Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимная социальная ответственность

В учебниках по макроэкономике подробно рассматриваются экономические функции предприятий (работодателей) и домохозяйств. Однако помимо экономических эти субъекты хозяйственной деятельности выполняют также определенные социальные функции. Кроме того, в выполнении этих функций участвуют властные структуры, созданные обществом (государственные органы управления), и неправительственные организации гражданского общества. При этом между ними происходит разделение социальных функций.

Основная социальная функция государства — определение долгосрочных целей социального развития и их реализация; предоставление социальных гарантий домохозяйствам и гражданам. Эта функция реализуется в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Законодательные органы вырабатывают общую стратегию социального развития общества, а также конкретные решения в области социальной защиты населения и определения минимального уровня социальных гарантий с учетом реальных экономических возможностей государства. Принимаемые законодателями решения разделяются на две крупные группы. Во-первых, это действующие относительно продолжительный период времени законы, определяющие общую концепцию социального развития, и, во-вторых, это нормативные материалы, устанавливающие конкретные размеры выплат социального характера, масштабы бесплатно оказываемых населению социальных услуг и т.п.

В стабильных экономиках, где среднегодовая величина инфляции не превышает 3-5%, изменение размеров социальных выплат населению осуществляется, как правило, раз в 5-7 лет. Примером является прежний СССР, в котором последствия подавленной инфляции преодолевались именно таким способом, а быстрый рост средней заработной платы начался лишь после 1987 г., когда в стране были созданы условия для возрождения негосударственного сектора экономики. Если в 1981-1985 гг. среднегодовой прирост среднемесячной заработной платы составил 4,2 руб., то в 1986-1990 гг. — 8 руб., причем в 1988 г. она увеличилась на 16,9 руб., в 1989 г. — на 20,6 руб., а в 1990 г. — еще на 29,6 руб.

В переходных экономиках с высокими темпами инфляции данные корректировки осуществляются, как минимум, 1-2 раза в полугодие. Так это было, например, в Российской Федерации на начальном этапе экономических реформ, когда в течение 1992-1997 гг. минимальная заработная плата повышалась 15 раз и в результате этих повышений увеличилась в 435 раз.

Законодательная власть несет также ответственность за финансовое обеспечение принятых социальных обязательств, утверждая социальные расходы государственного бюджета и иных находящихся в государственной собственности источников финансовых ресурсов. В Российской Федерации к последним относятся государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования).

Исполнительная ветвь государственной власти занимается в основном поиском реальных возможностей (прежде всего финансовых) для обеспечения законодательно утвержденных мероприятий в области социального развития. Ею конкретизируется порядок социальных выплат; подготавливаются нормативные материалы, определяющие деятельность институциональных структур, аккумулирующих и использующих средства для обеспечения социальной защиты граждан.

На более низких уровнях административно-территориального управления органы законодательной и исполнительной власти принимают решения по социальному развитию конкретных регионов. Так, сохраняя минимальный уровень социальных гарантий, обеспечиваемых государственными финансами, при наличии возможностей, которые зависят от состояния бюджета региона, местные властные структуры могут увеличивать размеры соответствующих социальных выплат, расширять их перечень. Например, Московская мэрия при поддержке выборных органов власти в наиболее сложный период реформ (1992—1994 гг.), а также после финансово-экономического кризиса 1998 г. неоднократно принимала решения по повышению размеров социальных трансфертов по сравнению с установленными федеральным законодательством размерами государственных пенсий.

Социальная ответственность предприятий (работодателей) в большинстве случаев носит вынужденный (пассивный) характер, поскольку она определяется не ими, а государственными властными структурами. Предприятия (работодатели) должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы; обязательное страхование по установленным нормативам — пенсионное, социальное, медицинское, от несчастных случаев на производстве; социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут добровольно расширять пределы своей социальной ответственности, создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наемных работников своей высокой заработной платой, так называемым социальным пакетом (бесплатным питанием, корпоративным отдыхом, системой поощрений и т.п.).

В ряде случаев социальная ответственность предприятий (работодателей) может проявляться в формах, не предусмотренных законодательством. Примерами могут служить выплата "серых" зарплат, выведенных из-под налогообложения; компенсация высокой заработной платой фактической утраты частью работников, занятых в негосударственном секторе экономики, многих, в том числе и базовых государственных социальных гарантий (например, права на отпуск по уходу за ребенком). При этом работник, получающий высокую зарплату, имеет возможность купить необходимые ему социальные услуги (в случае с тем же отпуском по уходу за ребенком — услуги няни или гувернантки).

Социальную ответственность домохозяйств перед обществом разделяют на формальную и неформальную. Формальная ответственность заключается, прежде всего, в соблюдении налогового законодательства. Уклонение членов домохозяйства от уплаты налогов, сокрытие налогооблагаемых доходов приводит к сокращению доходов бюджета и сужает возможности финансирования его социальных расходов. Неформальная ответственность домохозяйств проявляется в создании комфортных условий проживания и реализации своих способностей всеми членами домохозяйств, а также в активной экономической деятельности домохозяйств, которая позволяет снижать зависимость от государства.

Социальная ответственность неправительственных (негосударственных) структур (профсоюзные организации, политические партии и общественные движения) сводится к законодательно разрешенной политической и общественной деятельности по защите интересов отдельных групп населения; контролю за соблюдением действующего социального законодательства. Поскольку деятельности этих структур присущ популизм (они не связаны финансовыми ограничениями, ответственностью за выполнение заявленных социальных решений), их ответственность должна проявляться также и в преодолении такого популизма.

Социальная политика

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...