Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема истины и достоверности в современном познании

Постановка вопроса об истине относится к ранней Античности, к первым и еще эпизодическим образцам рационального мышления. Вплоть до XX века это, в сущности, был вопрос о том, что есть на самом деле, а что нам только кажется и является субъективным, произвольным мнением.

В XX веке, особенно в его второй половине, в связи с нарастанием постмодернистского кризиса культуры понимание истины нередко объявляется устаревшим и заменяется «правдоподобием». П. Фейерабенд объявляет истину «простым лозунгом»56, а Ж. Делез и Ф. Гваттари, обобщая концепции XX века и распространяя свой вывод на всю нововременную эпоху, замечают, что истина – это всего лишь создаваемое мыслью: «как сумел внушить нам Ницше, мысль – это творчество, а не воля к истине»57. Ж. – Ф. Лиотар, рассматривая значения, приписываемые понятию истины в XX веке, находит среди них «справедливость, эффективность»58. С. Жижек, констатируя современное массовое понимание истины, отмечает: «Окончательная истина капиталистической утилитарной бездуховной вселенной состоит в дематериализации самой «реальной жизни», в превращении ее в призрачное шоу»59.

А. Бадью, рассматривая современное значение философской фигуры ап. Павла, характеризует истину как процессуальность, субъективность и сингулярность и утверждает: «По своему предназначению истина не должна быть предикативной или судебной. Нет такой инстанции, перед которой требовалось бы предъявить результат процедуры истины. Истина никогда не приходит от Критики. Она утверждается лишь из себя самой, и она соотносится с субъектом нового типа – ни трансцендентальным, ни субстанциальным, целиком определяемым как активист той истины, о которой идет речь»60. В своем интервью 2001 г. он замечает: «Истина – это конкретный процесс, вызываемый определенными сдвигами (столкновением, восстанием, неожиданным открытием), и далее развивается как принцип верности испытуемому новшеству. Истина – это субъективное развитие того, что одновременно ново и универсально»61.

Получается, что наука конца XX века лишает истину любого объективного статуса и приписывает ей демократический характер, зависящий от массового мнения и голосования: что считает большинство, то и истина. Такой подход, при том, что он, по видимости, окончательно девальвирует понятие истины, не вовсе лишен смысла. Скорее, он настойчиво декларирует специфический характер истины в гуманитарном познании, в котором она является истиной не объективной реальности, а столь же объективно и непреложно существующего субъекта. А следовательно, истина оказывается конкретной и такой же динамичной и обладает тем же количеством форм, как и субъект.

Критерии истины

Под истиной в науке и философии понимается адекватное, т. е. правильное отражение действительности. Для классической науки действительность является только объективной реальностью и истина для нее – правильное описание предмета в понятиях теории, объективное содержание знания. Заблуждение же она видит прежде всего в субъективных представлениях, неизбежно привносимых в знание.

Наука использует правила верификации для того, чтобы подтвердить полученное знание и отделить в нем истину от заблуждения, объективное содержание от личных взглядов, мнений или психологических особенностей субъекта.

Классическая научная философия разрабатывает методологические принципы такого различения, так называемые критерии истины – важнейшие способы проверки теории, суть которых заключается в редукции теоретического уровня предмета к опытному.

Как известно из курса классической философии, критериями истинывыступают:

1. Наблюдение. Это базовый критерий истины, лежащий в основе всех остальных. Наблюдение – это целенаправленное и регистрируемое созерцание, протекающее без вмешательства наблюдателя и предназначенное для восприятия разыскиваемых признаков предмета познания. Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение есть получение человеком опыта контакта с внешним миром объективной реальности. Внутреннее наблюдение является приобретением опыта встречи с основаниями своего внутреннего мира. Наблюдение следует отличать от повседневного, обыденного восприятия. Результат наблюдения должен быть понятным для всех и обладать потенциалом всеобщности.

2. Эксперимент, т. е. наблюдение предмета в искусственно смоделированных условиях и под контролем наблюдателя. Задача эксперимента в том, чтобы спровоцировать проявление разыскиваемых признаков.

3. Логика, которой является уже разработанная и подтвержденная научная теория. Знания о новом предмете считаются истинными, если они соответствуют сложившимся теоретическим взглядам.

4. Соответствие картине мира. Для науки это чаще всего соотнесенность проводимого исследования с научной школой. Для философии и теории культуры – соотнесенность с традицией философской и культурологической мысли.

5. Красота теории (так называемый эстетический критерий). Его суть в простоте и гармоничности теории. Простота состоит в объяснении предмета из наименьшего числа предпосылок и при минимуме дополнительных и непроверенных предположений. Красота же заключается в логической стройности и непротиворечивости теории, в наименьшем числе логических построений, необходимых для теоретического объяснения предмета.

6. Практика. Этот критерий обусловлен практической нацеленностью современной науки. Разработанная теория должна применяться к практическим целям. Если она дает ожидаемый эффект, то она правильна, в противном же случае она ошибочна.

7. Общественно историческая практика. Это один из наиболее распространенных вариантов соотнесенности с картиной мира. Считается, что в силу сложности и изменчивости любого предмета познания наиболее надежным критерием служит массовое практическое подтверждение полученного знания в течение длительного (в масштабах исторической эпохи) времени. В действительности применение такого критерия всегда затрудняется тем, что чем больше людей вовлечено в такую практику и чем дольше продолжается эпоха, тем больше роль субъективности. Начинается разброс взглядов, мнений, интерпретаций, толкований, усиливается влияние интересов, уровня образованности, личных способностей множества вовлеченных в общественно историческую практику людей.

Данное понимание истины и ее критериев по прежнему правомерно для естествознания и для всех научных дисциплин, ориентированных на познание объективности и на ее практическое видоизменение.

Однако если гуманитарная наука нацелена прежде всего на рефлексию и творчество культурного самобытия человека, причем под человеком понимается не абстрактный «некто», а конкретные люди, идентифицирующие себя с самими собой, во всем их многоразличии, то в этой науке представление об истине должно соотноситься с творчеством и индивидуальным самоопределением людей по отношению к их личной внешней реальности.

Если истина, как утверждается в классической философии, есть адекватное отображение объективной действительности, то она зависит от того, каковы действительность и объективность.

В сфере физики действительностью выступает внешний суперчеловеческий, суперсоциальный и суперкультурный материальный мир, а объективностью – независимость такого мира от познающего сознания. Для физики классическое представление об истине во многом сохраняется, да и вряд ли когда нибудь утратит значение.

Гуманитарные же науки, определяя себя как сферу познания, отличную от естествознания, формируются из за того, что сами сознание и культура все отчетливее и рациональнее отделяют себя от объективной физической реальности и конституируются как особая, не физическая и не материальная природа. Даже в советском материализме применительно к сознанию приходилось давать специфическую интерпретацию понятию материальности.

Действительность для гуманитарных наук – не сам мир, а бытие человека в мире, противоречивое единство объективности и субъективности. Объективность же для них – не внешняя, а внутренняя устойчивость и необходимость самобытия субъекта и его независимость от собственных произвольных фантазий. Отсюда и объективность истины должна характеризовать в первую очередь самобытность субъекта и то место в мире, какое субъект сам себе определяет.

А следовательно, гуманитарная истина – это истина поиска, творчества и самоопределения. И мы не погрешим против нее, если скажем, что своя истина есть у заблуждения, своя – у ума и своя – у глупости, что у правосудия – одна истина, а у преступления – другая. Понятие истины применительно к человеческому самобытию в самодекларациях принимает облик «правоты». По своему правы жители тех регионов, где путем голосования число п приравнено к 3. Они всего лишь публично декларируют свою истину и демонстрируют, каковы они по их внутренней природе. Гуманитарная истина по сути является показателем устойчивости, жизнеспособности, комплементарности человеческого мировоззрения. Степень истинности решения граждан, приравнявших число п к 3, будет проверена их домами, построенными на основе таких расчетов.

Научная истина в отличие от личной правоты, так или иначе должна быть общезначимой и характеризовать всех. Несмотря на многообразие частных истин, они получают научный статус лишь тогда, когда в них обнаруживаются некоторые сходные или совместимые черты. Попробуем назвать некоторые из таких признаков.

Истина гуманитарной науки является в конечном счете истиной о человеке как мыслящем, одушевленном и одухотворенном существе, о его жизни в мире, прежде всего в социальном, и о культуре как объективированном продукте его деятельности. Она имеет творческий, а следовательно, исторически и регионально меняющийся характер и нередко обозначается более слабыми понятиямидостоверности, правды и правдоподобия. Вместе с тем гуманитарная наука нацеливается на констатацию внутренней необходимости человеческого самобытия и определение природы человека, отличающей его от других вещей и существ. Такая природа трактуется как «предельное понятие о человеке», «Высшая», «конечная», «предельная» истина, проявляющаяся в правде и правдоподобии. Однако многими подходами XX века такая истина не признается и в расчет не принимается.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...