Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к практическим (семинарским) занятиям,

Б3.Б.11 Экономика труда

Б3.Б.12 Экономика труда

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям,

самостоятельной работы студентов и

Выполнению реферата, контрольной работы

 

 

Направление подготовки

Экономика

 

Профиль подготовки: Экономика предприятий и организаций,

Бухгалтерский учет, анализ и аудит,

Финансы и кредит,

Налоги и налогообложение

 

 

Уфа – 2013

 

УДК 339.5:378.147

ББК65.298:74.58

М 54

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 от 30 августа 2013 г.).

 

Составители: к.э.н., доцент Лукьянова М.Т.

 

Рецензент: Кафедра организации аграрного производства, к.э.н., доцент Вострецова Т.В.

 

 

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономики аграрного производства к.э.н., доцент Галиев Р.Р.

 

Оглавление

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ  
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ПО СЕМИНАРСКИМ, ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ  
  3.1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  3.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ  
  3.3 ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  3.4 ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ реферата и контрольной работы
  4.1 оСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮреферата и контрольной работы  
  4.2 ВЫБОР ТЕМЫ реферата и контрольной работы
  4.3 СОДЕРЖАНИЕ реферата и контрольной работы
    4.3.1. вопросы
    4.3.2 задачи
    4.3.3 тесты
  4.4 Использование литературных и информационных источников  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 


ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

История развития человечества – это и история социально-экономических отношений, составной частью которых являются отношения труда.

Экономика труда как учебная дисциплина рассматривает закономерности социально-экономической жизни в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявлений категорий труда, таких как занятость, организация труда, производительность труда, заработная плата, мотивация труда.

Экономика труда изучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда. Экономику интересует сам процесс создания стоимости. Для нее важны трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла.

Предметом курса «Экономика труда» являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе труда под влиянием различных факторов технического, организационного, кадрового и иного характера.

В соответствии с рабочим учебным планом студенты очного обучения изучают дисциплину «Экономика труда» на III курсе. На изучение дисциплины отводится 144 часов, в том числе аудиторных занятий 72, из них: 36 часов лекций, 36 часа практических и семинарских занятий.

Целью изучения курса является формирование области знаний в сфере рациональной и эффективной организации труда и его оплаты для задач управления. Подготовка специалиста, профессионально занимающегося предпринимательской, в том числе экономической и маркетинговой деятельностью, предполагает целостное восприятие им определенного круга знаний, владение культурой мышления на основе общечеловеческих, а также правовых и этических норм государства, понимание им роли своей профессии в обществе. Все это предполагает грамотное использование знаний из области экономики труда.

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют эссе.

Контроль усвоения дисциплины осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы, включающей входной (в начале изучения модульной дисциплины), текущий (на занятиях), рубежный (по разделам-модулям) и выходной (экзамен) контроль знаний, умений и навыков студентов.

Текущая аттестация проводится на каждом аудиторном занятии. Формы и методы текущего контроля: устное выборочное собеседование, письменные опросы, проверка и оценка выполнения практических и домашних заданий, посещение всех лекционных и практических (семинарских) занятий (при наличии у студента пропусков практических (семинарских) занятий исключаются из рейтинга баллы по следующему принципу: 20% пропусков – 2 балла; 40% пропусков – 5 баллов; 50% пропусков – 7 баллов; более 50% пропусков – студент не допускается до итоговых испытаний) и др.

При изучении каждого раздела дисциплины проводится рубежный контроль знаний с целью проверки и коррекции хода освоения теоретического материала и практических умений и навыков. Рубежный контроль знаний проводится по графику в часы практических занятий по основному расписанию.

В виде рубежного и итогового контроля используются тесты, собеседование с письменной фиксацией ответов студентов. Выполнение всех рубежных испытании является допуском к итоговому контролю.

Санкции в баллах: За нарушение сроков выполнения практических заданий по дисциплине минус 5% за каждую неделю просрочки.

Поощрения в баллах: За участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, активная работа на аудиторных занятиях, публикации статей, выполнение заданий повышенной сложности плюс 10 баллов за семестр.

 

Форма промежуточной аттестации Количество баллов
Текущий контроль Рубежный контроль Итоговый контроль Сумма баллов
Зачет (3 семестр)
Экзамен (4 семестр)

 

 

Градация перевода оценки из многобальной в форму итогового контроля (зачет):

· Зачтено – от 45 до 110 баллов (включая 10 поощрительных баллов);

· Не зачтено – от 0 до 44 баллов.

 

Градация перевода оценки из многобальной в четырехбальную:

· отлично – от 80 до 110 баллов (включая 10 поощрительных баллов);

· хорошо – от 60 до 79 баллов;

· удовлетворительно – от 45 до 59 баллов;

· неудовлетворительно – менее 45 баллов.

 

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятым в организации стандартами (ПК-3).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- базовые основы современной теории и методологии экономики труда;

- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность персонала предприятия;

- требования, предъявляемые к качеству рабочей силы в условиях рыночной экономики;

- условия эффективного функционирования рынка труда в России;

- методы и способы измерения уровня и динамики производительности труда;

- направления регулирования международной организации труда социально-трудовых отношений.

уметь:

- творчески использовать теоретические и практические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебными планами подготовки и самостоятельно применять их в практической деятельности;

- выявлять и правильно интерпретировать наиболее острые экономические проблемы формирования и использования трудового потенциала, формулировать предложения (рекомендации) по их возможному решению;

- рассчитывать показатели, характеризующие масштаб и уровень занятости;

- разбираться в системе регулирования заработной платы в народном хозяйстве и в ее элементах.

владеть:

- специальной экономической терминологией и современным аналитическим инструментарием данной дисциплины;

- важнейшими методами экономического анализа, используемыми в экономике труда.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ПО СЕМИНАРСКИМ, ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо тщательно изучить лекционный материал, рекомендуемую литературу, а также новые материалы, опубликованные в периодической печати: журналы «Трудовое право», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», «Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве», газеты «Российская газета», «Республика Башкортостан», «Труд» и другие.

Во время обсуждения вынесенных вопросов необходимо также осветить их правовую базу, экономическую политику государства (законы РФ и РБ, указы президентов РФ и РБ, постановления правительства РФ и РБ и другие документы).

Выступления студентов на семинарских занятиях должны сопровождаться цифровыми выкладками по соответствующим темам, которые подбираются из статистических сборников по РФ и РБ, материалов периодической печати.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Вопросы для самопроверки

1 Что изучает экономика труда?

2 Что такое труд, какова его роль в развитии человека и общества?

3 Каковы основные функции труда?

4 Каковы основные элементы общественной организации труда?

Качества жизни населения

1.1 Понятия «качество жизни» и «уровень жизни» населения, их соотношение.

1.2 Система показателей качества и уровня жизни населения.

1.3 Важнейшие социальные стандарты уровня жизни населения.

1.4 Денежные доходы населения, их виды и основные источники.

1.5 Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини).

1.6 Кривая Лоренца как отражение степени неравенства доходов.

 

Вопросы для самопроверки:

1 Что такое качество и уровень жизни населения, как соотносятся эти категории?

2 Какова мировая практика измерения качества и уровня жизни?

3 Назовите показатели уровня жизни.

4 Раскройте содержание концепции качества трудовой жизни, назовите ее основополагающие понятия.

5 Каковы задачи и основные направления повышения качества трудовой жизни?

6 Охарактеризуйте основные подходы к оценке бедности?

Партнерства в сфере труда

1.1 Механизм реализации системы социального партнерства, значение и инструменты его правовой составляющей.

1.2 Становление и развитие социального партнерства в России.

1.3 Трудовые конфликты как особая форма трудовых отношений.

1.4 Способы разрешения трудовых конфликтов.

 

Вопросы для самопроверки:

1 Каковы основные сферы реализации трудового партнерства?

2 Каковы элементы механизма реализации системы социального партнерства?

3 Каковы основные методы взаимодействия субъектов социального партнерства?

4 В чем сущность и объективная основа конфликтов в социально-трудовой сфере?

 

Способы их разрешения

1.1 Конфликты в социально-трудовой сфере, причины их возникновения.

1.2 Влияние договорных отношений на снижение социальной напряженно­сти в коллективе и предупреждение конфликтов.

1.3 Методы разрешения социально-трудовых конфликтов в коллективе.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1 Какие типы и виды конфликтов Вам известны?

2 Каковы основные способы разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере?

3 Что понимается под трудовыми спорами и какова основа их воз­никновения?

4 Понятие коллективного трудового спора и причины, их вызываю­щие.

5 Каковы этапы развития конфликтной ситуации в трудовом кол­лективе?

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Производительности труда

 

7.1Определить численность населения трудоспособного возраста на конец года, если за текущий год есть такие данные:

· численность населения трудоспособного возраста на начало года – 70 млн. чел.;

· численность умерших в трудоспособном возрасте на протяжении года – 0,2 млн. чел.;

· численность молодежи, достигшей в текущем году трудоспособного возраста – 2 млн. чел.;

· численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году – 1,6 млн. чел.

 

7.2Определите часовую, дневную и годовую выработку одного рабочего исходя из следующих данных: произведено продукции в отчетном году на сумму 16000 тыс. руб., среднегодовая численность рабочих – 850 чел., отработано за год 221 тыс. чел.-дн., 1480 тыс. чел.-ч.

 

7.3Определить возможный рост производительности труда в хозяйстве (в %), если потери рабочего времени с 8,5% намечено сократить в отчетном году до 4,7%.

7.4Определить снижение затрат, высвобождение рабочих и рост производительности труда за счет проведения ряда организационно – технических мероприятий, используя следующие данные: годовой выпуск изделий составляет 53 тыс. ед., трудоемкость одного изделия уменьшилась с 1 января на 6 мин. и составила 50 мин., годовой фонд времени одного рабочего составляет 1960 ч.

 

 

Реферата и контрольной работы

 

Выполнение реферата и контрольной работы по дисциплине «Экономика фирмы» предназначено для закрепления теоретических знаний, приобретенных студентами при изучении этой дисциплины и углубления их в результате самостоятельной работы над одной из выбранных тем при написании работы.

Реферат это краткая письменная творческая работа студента на определенную тему. В реферате выражается индивидуальная позицию автора по научной проблеме, излагается собственное мнение по теме.

Основное назначение контрольной работы -изучить теоретические вопросы, методику оценки экономической эффективности труда, осуществляемых в связи с реализацией различных мероприятий..

Формы рефератов могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, при­меров, иллюстрирующих исследуемую проблему.

Работа над рефератом имеет целью углубленное изучение избран­ной темы, предполагающее творческое освоение современной научной литературы, периодической печати и иных источников информации и овладение навыками логически связного пись­менного изложения материала по исследуемой теме.

Написание работы в форме реферата призвано развить у студентов навыки самостоятельной научной работы, творческого мышления и письменного изложе­ния собственных мыслей. Таким образом, помимо глубокого ос­воения темы, четкого лаконичного изложения сути поставлен­ной проблемы, реферат обязательно должно содержать самостоя­тельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонст­рирующие собственную позицию автора.

В методических указаниях даются темы с соответствующим приложением к ним краткого содержания, которое охватывает в целом суть изучаемых вопросов. В соответствии с выбранной темой студент отбирает рекомендуемый преподавателем список литературы в области экономики труда.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И

ОФОРМЛЕНИЮ реферата и контрольной работы

 

Серьезное внимание должно быть обращено на оформление работы. При этом в ней должны быть выдержаны требования стандарта организации СТО 0493582-004-2010, утвержденным приказом ректора БГАУ 01.09.2010 г. При наличии любых отклонений от данного стандарта контрольная работа возвращается на доработку студенту.

Работа должна быть пронумерована, начиная с 3-ей страницы. Общий объем реферата и контрольной работы не должен превышать 20 страниц печатного текста в текстовом редак­торе Word, размер шрифта 14, полуторный межстрочный интер­вал. Превышение указанного объема рассматривается как неумение автора системати­зировать материал.

Период исследования должен охватывать не менее 3-х последних лет. Табличный и графический материал, не вмещающийся в одну страницу, следует размещать в приложениях.

Реферат и контрольная работа в окончательно оформленном виде представляется на кафедру в установленные сроки. Дата ее поступления фиксируется в специальном журнале. Руководитель реферата и контрольной работы после ее проверки решает вопрос о допуске к защите. Защита эссе оценивается специальной комиссией, включающей трех преподавателей. Максимальный балл, который может получить студент, на отлично написанную работу – 20 баллов, на хорошо – 14 баллов, на удовлетворительно – 7 баллов.

При оценке качества письменной работы учитываются самосто­ятельность выполнения работы, знание и понимание теоретическо­го материала, использование специальной лексики, применение методов сравнения, обобщения и анализа, ясность и четкость изло­жения материала. Приветствуется изложение альтернативных взглядов на проблему. Обязательным является формулировка соб­ственного заключения или вывода по проблеме. Требования к оформлению работы включают в себя соблюдение грамматических и стилистических норм русского языка, правильное оформление цитат, использование графических и табличных форм представления материала, применение рекомендуемого формата титульного листа.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ реферата и контрольной работы

 

4.3.1 Вопросы

 

1. Основные понятия экономической теории, связанные с трудом.

2. Характеристики и структура занятости.

3. Организация труда в обществе, характеристика её основных элементов.

4. Рынок труда: понятие, состояние, тенденции.

5. Связь экономики труда с другими науками.

6. Формы и основные показатели безработицы.

7. Виды и границы разделения труда.

8. Структура, функции и права государственной службы занятости.

9. Трудовые перемещения и трудовая мобильность в условиях рыночных отношений: понятие, виды, тенденции.

10. Международная организация труда и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений.

11. Структура Международной организации труда.

12. Механизм реализации системы социального партнерства, значение и инструменты его правовой составляющей.

13. Основные задачи Международной организации труда.

14. Трудовые конфликты как особая форма трудовых отношений.

15. Основные методы работы Международной организации труда.

16. Способы разрешения трудовых конфликтов.

17. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений.

18. Становление и развитие социального партнерства в России.

19. Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория.

20. Вознаграждение и стимулирование труда: цели и принципы.

21. Трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура.

22. Сущность и функции заработной платы.

23. Структура конфликта.

24. Воспроизводство населения как фактор формирования человеческих ресурсов.

25. Последствия трудовых конфликтов.

26. Трудовой потенциал общества: сущность, показатели
и структура.

27. Рекрутинговые и кадровые агентства как элемент инфраструктуры рынка труда.

28. Особенности российского рынка труда.

29. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.

30. Нетрадиционные системы оплаты труда.

31. Факторы и резервы роста производительности труда.

32. Трудоёмкость единицы продукции как показатель производительности труда.

33. Методы и способы измерения выработки продукции.

34. Методы исчисления уровня и динамики производительности труда.

35. Понятия «качество жизни» и «уровень жизни» населения, их соотношение.

36. Система показателей качества и уровня жизни населения.

37. Важнейшие социальные стандарты уровня жизни населения.

38. Денежные доходы населения, их виды и основные источники.

39. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини).

40. Кривая Лоренца как отражение степени неравенства доходов.

41. Направления государственного регулирования заработной платы.

42. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и составляющие.

43. Формы и системы оплаты труда работников, их назначение и условия применения.

44. Непрерывное образование населения, его сущность и необходимость.

45. Статистический анализ бедности и малообеспеченности в России.

46. Современная демографическая ситуация в России, ее влияние на формирование трудовых ресурсов.

47. Миграционные процессы в РФ, их характеристики и тенденции.

48. Статус безработного в РФ, понятия подходящей и неподходящей работы.

49. Стоимостной метод измерения выработки продукции и его разновидности.

50. Натуральный и трудовой методы измерения выработки продукции.

51. Основные формы проявления труда.

52. Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике и влияние на него воспроизводства населения.

53. Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы.

54. Формы разделения и кооперации труда.

55. Основные элементы организации оплаты труда и его материального стимулирования.

56. Условия труда и определяющие их факторы.

57. Производственная операция.

58. Формы организации труда и условия их эффективности.

59. Организация рабочих мест и требования к ней.

60. Задачи научной организации труда, ее функции на предприятии.

 

 

Задачи

1. Рассчитайте коэффициент частоты заболеваемости, коэффициент тяжести заболеваемости и коэффициент нетрудоспособности в связи с заболеваемостью, если имеются следующие данные: количество случаев заболеваний – 15 чел., среднесписочное число работающих за анализируемый период времени – 300 чел., количество человеко-дней нетрудоспособности, обусловленных заболеваниями, за анализируемый период – 150 чел.-дн.

2. На участке в течение года необходимо обработать 50 тыс. деталей, норма выработки составляет 27 шт. выполнение норм – 118%, среднее число рабочих дней в году 224. Определить необходимую численность рабочих.

3.Рассчитайте среднегодовой темп роста прироста по имеющимся данным: численность трудовых ресурсов в конце периода – 1000 чел., число умершего населения трудоспособного возраста – 100 чел., численность родившегося населения – 50 чел., численность населения ушедших на пенсию – 15 чел.

4. Нормативная трудоемкость производства равна 160 тыс. нормо-ч, а фактическая – 145 тыс. чел.-ч. Определите выполнение нормы выработки.

5. При пятидневной рабочей неделе предприятие работает 256 дней, а реальный плановый фонд рабочего времени одного рабочего 225,4 дня, количество агрегатов – 8, число смен – 2, а норматив численности – 7 чел. Определить списочную численность.

6. За условный натуральный измеритель в сельскохозяйственном предприятий принята условная туша, трудоемкость выращивания которой составляет 15 нормо-дней. Во сколько условных туш будет оценена трудоемкость выращивания куриной туши в 21 нормо-дней, гусиной туши в 35 нормо-дней.

 

7. Потери рабочего времени на участке производства составляют 15%, и есть возможность сократить их при осуществлении соответствующих мероприятии до 7%. Определите рост производительности труда.

8. Плановый выпуск продукции 3000 шт., фактический – 2400 шт. Фактическая трудоемкость обслуживания на одно изделие 0,4 нормо-ч. Происходит увеличение массы выпускаемой продукции на 14%, степень загруженности транспортных рабочих 90%, планируется снижение трудоемкости работ на 6%. Рассчитайте плановую трудоемкость обслуживания на одно изделие.

 

9. Доля управленческого персонала в общей численности работающих до реорганизации составила 30%, а после нее 26%. Рассчитать рост производительности труда на предприятии.

10. Рассчитайте текущее состояние рынка труда, если совокупный рынок труда – 100%, а удовлетворенный спрос на труд – 75%. Экономически активное население – 50%. На графике совокупного рынка труда покажите: С – совокупный спрос на труд, П – совокупное предложение на труд, УС – удовлетворенный спрос на труд.

 

11. Производительность труда основных рабочих возросла на 8%, их доля в общей численности рабочих увеличилась с 58 до 60%. Определить индекс роста производительности труда рабочих.

12. Рассчитать коэффициент депопуляции населения и охарактеризовать его.

Численность населения на начало года – 3300 чел.

Численность населения на конец года – 3300 чел.

Численность населения умерших в течение года – 150 чел.

Численность населения родившихся в течение года – 150 чел.

 

13. Рассчитать коэффициент трудового замещения и охарактеризовать его, если: численность лиц вступающих в трудоспособный возраст – 1500 чел., численность лиц выбывающих из трудоспособного возраста – 500 чел., по естественным причинам – 100 чел.

14.Население страны составляет 178 млн. человек. В данный период времени из них:

- 25 млн. дети до 16 лет

- 20 млн. пенсионеры

- 750 тыс. лица находящиеся в исправительных колониях

- 12 млн. студенты

В стране зарегистрировано 2,1 млн. безработных. Нужно определить численность рабочей силы и уровень безработицы.

15. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.):

  Первый год Пятый год
Рабочая сила
Занятые

Рассчитать численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

16. В городе численность населения составляет 80 тыс. чел., коэффициент сокращения численности населения в базовом периоде – 4%; доля трудовых ресурсов – 72%. Определить перспективную численность населения и трудовых ресурсов на начало запланированного периода при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города.

17. Рассчитать уровень зарегистрированной безработицы, исходя из таких данных: количество трудовых ресурсов в области – 400 тыс. чел., численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 1360 тыс. чел., численность безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости – 40,8 тыс. чел.

 

18.Определить численность населения трудоспособного возраста на конец года, если за текущий год есть такие данные:

· численность населения трудоспособного возраста на начало года – 70 млн. чел.;

· численность умерших в трудоспособном возрасте на протяжении года – 0,2 млн. чел.;

· численность молодежи, достигшей в текущем году трудоспособного возраста – 2 млн. чел.;

· численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году – 1,6 млн. чел.

 

19. Расходы рабочего и его семьи на питание и другие жизненные средства, потребляемые ежедневно, составляют 20 ден. ед. Кроме того, на покупки, которые производятся раз в неделю, расходуется 40 ден. ед., раз в квартал – 400 ден. ед., раз в полгода – 800 ден. ед., раз в год – 4200 ден. ед. Определить дневную стоимость рабочей силы.

20. Численность трудоспособного населения области на начало года составляет 2,7 млн. чел.; работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет – 30 тыс. чел. На протяжении года в составе трудоспособного населения произошли изменения: перешло в трудоспособный возраст – 456 тыс. чел.; прибыло из других областей – 43 тыс. чел.; привлечено для работы 45 тыс. чел. пенсионного возраста; перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло – 1,8 тыс. чел. трудоспособного возраста; 6 тыс. пенсионеров прекратили работать; выбыло в прочие регионы 78 тыс. чел. трудоспособного возраста.

Определить численность трудовых ресурсов на начало и конец года; общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов.

 

21. На начало 2011 г. численность постоянного населения района составила 420 тыс. чел., в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 105 тыс. чел.; численность наличного населения – 430 тыс. чел. На конец 2011 г. численность постоянного населения равнялась 470 тыс. чел., в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 141 тыс. чел.; численность наличного населения – 475 тыс. чел. В течение года в районе родилось 9 тыс. чел., в том числе у постоянного населения – 8,9 тыс. чел., а умерло – 4,5 тыс. чел.; в том числе из числа постоянного населения – 4,3 тыс. чел.

Необходимо рассчитать коэффициенты естественного движения населения.

 

22.В городе Н на начало года постоянно проживало 310 тыс. чел., в том числе временно отсутствовало 14 тыс. чел. Кроме того, временно проживало 15 тыс. чел. В течение года родилось 6 тыс. чел. у постоянного населения и 0,2 тыс. чел. у временно проживающего населения; умерло 2,5 тыс. чел. у постоянного населения и 0,1 тыс. чел. у временно проживающего. В течение года прибыло на постоянное жительство 4 тыс. чел. и выехало на постоянное жительство в другие города и населенные пункты из числа постоянного населения 1,5 тыс. чел. Вернулось в город из числа временно отсутствующих 4,9 тыс. чел.

Необходимо рассчитать прирост постоянного и временного населения, численность временного населения на начало и конец года, а также среднегодовую численность временного населения.

23. Определите совокупный потенциальный фонд рабочего времени применительно к предприятию и в общем виде величину трудового потенциала общества. Если:

- численность работников на предприятии – 100 чел.;

- число дней работы в периоде – 20 дней;

- продолжительность рабочего дня – 8 ч;

- численность населения способного участвовать в общественном производстве: служащие – 300 чел., рабочие – 500 чел., студенты заочного обучения – 200 чел.

- величина времени работы в течение календарного периода: служащие – 240 ч, рабочие – 320 ч, студенты заочного обучения – 160 ч.

24.Какое пособие по безработице выплатят гражданину уволенного с предприятия и признанного Государственной службой занятости безработным в течение года, если в течение 6 месяцев по последнему месту работы он получал: 1 месяц – 4500 руб., 2 месяц – 5000 руб., 3 месяц – 6000 руб., 4 месяц – 6500 руб., 5 месяц – 6700 руб., 6 месяц – 7000 руб.

25. На участке в течение года необходимо обработать 50 тыс. деталей, норма выработки составляет 27 шт., выполнение норм 118%, среднее число рабочих дней в году 224,2. Установите необходимую численность рабочих.

26. Какое пособие по безработице выплатят гражданину уволенного с предприятия и признанного в январе Государственной службой занятости безработным с августа по декабрь, если в течение 6 месяцев по последнему месту работы он получал: 1 месяц – 15500 руб., 2 месяц – 10000 руб., 3 месяц – 7000 руб., 4 месяц – 5500 руб., 5 месяц – 5000 руб., 6 месяц – 4500 руб.

27. Население области на 31.12.2012 г. составило 300 тыс. чел. Определить общий прирост населения области в 2012 г., если за год умерло 3025 чел., что соответствует коэффициенту смертности 11‰.

28.По закону Оукена определите изменение объема ВНП, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 3%. Фактический объем ВНП составляет 520 млрд. руб.

29. Численность населения района на 31.12.2012 г. составила 800 тыс. чел. Количество умерших в районе в течение 2012 г. достигло 9360 чел., что соответствует общему коэффициенту смертности 12‰. Определить численность населения области на 01.01.2012 г.

30. Определить долю миграции в общем приросте численности населения области за год, если известно:

- численность населения на начало года – 500 тыс. чел.;

- среднегодовая численность населения – 530 тыс. чел.;

- общий коэффициент рождаемости – 12‰;

- общий коэффициент смертности – 9‰.

31. Население области на 01.01.2011 г. – 500 тыс. чел. а на 31.12.2011 г. – 480 тыс. чел. Определить коэффициент естественного прироста населения, если известно, что коэффициент интенсивности въезда населения в область за год составил 7‰, а коэффициент интенсивности выезда – 10‰.

 

32. При повременной системе оплаты продавец получает месячный оклад в размере 7000 руб. Для повышения его заинтересованности в увеличении товарооборота заменяют эту систему на смешанную. Оклад делится на две части: на 60% – это гарантированная часть заработка продавца за отработанное время (месячный товарооборот составляет 45 тыс. руб.) и 40% – рассчитывается сдельная расценка за 1000 руб. товарооборота. Среднемесячный товарооборот за предшествующий квартал составляет 40 тыс. руб.

Определите заработную плату при смешанной системе оплаты труда, сдельную расценку.

 

33. Определите диапазон тарифной сетки с учетом сложившегося уровня основной (без премии, доплат и надбавок) заработной платы по самым простым и самым сложным работам на предприятии. Так, если основная среднемесячная заработная плата у рабочих, выполняющих наиболее простые работы, составляет 3500 руб., а у выполняющих наиболее сложные – 9000 руб.

34. Среднемесячная заработная плата, исчисленная по рабочим всех разрядов, составляет 8000 руб. На предприятии действует 8-разрядная тарифная сетка с диапазоном 1 : 2,85. Средний тарифный разряд -4-й, соответственно средний тарифный коэффициент – 1,57. Для того чтобы тарифная система выполняла свою регулирующую функцию, целесообразно установить ее на уровне 65%. Среднемесячное количество рабочих часов согласно производственному графику составляет 165 ч.

Определите среднемесячную заработную плату, минимальный тарифный заработок за месяц, минимальную часовую тарифную ставку 1-го разряда.

35. Определите абсолютный и относительный «разрыв» тарифных коэффициентов.

Вид тарифных сеток Тарифные коэффициенты при квалификационных разрядах
1-й 2-й 3-й 4-й
Равномерная 1,00 1,16 1,35 1,57

 

36. Рассчитать месячный заработок рабочего по сдельно-премиальной системе оплаты труда, если научно-обоснованная норма времени – 0,8 ч, расценка на единицу работы – 9,5 руб. Сдано за месяц 272 изделия, за выполнение научно-обоснованных норм выработки предусматривается премия в размере 7,5% сдельного простого заработка, а за каждый процент перевыполнения норм – 1% простого сдельного заработка. Отработано 25 рабочих смен по 8 ч.

37. Норма времени 0,7 ч. на деталь. Расценка – 13,8 руб. за штуку. Исходная база для начисления прогрессивных доплат – 110% выполнения норм. При выработке сверхисходной базы труд рабочего оплачивается по расценкам увеличенным в 1,5 раза. Рассчитайте общую сумму заработка, если рабочий отработал 23 смены по 8 ч и сдал 322 штуки готовой продукции.

38.Определите коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести и коэффициент стабильности по следующим исходным данным:

- численность персонала предприятия на начало года – 1100 чел.;

- численность персонала предприятия на конец года – 1300 чел.;

- численность персонала уволенных с предприятия – 110 чел.;

39.Определить возможный рост производительности труда (ΔПТ) в хозяйстве (в %), если потери рабочего времени (аф) с 10,4% намечено сократить в отчетном году (ан) в два раза.

40. Определите перспективную ч

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...