Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Возможные основы предложений

«Я должен...»;

«Когда я сердит, я...»;

«Я выражаю любовь тем, что...»;

«Моя значимость состоит в том, что...»;

«Изменение в моем положении чревато тем, что...»;

«Если бы я набрался смелости, я бы...»; «Если бы меня

знали, вы бы...»;

«Тот человек, которого я люблю должен...»;

«Моя мать должна...»;

«Мой отец должен...»;

«Человек, которого я люблю, должен...»;

«Для меня самое лучшее время, когда...».

Наиболее интересные окончания, предложенные клиен­тами, могут быть использованы для конструкции последу­ющей основы. Например, окончание фразы: «...я должна быть хорошей девочкой» может быть преобразовано в осно­ву: «Хорошая девочка должна...».

Методика применяется в работе как с детьми, так и со взрослыми. Используется для того, чтобы дать возмож­ность клиенту по-новому понимать и воспринимать ситуа­цию, что приводит к появлению и проявлению новых чувств. Клиенты, выполняя упражнение, более отчетливо понимают ожидания друг друга, свои собственные чувства ипроблемы.

Простое прослушивание себя и других помогает клиен­там увидеть реальные позитивные изменения во внутрисе­мейных взаимоотношениях. А невозможность оценки выс­казываний клиентов дает им психологическую защищен­ность и комфорт при обсуждении скрытых от сознания проблем.

8. «Сравнение ценностей».Данная методика, основанная на системном подходе, предполагает, что любые взаимоот­ношения в семье могут быть рассмотрены как целостные. Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи.

Она направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения, и дает возможность как психологам, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в данной семье.

Данная методика наиболее эффективна для помощи чле­нам семьи в эффективном общении друг с другом; прояс­нения подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит; подозрений в манипуляции.

Методика используется на первых этапах работы с семь­ей, если у клиентов возникают ощущения, что кто-то ис­пользует другого клиента, страдает от безразличного отно­шения другого клиента или есть ощущения, что в их взаи­моотношениях присутствуют трудности.

Данная методика является групповой и используется, если в работе участвуют как минимум два человека. Каждому из членов группы дается индивидуальное домашнее задание, которое затем обсуждается на последующих встречах.

Он должен подумать, какие ценности наиболее значимы для данного человека, и приготовить два списка ценностей.

Один список — собственные ценности клиента, другой спи­сок представляет ценности партнера с точки зрения клиента.

Ценности необходимо расположить в порядке их важно­сти. Не существует никаких ограничений по содержанию ценностей. Клиенты не должны обсуждать списки до того, как клиенты встретятся у психолога.

На последующей встрече клиентов просят прочитать составленные ими дома списки вслух, а затем психолог записывает их на один лист для того, чтобы они были удобны для сравнения. Затем участники сравнивают пред­ставленные списки и размышляют над следующими воп­росами: возможный источник ценностей, противоречия между списками и внутри каждого списка, различия в содержании списков, как клиенты воспринимают ценно­сти других и т.д.

После составления общего списка и его об«уждения кли­ентов просят рассказать о своих впечатлениях, которые сфор­мировались от знакомства со списками партнера.

Клиенты не должны критиковать позиции друг друга, их задача — посмотреть на ценности другого человека с его точки зрения и со своей.

В качестве примера можно использовать данные Флойд (1902), которая предлагает список ценностей мужа и жены, используемые во время обсуждения.

  Список мужа
Мои ценности   Ценности жены (с точки зрения мужа)
1. Семья.       1. Уборка.
2. Работа.   2. Семья.
3. Секс.   3. Друзья.
4. Бег трусцой.   4. Работа.
5. Путешествие в дальние 5. Религия.
страны.   6. Вечеринки.
6. Друзья.   7. Секс.
7. Чтение.   8. Покупки.
8. Познание нового.    
  Список жены
Мои ценности   Ценности мужа
1. Хорошее здоровье.   1. Работа.
2. Счастье.   2. Деньги.
3. Семья.   3. Спорт.
4. Секс.   4. Быть любимым.
5. Друзья.   5. Семья.
6. Учеба.   6. Путешествия.
7. Работа.   7. Секс.
8. Спорт.   8. Еда.
9. Религия.   9. Друзья.

Сопоставление этих списков привело к обсуждению сле­дующих тем: важность семьи для мужа иее значение для жены. Присутствие ценностей, используемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке дру­гого. Например, уборка, вечеринки и покупки не упоми­наются женой, но упоминаются мужем в качестве ценнос­тей жены.

Отмечается наличие общих интересов: семья, образова­ние, путешествия, спорт, секс, друзья. Наличие ценностей, таких, как время, отсутствующих в данном списке, — время вообще и время, проводимое друг с другом. Обсуждаются возможные причины невнимательности в оценках списков друг друга. Оценка и восприятие ценностей одного и как это связано с собственными ценностями другого партнера.

Использование данной методики приводит к возможно­му конструктивному обсуждению несовпадений ценност­ных ориентации у супругов и дает пищу для анализа несов­падений в данных ценностях.

9. «Экокарта»— метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.

Большое внимание уделяется тем внутренним и внешним ресурсам, которые доступны семье.

Цель методики — схематически изобразить семью и изу­чить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институ­тами. Связи, напряженность, поддержка и множество дру­гих проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоот­ношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики. Кроме того, методика позволяет выявить эмоци­ональные и материальные ресурсы семьи.

«Экокарта» представляет собой карту взаимоотношений семьи внутри себя и с внешним миром. В основе методики лежит беседа, цель которой формулируется как получение информации психологом от клиента о связях, которые су­ществуют внутри семьи и вне ее в различных социальных средах, и изображение этой информации в графическом виде.

Психолог задает членам семьи вопросы, касающиеся раз­мера семьи, характера взаимоотношений внутри семьи, с сослуживцами, соседями, друзьями, родственниками, ад­министративными органами, с которыми общается семья: школа, церковь, служба социальной помощи, семейный врач, начальство и т.д.

Полученная информация заносится в карту. Взаимоотно­шения между людьми изображаются с точки зрения их зна­чимости и близости. Отмечаются позитивные и негативные связи. Знакомые друг другу люди соединяются линиями. При этом выявляются люди, которые находятся в изоляции, а также всевозможные союзы, сторонники и противники дан­ной семьи.

Участие семьи в составлении «экокарты» стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источ­ники напряжения и конфликтов. Это, прежде всего, акту­ально для так называемых «закрытых семей», которые ва­рятся в собственном соку и не могут использовать имею­щиеся у них ресурсы для улучшения положения.

«Экокарта» особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. В «экокарте» указывается место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте.

Становятся наглядными и очевидными изолированные личности, всевозможные союзы, альянсы и противопостав­ления одних групп другими. Заполнение «экокарты» дает возможность обращения к друзьям семьи, к тем людям, которые имеют к ней отношение, получения дополнитель­ной информации и эмоциональной поддержки. Для заполне­ния «экокарты» клиент вынужден обращаться к тем людям, которые могут оказать ему реальную психологическую под­держку, что способствует повышению эмоционального ком­форта как отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Эта методика применяется не только психологами, но и социальными работниками.

10. «Соломенная башня»— это упражнение, адаптиро­ванное Пекманом (1984) для использования в семейной работе.

Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно исполь­зовать другие материалы, например строительные блоки.

Разрешение этой задачи возможно только при реализа­ции совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.

При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жизни.

Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и дру­гую динамику в системе семейных взаимоотношений.

Для построения «соломенной башни» необходим пакет со ста соломинками и клейкая лента. Предлагается следую­щая инструкция: «Вам необходимо из этих соломинок пост­роить башню. При построении башни попытайтесь совмест­но достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструиро­ванной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточ­но прочной и долговечной, чтобы ее можно было перено­сить с места на место. Вам следует уложиться в 10—15 мин».

Далее дается рекомендация: первые 5 мин строить баш­ню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволить обойти некоторые барь­еры, выявить различные уровни взаимодействия в семье. Наблюдая за происходящим в течение 8—15 мин, психолог может вмешаться в процесс. Он может давать советы, объяс­нять происходящее с той точки зрения, чтобы члены семьи могли включиться в изучение процесса.

Если семья большая, она может быть разбита на под­группы, каждая из которых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчеркнуть или изме­нить существующие структурные границы, а также в работе с семейными треугольниками.

Примером парадоксальной интервенции может служить разрешение 5-летнему малышу руководить конструирова­нием или строительством башни, что помогает родителям увидеть, в какой мере они дают своему ребенку возмож­ность поступать так, как он хочет.

После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства, интересуясь тем, как, по их мнению, можно разрешить сло­жившуюся ситуацию. Психолог анализирует роль каждого в совместной деятельности и поведение членов семьи в рам­ках поставленной задачи. После этого можно попросить чле­нов семьи заново построить башню, используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обу­чить членов семьи методикам совместной работы и спосо­бам оказания взаимопомощи.

11. «Семейное пространство».Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного простран­ства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родите­лям дается большой лист бумаги, фломастеры или каранда­ши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадь­бы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, пе­реезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился.

Во время рисования психолог постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:

□ Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциирует­ся у вас та или иная комната.

□ Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, зву­ки, цвета и людей в этой комнате.

□ Была ли в вашем доме комната, специально предназ­наченная для встречи всех членов семьи?

□ Когда члены вашей семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?

□ Были ли в доме комнаты, в которые вам было запре­щено заходить?

Было ли у вас какое-то особенное место в доме?

□ Попытайтесь, как можно яснее представить себе, как
в вашем родительском доме решались вопросы близо­сти, дистанции и уединенности.

□ Как был расположен ваш родительский дом по отно­шению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет?

□ Вспомните какое-то типичное событие, происходив­шее в вашем родительском доме.

□ Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, ко­торые произносились членами вашей семьи.

Варианты использования данной методики

□ Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети в это время наблюдают за ними.

□ В качестве другого варианта можно предложить детям нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей.

□ Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Вопросы психолога направлены на выявление воспоми­наний, связанных с существующими в данной семье пра­вилами и их источниками в родительских семьях.

Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотноше­ния.

Данная методика направлена на выявление материала, связана с ролевым поведением в родительских семьях суп­ругов, выявлением скрытых правил взаимодействия в дан­ной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-коррекционного процесса.

Использование первого варианта (когда родители выпол­няют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет про­вести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятель­ность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в форми­рование чувства сопричастности к культурному наследию дан­ной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоя­щий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.

Во втором варианте применения методики (дети рисуют план дома, а родители наблюдают за ними) психолог выделяет и поддерживает детскую субсистему уникальных точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.

Когда методика используется в ее третьем варианте (вся семья рисует план дома), психолог получает возможность до­статочно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семей­ной системы средства их преодоления. Особенно полезен дан­ный вариант методики при работе с семьями, в которых раз­мыты границы между субсистемами, а также границы между семьей и внешним миром. Безопасное выражение семьей раз­личных точек зрения и чувств на происходящее позволяет в какой-то мере прояснить внутрисемейные границы.

Методика «семейное пространство» может использовать­ся в семейно-групповой психокоррекции в работе с роди­тельскими группами. В зависимости от целей группы внима­ние фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи. Методика неприменима в работе с маленькими детьми.

12. «Супружеская конференция» и «Семейный совет».Ме­тодики представляют собой встречи, проводимые регуляр­но с супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Это метод, созданный для улучшения внутрисемей­ных взаимоотношений и повышения их интенсивности.

Выделяют четыре причины, по которым следует прово­дить «семейный совет»:

1. Чтобы дать возможность членам семьи свободно об­щаться между собой.

2. Чтобы избежать сильных эмоциональных всплесков в семье.

3. Для обучения членов семьи (как детей, так и взрос­лых) демократическим приемам разрешения конфликтов.

4. Для поддержания гармонии и мира в семье.
Психолог назначает клиентам конференцию или совет в качестве домашнего задания, впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи. Консультанты супружеских пар и семей применяют эту методику для развития и обогащения жизненного опыта членов семьи, как эффективное психокоррекционное средство.

Если психолог приходит к выводу, что необходимо улуч­шить общение между супругами, то он предлагает им обду­мать возможность регулярных встреч между ним и членами семьи. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются. Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимает­ся, супруги выбирают удобное для обоих время, когда они могут общаться друг с другом и быть при этом в хорошей физической и психической форме, а также соглашаются Следовать правилам, список которых вручается психологом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи.

Список правил

1. Супруги встречаются в условленное время и в услов­ленном месте в период между предыдущей и последующей встречами. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне. Необходимо проводить как ми­нимум одну подобную встречу в неделю.

2. Один партнер говорит в течение какого-то фиксирован­ного времени (примерно полчаса) или по своему усмотрению молчит. Можно рассказывать что угодно: о снах, планах, бо­лезнях, желаниях, потребностях и т.д. Другой партнер должен очень внимательно слушать, ни в коем случае не перебивать, не курить, не ходить взад-вперед по комнате и не делать чего-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Точно в опре­деленное время первый партнер останавливается.

3. Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого и что, как он полагает, первый имел в виду. Позиция говорившего при­знается как имеющая право на существование и на данном этапе никак не атакуется, не критикуется и не обсуждается.

4. После этого второй партнер говорит в течение поло­женного ему получаса, а первый его внимательно слушает.

5. После того как второй партнер закончит свой монолог, первый в течение 3 мин должен резюмировать услышанное и подтвердить, что позиция другого, равно как и его соб­ственная, имеет право на существование, а также то, что он воспринял ее адекватно.

6. Обсуждение следует закончить в строго определенное время.

7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься и обсуждаться вплоть до следующей встречи.

В начале следующей встречи супружеская пара рас­сказывает о том, что произошло в промежуток между встречами. Психолог, используя материалы встречи, из меняет в соответствии с актуальной ситуацией правила проведения последующих конференций и еще раз повто­ряет задание.

Данная методика не направлена на принятие решения. Ее задача — сделать общение между партнерами более откры­тым, конструктивно увеличить близость между ними, осла­бить борьбу за власть и тем самым дать возможность для внутрисемейного решения проблем.

Проведение «семейного совета» представляет собой рас­ширенный вариант методики «семейная конференция».

Психолог описывает правила проведения семейного со­вета:

8. Необходимо определить время и место встречи так, чтобы ни что ни могло ей помешать.

9. Совет формально включает в себя всех членов семьи, однако никого нельзя заставлять присутствовать на нем, на­сильно понуждать к этому. Вместе с тем тот, кто не участво­вал в семейном совете, должен согласиться следовать тем решениям, которые будут приняты. Необходимо добиваться, чтобы все члены семьи присутствовали на встрече.

10.Решения, принятые на совете, не могут быть в одно­стороннем порядке нарушены или же проигнорированы. Если же такой инцидент происходит, он должен обсуждаться на последующих встречах.

11.Каждый член семьи может предложить вопросы для обсуждения. В некоторых семьях существует обычай класть лист бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения, в самое удобное для всех членов семьи место, например на холодильник, на обеденный стол и т.д. Для того чтобы как только кому-то в голову придет соответ­ствующая идея, ее сразу можно было зафиксировать.

12.Список вопросов может включать все, что связано с благополучием детей, семейными прогулками, все, что имеет отношение к семье как к целому.

13.Все должны участвовать в выполнении принятых ре­шений и на словах, и на деле.

14.Как родители, так и дети должны быть уверены в том, что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими будет услышано, принято и рассмотрено.

15.Семейный совет проводится для того, чтобы решать проблемы, а не для того, чтобы нападать на конкретных людей. Поэтому запрещается обсуждать личности и их по­ведение, а обсуждается только проблема и способы ее ре­шения.

Семью необходимо предупредить о том, что встреча не будет успешной до тех пор, пока каждый член семьи не научится использовать совет семьи как эффективное сред­ство решения своих собственных проблем. На следующих за­нятиях семья делится с психологом опытом проведения со­вета и затем обсуждает его. Данная методика помогает семье научиться приемам демократического обсуждения вопросов, которые можно практиковать в домашней обстановке.

«Родительский семинар». А.С. Спиваковская предло­жила данную методику для решения задач изменения сфе­ры сознания и самосознания родителей и систем социаль­но-перцептивных стереотипов, а также реальных форм вза­имодействия в семье.

Основной психокоррекционной задачей выступает изме­нение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется воспри­ятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воз­действия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями.

Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, само­стоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Как специфический коррекционный метод «родительс­кий семинар» состоит из следующих специальных приемов:

> Лекция.

> Групповая дискуссия.

> Библиотерапия.

> Анонимные трудные ситуации.

Лекционные приемы.Психолог сообщает родителям важную с точки зрения воспитания психологическую информацию. Лекционные темы подбираются применительно к интересам и системе значимых переживаний участников семинара.

Возможные темы лекций:

> Законы супружеской гармонии.

> Что такое естественность в воспитании детей.

> Что такое семейный кризис и критический период развития ребенка.

> Может ли наказание ребенка быть творческим и т.д.
Главным в изложении указанных тем является простота,

жизненная убедительность излагаемых фактов, вера гово­рящего в то, что он излагает.

Анонимные трудные ситуации.Этот прием направлен не активизацию творческого подхода в воспитании детей. Ис­пользуется он для активизации групповой дискуссии идля повышения мотивов участников к разрешению знакомы> проблемных ситуаций, но новыми способами.

Содержание приема состоит в том, что психолог предла­гает обсудить случай, знакомый ему из практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родителей со своим ребен­ком, когда те или иные приемы не приводят к успеху. Пси­холог воспроизводит ситуации, которые важны для участ­ников семинара.

Далее каждый из родителей должен предложить свой вариант разрешения ситуации, опираясь на личный опыт собственного убеждения, ценностей и ориентира воспитания. В дальнейшем происходит обобщение ианализ предложенной ситуации.

Проведение подобного семинара вооружает родителей новой информацией, придает им уверенность в собственных силах, расширяет творческий потенциал семьи, содей­ствует расширению самопознания личности.

 

 

 

 

 

 

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Р.С. Немов «Психологические консультации»

Вопросы оказания психологической помощи семье в на­шей стране имеют давнюю историю. В настоящее время от­мечается повышение интереса к проблемам, связанным с семьей, ее становлением и эволюцией. Интерес к профи­лактической работе и изучению процесса эволюции семьи многими авторами объясняется теми трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, все возра­стающим числом семей с одним родителем и семей с при­емными детьми.

На современном этапе очень важно помешать развалу суп­ружеских и внутрисемейных отношений, помочь преодо­леть трудности межличностного взаимодействия в семье и на это направлены усилия, как профессионального общества психологов, так и общественности, педагогических струк­тур и общества в целом.

Интенсивное развитие службы семьи в нашей стране при­вело к созданию широкого круга учреждений и организа­ций самого различного профиля, ставящих своей целью со­действие семье, помощь в преодолении ее трудностей: се­мейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения (семейные университеты, факуль­теты, лектории), сексологические, педагогические, психо­логические кабинеты. Их деятельность чрезвычайно разно­образна: помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких); помощь в укреплении семьи и преодолении кри­зисов развития семьи (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов); оказание помощи в воспитании детей (консультационные центры для родителей); семейная профилактика (консультации для молодоженов, проблем­ных семей).

Помощь семье наряду с психологами оказывают спе­циалисты различного профиля: сексологи, юристы, психиат­ры, педагоги, психотерапевты, социологи. Появляются но­вые центры семейной педагогики, организуются программы взаимопомощи, которые в большей степени ориентированы на личностные проблемы членов семьи, на решение внут­рисемейных проблем. Значительно выросло число професси­оналов-психологов, имеющих дело с профилактикой и кор­рекцией психологических проблем, так или иначе связан­ных с развитием человека в семье.

Каждый исследователь, работающий с семьей, создает свою собственную интегративную теорию семьи, пусть даже находящуюся в соответствии с какой-нибудь теоретической школой, но для этого требуются годы напряженной прак­тической работы.

В настоящее время существуют несколько направлений в коррекционной работе с семьей:

1. Психодинамическое.

2. Системное и стратегическое.

3. Эклектическое.

1. Психодинамическое направление.Для этого подхода характерным является большое внимание, уделяемое ана­лизу исторического прошлого членов семьи, их неосозна­ваемых желаний, психологических проблем и взаимных про­екций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспро­изводимых в актуальном опыте. Большое значение придается достижению инсайта — осознанию того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на современные взаимоотно­шения в семье и как из этого нарушенного контекста от­ношений возникают неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. Работа в рамках данного подхода требует больших усилий как со стороны психоло­га, так и со стороны членов семьи, огромных затрат вре­мени, что является экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.

2. Системаное и стратегическое направление.Работа в рамках системного подхода строится на положении о взаи­модетерминированности личности и межличностных отно­шений, согласно которому стиль общения, характер взаи­модействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замк­нутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатическии цикл.

Рассматривая семью как некую единую систему, выде­ляют различные субсистемы как самостоятельные единицы внутрисемейных взаимодействий: играющие важную роль в функционировании более широкой семейной системы.

Семейные субсистемы определяются такими фактора­ми, как поколение, пол, интересы: муж—жена, отец—мать, ребенок—ребенок, ребенок—мать, ребенок—отец, дети—до­машние животные и т.д.

Каждый индивид может принадлежать ко многим семей­ным субсистемам.

В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной работе выделяют ряд этапов:

1. Диагностический (семейный диагноз).

2. Ликвидация семейного конфликта.

3. Реконструктивный.

4. Поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушен­ных семейных отношений с учетом индивидуально-личнос­тных свойств членов семьи. Особенностью процедуры се­мейной диагностики является сквозной и стереоскопичес­кий характер. Сквозной характер заключается в том, что диагностика проводится на всех этапах коррекционной ра­боты. Стереоскопичность семейной диагностики означает, что в случае получения информации о происходящем в се­мье от одного из членов семьи необходимо эту информа­цию дополнить и сопоставить с информацией, полученной от других членов семьи.

На этапе ликвидации семейного конфликта осуществляется выявление и классификация истоков семейного конфликта и ликвидация его средствами эмоционального отреагирования каждым членом семьи, вовлеченным в конфликт.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществ­ляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников.

На поддерживающем этапе (этапе фиксации) получен­ные навыки эмпатического общения и увеличившийся ре­пертуар ролевого поведения закрепляются в естественных семейных условиях реальной жизни.

Продолжительность коррекционной работы в рамках си­стемного подхода может колебаться в пределах от нескольких недель до нескольких лет. Начинается работа с одной-двух встреч в неделю, затем встречи происходят один раз в две недели и далее — один раз в три недели.

3. Эклектическое направление.Представители этого на­правления используют в коррекционной работе с семьей различные по своим психологическим механизмам методы; групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаи­моотношений и т.д.

Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной лич­ности, так и всего общества. Важнейшими характеристика­ми семьи являются ее функции, структура и динамика.

Основные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) обще­ния, первичного социального контроля, сексуально-эроти­ческая.

Воспитательная функция семьи состоит в том, чтобы удов­летворять индивидуальные потребности в отцовстве и мате­ринстве, в контактах с детьми и их воспитании.

Хозяйственно-бытовая функция семьи состоит в удовлет­ворении материальных потребностей семьи (в пище, крове и т.д.), всодействии сохранения их здоровья (обеспечива­ется восстановление затраченных в труде физических сил).

Эмоциональная функция семьи заключается в том, чтобы удовлетворять потребности ее членов в симпатии, уваже­нии, признании, эмоциональной поддержке, психологи­ческой защите.

Функция духовного (культурного) общения несет в себе удовлетворение потребностей в совместном проведении до­суга, взаимном духовном обогащении.

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм.

Сексуально-эротическая функция заключается в удовлет­ворении сексуально-эротических потребностей членов семьи.

Функции семьи со временем претерпевают определен­ные изменения: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями, третьи — изменяют свое положение в общей структуре. Функции се­мьи могут быть нарушены. В этом случае ее жизнедеятель­ность нарушается, затрудняется выполнение функций. Спо­собствовать нарушениям может широкий круг факторов: осо­бенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать как отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, так и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов се­мьи и т.д.).

Структуру семьи составляет ее состав, число членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуются функции семьи: кто в семье осуществляет ру­ководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. Например, не­равномерность распределения хозяйственно-бытовых обязан­ностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удов­летворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном росте).

Динамика семьи. Функции и структура семьи могут из­меняться в зависимости от этапов ее развития. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненно­го цикла семьи. Наиболее известной является система ста­дий Е. Дюваля, в которой в качестве основного признака разграничения стадий используется факт наличия или от­сутствия детей в семье и их возраст.

Фазы жизненного цикла семьи

1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное при­тяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Рождение ребенка и принятие в семью новой личнос­ти. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь суп­ругов «глаза в глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Нарушения жизнедеятельности семьи

На протяжении всего жизненного цикла семья сталкива­ется с различными трудностями и неблагоприятными усло­виями — болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких соци­альных процессов (война, экономический и социальный кризис и т.д.)- В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказать­ся на ее жизнедеятельности. Исследование трудностей, с которыми сталкивается семья, идет в двух направлениях.

Первое: исследование семьи в условиях трудностей, воз­никших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бед­ствий и т.д.

Второе

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...