Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки и понятие экзистенциализма

Экзистенциализм как особая философская позиция был разработан прежде всего Ж. – П. Сартром, который в 30 40 е годы сумел выделить его из множества приближающихся к нему концепций конца XIX – первой трети XX века. Он достиг наибольшей популярности в 50 70 е годы, потом его влияние несколько ослабло. Однако, по сути, экзистенциализм произвел настоящую гуманитарную революцию, сумев определить человеческую индивидуальность в качестве базовой точки отсчета и принципа познания и практики. Последствия этой революции сегодня обнаруживаются везде: в мультикультурализме и мультипарадигмальности, в концепциях полицентристской глобализации, антиглобализма, прав человека, в современных трактовках гуманизма, в реальных формах общественной жизни западноевропейских стран.

Экзистенциализм раскрывает культурную определенность человеческой субъективности изнутри нее самой, а не со стороны, как это было распространено. Вследствие многообразия индивидуальностей, а значит, и подходов, он не является внутренне единым направлением или школой. Это, скорее, культурное пространство, где существует совокупность разнородных взглядов и концепций, объединенных общей попыткой рефлексии бытия человека в европейской культуре XX века. Из всех, кого так или иначе принято относить к экзистенциализму, пожалуй, один Ж. – П. Сартр принимал это название без всяких оговорок.

Первыми, кто уловил дух модерна и предчувствовал, что природа человека имеет индивидуалистический характер, были, вероятно, Ф. Ницше и С. Кьеркегор. Их часто считают родоначальниками экзистенциализма, так как им принадлежат первые попытки очертить контуры индивидуалистической картины мира. С. Кьеркегор ввел в философский обиход новое понимание экзистенции и оппозицию «экзистенция – трансценденция», Ф. Ницше спровоцировал широкое распространение философского индивидуализма. Хотя надо отметить, что подходы к этой позиции можно найти значительно раньше: М. Штирнер, К. Маркс, И. Кант, Ж. – Ж. Руссо, Д. Беркли, Р. Декарт, французские моралисты от Б. Паскаля и М. Монтеня до Ж. Лабрюера, сама философская идея европейского христианства и т. д. Даже у древнегреческих софистов и киников (Протогор, Диоген и др.) можно найти вполне экзистенциалистские высказывания. Поэтому нетрудно предположить, что экзистенциализм как философия и методологическая позиция органичны для человеческой субъективности и познания.

В 50 70 е годы XX века экзистенциализм существенно изменяет культуру и мировоззрение Запада, после чего Запад и вступает в состояние постмодерна. У распространения этой философии, конечно, есть и экономические, и политические, и прочие предпосылки, но главная причина влиятельности экзистенциализма заключается в окончательной рационально философской рефлексии индивидуализма, в разработке им того языка, на котором индивид получает возможность публично говорить о своем внутреннем миропереживании и быть при этом услышанным и понятым, а также в немалых философских и литературных дарованиях самих философов и писателей экзистенциалистов (Х. Ортега и Гассет, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, М. Мерло Понти, К. Ясперс, А. Камю, Г. Марсель; в России – Л. Шестов, Н. Бердяев и др.).

Проблема сущности и существования

Экзистенциальная революция начинается с пересмотра самого соотношения человека и мира, с особого решения проблемы сущности и существования. Суть проблемы заключается в следующем: что чему предшествует: существование сущности или наоборот, и что чьим проявлением выступает?

Для всего предшествующего двухтысячелетнего развития философии и культуры сущность воспринималась как безусловный источник существования, а человек и его жизнь понимались в виде проявлений сверхчеловеческой, сверхсоциальной и сверхкультурной природы. В традиционной для Европы религиозной трактовке это выглядело как убеждение, что истинным человеческим бытием является Бог, а человек, не имеющий Бога в душе, не имеет и бытия, его жизнь мнима. В традиционной материалистической трактовке человеческая жизнь рассматривалась как порождение и проявление бездуховной материальной природы. В социальных концепциях человек понимался как проявление общества, а его сущность рассматривалась как социальность.

Экзистенциализм предложил принципиально иное решение этой проблемы.

Для того чтобы кем то быть, человек сначала должен существовать, и только в течение жизни он создает свою сущность, определяется, кто он таков на самом деле.

Что же касается внечеловеческих причин его жизни, то они для него не имеют никакого значения. Гораздо важнее не то, откуда и по какой причине появились люди, а то, что они уже есть, и надо что то делать не с человечеством, а со своей собственной жизнью.

Виды экзистенциализма

Несмотря на условность классификации экзистенциалистских взглядов, в современной литературе принята точка зрения Ж. – П. Сартра, различавшего две разновидности экзистенциализма: религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель и др.) и светский, или атеистический (А. Камю, Ж. – П. Сартр, М. Хайдеггер и др.). Создателем светского экзистенциализма называют М. Хайдеггера. Строго говоря, его интересовал не человек и его культура, а бытие как внутренняя самонеобходимость любого предмета, «вещность вещи», это давало ему основание отказываться от такого названия его философии. Однако ситуация XX века выдвинула человека и культуру на передний план, и М. Хайдеггера, помимо его воли, «прописали» именно в этом экзистенциалистском пространстве.

Представление об экзистенции

Экзистенциализм исходит из того, что человек – это экзистенция.

Экзистенция – это человек как одушевленное «Я», обладающее свободой и творческим потенциалом, а также собственным, исключительно самобытным внутренним опытом. «Я» как экзистенция определяет себя «здесь и теперь». Таким образом, экзистенция – это жизнь человека как индивидуального существа, воспринимающего свою жизнь не внешним способом, не в виде биологического и социального процесса, а внутренне, как самобытие и существование. Отсюда и распространенное понимание экзистенции как абсолютной человеческой свободы, раскрывающейся в чуждом человеку мире.

Такой принципиальный подход позволяет на уровне опыта определять человека остенсивно как его самобытие, как то, что каждый из людей знает по опыту собственной жизни, не нуждаясь ни в каких дальнейших рассуждениях.

Религиозный экзистенциализм рассматривает экзистенцию как принципиальную открытость «Я» высшей духовности. В этом учении как бы возвращается классика, но только в превращенной форме. Классика понимала человека как редукцию личности к высшей духовности и зависимость человека от нее. Религиозный же экзистенциализм рассматривает «Я» как свободную активность индивидуальности по направлению к высшей духовности, как ее свободное самораскрытие.

Светский экзистенциализм понимает экзистенцию как принципиальную закрытость «Я» перед лицом внешнего мира, по отношению к которому понятие духовности не имеет смысла. Именно этот вид экзистенциализма более всего провоцирует постмодернизм и сам отчасти трансформируется в него.

М. Хайдеггер

М. Хайдеггер учился у Э. Гуссерля. Однако если у самого Э. Гуссерля феноменология – главным образом это метод интенционального самовыражения чистого сознания, в качестве субъективности нацеленный на исследование этого сознания как природы человека, то М. Хайдеггер сделал из нее феноменологическую онтологию. В своей основной работе «Бытие и время» и в многочисленных статьях М. Хайдеггер осуществляет этот проект71.

М. Хайдеггера нельзя представлять как рационально теоретического мыслителя в том смысле, в каком принято понимать теории в XIX и начале XX века. Его философский стиль – «вопрошание», а не ответы. Он провоцирует читателя на самостоятельную мысль в заданном направлении. Вопросы, с которыми Хайдеггер адресуется к слушателям и читателям, можно задавать любому, но ответ имеет значение только для того, кто его нашел. Он философствует «из предмета», а не «о предмете». Тем не менее, сделав такую оговорку, попробуем вычленить в его мысли некий концептуальный ряд, который, конечно, несколько исказит позицию, но облегчит понимание его довольно таки непростых текстов.

Хайдеггер трактует экзистенцию как человеческое существование «здесь и теперь». Человек, будучи экзистенцией, локализованной «здесь и теперь», определяется им как Dasein (нем. «тут бытие», «вот бытие», конкретно индивидуальное внутреннее бытие). Особенность же человеческого существования, отличающее его от любого другого предмета, в том, что человек брошен в мир, который сам по себе человеку изначально чужд.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...