Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство и время в социальных и гуманитарных науках

В социальных и гуманитарных науках число измерений, градуировка, точка отсчета, параметры и единицы выбираются в зависимости от проблемы. Может применяться и трехмерная, и пятимерная система координат и вообще с произвольным числом измерений.

Роль точки отсчета показывает, например, идея «наблюдателя», обеспечившая создание специальной теории относительности в физике и в целом переход науки на неклассическую и постнеклассическую стадию. В социальных и гуманитарных науках понятие «наблюдателя» не применяется, но его смысл сохраняется и полностью соответствует центральному положению и роли субъективности в пространственной организации мира культуры.

Параметры и единицы могут быть количественными, качественными и оценочными. Они позволяют сопоставлять друг с другом измеряемые величины. Но параметры бывают и аналитическими, когда измеряемые явления не сравниваются друг с другом, а просто различаются, раскрывая свои специфические признаки по отношению друг к другу.

Пространственно временной континуум как методологический принцип утверждает внутреннюю связь и сопоставимость разных сторон исследуемого предмета и заставляет изучать его структуру, закономерности и законы. В социальных и гуманитарных науках для характеристики мерности целостного социокультурного пространства, складывающегося на основе ценностно нормативной структуры, нейтральной по отношению к субъекту, нередко используется понятие «этос»40. В нем роль субъективности не акцентируется, а, напротив, игнорируется, подчеркивая независимость этоса от субъекта.

В то же время локальное и подчеркнуто субъективное происхождение явления культуры порой обозначается понятиемхронотоп, соответствующим месту и ограниченному времени существования, реализации и самоопределения отдельного создающего и организующего культуру явления.

Говоря о структуре хронотопа как единстве локального места и ограниченного времени, как пребывании субъекта «здесь и теперь», в нем можно выделять следующие основные компоненты:

ценностно смысловое «ядро», выступающее своеобразной точкой отсчета и концентрирующее в себе самовосприятие субъекта;

горизонт – совокупность ценностно смысловых ориентиров, среди которых пребывает «ядро»;

предпосылки – совокупность внешних факторов, обусловливающих субъективность, проявляющихся для нее в ее ориентирах и осмысляющихся в качестве горизонтов;

ценностная структура жизненного мира, заполняющая пространство и время между ядром и горизонтом в результате осмысления субъектом его ориентиров.

Разумное мышление формирует смысложизненную ориентацию человека, определяет именно тем, что создаетосознанное представление о мире как о сумме ориентиров и ценностей, по отношению к которым человек находит и идентифицирует себя как «Я» и определяет свое место. В сущности, личность и является единством «Я» с тем, что «Я» считает своим миром, акцентируя в этом единстве самое себя. Отсюда структура жизненного мира, его целостность, стройность и адекватность в значительной степени характеризуют целостность, структуру и адекватность личности. Ценностные ориентиры личности воспринимаются ею как предпосылки, определяющие ее существование в настоящий момент.

Мир же как сторона личности является контекстом, знаковым ориентиром, жизненным миром, представлением, т. е. культурным комплексом. Как таковой мир – это продукт интенции личности на внешние предпосылки, выступающие, с одной стороны, устойчивыми ориентирами для человека, а с другой – поводами «поразмыслить» и в очередной раз уточнить свое представление о мире. По отношению к осознанным внешним предпосылкам индивид определяет себя как самостоятельную, самообусловленную, а значит, и свободную личность. По отношению же к неосознанным факторам реальности индивид – предмет внешнего формирования, например воспитания, и, как в первобытности, не выделяет себя из среды, позволяя природе, обществу и его институтам «лепить» себя. Отсюда образованное и свободное «Я» – личность, необразованное же, пусть даже и воспитанное «Я» – не более чем индивид.

И личность, и индивид при их внутреннем восприятии оказываются ценностно смысловым ядром, культурной оболочкой человека, обладающей сложной архитектоникой. При этом личность – продукт человеческого осмысления и оценки мира, себя и своего места в нем, индивид же – продукт внешнего воздействия. Можно предполагать, что человек становится личностью в той мере, в какой он способен идентифицировать себя с самим собой, а не с внешними условиями. Например, он – личность, если для него в перечне идентификаций на первом месте стоит «Я», а национальность, гражданство, групповые, демографические и иные признаки идут на втором, и если это «Я» свободно в том смысле, что обладает основными условиями своего бытия.

Предпосылки же для ценностно смыслового ядра выступают культурографическим горизонтом мировосприятия, пространством, охваченным и осмысленным «Я» и пределом этого пространства. В идеале личность сама определяет свой горизонт, так как осознает и подбирает предпосылки, индивид же имеет горизонт как данность и формируется им. То, что для личности именно предпосылки, для индивида – непреложные условия. В реальности, конечно, личностные и индивидные качества присущи каждому и можно говорить лишь о том, какие из них доминируют. В плане научной объективности правомерно обнаруживать действительную и мнимую личность: тех, кто владеет собой, и тех, кому это только кажется, но кто на самом деле подчинен физиологическим, географическим, историческим или социокультурным компонентам своего горизонта.

В гуманитарных науках складываются разные представления о пространстве и времени, но все они характеризуют социокультурную мерность общественной жизни. Так, например:

Социальное пространство и время в целом представляют собой социальную структуру в ее историческом аспекте, включая совокупность внутренних связей и отношений, в которые субъект вступает осмысленно и которые являются ориентирами, предпосылками, формами и структурами его существования.

Политическое пространство и время – совокупность политических связей и отношений в плане их возникновения и развития.

Правовое пространство – система юридических связей и отношений между субъектами и условиями их существования. Это понятие охватывает все юридические аспекты общественной жизни. Одна из проблем, какая может быть поставлена средствами методологии правового пространства, это проблема легитимности самого закона.

Пространство и время в социальных и гуманитарных науках представляют собой не просто упорядоченность, но порядок с точки зрения субъекта, они непременно включают в себя субъекта, выбранного в качестве точки отсчета.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...