Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалоговый характер истины в гуманитарном и социальном познании.

В силу многообразия взглядов на жизнь в гуманитарной науке совершенно иначе, чем в естественной, выглядит относительность истины. Люди придерживаются разных смысло жизненных представлений, вполне приемлемых для тех, кто эти взгляды разделяет. В таком случае относительность означает: что истинно для одного, может быть неистинным для другого.

Каждая концепция со своей стороны рассматривает природу человека и мира и получает различные картины. Целостный же, «объемный», многосторонний взгляд на предмет складывается только в диалоге концепций, когда они, несмотря на глубокие порой разногласия, соучаствуют в общем практическом процессе созидания культуры и интегрируются в ходе диалога. Результатом такого диалога становится социокультурная парадигма как основание культуры общественной жизни. В итоге в этой парадигме обнаруживаются следы всех разноречивых взглядов. Так, советская культура возникла в диалоге демократизма, монархизма, марксизма, православной соборности и индивидуализма. Результатом стал советский материалистический коллективизм.

Верификация и фальсификация как способы подтверждения достоверности в гуманитарном познании

Верификацией называется метод подтверждения гипотезы или теории путем ее независимой опытной проверки или установления ее соответствия эмпирически проверенным и общепринятым фундаментальным теориям. Понятие верификации (проверки и подтверждения) предложено в 20 е годы XX века группой ученых, объединившихся в так называемый Венский кружок (Карнап, Нейрат, Гедель и др.) и развивавших ряд идей Л.Витгенштейна («логический позитивизм»). Первоначально верификация представляла собой способ фиксации опытных фактов без какого либо их субъективного изменения. Такие факты признавались достоверными, и науке предлагалось работать именно с ними. На их основе формируются первичные обобщения (так называемые протокольные предложения). То, что не совпадает с протокольными предложениями, из науки рекомендовалось устранять.

Сегодня суть верификации состоит в скрупулезном соблюдении предметности, проблемности и методичности познания и в применении «критериев истины».

В гуманитарных науках и философии использование верификации ограничено высокой долей субъективизма в интерпретациях. Здесь такое подтверждение распространяется в первую очередь на логику рассуждений и на соблюдение общепринятых правил организации текста, например на соотнесенность ученого с определенной традицией, научным контекстом или квалификационными требованиями. Главную же верификационную роль в философском познании, как и в художественном творчестве, играют вкус и аргументация. Философская работа должна быть убедительной и интеллектуально красивой. Вместе с тем верификация как способ окончательного доказательства вступает в конфликт с тем обстоятельством, что для полной верификации любой теории должно быть собрано бесконечное число фактов.

Другой, альтернативный способ проверки теории – фальсификация. Идея фальсификации предложена К. Поппером и, по мнению как его самого, так и его последователей (например, И. Лакатоса), она работает более точно и обеспечивает большую достоверность, чем верификация. Предполагается, что если для верификации теории нужно бесконечное множество фактов, то для фальсификации и опровержения бывает достаточно и одного. Однако отсутствие опровергающих фактов не придает теории качества истинности, она становится лишь научной и оправданной.

Фальсификация так же, как и верификация, позволяет установить соответствие гипотезы опытным данным и фундаментальным теориям. Однако если верификация добивается прямого соответствия, то фальсификация осуществляет проверку путем непрерывной критики и попытки опровержения теорий. При фальсификационном подходе идет поиск опровергающих данных. Эта идея исходит из представлений о том, что теория должна работать не только для узкой группы изученных предметов, но и для всех предметов данного класса. Поэтому появление в поле зрения науки новых предметов вынуждает в первую очередь применять к ним уже имеющиеся теории и этим проверять способность теорий к объяснению.

Из за своей критической направленности фальсификация более чем верификация соответствует непрерывно идущему в гуманитарных науках диалогу разнообразных точек зрения и позиций. Поэтому здесь подтверждение имеет скорее фальсификационный, чем верификационный характер.

Верифицируемость и фальсифицируемость результатов исследования является основой для подтверждения его научного статуса. Так, в грамотном исследовании проблема, предмет и методы указываются в самом начале работы. Их заявка позволяет осуществлять независимую экспертизу результатов и является признаком академического стиля научных работ. Если поставлена проблема, определен предмет, выбран метод и получен результат, а затем написана статья, то любой специалист может поставить ту же проблему, взять тот же предмет и метод и тогда он должен получить такие же или похожие результаты. Если результаты оказались другими, то это значит, что кто то ошибся, выполнил работу некорректно и его квалификация в качестве специалиста своего профиля невысока.

Выводы

1. Социальное и гуманитарное исследование обладает неформализованным, рефлективным, креативным и оценочным характером и имеет моральное значение.

2. Объективность в нем понимается, главным образом, как устойчивость экзистенциального состояния, всесторонность представлений о предмете, нейтральность предмета по отношению к исследователю, его независимость от личных желаний, вкусов и пристрастий.

3. Объективность познания обосновывается соотнесенностью с традициями, устоявшимися школами, научной картиной мира, общими идеалами познания, устойчивостью, способностью саморазвития в критике, внутринаучным диалогом.

4. В социальных и гуманитарных науках истина указывает на самобытность субъекта и то место в мире, какое он сам себе определяет. Истина обладает осмысленностью и является диалоговой по происхождению, она проверяется средствами верификации и фальсификации.

5. Прогнозирование в современной гуманитарной науке осуществляется посредством творчества новых социокультурных процессов и новой интерпретации сложившейся культуры.

Основные понятия

• Объективность познания.

• Экзистенциальный опыт.

• Истина.

• Наблюдение.

• Эксперимент.

• Логика.

• Картина мира.

• Красота теории.

• Практика.

• Действительность.

• Смысл.

• Диалог.

• Верификация.

• Фальсификация.

Вопросы для самопроверки

1. Проблема объективности социального и гуманитарного познания.

2. Особенность прогнозирования в гуманитарных науках.

3. Классическое представление об истине и ее критериях.

4. Современное представление об истине как об осмысленном знании и продукте диалога.

5. Представление о верификации и фальсификации.

Литература

Павлов А.В., Еманов А.Г., Богомяков В.Г., Чистякова М.Г. Культурология. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2004.

Павлов А.В., Пономаренко В.Е. Современные проблемы науки. Тюмень: Изд во ТюмГУ, 2007.

Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Лакатос И. Фальсификация и методология научно исследовательских программ. //Т. Кун. Структура научных революций. М.: АСТ, 2002.

Поппер К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Т. Кун. Структура научных революций. М.: АСТ, 2002.

Глава 8.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...