Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии построения корпоративных информационных систем

Корпоративная информационная система (КИС) автоматизированная система управления крупными, территориально рассредоточенными предприятиями, имеющими несколько уровней управления, построенная посредством интегрированных информаци­онных технологий и систем. Назначение КИС - обеспечить решение внутренних задач управления:

• бухгалтерский учет;

• финансовое планирование и финансовый анализ;

• управление договорными отношениями;

• расчеты с поставщиками и покупателями;

• анализ рынка;

• управление себестоимостью;

• управление кадрами и др.

 

Рассмотрим основные информационные технологии создания корпоративной ин­формационной системы, построенной на базе интрасети. К ним относятся:

• СУБД - система управления корпоративной базой данных;

• Workflow - управление деловыми процессами;

• Group Ware - система .групповой работы в пределах каждой рабочей группы/отдела;

• EDMS - система управления электронными документами и ведения электронно­го архива;

• OCR - система массового ввода печатной информации в компьютер;

• системы информационной безопасности;

• специальные программные средства.

• Корпоративная база данных содержит гипертекстовые документы всех типов. Она единственная для всех подсистем. Для ее эксплуатации используется корпоративная СУБД.

Системы Group Ware и Workflow направлены на автоматизацию и поддержку кол­лективной работы на предприятии. GroupWare обеспечивает работу небольших коллективов посредством электронной почты, базы гипертекстовых документов и системы группо­вой работы (коллективного органайзера). Системы Workflow автоматизируют управление корпорацией, поддерживая разделение работ по деловым операциям (бизнес-процессам) и маршрутизацию работ и гипертекстовых документов в сети исполнителей. Заметим, что системы Workflow, применяемые в системах электронного документооборота, обеспечи­вают маршрутизацию документов. Здесь же аналогичные алгоритмы используются для отслеживания движения и контроля исполнения работ сотрудниками. Для связи корпора­тивной информационной системы с сетью интернет используются инструменты Staffware Workflow on World Wide Web и Action Workflow Metro и др. Они обеспечивают автомати­зацию деловых процессов, коллективную работу сотрудников с гипертекстовыми доку­ментами и доступ в интернет.

Системы ведения электронных архивов EDMS(Electronic Document Management System) представляют собой базу данных гипертекстовых документов. Документы могут быть текстовыми, графическими, видео, звуковыми и другими файлами, подготовленны­ми в разных приложениях. В отличие от простой базы данных электронный архив позво­ляет хранить один и тот же документ в нескольких представлениях. Например, как текст и изображение. Кроме того, на каждый документ может быть заведена учетная карточка, содержащая название документа, имя автора, ключевые поля и т.д. Электронные архивы хранят в электронном виде административную, финансовую, техническую и другую до­кументацию.

Системы сканирования и оптического распознавания текстов OCR обеспечивают массовый ввод бумажных документов и размещение их в электронном архиве. Документы поступают в электронный архив из систем OCR, с магнитных носителей, по сети.

Информационная безопасность обеспечивается технологиями шифрования, аутен­тификации электронной подписи, контроля доступа извне к корпоративным информаци­онным ресурсам.

Специальные программные средства обеспечивают работу с документами, напи­санными на иностранных языках.

Корпоративные информационные системы строятся либо с использованием техно­логии клиент-сервер, либо интранет - технологии. Это приводит к изменению сетевых тех­нологий и приложений, что влияет на развитие сетевой инфраструктуры корпорации (табл. 4.1).

Технология клиент-сервер обеспечивает высокоскоростной обмен данными в рам­ках рабочих групп корпоративной сети для таких приложений, как электронная почта, электронный документооборот, автоматизация деловых процессов. Для эффективной ра­боты клиент и сервер должны быть расположены в одной логической подсети.

Использование web-технологии (интрасети) для построения корпоративных се­тей увеличивает трафик за счет увеличения ссылок на данные, расположенные на различ­ных серверах предприятия. Web-страницы (web-сайты) разбросаны по серверам всей сети, включая серверы рабочих групп, центральные серверы корпорации, АРМ (автоматизированные рабочие места) пользователей сети. Все web-страницы связаны между собой по­средством гиперссылок URL, что позволяет пользователю видеть данные в форме одного непрерывного документа.

Появление приложений реального времени (видеоконференции, просмотр или прослушивание аудио-; видео- материалов и т.д.) требует при построении интрасети ис­пользования ATM-технологии.

Необходимость в многофункциональных интегрированных сетях возникла с по­явлением мультимедиа приложений и приложений с голосовой телефонией. Такая сеть дешевле, ибо она заменяет три отдельные сети для голоса, видео и цифровых данных кор­порации. Одной из систем, реализующей многофункциональную интегрированную сеть, является система Bay SIS компании Bay Networks.

Транснациональные информационные системы помимо обычных функций учета и управления корпоративных информационных систем должны обеспечивать:

• централизованный расчет налогов, учитывающий требования налогового законо­дательства разных стран;

• преобразование валют в ходе транзакций на базе централизованно задаваемых курсов и правил;

• многоязычные экранные формы, отчеты, подсказки и сообщения, вид которых определяется пользователем;

• формат числовых данных, определяемый пользователем и характерный для дан­ной страны (например, число знаков после запятой в валюте);

• формат даты, времени, определяемый пользователем и характерный для его страны;

• календарь выходных и праздничных дней, определяемый пользователем и др.

Появление технологий интранет/интернет открывает возможность доступа к миро­вым информационным ресурсам и по новому динамически строить производственные связи. Разрушаются стены между функциональными подразделениями внутри предпри­ятия, исчезают границы, отделяющие поставщика от покупателя, подрядчика от субпод­рядчика, долгосрочные наймы рабочей силы по контракту. Вымирают предприятия-динозавры, логика конкуренции-партнерства заставляет организации переходить к кратковременным формам кооперации.

Появляется международный рынок виртуальной рабочей силы, приводящий к все­общей виртуализации. Штатных работников могут, заменить внештатные, что означает появление виртуальных рабочих мест, когда многие будут работать дистанционно дома. Это дает ряд преимуществ (экономия денег, уменьшение потерь рабочего времени, повы­шение продуктивности, сокращение рабочих площадей и т.д.), но и приводит к ряду сложных проблем (поддержка разнородного оборудования, скрытая стоимость решений, вопросы лицензирования программных продуктов, повышенные требования к пропускной способности каналов и т.д.).

Появляются виртуальные рабочие группы и виртуальные компании, состав кото­рых будет меняться по ходу работы, и виртуальных сотрудников которых никто не видел.

Из-за сложности переобучения и быстрой смены требуемой квалификации работ­ников становится выгодным нанимать внештатных работников по краткосрочным кон­трактам.

Меняется культура обслуживания. Бизнес становится более осмысленным. Произ­водство готовой продукции становится интеллектуальным. Оно может воспринимать тре­бования заказчика и выпускать изделия, соответствующие этим требованиям. Заказы пе­редаются в реальном времени, например по сети интернет. Остается ждать, когда заказ включат в план производствами он будет выполнен. Такая технология получила название массовой адаптации к требованиям заказчика.

Резко возрастает спрос на таланты, так как решение сложнейших технических проблем недоступно квалифицированным кадрам. Технологии меняются быстрее, чем способности реа­лизовать их и эксплуатировать. Это приводит к кризису квалификации, появляется нехватка квалифицированных кадров. Возникает проблема поиска талантов, переобучения специали­стов, конфликтов между квалифицированными ветеранами и талантливой молодежью. Нужно создавать условия для совместной работы всех, чтобы появился стимул к повышению квали­фикации и обучению новым технологиям. Квалификация должна меняться вместе с техноло­гиями и требованиями бизнеса. Одним из путей снижения затрат на поддержку виртуальных работников являются инвестиции в повышение квалификации штатного персонала.

Следует развивать такие качества, как деловая активность и умение вести перего­воры, достигая согласия.

Технологии экспертных систем

ЭИС состоит из нескольких функциональных подсистем, обрабатывающих множе­ство локальных баз данных. При этом разные функции управления реализуются разными подсистемами. Например, для контроля исполнения документов (приказов, инструкций, писем и т.д.) разрабатывались исполнительные информационные системы EIS (Execution Information System). Для выполнения других управляющих функций разрабатывались управленческие информационные системы MIS (Management Information System). Их реа­лизация зависела от поставленных целей, типа предприятия, циркулирующих регламент­ных форм документов, деления на подсистемы и т.д.

Задачи управления требовали нетривиальных подходов к их решению. Это объяс­няется рядом факторов:

• Для принятия решении требуются не просто данные, но их новый вид - знания;

• Для получения знаний требовались алгоритмы переработки больших объемов информации, выявления скрытых знаний (скрытых закономерностей и зависимостей дан­ных) и преобразования их в явные;

• Решение необходимо принимать, учитывая противоречивые требования;

• Необходимо учитывать быстро меняющуюся обстановку;

• Требовались алгоритмы решения плохо формализуемых задач;

• Требовались новые методы управления.

Для принятия управленческого решения требуется не только информация, а знание о ситуации, по которой принимается решение. Практическое применение самообучаю­щихся интеллектуальных систем для решения управленческих задач позволило разрабо­тать технологии записи знаний специалистов, получивших название экспертных систем.

Потребности решения задач управления, наличие моделей представления знаний и способов их формализованного представления в базе знаний привели к разработке экс­пертных систем.

Экспертная система - система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющим на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия. Экспертные системы, применяемые в управлении, базируются на эвристических, эмпирических знаниях, оцен­ках, полученных от экспертов. Они способны анализировать данные о ситуации, требую­щей решения, объяснить пользователю свои действия и показать знания, лежащие в осно­ве принятия решений.

Для представления знания использовались фреймовые и объектно-ориентированные модели. Фрейм - структура представления знаний, состоящая из слотов. Слот состоит из элементов, заполнение которых определенными значениями превращает фрейм в описание конкретной ситуации. Слот определяет имена атрибутов ситуации, их значения и ссылки на другие слоты.

Создание экспертной системы выполнялось методом проектирования, при котором происходит постоянное наращивание базы знаний при итерационном прохождении каж­дого этапа проектирования экспертной системы. .

При применении экспертной системы вводится описание ситуации, для которой требуется подсказка решения. Выполняется поиск подобной ситуации в базе знаний, и ес­ли она найдена, выдаются рекомендации по принятию решений. Если описание ситуации отсутствует, можно его добавить.

В дальнейшем при проектировании экспертных систем использовались семантиче­ские сети, теория графов, лингвистические процессоры, когнитивная графика и др. Семан­тические сети дают способ представления знаний в виде помеченного ориентированного графа, в котором вершины соответствуют понятиям, объектам, действиям, ситуациям или сложным отношениям, а дуги - свойствам или элементарным отношениям. Теория графов изучает графы, сети и действия над ними. Лингвистические процессоры предназначены для перевода текстов на естественном языке в машинное представление и обратно.

Экспертные системы помогают принимать решения в ситуациях, когда алгоритм принятия решения заранее не известен и формулируется одновременно с формированием
базы знаний.

Экспертные системы применяются во многих сферах человеческой деятельности. Они используются в управлении производством, транспортными системами и других на­правлениях экономической деятельности. Примером может служить система страхования коммерческих займов CLUES.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...