Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие диалога Восток-Запад, Север-Юг, ЮГ-Юг.

В результате поворота от холодной войны к разрядке международной напряженности в 1970-е годы стал возможным диалог Восток-Запад. Импульс развитию диалога был дан Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки), в Заключительном акте которого важное место занимают вопросы международного сотрудничества в области экономики, науки и техники, культуры, охраны окружающей среды.

В 1970-1980-х годах диалог Восток-Запад определяли как комплекс взаимоотношений между государствами с различными общественно-политическими системами в экономической, политической, научно-технической, культурной и других областях, базирующийся на принципах мирного сосуществования.

В названный период развивалось взаимовыгодное промышленное сотрудничество: страны Восточной Европы при участии фирм ФРГ, Великобритании, Австрии, Италии, Японии осуществили крупномасштабные проекты по строительству предприятий черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной, автомобильной промышленности на компенсационной основе. «Компенсационные сделки» между Востоком и Западом – предшественники совместных предприятий. Основная идея «компенсационных сделок» сводилась к следующему: Запад поставлял в Восточную Европу комплектное оборудование и помогал в сооружении промышленных объектов, страны Восточной Европы компенсировали долги Западу поставками продукции, производимой на этих предприятиях, продажей энергоносителей и других видов дефицитного сырья по ценам значительно ниже мировых. Фирмы развитых стран поставляли оборудование и трубы для строительства в СССР экспортного газопровода Уренгой-Елец-Ужгород, по которому газ поступает из Сибири в Западную Европу. На компенсационные сделки приходилось 100% советского экспорта газа на Запад. (см. кн. Экологическая альтернатива. М., 1990, с.603). Американская корпорация «Оксидентал петролеум» (председателем совета директоров был А.Хаммер) построила недалеко от Одессы завод по производству жидкого аммиака с условием последующей его поставки в США (производство на территории США запрещено) и в другие страны.

Взаимодействие Восток-Запад помогло решению важных социальных проблем. Поставки советского газа на Запад помогали поддерживать определенный уровень жизни в СССР, приток в страну импортных товаров легкой промышленности снижал уровень дефицита и социальной напряженности. В большей степени от развития международного сотрудничества выигрывал Запад. В начале 1980-х годов заказы восточноевропейских государств обеспечивали работой более 3 млн. рабочих на Западе, что способствовало заметному снижению уровня безработицы.

В этот период осуществлялись контакты в гуманитарной области – расширялись связи между представителями общественных организаций, налаживался обмен в области искусства, культуры, туризма, спорта, науки.

Однако расширению диалога Восток-Запад препятствует эмбарго (запрет) на поставки новых технологий, до настоящего времени действующее в США. В некоторых случаях экономическое сотрудничество используется как инструмент политического давления.

В конце 1980-х годов в рамках развития сотрудничества между Востоком и Западом были учреждены совместные предприятия (СП). СП создавались на территории России в основном в экологически «грязных» отраслях химии, нефтехимии, биохимии. Несмотря на нерешенность некоторых проблем, совместные предприятия являются признаком развития рыночных отношений, символом времени. Совместные предприятия могут быть эффективными для России при следующих условиях:

1) необходимо использовать интеллектуальные ресурсы России в деятельности СП;

2) развивать СП в области туризма, отдыха (если индустрию отдыха поставить на современную основу, доход будет не меньше, чем от экспорта нефти);

3) создавать СП на территории других государств.

Россия выполнила свои обязательства по созданию СП: Запад получил доступ к нашим энергоресурсам в обмен на целевые инвестиции для предприятий ресурсодобывающих отраслей. Однако западные фирмы не выполняют главного условия организации СП, препятствуя доступу России к современным технологиям. Последнее обстоятельство объективно сближает позиции России и развивающихся стран.

 

Диалог Север-Юг.

Термин используется в политологии для определения отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. Появился на Парижской конференции по международному экономическому сотрудничеству, в которой приняли участие 27 делегаций из развитых и освободившихся государств. (декабрь 1975 – июнь 1977 гг.). В рамках диалога Север-Юг освободившиеся страны выступают с требованиями установления нового международного экономического порядка (НМЭП), включающими:

- укрепление своих позиций в мировой экономике; установление справедливых сбалансированных цен (повышение цен на природные ресурсы и понижение цен на готовую продукцию);

- увеличение объема получаемой экономической помощи;

- обеспечение режима преференций (наибольшего благоприятствования) в торговле;

- улучшение условий получения современных технологий.

Представители развивающихся стран выдвинули принцип «равной ответственности» промышленно развитых стран – «богатого Севера» за отставание бывших колоний – «бедного Юга». «Богатый Север» – это «золотой миллиард», в него входят государства со стабильными рыночными отношениями и демократической политической системой (страны Северной Америки, Западной Европы и Япония). «Бедный Юг» – государства, расположенные южнее этой территории, страны Азии, Африки, Латинской Америки. Их объединяет низкий уровень социально-экономического развития, они являются в большей степени объектами, а не субъектами мировой политики. Не находя эффективной поддержки у развитых государств, развивающиеся страны начали диалог по линии Юг-Юг.

Диалог Юг-Юг – концепция развивающихся стран, смысл которой сводится к налаживанию более тесного торгового и экономического сотрудничества между ними с целью реализации программы НМЭП.

В рамках отношений Юг-Юг распространены теории «коллективного самообеспечения», «коллективной опоры на собственные силы», задача которых уменьшить зависимость развивающихся стран от развитых, ориентация их экономик на взаимный обмен, финансовую взаимопомощь, сотрудничество в производстве продовольствия, энергии, создании собственной инфраструктуры.

В конце XX века усилился процесс дифференциации стран Юга: появились лидеры (новые индустриальные страны) и аутсайдеры (наименее развитые страны). В этот период правительства некоторых стран Азии, Африки, Латинской Америки начали проведение либеральных реформ в экономике и демократическое реформирование политической системы.

Особый интерес для России представляет опыт стран Латинской Америки. Аргентина, Мексика, Бразилия поставили цель интеграции в мировую экономику. На выбор цели повлияли как внутренние, так и внешние факторы.

Внутренние факторы интеграции:

- экономический застой;

- неконкурентноспособность продукции на мировом рынке;

- рост безработицы;

- социальная напряженность.

Внешняя причина активизации интеграционных процессов – глобализация мировой экономики. Вхождение в мировую экономику требовало коррекции внутренней и внешней политики. Процессы либерализации и демократизации принесли странам Латинской Америки определенные положительные результаты:

- снизились темпы инфляции;

- увеличились темпы роста торговли;

- вырос приток иностранных инвестиций;

- возобновился экономический рост.

Одновременно обнаружились и отрицательные последствия глобализации:

- резкое обострение конкуренции во всех регионах континента;

- увеличение безработицы;

- рост банкротства;

- снижение оплаты труда рабочих и служащих;

- усиление экономической неустойчивости;

- опережающие темпы роста импорта над экспортом;

- увеличение внешней задолженности.

Отрицательные тенденции привели к росту социальной напряженности и смене правительств (Мексика, Аргентина). В Мексике впервые с 1927 года утратила власть Институционно-конституционная партия (декабрь 2000 года). Страны Латинской Америки не заняли прочных позиций на мировом рынке. В углубляющемся процессе разделения труда они сокращают свою долю в производстве товаров обрабатывающей и легкой промышленности, увеличивая экспорт нефти, природного газа, урана, сельскохозяйственного сырья. Это обстоятельство делает страны Латиноамериканского континента более зависимыми от США, Канады, Западной Европы.

Некоторые факторы сближают страны Латинской Америки с Россией. В настоящее время Россия, Аргентина, Мексика, Бразилия имеют примерно одинаковый вес в международных отношениях. Позиция этих государств интересует руководителей «группы семи» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония), но при выработке решений в большинстве случаев не принимается в расчет. Незаинтересованность в становлении однополюсного мира и стремление к формированию многополярного объективно сближает интересы государств Латинской Америки и России.

Одним из наиболее динамичных регионов современного мира является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Предпосылкой быстрого развития «четырех азиатских драконов» (Южной Кореи, Гонконга, Тайваня, Сингапура) и новых индустриальных стран (НИС) второй волны (Таиланд, Малайзия, Индонезия) был массированный приток капитала из промышленно развитых государств, в первую очередь, США и Японии. Либерально-демократические реформы в странах юго-восточной Азии способствовали интеграции этих стран в мировую экономику, росту среднего класса, стабилизации политической системы.

Показательными являются достижения Сингапура. Страна занимает второе место в мире (после США) по производству передвижных буровых установок для разработки месторождений нефти на морском шельфе; Сингапур – третий по величине центр нефтепереработки в мире (после Хьюстона и Роттердама); занимает третье место в мире по количеству известных банков (после Лондона и Нью-Йорка). Десятки миллионов долларов сингапурские компании получают от экспорта орхидей, объявленных национальным цветком.

В группу лидеров стран Юга входят аравийские нефтяные монархии: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты – ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн. Эта группа стран, как и государства АТР, взяла за образец западную модель развития. Однако, в отличие от стран АТР, в процессе общественно-политической модернизации использовались не зарубежные инвестиции, а доходы от нефти. К концу XX века основная часть социально-экономических реформ была проведена, стали очевидными положительные результаты в финансовой сфере, развитии промышленности, инфраструктуры, образования, социального обеспечения и материальной культуры. В аравийских монархиях были созданы отрасли нефте- и газоперерабатывающей промышленности, увеличился объем валютных поступлений. К отрицательным последствиям модернизации необходимо отнести закрепление подчиненного положения нефтеэкспортирующих стран в международном разделении труда; зависимость от нефтедолларовых поступлений.

Либерализация экономики не избавила аравийское общество от противоречий, в основе которых лежит борьба между традиционным и современным, старым и новым.

Возрастание роли государства в процессе модернизации укрепило власть, во главе которой короли, эмиры, шейхи. Во всех аравийских монархиях авторитарный политический режим. Несмотря на успехи в развитии образования, уровень политической культуры подданных остается низким. Видимо, в ближайшем будущем ведущую роль в жизни аравийского общества будет играть государство при сохранении авторитарного политического режима. Процесс демократизации в Аравии развивается на основе традиций племенной демократии, конституционной основой арабских государств является Коран.

Концепция вестернизации, т.е. ориентации на политические институты Запада, не находит поддержки среди большинства африканских стран. Современные африканские государства имеют разную социально-политическую и социально-экономическую направленность. Они в большей степени, чем государства других континентов сохраняют политическую и экономическую зависимость от внешнего мира: от стран Западной Европы и США, от транснациональных корпораций и международных финансовых центров. В Африке большее число, чем в других регионах, наименее развитых стран.

В политическом плане для африканских стран характерны авторитарные политические режимы. Это обусловлено экономической отсталостью, слабой социально-классовой дифференциацией общества, отсутствием элементов гражданского общества и правового государства. Формированию авторитарных режимов способствовали и внешние обстоятельства: более 30 лет Африка была полем соперничества Запада и Востока. Каждая из двух общественно-политических систем поддерживала тот или другой политический режим, население африканских стран выступало объектом политики.

Страны Африки находятся в сложном клубке противоречий: между исламским фундаментализмом и светскими формами государственности (Алжир, Египет, Судан); между многочисленными этническими группами. Большинство африканских государств вошли в XXI век в состоянии системного кризиса. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Судан, Сомали. Повышение роли Африки в системе международных отношений может быть связано с реализацией Программы нового международного экономического порядка, предоставления наименее развитым странам режима преференций. Противостоять неоколониальной зависимости они могут только при объединении усилий в политической, экономической, духовной сферах жизни африканского общества.

В развитии сотрудничества между освободившимися странами, между государствами Севера и Юга возрастает роль международных и региональных организаций.

 

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Экономика и политика развивающихся стран.

2. Новые формы неравенства между Севером и Югом, Востоком и Западом.

3. Роль мирового сообщества в гармонизации отношений Восток – Запад, Север – Юг.

ЛИТЕРАТУРА

- Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции. МЭ и МО, 2002 г., № 5.

- Ливенцев Н., Лисоволик Я. Региональные аспекты присоединения России к ВТО. МЭ и МО, 2002 г., № 5.

- Добринская О. Отношения Японии с крупными державами АТР. МЭ и МО, 2003 г., № 3.

- Волков А. Северные страны на рубеже тысячелетий. МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Пивоваров Ю. Сжатие «экономической ойкумены» России. МЭ и МО, 2002 г., № 4.

- Латинская Америка в глобальной системе мирохозяйственных связей. МЭ и МО, 2002 г., № 4.

- Яковлев А. Аравийские монархии на пороге эпохи глобализации. МЭ и МО, 2002 г., № 5.

- Гельбрас В. Китайский общий рынок? МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Федоровский А., Димитров Д. Развитие интеграционных процессов в АТР: роль и приоритеты Южной Кореи. МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Лукин А. Россия и две Кореи – проблемы и перспективы. МЭ и МО, 2002 г., № 6.

- Володин Д.А. США и Северная Корея: от Буша – старшего к Бушу – младшему. США и Канада, 2003 г., № 3.

- Обознов С. Россия и Латинская Америка в ООН: проблемы, сотрудничества. МЭ и МО, 2002 г., № 2.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...