравственность, и психологию, и правосознание, и правовую культуру. А следовательно, оно требует новых ответов на вопрос о том, что такое человек и общество, каковы их место и роль. Возможны ли, например, адекватные ответы современным вызовам при сохранении демократии и какого рода демократичность способна отвечать новым требованиям времени?

При решении такого рода задач, затрагивающих самые основания человеческого бытия и разума, следует обратиться к философии, потому что человеческое бытие и основания рационального познания – ее прерогатива. Она рассматривает вопрос о причинах и условиях, при которых наука вообще ставит проблемы, и об общекультурном контексте, в каком ее проблемы имеют социальный и гуманитарный смысл, а не исключительно и узко специальный.

Как представляется, основная проблематика современной психологической науки по преимуществу состоит в поиске новых методологических позиций, позволяющих адекватно исследовать не только типичные психические качества человека как такового, но изучать современного человека как особое существо, в его индивидуальности.

Глава 1.

Новая рациональность. Философия как методология социальных и гуманитарных наук. Порядок и хаос. Общественная жизнь человека как воспроизводство хаоса и порядка. Новая рациональность как проблема современности. Эпоха и современность. Понятие культурно исторической эпохи и современности. Эпоха как завершенная и закрытая система. Соотношение эпохи и цивилизации. Современность как незавершенный и открытый процесс творчества будущего. Законы природы и законы свободы. Ойкуменальность и современность. Хаотичность внерационального. Ойкуменальность как принцип существования в современности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...