Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. «Человек, природа, общество»

Природа в широком смысле есть все сущее, весь мир в многообразии его форм, охватывает весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. В природу составной частью входит и человечество как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал. Такое понимание природы было распространено вплоть до XIX в. Узкий контекст термина «природа» складывается позже в связи с осознанием человеком своего особенного положения в окружающем мире. Природой стали называть биосферу или область жизни. Биосфера – результат предшествующего развития неживой природы, она составляет тонкую оболочку Земли, охватывая атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Особое место в биосфере занимает человек. Являясь органической частью живой природы, человек выделился из нее и со временем обособился в активное, противостоящее ей начало. Природа стала отождествляться с окружающей человека средой.

Термин «природа» наиболее употребим в социальной философии, охватывает как естественную среду обитания людей (первую природу), так и искусственную, созданную руками человека (вторая природа). Географическая среда – это вовлеченная в сферу человеческой деятельности часть земной природы, которая составляет необходимое условие существования и развития общества. Рамки географической среды по мере развития общества расширяются. Деятельность людей сопровождается трансформацией географической среды, меняются ландшафты, почвенный покров, химический состав воздуха и воды и т.п. Вплоть до ХХ в. природа могла оказывать влияние на ход исторического процесса, ускоряя или замедляя развитие производительных сил. Человечество тем меньше зависит от стихийных сил природы, чем выше становится его экономический и научно-технический потенциал. Ведущая роль в изменении географической среды перешла к человеку, но он потерял обретенную к началу прошлого столетия независимость от нее, натолкнувшись на ограниченность многих ресурсов. Сторонники географической школы (Тюрго, Монтескье), приписывали географическому положению и природным условиям определяющую роль в развитии общества. Согласно сформулированному А.Р.Ж. Тюрго закону убывающего плодородия почвы, каждое добавочное вложение труда и капитала в обрабатываемую землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением результат. Т.Р. Мальтус сформулировал некий естественный закон, регулирующий численность населения в зависимости от обеспеченности его продуктами питания: если количество людей на планете увеличивается в геометрической прогрессии, то средства существования возрастают только в арифметической. Крайней формой географической школы считается механистический географический детерминизм, утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека естественной средой (Монтескье). Его сторонниками и продолжателями были Г.Т. Бокль, Э. Реклю, Л.И. Мечников, критиками выступили приверженцы географического индетерминизма, отрицающего причинность во взаимодействии природы и общества. Согласно теории К. Маркса природа включается в историю людей, поскольку в процессе производства человек преобразует не только ее, но и себя. Меняется вся совокупность составляющих сущность человека общественных отношений. К. Маркс утверждал, что и формирование отдельных качеств людей, и развитие общества зависят, прежде всего, от материального производства, и только анализируя исторически изменяющийся характер производственной деятельности людей, можно говорить о влиянии определенных природных условий на те или иные общественные процессы. Представитель геополитики (нового направления географической школы) Г.Т. Бокль высказал предположение о естественном характере социального неравенства. Его поддержали Ратцель и Хаусхофер в Германии, Маккиндер в Великобритании, Мэхэн и Спикмен в США, Челлен в Швеции. После второй мировой войны геополитика наряду с рассовой теорией была отнесена к числу преступных концепций. Представителем новейшей формы географического детерминизма является Л.Н. Гумилев, автор пассионарной теории этногенеза. В основе его теории лежит представление об этносе как биосферном феномене, тесно связанном с ландшафтом. Социальное развитие идет по спирали, а этническое – дискретно. Этногенез – природный процесс, флуктуация биохимической энергии живого вещества биосферы. Вспышка этой энергии – пассионарный толчок – порождает определяемые географическими условиями социальные изменения.

Система «биосфера – человек» характеризуется целенаправленной деятельностью человека, изменяющей, качественно преобразующей не только условия своего существования, но и оказывающей прямое и косвенное влияние на все формы жизнедеятельности в масштабах всей планеты. Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Понятия «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются как однозначные. Человек всегда является индивидом, но обладает индивидуальностью или наличием единичных, неповторимых черт. Индивид – понятие конкретное, а индивидуальность – абстрактное. Под личностью подразумевается, во-первых, человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений; во-вторых, социальная значимость индивида, его социально-этический и психологический облик. В структуре личности выделяют четыре подструктуры: 1) биологически обусловленную (темперамент, пол, возраст); 2) психологическую (память, эмоции, ощущения, восприятия, мышление, воля); 3) подструктуру социального опыта (приобретенные знания, навыки, умения, привычки); 4) подструктуру направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения, индивидуальная картина мира, кругозор). Социальная детерминация осуществляется при помощи четвертой. В процессе социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание.

Проблема смерти неизбежно присутствует как в индивидуальном, так и в общественном сознании, в первую очередь – в религии и философии. Попытки философов использовать естественно-научные знания для обоснования бессмертия души привели к формированию науки о бессмертии (иммортлогии). Возрождается учение о переселении душ (метампсихоз). Цель и смысл жизни – понятия, во многом зависящие от религиозных, атеистических, философских, этических, практических установок личности и общества. Смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимально большему числу людей. Философский аспект свободы личности связан с трактовкой свободы воли – самоопределяем или детерминирован человек в своих поступках. Права и свободы человека составляют единый комплекс.

 

Тема 5. «Философия общества»

Общество понимается как совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Философское понимание общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам естествознания. Общество представляет собой открытую динамическую систему. Являясь динамической системой, оно непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный (стохастический) характер. Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимодействии. Это система иерархическая, многоуровневая. Существуют различные теории и модели общества, его структуры, функционирования элементов, особенностей и характера исторического развития. Общепринятым является выделение в обществе четырех подсистем: экономической, социальной, политической, духовной.

Провозглашая высшей ценностью человека его права и свободы, правовое государство обязуется их соблюдать и защищать. В свою очередь каждый гражданин имеет обязанности перед обществом и государством. Не только обязанностью, но и гражданским и нравственным долгом является защита отечества. Государство сильно поддержкой граждан, благополучие и личная безопасность гражданина могут быть обеспечены только в нормально функционирующем обществе, в сильном демократическом государстве.

Распространенным видом социальной динамики многие философы и социологи считают линейное движение, которое может быть прогрессивным или регрессивным. Общественный процесс есть противоречивое единство непрерывности и прерывности, повторяющегося и неповторимого. В нем одновременно присутствуют цикличность, линейность и спиралевидность. Социальные изменения могут быть эволюционными и революционными. Факторы общественного развития делят на объективные и субъективные. Объективные – те движущие силы, которые непосредственно связаны с материальными отношениями и естественными условиями жизни общества. Субъективный фактор охватывает активную, целенаправленную деятельность, которая непременно осмысливается, осознается человеком. Личность – элемент субъективного фактора. Объединяясь в социальные группы, классы, партии, индивиды превращаются в реальную силу истории.

К. Маркс выделял пять общественно-исторических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Цивилизационная модель исторического развития рассматривает цивилизацию как способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества. Культура – это способ жизнедеятельности человека, обусловленный цивилизацией и представленный в материальных и духовных ценностях, создаваемых в сфере отношений человека к природе, самому себе, другим людям и обществу в целом. Формами общественного сознания являются: политическое и правовое, моральное, эстетическое, религиозное, и философия. Они различаются по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям. Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: социально-психологический и идеологический. Отражая те или иные стороны бытия природы, общества и человека, формы общественного сознания обладают силой обратного воздействия на свой предмет отражения.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Ценность не является свойством самой действительности, она возникает как отношение между миром природы и общества и динамично изменяющимися потребностями человека. Оценка устанавливает значимость вещей и их свойств для человека, направляет его деятельность. Хотя ценности напрямую связаны с потребностями, они несводимы к ним. Потребности динамичны, ценности относительно стабильны; потребности иерархичны, и их иерархия постоянно меняется, ценности же относительно неизменны и усваиваются индивидом в процессе его социализации. Значительная роль в формировании ценностных суждений принадлежит нормам. Норма – общепризнанное правило, образец действия или поведения. Нормы жестко детерминируют деятельность, в то время как ценности предоставляют личности большую свободу. Ценности относятся к области ориентиров, определяющих жизнь личности в целом. По содержанию различают ценности материальные (экономические), политические, социальные и духовные. По форме бытия – предметные и идеальные, духовные ценности. По субъекту различаются ценности субъективно-личностные и надындивидуальные. В иерархической структуре выделяют фундаментальные и высшие ценности. Они занимают господствующее положение в сфере искусства и религии, морали и права, политической и культурной жизни. Ценности непереводимы на язык научных понятий и часто облекаются в художественно-образную, мифологическую или сакрализованно-религиозную форму.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...