Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоанализ и проблемы бессознательного

Для формирования гуманитарной науки большую роль сыграла идея бессознательного и появившаяся в начале XX века психоаналитическая теория.

Предпосылками психоанализа Фрейда (так называемого фрейдизма) выступает накопленная психологией совокупность опытных знаний в области гипноза от Мессмера до Шарко и философская традиция.

Психоанализ исследует душевную жизнь в аспекте ее динамики, энергии и самостоятельной структуры, помимо ее внешней обусловленности. Душевная жизнь рассматривается как продукт взаимодействия внешних, социокультурных и внутренних, собственно психических факторов (мотивов, влечений, смысловой и т. д. характеристики). В 20 е годы XX века он становится развитой теорией личности, в которой обнаруживаются три структуры:

Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх Я (Суперэго). «Оно» содержит врожденные бессознательные инстинкты, желания и вытесненные влечения. «Я» возникает под влиянием внешней реальности и переживает двустороннее давление, которое оказывают на него «Оно» и «Сверх Я». «Сверх Я» включает нормы, запреты и идеалы. По мысли З. Фрейда, «Сверх Я» образуется в личном опыте с детства, путем его идентификации с родителями. Столкновение между этими структурами создает бессознательные защитные механизмы психики и сублимацию влечений, в ходе которой запретные влечения замещаются социально приемлемыми64.

В основе теории З. Фрейда находится «бессознательное», которое он понимает как способность сознания в каждый его момент воспринимать себя только как проблему, но принципиальную невозможность аналитически рассуждать о самом себе.

Идея бессознательного зарождается еще в античной и средневековой картине мира. Косвенно она связана с распространившимися с эпохи Возрождения гностическими и эзотерическими учениями; приобретает некоторую определенность в философиях Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и А. Шопенгауэра и начинает активно развиваться после публикации работ Ф. Ницше. В XX веке теория бессознательного оформилась прежде всего благодаря трудам З. Фрейда.

Бессознательное – совокупность явлений и процессов психической жизни, в которых личность не отдает себе отчета65. Психика, по З. Фрейду, как бы содержит три слоя: сознательное, подсознательное и бессознательное. Подсознание выступает продуктом взаимодействия сознания и бессознательного. Бессознательное отделяется от сознания и подсознания своего рода границей, которую З. Фрейд обозначал как «цензуру».

Заметим, что бессознательное не является неким абсолютно непознаваемым, но при этом активным субъектом, направляющим личность помимо ее воли. Оно скорее представляет всю психическую жизнь человека в целом, в которой он не отдает себе отчета лишь в каждый отдельный ее момент, но в другой момент может осознать то, что еще недавно выпадало за пределы его внимания. Вместе с тем рационально научное осознание и познание бессознательного в личности другого человека вполне возможно, как возможно оно и в плане самопознания (например, при анализе собственных воспоминаний), для чего, собственно говоря, психоанализ и существует как методология. Проще сказать, психика человека, по З. Фрейду, есть одно сплошное бессознательное, которое тождественно с сознанием и выступает как бы его оборотной стороной. Бессознательное представляется в этом контексте как и психика, и личность, и все человеческое «Я» в целом, и вполне можно предполагать, что «Я» есть мое бессознательное. Все термины психоаналитической теории выступают как рациональные абстракции, указывающие на отдельные аспекты живой, внутренне единой и подвижной психической жизни человека.

Суть психологической теории З. Фрейда заключается в том, что поведением человека руководят неосознаваемые им мотивы. А различные патологии и ошибки выражают скрытые в бессознательном конфликты, которые Фрейд и призывал лечить.

Фрейдизм с самых первых работ З.Фрейда становится влиятельным научным и философским направлением. Более того, психоанализ оказывается модным, и в качестве модного учения оказывает огромное влияние на философию, литературу, театр, кинематограф, живопись. Начиная с фрейдистского психоанализа, познание обращается к человеческому внутреннему миру.

«Бессознательное» у Фрейда по сути то, что не осознается человеком в самом себе в конкретной ситуации, в любом отдельном акте познания и в отдельный момент времени. Сознание, если его представлять как бессознательное, т. е. как психику в целом, может познаваться только эволюционно, в течение бесконечного времени, как и внешняя реальность.

Бессознательное – это весь поток содержания психики, рассмотренный «изнутри» самой психики. Однако если его как целое представлять объективно в естественно научном смысле, подобно любой дистанцированной от исследователя модели, то его целостная структура может быть теоретически описана в виде некоей формы, в которую этот содержательный поток отливается. Такие объективные формы позитивистски ориентированным познанием XX века отождествляются со всем бессознательным. Оно начинает пониматься мистически, будто внешняя непреодолимая сила, диктующая человеку его поведение. Хотя сама идея и сам подход ничего мистического в себе не содержат, а просто констатируют тот факт, что перед лицом конкретной ситуации человек больше склонен искать выход и способ решения возникших проблем, чем копаться в самом себе. И изучать надо не столько «человека как такового», сколько конкретного мыслящего человека в его частных и таких же конкретных условиях.

Подчеркивая абстрактный и формальный характер психоанализа, З. Фрейд называл его теоретические фрагменты «репрезентативными репрезентациями», т. е. некими «представителями» устойчивых психических процессов, говорящими о них, но, возможно, не совпадающими с реальной психической жизнью. Главным из таких репрезентантов, по мнению З. Фрейда, выступает «либидо», о котором мы ничего существенного сказать не можем, кроме того, что оно есть и что оно являет собой некую «энергию», трактуемую им самим как «сексуальность»66. То есть «либидо» изначально мыслится не в качестве рационального понятия и даже не как метафора, а скорее как намек или указание на факт существования чего то скрытого в психике и выражающего для науки внутрипсихический источник человеческой активности. В рамках этой теории вытеснение либидо из бессознательного, его ограничение является важнейшим источником неврозов.

В 1913 году Фрейд опубликовал книгу «Тотем и табу»67, где распространил понятие бессознательного на всю культуру, положив тем самым начало идее «культурно исторического бессознательного». Идея книги заключается в том, чточеловеческая жизнь рассматривается как взаимодействие бессознательного и внешних, прежде всего социальных, факторов. А проблема, которую он решает в книге, с 20 х годов XX века и во многом до наших дней увлекает европейскую интеллигенцию. Эту проблему можно обнаружить в философском и художественном творчестве французских экзистенциалистов, в романе Джойса «Уллис», в литературных произведениях Сэлинджера. Проблема, поставленная в книге «Тотем и табу», заключается в следующем: до каких пределов внешние факторы, и особенно культура, могут вытеснять бессознательное, не разрушая его и не доводя до неврозов? С помощью каких механизмов внешние факторы давят на бессознательное и чем бессознательное может их компенсировать?

Свою концепцию Фрейд публикует в книге «По ту сторону принципа удовольствия»68, а в 1921 году издает книгу «Психология масс и анализ человеческого Я»69, где демонстрирует возможности психоанализа в интерпретации социально психологических и чисто социологических явлений. И наконец, в книге «Я и Оно»70 (1923) Фрейд изложил психоаналитическую теорию личности, главный вывод которой заключался в том, что удел человека в непрерывных внешних и внутренних конфликтах.

В дальнейшем психоанализ развивался К. – Г. Юнгом, А. Адлером, Г. Гартманом, Г. Салливаном, К. Хорни, Э. Эриксоном и др. Одним из крупных психоаналитиков после З. Фрейда выступил немецкий, а потом американский психолог Э. Фромм. В своих основных сочинениях «Бегство от свободы», «Революция надежды», «Иметь или быть?» Э. Фромм переосмысляет фрейдизм и дает ему другую интерпретацию, синтезируя З. Фрейда с К. Марксом, Б. Спинозой, Ф. Ницше и с популярным на Западе в 50 70 е годы XX века дзен буддизмом.

Уже во времена З. Фрейда идея бессознательного, став популярной, утверждает для массового сознания, что источник человеческого внутреннего мира находится за его пределами, а в конечном счете – за пределами самого человека. Бессознательное оценивается массовой культурой как безнадежно неосознаваемая связь внутреннего мира человека с внешней реальностью и как обусловленная этой связью совокупность психических процессов, способных стать предметом научной деятельности лишь частично, но никак не в полной мере. То есть в массовом сознании идея бессознательного воспринимается не научно, даже не фрейдистски, а скорее религиозно и по преимуществу язычески. В этом направлении эволюцию психоанализа подтолкнул К. – Г. Юнг, попытавшись развить на его основе теорию архетипов и взяв в качестве предмета исследований бессознательные мотивы религий.

Наиболее распространенными и культурообразующими психоаналитическими идеями в 1 й половине XX века оказываются идеи либидо и Эдипова комплекса.

Либидо – энергия сексуального влечения (З. Фрейд) или психическая энергия вообще (К. – Г. Юнг). Оно рассматривается как сущность человеческой психики. Согласно взглядам З. Фрейда личность и обусловленная ею культура являются различного рода психическими защитными механизмами, вытесняющими и ограничивающими либидо (так называемая сублимация).

Эдипов комплекс в классическом психоанализе разработан в двух видах: 1) бессознательное влечение ребенка к родителю противоположного пола и агрессивное отношение к родителю собственного пола; 2) бессознательное влечение ребенка к родителю своего пола и агрессивное отношение к родителю противоположного пола. Согласно массовым представлениям этот комплекс оказывает огромное влияние на личность и поведение человека.

Эволюция психоанализа показала его теснейшую связь с культурой, его содержание изменяется не только вследствие продолжения научных исследований в этой области, но и из за того, что меняется сама культура. Так, если в 1 й половине XX века в условиях преобладания в европейских культурах патриархальных ценностей классическая трактовка Эдипова комплекса возможно была правомерной, то после Второй мировой войны, когда роль патриархальности быстро пошла на убыль, заметно понизилось и влияние Эдипова комплекса, а его место заняли другие психические комплексы личности.

Экзистенциализм

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...