Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная полевая практика по ботанике

Учебная полевая практика по ботанике

 

Учебно-методическое пособие

для студентов 1 курса фармацевтического факультета

 

Тверь, 2012

 

 

Учебно-методическое пособие к учебной полевой практике по ботанике составлено заведующей кафедрой управления и экономики фармации с курсами ботаники, фармакогнозии, фармацевтической технологии, фармацевтической и токсикологической химии, профессором, доктором медицинских наук Демидовой М.А. и ассистентом Гальчинской И.Л.

 

Утверждено методическим Советом фармацевтического факультета ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России (Протокол №___ от «___»________20__г.)

 

Рецензент: доцент кафедры ботаники ТвГУ Петухова Л.В.

 

Учебно-методическое пособие к учебной полевой практике по ботанике включают вопросы практического ознакомления с флорой места прохождения практики, расширения и углубления знаний по морфологии и систематике растений, освоения правил сбора, гербаризации и определения растений.

Пособие содержит инструкции по выполнению учебной полевой практики по ботанике.

Рекомендуется для преподавателей и студентов фармацевтического факультета с целью методического обеспечения процесса выполнения практики по специальности 060301 – «Фармация», предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

 

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании центрального координационно-методического совета ТГМА «__» __________ 2012г.

 

©ГБОУ ВПО Тверская ГМА, 2012

©Демидова М. А., Гальчинская И.Л., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..4

Учебно-методические рекомендации к учебной полевой практике………..5

Программа учебной полевой практики……..……………………………….7

Ход выполнения практики…………………………………………………..10

Требования к написанию дневника……………………………………..…..11

Образец титульного листа дневника………………………………………..12

Правила сбора и высушивания растений…………………………………..14

Монтаж и оформления гербария…………………………………………….16

Требования к написанию реферативной работы…………………………..17

Учебно-методическое и информационное

обеспечение практики……………………………………………….………19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На 1 курсе фармацевтического факультета для закрепления знаний по ботанике и с целью подготовки к изучению фармакогнозии проводится учебная полевая практика по ботанике.

Учебная полевая практика – один из важнейших этапов учебных занятий по ботанике. Полевая практика завершает изучение теоретического и практического курса анатомии и морфологии растений, закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные на лекциях и лабораторных занятиях. На первом курсе полевая практика посвящена общему знакомству с разнообразием растений в природе. При этом студенты учатся анализировать особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений, знакомятся с их экологией, жизненными формами. Наблюдение и изучение растений на месте их произрастания помогает практически убедиться в единстве растительного организма и условий его существования. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ

Задачи учебной практики:

- Сформировать у студентов навыки морфологического анализа лекарственных растений.

- Обучить выявлению разнообразия морфологической структуры отдельных органов и в целом растений.

- Обучить студентов определению основных представителей местной флоры травянистых и древесных лекарственных растений.

- Обучить описанию лекарственных растений по морфологическим и товароведческим протоколам.

- Научить правилам сбора, первичной обработки, сушки лекарственных растений местной флоры.

- Сформировать у студентов приемы стандартизации собранного лекарственного сырья.

Задачи практики решаются во время тематических экскурсий, на которых студенты под руководством преподавателя знакомятся с флорой, делают необходимые сборы растений для гербаризации, описывают растительные сообщества, характерные для района прохождения практики. После экскурсий выделяется необходимое время для обработки собранных материалов, составление отчета и определения растений.

Целью учебной полевой практики является формирование и развитие у выпускников по специальности «фармация» компетенций, направленных на закрепление профессиональных умений и практических навыков провизора по ботаническому анализу лекарственного растительного сырья, расширения и углубления знаний по морфологии и дифференциальному анализу растений, а также правилам стандартизации растительного сырья.

Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры управления и экономики фармации с курсами фармакогнозии и ботаники, фармацевтической технологии, фармацевтической и токсикологической химии. Продолжительность практики 2 недели (12 рабочих дней по 6 часов).

До начала практики со студентами проводится инструктаж по технике безопасности.

Во время практики студент ежедневно оформляет дневник практики, ведет альбом, осуществляет сбор и гербаризацию растений.

По окончании практики студент сдает зачет на кафедре преподавателю, ответственному за проведение практики. Для сдачи зачета студент должен предоставить дневник практики, альбом, гербарий.

После прохождения практики студент должен знать:

1. Правила сбора и высушивания растений.

2. Правила гербаризации растений.

3. Характерные признаки основных семейств растений.

4. Особенности изученных растительных сообществ.

5. Морфологическое описание растений.

6. Анатомию растений.

7. Лекарственные растения района прохождения практики.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

Ход выполнения работы:

1. Предварительная (ознакомительная) беседа. Тематическая экскурсия, сбор гербария, предварительное определение растений и оформление этикеток. Составление геоботанических описаний.

2. Занятие в лаборатории. Определение растений. Оформление полевого дневника и альбома. Работа с гербарием. Заучивание латинских (и русских) названий растений.

3. Индивидуальная (самостоятельная) работа студентов. Сбор тематического гербария, определение растений, оформление альбома.

4. Итоговое занятие. Зачет по гербарию (знание латинских названий растений и систематики). Сдача полевого дневника, альбома. Доклад по индивидуальной теме.

Основные формы работы:

1) беседа;

2) экскурсии;

3) камеральные работы в лаборатории по определению растений;

4) самостоятельные работы исследовательского характера;

5) составление и анализ геоботанических описаний.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

Требования к написанию дневника практики:

Во время практики студенты ежедневно оформляют дневник практики и ведут альбом для зарисовок и определения растений.

Дневник должен содержать в себе протоколы морфологического анализа 40–50 видов. При этом распределение числа растений между различными систематическими группами рекомендуется следующее:

Моховидные –1–2,

Хвощевидные и плауновидные – 6–8,

Папоротниковидные – 6–7,

Цветковые – 30–35 видов,

Древесные – 10-12

Последовательность определения растений приводится в текстовом изложении, в заключении выделяются и обобщаются признаки характерные для данного семейства, рода и для вида. Описание хода определения должно сопровождаться иллюстрацией в виде помещаемого здесь же высушенного растения или его фрагментов. Причем все характерные признаки данного вида обязательно должны присутствовать на прилагаемом образце растения.

В дневнике должно быть подробно описано, чем занимался студент во время 6 часового рабочего дня.

МОНТАЖ И ОФОРМЛЕНИЕ ГЕРБАРИЯ

1. Для монтажа гербария используют стандартные листы плотной бумаги или тонкого картона размером 42,5Х27,5 см.

2. Растения располагаются на листе ближе к его левой стороне так, чтобы справа внизу осталось место для этикетки. Все испорченные, помятые и лишние части растения удаляют.

3. Растения крепятся на гербарном листе иголкой с белыми нитками таким образом, чтобы узелки оставались на обратной стороне листа. Протягивать нитку от одного узелка к другому не разрешается. Количество мест прикрепления определяется практически. Этикетка размером 9Х13 располагается в нижнем правом углу.

4. Гербарный лист покрывается сверху прозрачным материалом (лучше калькой). На этике черной пастой пишут латинские и русские названия растения, семейства; указывают место сбора, среду обитания растения, ФИО собравшего и определившего, дату сбора.

Оборудование: гербарная папка, пресс для сушки растений, гербарная бумага, лупа, пинцет, препаровальные иглы, копалка, определитель растений, тетрадь для полевого дневника, альбом и цветные карандаши для зарисовок.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Реферативная работа должна быть написана и оформлена согласно методическим указаниям к выполнению реферативных работ по ботанике.

 

Общие правила оформления

1. Текст реферата должен составлять не менее 20 страниц (исключая иллюстративный материал), печатается через 1,5 интервала на листах формата А4. При наборе текста используются шрифты Times New Roman – 14 pt b Symbol.

2. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

3. Заголовки структурных частей работы располагают в середине строки. Их печатают прописными буквами. Заголовки подразделов и пунктов начинают с абзацного отступа (5 знаков от левого поля) и печатают с прописной буквы в разрядку. Переносы слов в заголовках не допускаются.

4. Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без тире и точек.

5. Иллюстрации располагают в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице (но на отдельных листах).

6. Все упомянутые в работе литературные источники должны быть приведены в конце реферата.

Структурными частями реферата являются: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованной литературы; приложения.

 

 

Образец оформления титульного листа реферативной работы учебной практики по ботанике

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации»

(ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России)

 

Кафедра управления и экономики фармации с курсами ботаники, фармакогнозии, фармацевтической технологии, фармацевтической и токсикологической химии

Зав. кафедрой д.м.н., профессор Демидова М.А.

 

 

Реферат

 

Исполнитель:

Студент __ курса № группы

Фамилия И.О.

Преподаватель:

Ученое звание или степень

Фамилия И.О.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ:

«5» (отлично) – соблюден график практики; выполнены все задания, отсутствие замечаний по оформлению дневника и изложению материала; дневник заверен в установленном порядке, имеется положительная рецензия

«4» (хорошо) – соблюден график практики; выполнено 80% от общего числа заданий, несущественные замечания/отсутствие замечаний по оформлению дневника и изложению материала; дневник заверен в установленном порядке, имеется положительная рецензия

«3» (удовлетворительно) – соблюден график практики; выполнено 70% от общего числа заданий, имеются замечания по оформлению дневника и изложению материала, помарки, исправления; дневник заверен в установленном порядке, имеется рецензия с замечаниями

«2» (неудовлетворительно) – соблюден график практики; выполнено менее 70% от общего числа заданий, имеются грубые ошибки в изложении материала, замечания по оформлению дневника, помарки, исправления; отсутствует печать базы практики и отметка руководителя практики, рецензия негативная или отсутствует.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

а) Основная литература:

1. Ботаника [Электронный ресурс]: учебник для вузов / под ред. Р. В. Камелина. 3-е издание испр. и доп. - СПб. : СпецЛит, 2008. - 687 с.; ил. Режим доступа: www.studmedlib.ru

2. Ботаника [Электронный ресурс]: учебник / С.Г. Зайчикова, Е.И. Барабанов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 288 с. Режим доступа: www.studmedlib.ru

б) Дополнительная литература:

1. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой, 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2002. – 407. с.: ил.

Учебная полевая практика по ботанике

 

Учебно-методическое пособие

для студентов 1 курса фармацевтического факультета

 

Тверь, 2012

 

 

Учебно-методическое пособие к учебной полевой практике по ботанике составлено заведующей кафедрой управления и экономики фармации с курсами ботаники, фармакогнозии, фармацевтической технологии, фармацевтической и токсикологической химии, профессором, доктором медицинских наук Демидовой М.А. и ассистентом Гальчинской И.Л.

 

Утверждено методическим Советом фармацевтического факультета ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России (Протокол №___ от «___»________20__г.)

 

Рецензент: доцент кафедры ботаники ТвГУ Петухова Л.В.

 

Учебно-методическое пособие к учебной полевой практике по ботанике включают вопросы практического ознакомления с флорой места прохождения практики, расширения и углубления знаний по морфологии и систематике растений, освоения правил сбора, гербаризации и определения растений.

Пособие содержит инструкции по выполнению учебной полевой практики по ботанике.

Рекомендуется для преподавателей и студентов фармацевтического факультета с целью методического обеспечения процесса выполнения практики по специальности 060301 – «Фармация», предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

 

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании центрального координационно-методического совета ТГМА «__» __________ 2012г.

 

©ГБОУ ВПО Тверская ГМА, 2012

©Демидова М. А., Гальчинская И.Л., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..4

Учебно-методические рекомендации к учебной полевой практике………..5

Программа учебной полевой практики……..……………………………….7

Ход выполнения практики…………………………………………………..10

Требования к написанию дневника……………………………………..…..11

Образец титульного листа дневника………………………………………..12

Правила сбора и высушивания растений…………………………………..14

Монтаж и оформления гербария…………………………………………….16

Требования к написанию реферативной работы…………………………..17

Учебно-методическое и информационное

обеспечение практики……………………………………………….………19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На 1 курсе фармацевтического факультета для закрепления знаний по ботанике и с целью подготовки к изучению фармакогнозии проводится учебная полевая практика по ботанике.

Учебная полевая практика – один из важнейших этапов учебных занятий по ботанике. Полевая практика завершает изучение теоретического и практического курса анатомии и морфологии растений, закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные на лекциях и лабораторных занятиях. На первом курсе полевая практика посвящена общему знакомству с разнообразием растений в природе. При этом студенты учатся анализировать особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений, знакомятся с их экологией, жизненными формами. Наблюдение и изучение растений на месте их произрастания помогает практически убедиться в единстве растительного организма и условий его существования. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ

Задачи учебной практики:

- Сформировать у студентов навыки морфологического анализа лекарственных растений.

- Обучить выявлению разнообразия морфологической структуры отдельных органов и в целом растений.

- Обучить студентов определению основных представителей местной флоры травянистых и древесных лекарственных растений.

- Обучить описанию лекарственных растений по морфологическим и товароведческим протоколам.

- Научить правилам сбора, первичной обработки, сушки лекарственных растений местной флоры.

- Сформировать у студентов приемы стандартизации собранного лекарственного сырья.

Задачи практики решаются во время тематических экскурсий, на которых студенты под руководством преподавателя знакомятся с флорой, делают необходимые сборы растений для гербаризации, описывают растительные сообщества, характерные для района прохождения практики. После экскурсий выделяется необходимое время для обработки собранных материалов, составление отчета и определения растений.

Целью учебной полевой практики является формирование и развитие у выпускников по специальности «фармация» компетенций, направленных на закрепление профессиональных умений и практических навыков провизора по ботаническому анализу лекарственного растительного сырья, расширения и углубления знаний по морфологии и дифференциальному анализу растений, а также правилам стандартизации растительного сырья.

Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры управления и экономики фармации с курсами фармакогнозии и ботаники, фармацевтической технологии, фармацевтической и токсикологической химии. Продолжительность практики 2 недели (12 рабочих дней по 6 часов).

До начала практики со студентами проводится инструктаж по технике безопасности.

Во время практики студент ежедневно оформляет дневник практики, ведет альбом, осуществляет сбор и гербаризацию растений.

По окончании практики студент сдает зачет на кафедре преподавателю, ответственному за проведение практики. Для сдачи зачета студент должен предоставить дневник практики, альбом, гербарий.

После прохождения практики студент должен знать:

1. Правила сбора и высушивания растений.

2. Правила гербаризации растений.

3. Характерные признаки основных семейств растений.

4. Особенности изученных растительных сообществ.

5. Морфологическое описание растений.

6. Анатомию растений.

7. Лекарственные растения района прохождения практики.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...