Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности. Педагогические способности учителя начальных классов как условие успешности его профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство

Способности. Педагогические способности учителя начальных классов как условие успешности его профессиональной деятельности.

Профессиональное знание – основа становления педагогического мастерства.

Знания преподавателя обращены к дисциплине, которую он преподает и к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии.

Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности протекания педагогической деятельности. Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности.

Способности – прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Способности – понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности.

На формирование способностей влияет ряд условий: теоретический и практический опыт; знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Различают общие способности (индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности) и специальные способности (свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой либо области деятельности).

Выделяют уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Различают также теоретические (предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и практические (предполагают склонность человека к конкретным практическим действиям) способности.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Талант – высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающие успехи в том или ином виде деятельности.

Гениальность – высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность человека к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному – определяет в значительной мере особенности его способностей.

Выделяют конструктивные, организаторские и коммуникативные компоненты педагогической деятельности. Педагог должен обладать соответствующими способностями.

Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно – воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Критериями мастерства педагога выступают: целесообразность (направленность), продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся), оптимальность (выбор средств), творчество (содержание деятельности).

 

Н.В. Кузьмина под педагогическими способностями понимает специальные способности от которых зависит овладение педагогическим мастерством.

Виды способностей:

  • Дидактические

Составляют основу умений излагать материал учащимися доступно, интересно, четко, ясно. Педагогическое мастерство учителя не ограничивается способностью четко и доступно передавать информацию, оно проявляется в умении пробудить, взбудоражить ум детей.

  • Организаторские

Проявляется в умении организовывать деятельность учащихся, создавать коллектив и сделать его инструментом при помощи которого формируется соответствующая структура личности, организовать свою деятельность (точность, аккуратность, дисциплинированность). Это все является следствием организаторских способностей.

  • Коммуникативные

Позволяют устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися.

  • Перцептивные

Лежат в основе умения проникать во внутренний мир ребенка.

  • Суггестивные

С помощью твердого волевого слова добиваться нужного результата воздействия (способность внушать).

  • Научно-познавательные (академические)

Получать информацию в ногу со временем.

  • Эмоциональная устойчивость

Владеть собой в любой ситуации.

  • Оптимистическое прогнозирование

Умение ставить цель на перспективу.

 

Педагогическое мастерство

Способности. Педагогические способности учителя начальных классов как условие успешности его профессиональной деятельности.

Профессиональное знание – основа становления педагогического мастерства.

Знания преподавателя обращены к дисциплине, которую он преподает и к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии.

Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности протекания педагогической деятельности. Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности.

Способности – прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Способности – понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности.

На формирование способностей влияет ряд условий: теоретический и практический опыт; знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Различают общие способности (индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности) и специальные способности (свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой либо области деятельности).

Выделяют уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Различают также теоретические (предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и практические (предполагают склонность человека к конкретным практическим действиям) способности.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Талант – высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающие успехи в том или ином виде деятельности.

Гениальность – высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность человека к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному – определяет в значительной мере особенности его способностей.

Выделяют конструктивные, организаторские и коммуникативные компоненты педагогической деятельности. Педагог должен обладать соответствующими способностями.

Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно – воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Критериями мастерства педагога выступают: целесообразность (направленность), продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся), оптимальность (выбор средств), творчество (содержание деятельности).

 

Н.В. Кузьмина под педагогическими способностями понимает специальные способности от которых зависит овладение педагогическим мастерством.

Виды способностей:

  • Дидактические

Составляют основу умений излагать материал учащимися доступно, интересно, четко, ясно. Педагогическое мастерство учителя не ограничивается способностью четко и доступно передавать информацию, оно проявляется в умении пробудить, взбудоражить ум детей.

  • Организаторские

Проявляется в умении организовывать деятельность учащихся, создавать коллектив и сделать его инструментом при помощи которого формируется соответствующая структура личности, организовать свою деятельность (точность, аккуратность, дисциплинированность). Это все является следствием организаторских способностей.

  • Коммуникативные

Позволяют устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися.

  • Перцептивные

Лежат в основе умения проникать во внутренний мир ребенка.

  • Суггестивные

С помощью твердого волевого слова добиваться нужного результата воздействия (способность внушать).

  • Научно-познавательные (академические)

Получать информацию в ногу со временем.

  • Эмоциональная устойчивость

Владеть собой в любой ситуации.

  • Оптимистическое прогнозирование

Умение ставить цель на перспективу.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...