Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

Содержание практики:

1.Природные условия Тверского региона. Флора и растительность. Редкие и исчезающие виды лекарственных растений района практики, методы охраны растений при заготовке сырья.

2. Сбор лекарственного растительного сырья (надземные органы).

3. Первичная обработка собранного сырья (надземные органы).

4.Сушка лекарственного растительного сырья (надземные органы).

5. Приведение лекарственного сырья в стандартное состояние (надземные органы).

6. Морфологический анализ собранного сырья (подземные органы).

7. Сбор лекарственного растительного сырья (плоды, семена).

8. Первичная обработка собранного сырья (плоды, семена).

9. Сушка лекарственного растительного сырья (плоды, семена).

10.Приведение лекарственного сырья в стандартное состояние (плоды, семена).

11. Морфологический анализ собранного сырья (плоды, семена).

12. Правила упаковки, маркировки, транспортирования и хранения лекарственного растительного сырья. Нормативно техническая документация.

Перечень практических умений, которые необходимо освоить студенту:

- Характеризовать растение по основным морфологическим признакам;

- Определять растение с помощью определителей;

- Выявлять диагностические признаки основных семейств;

- Методика ботанического анализа (макро- и микроскопический анализ);

- Определение подлинности лекарственного растительного сырья различных морфологических групп (листьев, трав, цветков, плодов, коры, корней, корневищ);

- Гербаризировать растения.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ

№ п/п Содержание работы Количество дней
1. 1. Вводное занятие. Цели и задачи практики. Природные условия Тверского региона. Флора и растительность. Влияние антропогенных факторов на изменение флоры и растительности. Редкие и исчезающие виды растений района практики, необходимость их охраны. Методы флористических исследований. Сбор и хранение растений. Значение гербария для флористических и геоботанических исследований. Растительные сообщества как форма сосуществования растений в природе. Методы геоботанических исследований.
2. Лесной тип растительности. Понятие о типах леса. Жизненные формы растений леса. Основные лесообразующие породы, их биологические особенности: светолюбие и теневыносливость, отношение к влаге, температуре, минеральному питанию. Семенное и вегетативное размножение. Структура лесных сообществ. Лекарственные растения, встречающиеся в лесных сообществах.
3. Хвойные леса. Еловые леса. Сосновые леса. Основные типы хвойных лесов. Ярусность хвойного леса. Травяно-кустарничковый ярус, мохово-лишайниковый покров в хвойных лесах.
4. Смешанные леса. Особенности видового состава и структуры смешанного леса.
5. Лиственные леса. Видовой состав растений лиственного леса. Особенности семенного и вегетативного размножения.
6. Луговой тип растительности. Типы лугов. Пойменные и суходольные луга. Хозяйственное значение лугов. Представители осоковых, бобовых, разнотравья, мхов, их морфобиологические особенности. Возобновление и размножение луговых растений. Хозяйственно ценные, вредные, ядовитые и лекарственные растения луга.
7. Водная, прибрежная и болотная растительность. Болотная растительность. Процессы заболачивания леса, луга, водоемов. Основные типы болот, их происхождение и развитие. Растительный покров верховых и низовых болот. Морфолого-биологические особенности сфагнума, его роль в сложении растительности верхового болота и образовании торфа. Лекарственные растения болот.
8. Водная растительность. Растительность водоемов. Типы пресноводных водоемов: проточные, стоячие. Прибрежные и водные растения, их морфолого-анатомические особенности вегетативных органов, гетерофиллия, вегетативное размножение.
9. Сорные растения. Придорожные, рудеральные и полевые (сегетальные) сорные растения, их приспособления к условиям обитания.
10. Сбор и определение моховидных и папортниковидных.
11. Сбор и определение цветковых растений.
12. Итоговое занятие

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

Ход выполнения работы:

1. Предварительная (ознакомительная) беседа. Тематическая экскурсия, сбор гербария, предварительное определение растений и оформление этикеток. Составление геоботанических описаний.

2. Занятие в лаборатории. Определение растений. Оформление полевого дневника и альбома. Работа с гербарием. Заучивание латинских (и русских) названий растений.

3. Индивидуальная (самостоятельная) работа студентов. Сбор тематического гербария, определение растений, оформление альбома.

4. Итоговое занятие. Зачет по гербарию (знание латинских названий растений и систематики). Сдача полевого дневника, альбома. Доклад по индивидуальной теме.

Основные формы работы:

1) беседа;

2) экскурсии;

3) камеральные работы в лаборатории по определению растений;

4) самостоятельные работы исследовательского характера;

5) составление и анализ геоботанических описаний.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

Требования к написанию дневника практики:

Во время практики студенты ежедневно оформляют дневник практики и ведут альбом для зарисовок и определения растений.

Дневник должен содержать в себе протоколы морфологического анализа 40–50 видов. При этом распределение числа растений между различными систематическими группами рекомендуется следующее:

Моховидные –1–2,

Хвощевидные и плауновидные – 6–8,

Папоротниковидные – 6–7,

Цветковые – 30–35 видов,

Древесные – 10-12

Последовательность определения растений приводится в текстовом изложении, в заключении выделяются и обобщаются признаки характерные для данного семейства, рода и для вида. Описание хода определения должно сопровождаться иллюстрацией в виде помещаемого здесь же высушенного растения или его фрагментов. Причем все характерные признаки данного вида обязательно должны присутствовать на прилагаемом образце растения.

В дневнике должно быть подробно описано, чем занимался студент во время 6 часового рабочего дня.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...