Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»

Методические указания

К выполнению расчетной работы

Набережные Челны

Выбор способа перевозки груза и его обоснование

Выбор способа перевозок должен базироваться на характере проектируемых перевозок и условиях их осуществления. Основными факторами, определяющими выбор способа перевозок, являются: род (вид) перевозимого груза, характер грузопотока (мощность, партионность и сезонность), расстояние перевозки, условия погрузки и разгрузки, дорожные условия, особенно­сти вида и организации перевозок, срочность доставки груза.

При выборе того или иного способа перевозок грузов окончательный выбор должен быть сделан в пользу того метода, который позволяет обеспечить наибольшую эффективность использования подвижного состава, сокращение потерь груза и снижение себестоимости перевозок.

В расчетной работе должна быть рассмотрена возможность и доказана целесообразность организации перевозок грузов одним из следующих наиболее прогрессивных методов: централизованные перевозки; перевозки грузов в контейнерах; пакетные перевозки грузов; пе­ревозки грузов бригадно-комплексным методом; пе­ревозки грузов методом бригадного подряда; бестар­ные перевозки сыпучих, пылевидных и жидких гру­зов; перевозки грузов специализированным подвижным составом; использование автопоездов на перевозках грузов; перевозки грузов по рациональным маршру­там; перевозки грузов в смешанном и прямом смешан­ном сообщении и др.

Выбор метода организации движения на маршруте

Маршрут представляет собой установленный (намеченный), а при необходимости и оборудованный, путь следования автотранспорта между начальным и конечным пунктами. При проектировании организации перевозок на маршруте должен быть принят оптимальный для данных усло­вии перевозок метод движения подвижного состава, обеспечивающий его наибольшую производительность, безопасность, выполнение планов и графиков перевозок, минимальные порожние пробеги и себестоимость перевозок, а также ускорение доставки грузов и их со­хранность.

В процессе проектирования перевозок по маятни­ковым маршрутам с обратным порожним пробегом ав­томобилей должны быть изучены и использованы воз­можности полной или частичной загрузки обратных ездок. При этом должны быть исследованы также и возможности маршрутизации перевозок с организа­цией кольцевого движения и обеспечением максималь­но возможного значения коэффициента использовании пробега.

При проектировании перевозок по развозочным или сборным маршрутам следует изучить возможности организации одновременного развоза и сбора груза на маршруте, а сами маршруты необходимо исследо­вать с применением математических методов.

В расчетной работе при перевозке грузов авто­поездами необходимо рассмотреть возможность и це­лесообразность организации их движения со сменны­ми прицепами или полуприцепами.

При проектировании организации междугородных автомобильных перевозок грузов должен быть сделан обоснованный выбор между сквозным (при одиночной или турной системах езды ) и участковым методом дви­жения на маршруте. Следует рассмотреть также воз­можность организации междугородных перевозок гру­зов по системе тя­говых плеч.

Выбор подвижного состава, его обоснование и характеристика

Правильный выбор подвижного состава, соответ­ствующий характеру перевозимого груза и условиям перевозок, имеет важное значение для обеспечения проектируемых (новых) перевозок при возможно бо­лее высоком их качестве и с наименьшими транспорт­ными издержками.

Выбор конкретного типа подвижного состава осуществляется, прежде всего, по соответствию кузова автомобиля для перевозки грузов данного груза. При выборе необходимо рассматривать несколько вариантов автомобилей. Выбор же конкретной марки автомобиля может быть осуществлено сравнением вариантов по часовой производительности и себестоимости перевозок, пользуясь справочными данными, приведенными в работе [4].

Принятый тип подвижного состава должен в наи­большей степени соответствовать характеру и струк­туре грузопотока, срочности доставки, стабильности грузообразующих и грузопоглощающих пунктов, расстоянию перевозок, дорожно-климатическим условиям, способу и уровню органи­зации погрузочно-разгрузочных работ, а также обес­печивать перевозки данною вида груза с наименьши­ми трудовыми и материальными затратами, т.е. при наименьшей себестои­мости перевозок и наибольшей их рентабельности.

Чтобы решить вопрос о выгодности применения автомобилей-самосвалов (или самопогрузчиков) или автопоездов (с перецепкой прицепных звеньев) по сравнению с применением базовых бортовых автомо­билей, следует использовать метод обоснования та­кого выбора при помощи равноценного расстояния перевозок. В этой части пояснительной записки курсового проекта необходимо привести краткую техническую характеристику принятого типа подвижного состава (автомобиля, прицепов и полу­прицепов).

Выбор маршрута

Маятниковые маршруты с обратным негруженым пробегом обеспечивают наименьший коэффициент ис­пользования пробега, наименьшую производитель­ность и более высокую себестоимость перевозок. Наи­более целесообразна организация движения по маят­никовым маршрутам с обратным полностью или час­тично груженым пробегом. Если нет условий для ор­ганизации таких маршрутов, то рассматривают воз­можность составления кольцевых маршрутов с ана­лизом возможных вариантов и выбором рационально­го из них.

В этой части расчетной работы следует привести предлагаемые схемы марш­рутов движения подвижного состава с эпюрами грузо­потоков.

Таблица 1 - Уровень технико-эксплуатационных показателей использования

подвижного состава на маршруте

Показатели Единица измерения Условное обозначение Значение показателей при проектируемой организации перевозок
Маршрут 1 Маршрут 2 и т.д.
Коэффициент выпуска подвижного состава Время в наряде Время простоя под погрузкой и разгрузкой на 1 ездку с грузом Коэффициент использования грузоподъемности Среднетехническая скорость Марка автомобиля Марка прицепа Грузоподъемность: автомобиля прицепа - ч   ч   - км/ч - -   т т αВ ТН t П-Р γ VТ q qп      

При проектировании перевозок грузов автопоез­дами расчетное значение коэффициента использова­ния грузоподъемности автомобиля и время простоя под погрузкой и разгрузкой определяют сле­дующим образом.

При перевозке грузов 1-го класса

γС = (q + qп) / q ,

где q и qп — номинальная грузоподъемность соответственно автомобиля и прицепа, т.

При перевозке грузов 2, 3 и 4-го классов

γС = (q + qп) γР / q ,

где γР - расчетное значение γ для грузов данного класса.

Время простоя автопоезда под погрузкой и разгрузкой

tП­Р = tIП­Р+tП-О;

где tIП­Р - простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, ч;

tП-О - время простоя при прицепке, отцепке прицепа на одну ездку с грузом, ч. .

Расчет годовой прибыли

П = Драб.г.эТФ WР – S), (1.32)

где П – прибыль от перевозки грузов, руб;

ТФ – тариф на перевозку, руб/т·км;

S – общие затраты на перевозку, руб.

S = Аэ РН Sткм, (1.33)

где SТКМ - себестоимость, приходящаяся на единицу транспортной работы

SТКМ = (SПЕР + SПОС [(LЕГ + βЕVТ tП­Р)/LЕГ VТ])/ q gД βЕ, (1.34)

где SТКМ – себестоимость грузовых перевозок, руб/т·км;

SПЕР – переменные затраты приходящиеся на единицу транспортной работы, руб/км;

SПОС - постоянные затраты приходящиеся на единицу транспортной работы, руб/ч. Значения SПЕР и SПОС принимаются по справочному пособию [4];

gД – динамический коэффициент использования грузоподъемности;

 

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вельможин А.В. и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин; Волгогр. Гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2000. - 304 с.

2. Дегтерев Г.Н. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомбильном транспорте: Учебное пособие. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1980. - 264 с.

2. Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. - М.: АО «Транскосалтинг», НИИАТ, 1994. - 779 с.

3. «Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. №16.

4. Прейскурант справочных тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом, использование легковых автомобилей и автобусов. М.: НПФ «Трансэффект», 2001. - 195 с.

5. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 544 с.

6. Упаковка грузов: Справочник / Н.В. Акимов, Н.Н. Андронова, Н.М. Гаврюшин и др. - М.: Транспорт, 1992. - 380 с.

7.Гуджоян О.П., Троицкая Н.А. Перевозка специфических грузов автомобильным транспортом: Учебник. - М.: Транспорт, 2001. - 160 с.

8. Курганов В.И., Миротин Л.Б., Клюшин Ю.Ф. и др. Автомобильные грузовые перевозки: Учебное пособие. Под ред. Ю.Ф. Клюшина. - Тверь, Изд. Тверского ГТУ, 1999. - 442 с.

9. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 1995. - 105 с.

10. Минтранс РСФСР. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом: Изданы в соответствии с Уставом автом. тр-та РСФСР.-2-е изд. доп. - М.: Транспорт, 1984. – 168 с.

11. Плужников К.И. Транспортно-экспедиционное обслуживание: Учебное пособие. – М.: АСМАП,1996. – 348 с.

12. Ходош М.С., Дасковский Б.А. Организация, экономика и управление перевозками грузов автомобильным транспортом. – М.: Транспорт, 1989. – 287 с.

13. Лукинский В.С. Логистика автомобильного транспорта: Концепция. Методы. Модели. – М.: Транспорт, 2000.

14. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок / Л.А. Александров, А.И. Малышев, А.П. Кожин и др. – М.: Высш. шк., 1986. – 336 с.

15. Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1984. – 222 с.

16. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник. - 2-е изд. перераб. и доп. - Киев: Вища школа, 1986. - 447 с.

17. Ванчукевич В.Ф., Седюкевич В.Н., Холупов В.С. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие. - Минск: Вышейша школа, 1989. - 272 с.

18. Курганов В.М., Миротин Л.Б. Международные грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие. - Тверь: Изд. Тверского ГТУ, 1999. - 142 с.

19. Грифф М.И. Основы создания и развития специализированного автотранспорта для строительства: Учебное пособие. – М.: Издательство АСВ, 2003. – 144 с.

20. Ахметов Н.Д., Егошин Е.А., Фролов М.М., Хабибуллин Р.Г. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. – Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2000. – 58 с.

21. Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте: Учебник для специальностей 240100 / Л.Б. Миротин, А.В. Колик, А.Г. Гольдин и др. – М.: Брандес, 1997. – 311 с.

22. Ахполов И.К. Грузовой транспорт России. – М.: АСМАП, 1997. – 179 с.

23. Автотранспортные предприятия: нормативное регулирование деятельности.- 2-е изд., перераб., и доп. – М.: Современная экономика и право, 2002. – 456 с.

24. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

25. Силкин А.А. Грузовые и пассажирские автомобильные перевозки: Пособие по курсовому и дипломному проектированию. – М.: Транспорт, 1985. – 256 с.

 

Приложение 1

Варианты заданий для расчетной работы

 

№ вар. Пункты   Род груза Годовой объем перевозок, тыс. тонн Место базирова- ния подвижно- го состава
Погрузки (разгрузки) Разгрузки (погрузки)
  Н. Челны д. Коноваловка д. Кузембетьево д. Стар. Абдул Хлеб формовой в лотках     Н. Челны
    ЗСК Н.Город 52, 45 к-с п.ЗЯБ 18 к-с п.ГЭС 10, 7 к-с Кирпич силикатный     Р-н БСИ
    г. Наб. Челны   г. Казань Металло-изделия Порошки Промкомзона г. Наб. Челны
д. Кузкеево д. Тлянче-Тамак д. Кадырово   Н. Челны   Зерно     Н. Челны
АО “Булгарпиво” Н.Город 40, 29, 47, 59, 32 к-с Напитки в бутылках Пром. Ком. Зона
    г. Наб. Челны   г. Нижний Новгород Ванны металлич., войлок технич.   Р-н БСИ г. Наб. Челны
Аксубаево Билярск Базарн. Матаки   Нурлат   Свекла     Нурлат
  С-з “Весенний” Н.Город 53, 41, 43, 59 к-с, п.ГЭС 9 к-с Овощи свежие   Н.Город 19 к-с
      г. Челябинск   г. Наб. Челны Лесомате- риалы Кирпич пористый     г. Челябинск
Бурды Бирюган Коноваловка   Н. Челны   Мясо навалом     Н. Челны

 

Мясо- комбинат Н.Город 43, 56, 32 к-с п.ЗЯБ 18 к-с п.ГЭС 6 к-с   Мясо в ящиках   п.ГЭС 1 к-с
г. Наб. Челны г. Заинск Кирпич Сахар г. Заинск
  Н. Челны Тураево Кузкеево Юртово   Кирпич     Н. Челны
АО “Челны- холод” Н.Город 49, 45, 7, 30, 53 к-с Молоко и молочные изделия в пакетах   Н.Город парк “Гренада”
    г. Москва   г. Наб. Челны Воздухоподо- греватели Изделия жестяные     г. Наб. Челны
Тлянче-Тамак Бол. Нуркеево Саклов-Баш   Н. Челны   Молоко     Н. Челны
        г. Наб. Челны     г. Самара Изделия мучные Изделия кондитерские в ящиках           г. Самара
Оптовая база “Закамье” Н.Город 53, 41, 43, 59 к-с, п.ГЭС 9 к-с Обои   Пром. Ком. Зона  
    Н. Челны Бегишево Ниж. Бегишево Дмитровка   Напитки в Бутылках     Н. Челны
“АО” Челны-Хлеб Н.Город 50, 14, 2 к-с п.ГЭС 10, 3 к-с Хлеб формовой в лотках   Пром. Ком. Зона
    г. Екатерин- бург   г. Наб. Челны Заготовка стальная Инструменты слесарные   г. Екатерин- бург
    Казань Куралово Нарманка Шеланга   Шифер     Казань

 

    Главпочтамт Н.Город 25, 54, 7 к-с п.ЗЯБ 16 к-с п.ГЭС 5 к-с   Почта   Н.Город 11 к-с
  г. Наб. Челны г. Гродно Бумага всякая Балки стальные г. Наб. Челны
  Новошешминск Ерыклы Карамалы   Чистополь   Молоко     Чистополь
  Завод “ЖБИ-2000” Н.Город 58, 53, 46 к-с п.ГЭС 10, 7 к-с   Плиты железо- бетонные     Р-н БСИ
    г. Нефтекамск   г. Наб. Челны Изоляторы в ящиках Изделия абразивные     г. Нефтекамск
    Мамадыш Ниж. Таканыш Ишкеево Нижн. Уча Хлеб формовой в лотках     Мамадыш
  ЗЯБ Н.Город 40, 29, 47, 59, 32 к-с   Кирпич пористый     Р-н БСИ
    г. Наб. Челны   г.Рославль Баки метал- лические Баллоны для газов     г. Наб. Челны
    Казань Ямашурма Верхн. Ия Лен.-Кокушкино   Напитки в Бутылках     Казань
  Мясо- комбинат Н.Город 53, 41, 43, 59, к-с п.ГЭС 9 к-с Мясо в ящиках   п.ЗЯБ (за 2 зд. Пед. Института)
    г. Калуга г. Наб. Челны Бензоколонки Ванны метал- лические     г. Калуга
  Тат. Янтык Ямашурма Тат. Ходяшево   Казань   Зерно     Казань

 

    г. Наб. Челны   г. Балаково Изделия картонные Изделия резиновые     г. Наб. Челны
    Казань Ямашурма 25 Октября Шали   Кирпич     Казань
  Оптовая база “Закамье” Н.Город 41, 7, 25 к-с п.ЗЯБ 18 к-с п.ГЭС 9 к-с Изделия деревянные   п.ЗЯБ 19 к-с
    г. Омск   г. Наб. Челны Линолеум Люки металлические     г. Омск
  Шереметьевка Кузайкино Альметьево   Заинск   Свекла     Заинск
Кузнечный завод Агрегатный завод Стальные заготовки     Р-н БСИ
        г. Наб. Челны     г. Тюмень Инвентарь сельскохозяйсвенный Аккумулято-ры электрические         г. Наб. Челны
  Старошешминск Ерыклы Тат. Елтан   Чистополь   Мясо навалом     Чистополь
  АО “Булгарпиво”   Н.Город 3, 4, 53 к-с п.ЗЯБ 16 к-с п.ГЭС 4 к-с Напитки в бутылках (в ящиках) бочках   Н.Город 53 к-с
      г. Уфа   г. Наб. Челны Напитки безалкоголь ные Изделия мясные           г. Уфа
  Верх. Чершелы Петровск. Завод Бол. Нуркеево   Н. Челны   Лом черного Металла     Н. Челны

 

  С-з “Весенний” Н.Город 51, 41, 53 к-с п.ЗЯБ 16 к-с п.ГЭС 9 к-с   Овощи свежие   Н.Город 41 к-с
  Хлебо- комбинат Н.Город 43, 46, 25 к-с п.ГЭС 10, 3 к-с Хлеб формовой в лотках   Пром. Ком. Зона
    г. Наб. Челны   г. Воронеж Машины строительные Люстры   г. Наб. Челны
    Н. Челны Менделеевск С-з Воровского Аксарино   Доски Паркетные     Н. Челны
    Рыб. Завод Н.Город 1, 45, 53 к-с п.ЗЯБ 16 к-с п.ГЭС 9 к-с   Рыба и рыбо- Продукты     Р-н БСИ
    г. Новгород   г. Наб. Челны Материалы изоляционные Плиты гипсовые     г. Новгород
  Лен. Кокушкино Пестрецы Шали   Казань   Лом черного Металла     Казань
    ЗСК Н.Город 46, 50, 62 к-с, п.ЗЯБ 16 к-с п.ГЭС 7 к-с   Кирпич силикатный   Пром. Ком. Зона
    г. Наб. Челны   г. Ставрополь Изделия рыбные Бахчевые культуры.     г. Наб. Челны
  Казань Тат. Ходяшево Тат. Янтык Айша   Доски паркетные     Казань
Литейный завод Кузнечный Завод Стальные заготовки     Р-н БСИ
        г. Красноярск     г. Наб. Челны Изделия сантехничес- кие Плиты пластмасс.           г. Красноярск
    Заинск Сарманово, Русск. Акташ, Шереметьевка   Шифер     Заинск
  АО “Челны- Холод” Н.Город 30, 6, 56 к-с п.ЗЯБ 17, 15 к-с Молоко и молочные изделия   Пром. Ком. Зона
    г. Наб. Челны г. Санкт- Петербург Проволка разная Машины стиральные     г. Наб. Челны

 

 

Приложение 2

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Утверждено Постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 года №16 (в ред. Постановления Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей (далее — водители) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2. Положение является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на тер­ритории Российской Федерации организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчинен­ности (за исключением водителей, занятых на международных перевоз­ках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и/или пассажиров с коммерчес­кой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам (вред. Постановления Мин­труда России от 23 октября 2001 года № 77).

3. Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.

4. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм настоящего Положения.

II. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

5. В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контрак­та), трудовым распорядком или графиком работы.

6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать40-часов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов.

7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пас­сажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других пере­возках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период мо­жет устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжитель­ность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормаль­ного числа рабочих часов.

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с ра­ботником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложе­нии к нему.

8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если Пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации. (Абзац введен Постановлением Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77.)

9. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобиль­ные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пун­ктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций продолжительность ежедневной работы (сме­ны) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжи­тельность управления автомобилем в течение периода ежедневной рабо­ты (смены) не превышает 9 часов(в ред. Постановления Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77).

10. Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (подп. «б» п. 12 настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время пе­рерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

11. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

12. В состав рабочего времени водителя включается:

а) время управления автомобилем:

б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической по­мощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13. Ежедневная продолжительность управления автомобилем (подп. «а» п. 12 настоящего Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при пере­возке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метров и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

14. После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя (подп. «б» п. 12 настоящего Положе­ния) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания (п. 19 настоящего Положения) указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (п. 4 настоящего Положения). (Пункт в ред. Постановления Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77.)

15. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подп. «в» п. 12 настоящего Положения), и время проведения медицинского осмот­ра водителя (подп. «г» п. 12 настоящего Положения) устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепля­емому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему

16. Время охраны груза и автомобиля (подп. «з» п. 12 настоящего Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.

17. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (подп. «и» п. 12 настоящего Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при на­правлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, уста­навливается работодателем по согласованию с соответствующим выбор­ным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с ра­ботником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложе­нии к нему.

III. ВРЕМЯ ОТДЫХА

18. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;

б) ежедневный отдых;

в) еженедельный отдых;

г) отдых в праздничные дни;

д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллек­тивным договором (соглашением);

е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

19. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы(в ред. Постановления Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов (вред. Постановления Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77).

Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудо­вом договоре (контракте) или приложении к нему.

20. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунк­тах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не ме­нее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредствен­но после возвращения к месту постоянной работы.

21. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна состав­лять не менее 42 часов.

22. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце дол­жно быть не менее числа полных недель этого месяца.

23. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов (в порядке, предусмотренном пп. 7, 8 настоящего Положения) продолжитель­ность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

24. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда при­остановка работы невозможна по производственно-технич

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...