Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция власти и сексуальности.

Основная посвященная власти работа М. Фуко – шеститомный труд, названный «История сексуальности». Суть идеи видится в том, что власть как социальное насилие является порождением личной сексуальности человека как субъекта. Концепция власти у М.Фуко имеет несколько значений:

• власть науки над человеком;

• власть общества над человеком;

• власть человека над человеком.

Эти три тезиса выступают ориентирами культурографического горизонта М. Фуко, позволяющими ему выстроить в рамках этого горизонта семантическую конструкцию, объясняющую, каким образом сегодня власть функционирует в отношениях между партнерами: людьми, государствами, корпорациями и т. п.

Наука осуществляет свое господство потому, что она представляет собой тело, оформленное социальными институтами, или, иначе говоря, институализированный дискурс, опирающийся на полубессознательный архив. Научное знание достоверно только относительно своей эпохи, своего научного сообщества, картины мира и мировоззрения, а потому, в строгом смысле слова, за этими пределами оно сомнительно. В то же время наука XX века занимает в государстве такое же место, какое некогда занимала религия. Опираясь на авторитет, она идеологически представляет свое знание как нечто неоспоримое и в этом смысле искажает действительность, выдавая его за непреложную истину. Следовательно, обосновывая экономическое или политическое поведение, направляя производство и т. д., наука попросту манипулирует массовым сознанием105.

Наука осуществляет свою власть как научное обоснование организации общественной жизни, закрепленное в социальных институтах. Фактически само общество стремится к диктату над человеком, используя ее как идеологическое средство достижения своих целей. И власть осуществляет человек, воспринявший научное утверждение и социальную роль как непреложный закон своей жизни, не способный подойти к ним критически.

Безумие и неразумие».

Так называется одна из ранних книг М. Фуко, где вся история человечества рассматривается как история безумия, отношение к которому для М. Фуко – основной показатель гуманности.

Разум как противоположность безумию, с точки зрения М. Фуко, представляет собой социально нормативное мышление, т. е. это фактическая рациональность. Исходя из представлений о дисконтинуитете, он исследовал все, что исключает рациональность, и пришел к выводу, что неразумие – это не только безумие как болезнь, но и случайность, спонтанность, девиантность, асоциальность и т. д. Неразумие обусловливает, по его мнению, инаковость человека по отношению к себе и другим, т. е. его индивидуальность и субъективность. «Я» не может судить о разумности другого в личной этого другого значимости. Критерием оценки выступает «Мой» разум, а значит, любое отклонение от «Моих» представлений о разумности, с «Моей» точки зрения, является неразумностью или безумием.

Современный взгляд на все виды отклонений, в том числе и психических, сложился после Возрождения в результате развития науки и идеологически навязанного ею представления о норме. На самом же деле любой индивид ненормален уже потому, что он отчасти внекультурен и не исчерпывается господствующей рациональностью. Он не полностью соответствует сложившимся представлениям о нормальности.

Грань между безумием и нормой условна и подвижна, она зависит от социальных стереотипов: то, что выглядит безумием для одной культуры, для другой – вполне нормально. Более того, в безумии Фуко видит проблеск истины, недоступной разуму.

Всеподнадзорность.

Идею всеподнадзорности (паноптизма) задолго до М. Фуко высказал Бентам. М. Фуко же выстроил на ее рефлексии целую концепцию, изложенную им в труде «Надзирать и наказывать»106. Исходя из своей теории власти и неразумия, М. Фуко делает замечательный вывод, что современное общество не желает узнавать себя в безумце. Это наблюдение дает ему возможность сформировать концепцию дисциплинарной власти.

Фуко сравнивает Средневековье и современность. В народном сознании Средних веков безумцы часто представлялись своеобразным персонифицированным проявлением Божественного слова, их считали «людьми божьими», «блаженными». В этом качестве они признавались, допускались в культуру и были относительно свободными в своих поступках. Однако позднее, с Просвещением, свобода жизни безумца была резко ограничена сначала тюрьмой, потом больницей. В больнице же, как и в тюрьме, воплощался принцип всеобщей поднадзорности, максимально ограничивающей свободу дисциплины.

Поскольку каждый индивид отчасти внекультурен и в той же мере безумен с точки зрения общества и власти, то он асоциален. Поэтому любая власть считает народ источником опасности и не доверяет ему. А следовательно, стремление к тотальной поднадзорности и дисциплинарный характер являются неотъемлемыми чертами любой власти.

Выводы

1. Развитие культуры XX века сопровождается ее гуманитаризацией и возрастанием роли гуманитарных наук.

2. Европейская гуманитаристика пересматривает сложившийся тип западного рационализма и провоцирует экзистенциальную революцию и постмодернистское состояние.

3. Состояние постмодерна является трансформацией классической рациональности, которая может завершиться либо ее самоуничтожением, либо рождением рациональности нового типа.

4. Распад рациональности влечет за собой самоликвидацию науки, исчезновение научных теорий, утрату возможности прогнозирования и социального управления. Следствием оказывается рост конфликтности и деградация человеческого рода.

5. Новая рациональность может появиться как полноправное наследие классической, в которой исправлена диспропорция между индивидуальным и социальным. Если нынешний постмодернистский кризис все таки будет преодолен, можно ожидать практического утверждения индивидуальной человеческой разумной субъективности как основного источника культуры и цивилизации и формирования многомерной рациональности, включающей в себя наряду с научным художественное, религиозное и философски смысловое измерения.

6. Источниками новой рациональности становятся не все индивиды, а только те, кто сумел заявить о себе как о субъектах своей и общественной жизни.

Основные понятия

• Лингвистический поворот.

• Дискурс.

• Нарратив.

• Метанарратив.

• Ризома.

• Номада.

• Шизоязык.

• Шизоанализ.

• Компарс.

• Диспарс.

• Дисконтинуитет.

• Эпистема.

• Архив знаний.

• Власть.

Вопросы для самопроверки

1. Роль лингвистического поворота в развитии гуманитарных наук.

2. Культура как нарратив.

3. Культура как ризома.

4. Номадология как концепт общественной жизни.

5. Компарс как картина мира.

6. Диспарс как картина мира.

7. Шизоязык и шизоанализ как методология.

8. Историчность как дисконтинуитет.

Литература

Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997.

ЛиотарЖ. – Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб.: Алетейя, 1998.

Новая философская энциклопедия: В 5 т. М.: Мысль, 2000.

Павлов А.В., Пономаренко Е.В. Современные проблемы науки. Тюмень.: Изд во ТюмГУ, 2007.

Рыклин М. Анти Эдип. Интернет.

Рыклин М. Ризома. Интернет.

Рыклин М. Сексуальность и власть: антирепрессивная гипотеза Мишеля Фуко. Интернет.

Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

Вместо заключения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...