Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ ( 1 класс )

1. По горизонтали
2. 1. Под полом таятся, кошки
3. боятся. ( Мыши )
4. 2. Нахмурится, насупится,
5. в слёзы ударится. ( Туча )
6. 3. Где упрётся хвостом, станет

дырка потом. ( Туча)

4. Бегут по дорожке доски да ножки. ( Лыжи )

5. Ходят с края на край, режут чёрный каравай. ( Ножи)

6. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука)

Если кроссворд заполнен правильно, то по вертикали прочтёте слово на тоже правило.

Упражнение на уменьшение у детей разницы в скорости и правильности чтения простых по структуре слогов и слогов со стечением согласных.

 

Замечено, что чем длиннее слог, тем больше ошибок учащийся делает при его прочтении, и с тем меньшей скоростью его читает. Тренировка в чтении может быть построена следующим образом. Учащимся для чтения предлагаются карточки с отпечатанными на них столбиками односложных слов.

 

Слоги бывают разного типа

· согласный – гласный ( СГ )

· гласный – согласный ( ГС )

· Согласный – гласный – согласный ( СГС ) и т.д.

 

СГ СГС СГС СГСЬ ГС ССГС ССГС ССГСС
на рак дай Соль от труд парк хвост
да пар май Боль из крот март дрозд
не сок бей Пыль ах стол торт крест
по суп пой Рысь уж стул волк столб
ля вес лей Гусь эх враг куст шторы
до зал лай Мазь яд друг лист штурм
за бык куй Моль ёж брат риск фланг
ты зуб дуй Даль ох флот винт бланк
но сыр вой Роль юг кнут фарш смерч

 

Чтобы избежать простого выучивания столбиков и увеличения скорости их чтения за счёт этого, желательно иметь для каждого типа слов – слогов несколько карточек, различающихся порядковым следованием слов. Для повышения интереса к занятиям карточки могут различаться по цвету.

 

Упражнение, развивающее внимание, способствующее увеличению поля чтения.

Проводится индивидуально. У каждого ученика карточка. Это упражнение может быть использовано как на уроках чтения, так и на уроках русского языка.

Задание:

· зачеркнуть повторяющиеся слоги;

· из оставшихся слогов составить слово.

ВО КУ СА ЗА МЕ
БИ РО СУ ВИ НЕ
НЕ БИ ЛЮ РЫ ЗА
МЕ ЗА РЫ КУ ЛЮ
РЫ НА СУ ВИ СА

 

Упражнения по развитию памяти

Эти упражнения имеют свой целью увеличить промежуток времени между моментом восприятия слова и моментом правильного воспроизведения его значения, увеличить время его удержания в памяти. Это важный момент чтения, так как понимание читаемого текста требует от ученика удержания в памяти значений прочитанных слов до конца смыслового отрезка.

Первая игра «Лото»

Ученик получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну из них и прочитав написанное на ней слово, ребёнок должен найти изображение этого животного на лежащей перед ним карте с 12 изображениями. Если ученику трудно справится с подобным заданием, то количество изображений можно уменьшить до 6.

Вторая игра «Магазин»

Ученику предлагают представить, что ему необходимо сходить в магазин, сделать покупки, но предварительно составить список, что именно он должен купить. Далее составляется список покупок. Вначале в него входят 3 – 4 предмета, затем длина списка увеличивается. Заранее подготавливается «МАГАЗИН», где есть не менее 20 – 30 предметов – игрушек, книг, учебных материалов. т.д. расположенных на столе. Ученик читает список 2 – 3 раза, затем идёт «магазин» и уже не пользуясь списком, отбирает нужные предметы и приносит их «домой».

Упражнение на правильное запоминания написания словарных слов

 

к а п в ь и д г о д а
т с у о к м о о п р а
а у д а р о р а т о б
я г о м о п й к а б а
е с о г о р о д л о ч
м е ж я д л ь п о к о
а н и е л е ф а т а м
т е н к о а о н и ш а
с а о о и р т а л о к
р р в о щ а к м о т о

 

Найди и зачеркни слова по теме «Огород». Из оставшихся букв составь слово по этой теме.

(кабачок, капуста, картофель, лопата, машина, молоток, морковь, огород, овощи, погода, работа, растение, семена, ягода, яблоко, помидор)

 

 

Упражнение, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи

Этапы работы:

1. Работа проводится в парах. Дети работают одновременно с одной карточкой. На одной стороне карточки словарное слово записано с выделенной буквой для запоминания, на другой – это же слово с пропущенной буквой. Один ребёнок выступает в роли учителя (проверяет по карточке), другой в роли ученика (отвечает, вставляя устно пропущенную букву). Затем дети меняются ролями.

2. Записывают эти словарные слова в тетрадь по памяти (индивидуально).

3. Самопроверка по карточке (индивидуально).

4. Предлагается карточка с предложением, набором предложений или с текстом, в котором надо вставить одно из словарных слов, подходящих по смыслу. Всё записывается в тетрадь (индивидуально, дифференцированно).

 

 

     
  1. Март – первый в . сенний ……….. . 2. Уголь имеет ……………. цвет. 3. В кустах спрятался трусливый ……………. . 4. Мальчик раскрасил солнце ………………….. карандашом.  

Упражнения по анализу родственных слов

Сказка «Каша из топора».

- Что просил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

Прочитайте, что ответила хозяйка, когда солдат попросил у неё соли («Соль – то у меня есть. Посоли»).

- Найдите в этой реплике похожие слова. Чем они похожи? (Похожи по смыслу)

- Что ещё общего у этих слов? Посмотрите на их написание. (У них есть одинаковая часть из одинаковых букв – соль – [сол '] ).

- Произнесите второе слово – пос [а] ли. Какой звук мы произносим после [с]? А какая буква пишется? Кто догадался почему? (Потому что в слове «СОЛЬ» мы произносим [о] и пишем «О»).

- Конечно, мы не можем сказать по-русски [саль], значит, и писать надо «О». А раз слово «ПОСОЛИ» близкое, родственное слову «СОЛЬ», то и в нём надо писать после «С» букву «О».

- Есть ли в сказке ещё слова с общей частью «СОЛЬ»? (Посолил) Какая буква должна стоять в этом слове после «С»?

- Придумайте свои слова, образованные от слова «СОЛЬ». (Солонка, солёный, пересолить). Какую букву пишем в них после «С»?

 

 

Упражнение «Найди и подчеркни нужный звук»

Проводится работа по определению в словах твёрдых и мягких звуков, выделение их в тексте, доказательство.

 

  Твёрдый звук Л, мягкий звук Л'   Мы в еловые тулупы деревца одели, Чтоб не мёрзли в холод лютый, в зимние метели.    
Одеяло белое Не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.   Как по небу с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала, сыпала На поля, озёрушки Белый пух да пёрышки.    
  Твёрдый звук Р, мягкий звук Р'   Какой это мастер на стёкла нанёс И листья, и травы, и заросли роз?   Жгуч мороз трескучий, на дворе темно. Серебристый иней запушил окно.   Смастерил кормушку под окном Ерошка. Прилетают птицы утром под окошко.    

 

Твёрдый звук З, мягкий звук З'   В звезде найдёшь ты букву З, И в золоте и в розе, В земле, в алмазе, бирюзе, В заре, в зиме, в морозе.  
  И ушаст, и глазаст, И пугаться горазд. Заберётся в куст и спит, Кочерыжку съест и сыт. (заяц)     Едет, едет взад – вперёд, В зубы возьмёт, На две части разоймёт. (пила)

 

  Твёрдый звук С, мягкий звук С'   Сыплет столько снега – с неба! На деревьях иней – синий!  
  Солнце яркое в апреле – Все в лесу повеселели: Белки рыжие мелькают, Зайцы серые гуляют, Даже чёрный старый крот В норке песенку поёт.     На заснеженной полянке – Я, зима и санки. Только землю снег покроет, Собираемся мы трое.

 

Упражнение «Докажи»

Проводится работа по определению в словах звонкого или глухого звука с доказательством.

  Звонкая З и глухая С
  Коси коса, пока роса; Роса долой – коса домой.   В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)
  Зина привела нас в зоопарк. В зоопарке разные звери.   Тут полосатые зебры, А там слоны.   За забором стоит полосатая зебра. Здесь пусто, барсук спит.  

 

 

  Звонкая Д и глухая Т  
Скороход бежит, Земля дрожит.   Летит – гудит, А как сядет замолчит.   По реке идёт домок, Из трубы идёт дымок.   Тук – тук молотком, Строим, строим новый дом.    

 

  Звонкая Б и глухая П  
Золотой клубочек, А спрятался дубочек.   Не лезь больше на забор, Закрой калитку на запор.   В сумке есть у нас баранки, Булки, пирожки, буханки Любит Оленька печенье, Любит Поля чай с вареньем.   Выручайте поскорее, Мы в плену у бармалея.
 
  Звонкая Ж и глухая Ш  
Шесть мышат в шалаше шуршат, Шесть жуков в банке жужжат.  
У желтенького солнышка Лучики белёшеньки.   Кружат в воздухе Белые снежинки. Эта буква широка И похожа на жука.   Наташе купили лыжи, Жене купили шубу.  

 

Работая с этими текстами, дети обогащают свой словарный запас слов, учатся слышать стихотворную форму текста, учатся работать с текстом. Происходит звукобуквенный анализ слов. Данные упражнения приучают детей к самостоятельной работе на уроке. Они могут быть использованы как закрепление пройденного материала.

 

 

Упражнение «Соедини линиями»

 

Цель: закрепление программного материала по русскому языку.

 

Таблица вставляется в файл и по нему ученик фломастером проводит линии, согласно предложенному заданию. Задание можно усложнять по усмотрению учителя.

 

 

 

 

 

   

 

 

Парные звонкие и глухие согласные
т д л
спешат защитить сосна
солнце грустный праздник  
б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с
Безударные гласные

 

 

родительныйпадеж
винительный падеж
предложный падеж
(любуюсь) кем? чем?
(вижу) кого? что?
(нет) кого? чего?
а о и е
дубки дождь низкий
Непроизно-симые согласные
кто? что?
(говорю) о ком? о чём?
(дам) кому? чему?
творительный падеж
дательный падеж
именительный падеж

 

 

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...