Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития современных международных отношений.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Концепция национальной безопасности России.

2. Роль международных политических институтов в мировом политическом процессе.

3. Геополитические процессы современности.

4. Природные ресурсы и мировая политика.

5. Приоритеты национальной безопасности США.

 

ЛИТЕРАТУРА

- Шейнис В. Национальные интересы и внешняя политика России. МЭ и МО, 2003 г., №4.

- Иванов П. Трансформация НАТО: век нынешний и век минувший. МЭ и МО, 2003 г., № 1.

- Дилигенский Г. Хочет ли Россия дружить с Западом? МЭ и МО, 2002 г., №4.

- Щеголева Н. Интеграция России в международные валютные блоки. МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Патрон А.П. Россия – США: геополитика и экономика в ХХI веке. США и Канада: экономика – политика – культура, 2002г., № 8.

- Корнеев А.В. Импорт российской нефти в США: американские оценки. США и Канада, 2002 г., № 10.

- Гринкевич Р. Тенденции мировой электроэнергетики. МЭ и МО, 2003 г., № 4.

- Варнавский В. Реформирование мировой электроэнергетики. МЭ и МО, 2003 г., № 4.

- Корнеев А.В. Конгресс и новая энергетическая стратегия США. США и Канада, 2003 г., № 1.

- Селиванов В.Ю. Реформа системы внутренней безопасности США. США и Канада, 2003 г., № 1.

- Жинкина И.Ю. Военное превосходство США и национальная безопасность. США и Канада, 2003 г., № 1.

- Кременюк В.А. Внешняя политика США на рубеже веков. США и Канада, 2000 г., № 5.

- Писарев В.Д. Освоение мирового океана и политика США. США и Канада, 2000 г., № 11.

- Комлева Н. Геополитическое сжатие. МЭ и МО, 2003 г., № 2.

- Хироси Кумура Японское направление внешней политики России (взгляд из Японии). МЭ и МО, 2003 г., № 3.

- Куклина И. Проблемы безопасности в Черноморско-Каспийском регионе. МЭ и МО, 2002 г., № 1.

- Малышева Д. Российская карта в Каспийском пасьянсе. МЭ и МО, 2002 г., № 7.

 

Диалог Север-Юг.

Термин используется в политологии для определения отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. Появился на Парижской конференции по международному экономическому сотрудничеству, в которой приняли участие 27 делегаций из развитых и освободившихся государств. (декабрь 1975 – июнь 1977 гг.). В рамках диалога Север-Юг освободившиеся страны выступают с требованиями установления нового международного экономического порядка (НМЭП), включающими:

- укрепление своих позиций в мировой экономике; установление справедливых сбалансированных цен (повышение цен на природные ресурсы и понижение цен на готовую продукцию);

- увеличение объема получаемой экономической помощи;

- обеспечение режима преференций (наибольшего благоприятствования) в торговле;

- улучшение условий получения современных технологий.

Представители развивающихся стран выдвинули принцип «равной ответственности» промышленно развитых стран – «богатого Севера» за отставание бывших колоний – «бедного Юга». «Богатый Север» – это «золотой миллиард», в него входят государства со стабильными рыночными отношениями и демократической политической системой (страны Северной Америки, Западной Европы и Япония). «Бедный Юг» – государства, расположенные южнее этой территории, страны Азии, Африки, Латинской Америки. Их объединяет низкий уровень социально-экономического развития, они являются в большей степени объектами, а не субъектами мировой политики. Не находя эффективной поддержки у развитых государств, развивающиеся страны начали диалог по линии Юг-Юг.

Диалог Юг-Юг – концепция развивающихся стран, смысл которой сводится к налаживанию более тесного торгового и экономического сотрудничества между ними с целью реализации программы НМЭП.

В рамках отношений Юг-Юг распространены теории «коллективного самообеспечения», «коллективной опоры на собственные силы», задача которых уменьшить зависимость развивающихся стран от развитых, ориентация их экономик на взаимный обмен, финансовую взаимопомощь, сотрудничество в производстве продовольствия, энергии, создании собственной инфраструктуры.

В конце XX века усилился процесс дифференциации стран Юга: появились лидеры (новые индустриальные страны) и аутсайдеры (наименее развитые страны). В этот период правительства некоторых стран Азии, Африки, Латинской Америки начали проведение либеральных реформ в экономике и демократическое реформирование политической системы.

Особый интерес для России представляет опыт стран Латинской Америки. Аргентина, Мексика, Бразилия поставили цель интеграции в мировую экономику. На выбор цели повлияли как внутренние, так и внешние факторы.

Внутренние факторы интеграции:

- экономический застой;

- неконкурентноспособность продукции на мировом рынке;

- рост безработицы;

- социальная напряженность.

Внешняя причина активизации интеграционных процессов – глобализация мировой экономики. Вхождение в мировую экономику требовало коррекции внутренней и внешней политики. Процессы либерализации и демократизации принесли странам Латинской Америки определенные положительные результаты:

- снизились темпы инфляции;

- увеличились темпы роста торговли;

- вырос приток иностранных инвестиций;

- возобновился экономический рост.

Одновременно обнаружились и отрицательные последствия глобализации:

- резкое обострение конкуренции во всех регионах континента;

- увеличение безработицы;

- рост банкротства;

- снижение оплаты труда рабочих и служащих;

- усиление экономической неустойчивости;

- опережающие темпы роста импорта над экспортом;

- увеличение внешней задолженности.

Отрицательные тенденции привели к росту социальной напряженности и смене правительств (Мексика, Аргентина). В Мексике впервые с 1927 года утратила власть Институционно-конституционная партия (декабрь 2000 года). Страны Латинской Америки не заняли прочных позиций на мировом рынке. В углубляющемся процессе разделения труда они сокращают свою долю в производстве товаров обрабатывающей и легкой промышленности, увеличивая экспорт нефти, природного газа, урана, сельскохозяйственного сырья. Это обстоятельство делает страны Латиноамериканского континента более зависимыми от США, Канады, Западной Европы.

Некоторые факторы сближают страны Латинской Америки с Россией. В настоящее время Россия, Аргентина, Мексика, Бразилия имеют примерно одинаковый вес в международных отношениях. Позиция этих государств интересует руководителей «группы семи» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония), но при выработке решений в большинстве случаев не принимается в расчет. Незаинтересованность в становлении однополюсного мира и стремление к формированию многополярного объективно сближает интересы государств Латинской Америки и России.

Одним из наиболее динамичных регионов современного мира является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Предпосылкой быстрого развития «четырех азиатских драконов» (Южной Кореи, Гонконга, Тайваня, Сингапура) и новых индустриальных стран (НИС) второй волны (Таиланд, Малайзия, Индонезия) был массированный приток капитала из промышленно развитых государств, в первую очередь, США и Японии. Либерально-демократические реформы в странах юго-восточной Азии способствовали интеграции этих стран в мировую экономику, росту среднего класса, стабилизации политической системы.

Показательными являются достижения Сингапура. Страна занимает второе место в мире (после США) по производству передвижных буровых установок для разработки месторождений нефти на морском шельфе; Сингапур – третий по величине центр нефтепереработки в мире (после Хьюстона и Роттердама); занимает третье место в мире по количеству известных банков (после Лондона и Нью-Йорка). Десятки миллионов долларов сингапурские компании получают от экспорта орхидей, объявленных национальным цветком.

В группу лидеров стран Юга входят аравийские нефтяные монархии: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты – ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн. Эта группа стран, как и государства АТР, взяла за образец западную модель развития. Однако, в отличие от стран АТР, в процессе общественно-политической модернизации использовались не зарубежные инвестиции, а доходы от нефти. К концу XX века основная часть социально-экономических реформ была проведена, стали очевидными положительные результаты в финансовой сфере, развитии промышленности, инфраструктуры, образования, социального обеспечения и материальной культуры. В аравийских монархиях были созданы отрасли нефте- и газоперерабатывающей промышленности, увеличился объем валютных поступлений. К отрицательным последствиям модернизации необходимо отнести закрепление подчиненного положения нефтеэкспортирующих стран в международном разделении труда; зависимость от нефтедолларовых поступлений.

Либерализация экономики не избавила аравийское общество от противоречий, в основе которых лежит борьба между традиционным и современным, старым и новым.

Возрастание роли государства в процессе модернизации укрепило власть, во главе которой короли, эмиры, шейхи. Во всех аравийских монархиях авторитарный политический режим. Несмотря на успехи в развитии образования, уровень политической культуры подданных остается низким. Видимо, в ближайшем будущем ведущую роль в жизни аравийского общества будет играть государство при сохранении авторитарного политического режима. Процесс демократизации в Аравии развивается на основе традиций племенной демократии, конституционной основой арабских государств является Коран.

Концепция вестернизации, т.е. ориентации на политические институты Запада, не находит поддержки среди большинства африканских стран. Современные африканские государства имеют разную социально-политическую и социально-экономическую направленность. Они в большей степени, чем государства других континентов сохраняют политическую и экономическую зависимость от внешнего мира: от стран Западной Европы и США, от транснациональных корпораций и международных финансовых центров. В Африке большее число, чем в других регионах, наименее развитых стран.

В политическом плане для африканских стран характерны авторитарные политические режимы. Это обусловлено экономической отсталостью, слабой социально-классовой дифференциацией общества, отсутствием элементов гражданского общества и правового государства. Формированию авторитарных режимов способствовали и внешние обстоятельства: более 30 лет Африка была полем соперничества Запада и Востока. Каждая из двух общественно-политических систем поддерживала тот или другой политический режим, население африканских стран выступало объектом политики.

Страны Африки находятся в сложном клубке противоречий: между исламским фундаментализмом и светскими формами государственности (Алжир, Египет, Судан); между многочисленными этническими группами. Большинство африканских государств вошли в XXI век в состоянии системного кризиса. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Судан, Сомали. Повышение роли Африки в системе международных отношений может быть связано с реализацией Программы нового международного экономического порядка, предоставления наименее развитым странам режима преференций. Противостоять неоколониальной зависимости они могут только при объединении усилий в политической, экономической, духовной сферах жизни африканского общества.

В развитии сотрудничества между освободившимися странами, между государствами Севера и Юга возрастает роль международных и региональных организаций.

 

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Экономика и политика развивающихся стран.

2. Новые формы неравенства между Севером и Югом, Востоком и Западом.

3. Роль мирового сообщества в гармонизации отношений Восток – Запад, Север – Юг.

ЛИТЕРАТУРА

- Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции. МЭ и МО, 2002 г., № 5.

- Ливенцев Н., Лисоволик Я. Региональные аспекты присоединения России к ВТО. МЭ и МО, 2002 г., № 5.

- Добринская О. Отношения Японии с крупными державами АТР. МЭ и МО, 2003 г., № 3.

- Волков А. Северные страны на рубеже тысячелетий. МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Пивоваров Ю. Сжатие «экономической ойкумены» России. МЭ и МО, 2002 г., № 4.

- Латинская Америка в глобальной системе мирохозяйственных связей. МЭ и МО, 2002 г., № 4.

- Яковлев А. Аравийские монархии на пороге эпохи глобализации. МЭ и МО, 2002 г., № 5.

- Гельбрас В. Китайский общий рынок? МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Федоровский А., Димитров Д. Развитие интеграционных процессов в АТР: роль и приоритеты Южной Кореи. МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Лукин А. Россия и две Кореи – проблемы и перспективы. МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Володин Д.А. США и Северная Корея: от Буша – старшего к Бушу – младшему. США и Канада, 2003 г., № 3.

- Обознов С. Россия и Латинская Америка в ООН: проблемы, сотрудничества. МЭ и МО, 2002 г., № 2.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Современные государства в условиях перехода к демократии.

2. Государство и гражданское общество в развивающихся странах.

3. Взаимодействие между национальными государствами и международными институтами.

 

ЛИТЕРАТУРА

- Эльянов Э. Государство и развитие. МЭ и МО, 2003 г., № 1.

- Десять лет системной трансформации в странах ЦВЕ и в России: итоги и уроки. МЭ и МО, 2000 г., № 5.

- Чешков М. Осмысливая развивающийся мир. МЭ и МО, 2000 г., № 5.

- Смирнов А. Этнические контуры северокавказской геополитики. МЭ и МО, 2000 г., № 5.

- Кудров В. Место России в мировой экономике в начале ХХI века. МЭ и МО, 2000 г., № 5.

- Ковалев Е. Что можно почерпнуть из мексиканской модели. МЭ и МО, 2002 г., № 7.

- Малышева Д. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности. МЭ и МО, 2003 г., № 1.

- Опыт стран – членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках (США, Европейский Союз, Япония, КНР, Индия, Мексика, Республика Корея, Польша). МЭ и МО, 2002 г., № 8.

- Кузнецов В. Отношения России с МВФ. МЭ и МО, 2002 г., № 7.

 

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Глобализация и Россия: выгоды и издержки.

2. Эволюция либеральной концепции глобализации.

3. Глобализация и Китай.

4. Влияние глобализации на развивающиеся страны.

 

ЛИТЕРАТУРА

- Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации

(Статьи первая и вторая). МЭ и МО,2002 г.,№№1,2

- Зенин Л. Проблемы регулирования глобальных экономических процессов. МЭ и МО,2002 г.,№№ 1,2

- Ливенцев Н., Лисоволик Я. Региональные аспекты присоединения России к ВТО. МЭ и МО ,2002 г.,№5

- Намизов О. Китай, ВТО и мировая экономика. МЭ и МО,2002 г.,№11

- Перегудов С. Неолиберальная глобализация: есть ли альтернатива? МЭ и МО, 2002 г., №4

- Глобализация и Россия. МЭ и МО, 2002 г.,№№ 9,10

- Трофименко Г.А. О глобализации международных отношений. США и Канада. Экономика- политика-культура.2003 г.,№6

- Силицкий А. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран. МЭ и МО, 2002 г., №2

- Котляров Н. Присоединение Китая к ВТО (Анализ китайско-американских договоренностей). МЭ и МО , 2003 г.,№6

- Шишков Ю. Глобализация - враг или союзник развивающихся стран? МЭ и МО ,2003 г.,№4

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Реформы в энергетической отрасли России

2. Реформирование мировой энергетики

3. Глобализация энергетического рынка и экспортные возможности России

4. Развитие энергетического сотрудничества между Россией и ЕС

5. Нефть и политика в судьбе Балкан.

 

ЛИТЕРАТУРА

- Байков Н., Безмельницына Г. Мировое потребление и производство первичных энергоресурсов. МЭ и МО, 2003 г., №5

- Сергеев П. Проблемы газообеспечения Западной Европы. МЭ и МО, 2003 г.,№5

- Телегина Е. Мировой энергетический рынок и геополитические интересы России. МЭ и МО , 2003 г., №5

- Варнавский В. Реформирование мировой электроэнергетики. МЭ и МО,2003 г.,№4

- Корнеев А. Конгресс и новая энергетическая стратегия США. США и Канада. Экономика – политика – культура, 2003 г., №1

- Азарова С. Экспортные шансы российской нефти. НГВ,2002 г., №18

- Реформирование без потрясений. По материалом выступления на форуме «Газ России 2003». А. Рязанова. НГВ, 2003 г.,№8

- Богомолов П. Инвестиции придут, но на какие цели? Нефть России, 2003 г., №6

- Тер-Саркисов Р., Рогинский С. Газовый рынок Европы 2010. НГВ, 2003 г.,№6

- Баскаев К. Газированная Европа. Нефть Росии, 2003 г.,№3

- Рогинский С. Болезни роста. Нефтегазовый комплекс Казахстана. Смена этапов. Нефть России, 2003 г.,№4

- Кравец М. Нефтяной передел Балкан. НГВ,2003 г.,№1

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Геополитическая структура конфликтов.

2. Российский опыт урегулирования конфликтов.

3. Международные организации в предотвращении и преодолении конфликтов.

 

ЛИТЕРАТУРА

- Кременюк В.А. Россия-США: первые уроки балканского кризиса, 1999 г. США и Канада, 2000 г., №1

- Кременюк В.А. Об исследовании международных конфликтов. США и Канада, 2001 г., №2

- Давыдов Ю.П. Россия, США и интегрирующаяся Европа. США и Канада, 2002 г., №11

- Гусейнова М.А. Новые тенденции в политике США в Центральной Азии и Закавказье. США и Канада, 2003 г., №2

- Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. МЭ и МО, 2000 г., №5

- Малышева Д. Проблемы безопасности Юга России: региональный и глобальный аспекты. МЭ и МО, 2001 г., №2

- Юданов Ю. Австрия и Евросоюз: противостояние. МЭ и МО, 2001 г., №2

- Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. МЭ и МО, 2001 г., №2

- Косач Г., Мелкумян Е. Ближний Восток в российской внешней политике. МЭ и МО, 2002 г., №9

- Кан Сам Гу. Генезис конфликтов в Закавказье и роль России. МЭ и МО, 2002 г., №10

- Бредихин О. Кипрский конфликт в системе международных отношений. МЭ и МО, 2003 г., №4.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Совет Европы (СЕ)

Международная консультативная организация европейских стран. СЕ основан в 1949 г. западноевропейскими государствами. В настоящее время в СЕ входят более 40 государств. Статус наблюдателя предоставлен США, Канаде, Японии. Россия вступила в СЕ в 1996 г.

Основные направления деятельности СЕ: проблемы прав человека, развитие гуманитарного, правового, социально-экономического сотрудничества между странами-участницами. В настоящее время главной задачей СЕ выступает оказание содействия странам центральной и восточной Европы в проведении политических, законодательных, конституционных реформ.

Основные органы СЕ:

- Комитет министров (КМ) состоит из министров иностранных дел стран-участниц;

- Парламентская ассамблея (ПАСЕ);

- Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ).

В основе деятельности СЕ – Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Контрольный орган – Европейский суд по правам человека. Штаб-квартира – в г. Страсбурге (Франция).

 

Организация американских государств (ОАГ)

Создана в 1948 г. в Боготе (Колумбия); участники – 35 государств Западного полушария, включая США, Канаду, Кубу. Постоянные наблюдатели в ОАГ: Япония, ФРГ, Франция, Россия (с 1992 г.), Израиль, Испания, Италия и другие страны.

Цели ОАГ:

- поддержание мира и безопасности на континенте;

- содействие социальному, культурному и экономическому сотрудничеству государств.

Принципы, записанные в Уставе ОАГ:

- суверенное равенство государств;

- решение спорных вопросов исключительно мирными средствами;

- отказ от использования силы;

- отказ от прямого или косвенного вмешательства в дела соседних стран.

В 1994 году принят «План действий для Америки», он предусматривает:

- укрепление американского сообщества демократий;

- содействие росту благосостояния путем экономической интеграции и свободной торговли;

- искоренение нищеты и дискриминации в Западном полушарии;

- обеспечение устойчивого развития и сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Высший орган ОАГ – Генеральная ассамблея, состоит из представителей стран-участниц, созывается ежегодно, поочередно в их столицах. Исполнительный орган – Постоянный Совет ОАГ находится а Вашингтоне.

 

Лига арабских государств (ЛАГ)

Организация арабских стран. ЛАГ основана в марте 1945 г. на конференции в Каире. В настоящее время в нее входят: страны Азии – Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ, Палестина; страны Африки – Египет, Ливия, Судан, Марокко, Тунис, Алжир, Мавритания, Сомали, Джибути, Коморские Острова.

Цели ЛАГ:

- координация политической, военной, экономической деятельности стран-участниц;

- запрет на использование силы при урегулировании межгосударственных споров;

- уважение политических режимов стран-участниц.

Руководящий орган – совет ЛАГ, в него входят главы государств или правительств или уполномоченные ими лица. Штаб квартира – г. Тунис.

 

Африканский союз (АС)

Межправительственная организация государств Африки. Африканский союз учрежден в июле 2002 года (г. Дурбан, ЮАР), является преемником Организации африканского единства (ОАЕ), просуществовавшей 39 лет (с 1963 г.). В АС входят 52 страны – участницы ОАЕ.

Цели АС:

- укрепление единства и солидарности между африканскими странами и народами;

- защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран-участниц;

- содействие укоренению политической и социально-экономической интеграции;

- защита общих позиций стран Африки по вопросам, представляющим интерес для контингента и его народов;

- содействие расширению международного сотрудничества с учетом Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека;

- обеспечение мира, безопасности и стабильности на континенте;

- обеспечение демократических принципов и функционирования демократических институтов, участия широких слоев населения в общественной жизни и эффективного руководства странами;

- обеспечение и защита прав человека и народов в соответствие с «Африканской хартией прав человека и народов», другими документами по этому вопросу;

- создание необходимых условий для усиления роли Африки в глобальной экономике и на международных переговорах;

- обеспечение поступательного развития в экономической, социальной и культурной областях, интеграции экономики африканских стран;

- содействие сотрудничеству во всех областях по повышению жизненного уровня народов Африки;

- координация политики между региональными экономическими сообществами для постепенного достижения целей союза;

- содействие развитию континента, развертыванию исследований в различных областях, особенно в науке и технологии;

- сотрудничество с международными партнерами в ликвидации различных заболеваний и улучшении системы медицинского обслуживания;

АС одобрил программу социально-экономического развития – «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД). Программа предусматривает план модернизации континента, преодоления бедности, борьбы со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, подъема жизненного уровня населения и т.д.

В основе Устава Африканского союза – Устав ОАЕ и Договор об учреждении Африканского экономического сообщества. Предполагается создание Африканского центрального банка, Африканского валютного фонда, Африканского суда и Всеафриканского парламента.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Программа курса «Международные отношения в глобальном мире» ……....3

 

Литература……………………………………………………………………..…5

 

 

Тема 1. Мировая политика и международные отношения .…..……………....6

 

 

Тема 2. Проблема взаимоотношений Восток-Запад, Север-Юг …………….24

 

 

Тема 3. Этнополитические процессы в современном мире ...……………….37

 

 

Тема 4. Развитие процесса глобализации ..…………………………………...47

 

 

Тема 5. ЕС и Россия: возможности сотрудничества ..……………………….58

 

 

Тема 6. Геополитические интересы России в развитии глобального энергетического рынка ..……………………………………………………….70

 

 

Тема 7. Природа международных конфликтов и пути их решения ...………79

 

 

Приложение. Международные политические и экономические организации…………………………………………………...…..…………….89

 

ГАНИНА Нина Сергеевна

 

Учебное пособие

 

 

Сводный тем. план 2003

__________________________________________________________________

Подписано в печать Формат 60х90/16

Объем 5,1 уч.- изд. л. Тираж 100 экз.

Заказ №

 

 

Отдел оперативной полиграфии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

117917, Москва, Ленинский проспект, 65.

 

Этапы развития современных международных отношений.

1945 г. – создание ООН с целью поддержания международного мира, безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами.

1946 г. – Премьер-министр Великобритании У.Черчилль выступил в г. Фултон (США) с изложением основ «холодной войны».

Принципы «холодной войны»:

угроза применения силы; экономическая блокада; создание агрессивных блоков; гонка вооружений; психологическая война.

1947 г. – У.Черчилль выступил с проектом создания военного западно-европейского союза против СССР.

1949 г. – образование Организации Северо-атлантического договора (НАТО) – военно-политического блока капиталистических государств Запада. В его составе: США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция; в 1955 г. – ФРГ , в 1982 г. – Испания. В конце 1990-х годов в состав НАТО вошли Польша, Венгрия, Чехия.

1955 г. – создание Организации Варшавского Договора (ОВД) – противовеса НАТО, оборонительного военно-политического союза европейских социалистических государств (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, в 1956 г. присоединилась ГДР)

1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, Хельсинки). Инициатива созыва совещания принадлежала СССР. Участники: 33 европейских государства (все, кроме Албании) + США и Канада.

По итогам работы был принят Заключительный акт СБСЕ, в котором отражены новые политические реалии:

1. Поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности.

2. Признаны европейские границы, сложившиеся после окончания второй мировой войны.

3. Приняты принципы отношений между государствами – принципы Хельсинки:

- государства строят отношения между собой на основе соблюдения принципов суверенного равенства;

- взаимного отказа от применения силы или угрозы силой;

- нерушимости границ;

- территориальной целостности государств;

- мирного урегулирования споров;

- невмешательства во внутренние дела;

- уважения прав человека и основных свобод;

- равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

- сотрудничества между государствами;

- добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права.

4. Принято решение о развитии международного сотрудничества в гуманитарных областях. Это решение послужило основой для начала обсуждения проблемы прав человека и их нарушения.

Заключительный акт не является законом, обязывающим к исполнению, но это документ официальный и нормативный, которому следуют государства-участники в решении международных проблем. Страны-участницы СБСЕ договорились периодически рассматривать ход реализации принятых обязательств. После Хельсинки встречи в заданном формате стали регулярными, с перерывом в несколько лет. СБСЕ приобрело статус Хельсинкского процесса.

1990 г. – Встреча стран-участниц СБСЕ в Париже. Принятие Парижской хартии для новой Европы. В документе отражены основные изменения, происшедшие в мире и сформулированы новые задачи:

1. Провозглашено окончание «холодной войны».

2. Зафиксировано «крушение тоталитарных режимов в Европе».

3. Принято решение о сокращении обычных вооружений в Европе.

Во исполнение последнего решения СССР начал вывод ограниченной группы войск и вооружений с территории стран-участниц Организации Варшавского Договора: Польши, Венгрии, Чехословакии.

1991 г. – роспуск Организации Варшавского Договора. Здесь важно отметить, что с поворотом от «холодной войны» к разрядке международной напряженности, (т.е. с середины 1970-х годов), Восток и Запад выдвигали предложения об одновременном роспуске военно-политических блоков – НАТО и ОВД. Предложения нашли отражение в международных документах, официальной позиции СССР и США.

Однако после роспуска ОВД США и их союзники не вспоминают о своих обещаниях.

1991 г. 8 декабря – Образование Российской Федерации как самостоятельного государства и Содружества Независимых государств. «Беловежское соглашение».

1992 г., февраль –В Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств стран - участниц Европейского сообщества подписан Договор о Европейском Союзе (ЕС); вступил в силу 1 ноября 1993 г. В основе ЕС лежит Европейское объединение угля и стали, созданное в 1951 г. и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС или Общий рынок образован в 1957 г.). С 1967 г. по 1993 г. объединение именовалось Европейским сообществом.

Европейский Союз – политический и экономический союз государств, означающий проведение общей экономической, политической и внешнеполитической стратегии, политики в области безопасности и сотрудничества в социальной сфере.

Согласно Договору, вводится единое европейское гражданство, повышается роль наднациональных органов ЕС. Европейский Союз – высшая ступень европейской интеграции. В ЕС вошли 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Население ЕС – 325 млн. человек. На долю ЕС приходится 21% мировой торговли, для сравнения: на долю США - 20%. (см. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование межхозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., 2000, с.236).

Структура ЕС:

1. Европейский совет. Вырабатывает стратегию развития, в него входят главы государств и правительств стран-участниц; министры иностранных дел; председатель Европейской комиссии; один из членов Европейской комиссии.

2. Европейский парламент. Депутаты избираются один раз в пять лет прямым голосованием населения стран-членов ЕС. Число депутатов от каждой страны постоянно, но зависит от численности ее населения. Например, ФРГ имеет 99 мест в Европарламенте, Люксембург – 6. Депутаты представляют различные национальные партии с собственными программами. Общее количество депутатов – 626. Европарламент обладает в основном консультативными правами, хотя около двух тысяч поправок, внесенных в европейские законы, вошли в национальные законодательства. (см. Политология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997, с. 151).

3. Совет Европейского Союза. Равнозначное название – Совеи министров, состоит из министров правительств государств-членов. Несет ответственность за принятие основных политических решений Союза на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. Совет министров обладает реальной властью – принимает окончательные решения по всем направлениям законодательства ЕС.

4. Европейская комиссия (КЕС). Исполнительный орган ЕС, обладает законодательной инициативой, несет ответственность за правильность применения положений Договора и решений институтов ЕС. Комиссия разрабатывает и реализует политику ЕС. В случае нарушений государством-участником условий Договора и решений ЕС, Комиссия может передать дело в Европейский суд.

5. Европейский суд. Является высшим апелляционным судом ЕС, обеспечивает правильность интерпретации и применения Договора, следит за соблюдением закона.

Цели ЕС:

- Полная ликвидация внутренних ограничений на движение товаров, капиталов, услуг и трудовых ресурсов; создание единого внутреннего рынка;

- Установление единых внешних тарифов, проведение общей торговой политики;

- Проведение общей политики в области рыболовства, сельского хозяйства, транспорта.

- Сближение законодательства стран ЕС;

- Проведение единой антимонопольной политики, защита от недобросовестной конкуренции;

- Проведение единой промышленной политики (создание транс- европейской сети, содействие проведению научных исследований);

- Проведение единой политики в области энергетики, туризма;

- Создание единой валюты;

- Проведение общей политики в области охраны окружающей среды;

- Проведение единой политики в социальной сфере: содействие высокому уровню занятости и социальной защиты, развитию здравоохранения;

- Содействие обеспечению высокого уровня образования и профессиональной подготовки;

- Обеспечение правовой защиты производителей и потребителей товаров.

 

В рамках ЕС национальные государства постепенно сближают законодательства, отказываются от своих функций и передают часть своих прав и функций наднациональным органам.

1994 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) переименовано в Организацию (ОБСЕ). В ее составе более 50 участников, ряды ОБСЕ расширились за счет новых независимых государств – всех бывших республик СССР и суверенных государств, образовавшихся в результате распада СФРЮ.

1996 г., март. – Президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России подписали в Москве соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

1996 г., апрель. – Президенты России и Беларуси подписали в Москве Договор об образовании Сообщества России и Беларуси.

1996 г., апрель. – В Москве прошла встреча глав государств и правительств стран «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония) и России по вопросам ядерной безопасности.

1996 г., декабрь. – Совет безопасности ООН утвердил программу «Нефть в обмен на гуманитарные товары», предоставившую Ираку право продажи нефти на сумму 2 млрд. долларов.

1997 г., май. – В Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Россией.

Развитие мирового политического процесса шло параллельно с развитием обосновывавших его теоретических концепций. Начало «холодной войны» со стороны Запада оправдывалось необходимостью «действия с позиции силы» по отношению к странам Восточной Европы.

Подъем национально-освободительного движения в начале 1960-х годов в странах Азии, Африки и Латинской Америки, ликвидация колониальной системы и возникновение множества молодых суверенных государств вызывали раздражение в бывших метрополиях и США. Президент США Дж. Кеннеди (1960-1963 гг.) в ответ выдвинул «концепцию новых рубежей», согласно которой «рубежи Соединенных Штатов Америки находятся за тысячи миль от ее территории». Так оправдывалась экспансия США в Африке.

В конце 1970-х – 1980-х гг. США и НАТО навязывали миру концепцию «баланса сил». Во второй половине 1980-х годов СССР выступил с инициативой отказа от «баланса сил» в пользу «баланса интересов» в международных отношениях. В духе нового мышления СССР предложил НАТО активнее использовать потенциал СБСЕ как механизма мира и развития международного сотрудничества. Этой позиции придерживается и современная Россия. Сейчас пространство ОБСЕ – это государства, расположенные на территории от Владивостока до Ванкувера, обладающие серьезными политическими и экономическими ресурсами. Однако, США по-прежнему делают ставку на военно-пол<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...