Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие закона. Общие и частные законы теории коммуникаций.

Любая наука должна опираться на законы – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, на основе которых возможно объяснять факты и явления реального мира, предсказывать новые события. Все законы в коммуникациях можно разделить на общие и частные. Общие законытеории коммуникации: возвышения потребностей; системной организации природы и общества; НТП; предельной полезности; ускорения информационного обмена и др. Данные законы характерны для таких наук, как социоло­гия, психология, политология, культурология, экономика. Частные законысистемы коммуникаций: двух сторон; обратной связи; гетерогенности коммуникативных систем; минимального основания.

 

Основные категории теории коммуникаций и их сущность.

Теория К основывается на определенных категориях. Основные из них: коммуникация; информа­ция; информационный обмен; К простран­ство; К время; коммуникатор; коммуникант и др. В области коммуникаций информа­ция - сведения, передаваемые людьми устным, письмен­ным, электронным или другим способом с помощью услов­ных сигналов или технических средств. Информационный обмен- обмен сведениями не только между людьми, но и человеком и автоматом, автома­том и автоматом, сигнальные связи в животном мире. К пространство- система многообраз­ных К связей, возникающих между различ­ными агентами коммуникаций. К время- длительность и последовательность самих К актов. В настоящее время длительность К времени сокращается, т.е. происходит ускорение передачи информации от одного объекта к другому. Катего­риями К явл. коммуникатор- тот, кто пе­редает информацию, и коммуникант- тот, кто ее получает.

 

Методы и функции коммуникаций

Основой любой теории и научных исследований являют­ся методы – совок-ть приемов в научных исследованиях дня полученияопределенного результата. Учение осистеме методов или общая теория метода назы­вается методологией. Все методыв теории коммуникаций можно разделить на общие и частные. Общие методышироко применяются в различных облас­тях научногодознания. К числу таких методов в Кисследованиях можно отнести комплексность; системный подход; сравнение; анализ, синтез; моделирование. К частным методамв коммуникативистике относятся социологический, герменевтический, бихевиористский; контент-анализ; интент-анализ; социолингвистика; наблюдения; социометрия. Функции: теории коммуникаций раскрывают ее содержание. К наиболее важным относятся познавательная, методологическая, прогностическая, практическая.

 

Этапы развития средств и теории коммуникаций

Этапы развития средств коммуникации: 1-й – 40-35 тыс. лет до нашей эры. Возникновение речи (первая коммуникационная революция); 2-й - 3 тыс. лет до нашей эры. Появление письменности (вторая коммуникационная революция); 3-й - конец IX начало XVII в. Книгопечатание (третьякоммуникационная революция); 4-й – XVII-XX вв. Развитие электронных средств коммуникаций; 5-й - XXI в. - настоящее время. Компьютеризация информации. Этапы развития теории коммуникаций: 1-й - античный период (Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан); 2-й – I-XVIII вв. Христианский период (Кирилл и Мефодий, Э. Мунье, М.С. Каган); 3-й - ХУШ-XX вв. Преобладал философский подход (Ф. Шлейермахер, Г. Лейбниц, Ч. Пирс,Ф. Ницше, Н.А. Бер-1 дяев, Ф.М. Достоевский); 4-й -с XX в. - до настоящего времени. Современная теория коммуникаций (Д. Белл, Г.М. Маклюэн, Г. Лассуэл)

 

Структурные модели коммуникаций их характеристика и особенности

К моделипредназначены для отра­жения К процесса передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных средств или каналов. К модели можно разделить на линейные, нелинейные, циркуляционные и объемные. К линейным относятся: 1) Аристотеля, 2) Лассуэлла, 3) Шеннона—Уивера, 4) Де Флера. Нелинейная модель - Теодор Неткоб (1953). Она имеет вид равностороннего треугольника, в кот. к двум его углам — коммуниканту (А) и коммуникатору (Б) добавляется третья вершина треу­гольника (В), характеризующая социальную ситуацию, в ко­т. происходит акт коммуникации. Циркуля­ционные модели- отражают сложность процесса К и ее влияние на общес­тво. Уильбур Шрамм (1954), -рассматривает коммуникацию как циркулирую­щий обратный процесс, когда и отправитель и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с дру­гом, обмениваясь сообщениями или сигналами. К объемным моделям относится мозаичная модель С. Бейкера (1968) представляющая собой куб, состоящий из маленьких кубиков. Четыре грани куба соответствуют одному из блоков модели: источнику, получателю, посланию и каналу передачи инфор­мации. Все кубики находятся в непрерывном взаимодей­ствии, каждый раз соприкасаясь четырьмя гранями. Данная модель наиболее полно отражает всю сложность взаимодей­ствия элементов коммуникационного процесса.

 

Виды и уровни коммуникаций

По способу передачи информации выделяют две группы коммуникаций: вербальные и невербальные. Вербальные К - речевое, устное и письменное общение людей в процессе их совместной деятельности. Невербальные К - способ передачи информа­ции на основе непроизвольных, неосознанных комплексов движений, выражений, обозначающих личностные особен­ности человека. Основными средствами вербальных К явл. речь, речевое общение, устно-речевая и письменно-речевая деят-сть. По признаку уровня К делятся на: 1) межличностные; 2) коммуникации в малых группах; 3) массовые К. Межличностная К- процесс обме­на сообщениями и их интерпретацию двумя или нескольки­ми индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Малая группа- небольшое число лю­дей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодей­ствующих между собой. Массовая К- процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассре­доточенные аудитории. Массовые К выполняют следующие функ­ции: информационную, регулирующую, культурологичес­кую.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...