Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая наука как область гуманитарного знания

.1. Предмет политической науки

2. Становление политической науки...

3. Политическая наука в СССР и России

Природа политики

1. Политика как социальное явление

2.Взаимосвязь политики с экономикой и правом

3. Политика и мораль

4. Политические отношения

5. Политическое прогнозирование

Человеческое измерение политики

1.Человек как первичный субъект политики

2.Политическое сознание.

.Формы политической активности

1. Политическое поведение и политическая деятельность

2. Насилие и ненасилие в политике

3. Экстремизм и терроризм

У. Политическая власть и ее носители

1. Власть и властные отношения

2. Власть в гражданском и политическом обществе

3. Власть и оппозиция

4. Роль элит в осуществлении политической власти

5. Политическое лидерство: понятие, типы, функции

У1. Политические системы и режимы

1. Политическая система: понятие, структура, функции

2. Политический режим: определение, типология.

3. Демократия: сущность, формы, модели

У11. Институциональные аспекты политики

1. Государство как политический институт

2. Политические партии и партийные системы

3. Группы интересов

4. Выборы и избирательные системы.

У111. Социокультурные аспекты политики.

1. Политическая культура

2. Политическая социализация

3. Политические идеологии современности

Х. Политические изменения

1. Сущность и структура политических процессов

2. Политические конфликты и механизм их разрешения

3. Война как форма политического конфликта

Х. Международные аспекты политики

1. Мировая политика и международные отношения

2.Теоретические школы в исследовании мировой политики

3. Геополитическое направление в изучении международных отношений

Примерная тематика контрольных работ

Политические мыслители и политологи

Словарь терминов

Тестовые контрольные вопросы

Список рекомендуемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Политология занимает видное место в современном гу­манитарном знании и политическом образовании. Это вы­звано рядом теоретических и практических предпосылок, среди которых:

– первостепенная роль политики в жизни общества, ее огромное воздействие на судьбы народов и государств, а во многом и на повседневное бытие каждого отдельного человека;

– значительные возможности политологии влиять на преобразования в посттоталитарных государствах, особенно на процессы демократизации и формирования гражданского общества;

– взаимодействие политологии и социологии в изучении процессов трансформации современного мира и в выработке стратегии действий, адекватной вызовам времени;

– возрастающая потребность российского общества в специалистах с мента­литетом, адекватным рыночной экономике и плюралистической демократии;

– потребность российского обществоведения в научном осмыслении накапливающихся политических знаний, отечественного и международного историко-политического опыта;

– необходимость интеграции отечественных исследований в магистральное русло мировой политической науки.

В пособии компактно излагаются основные темы курса политологии с акцентом на понятийном аппарате этой науки. Такой способ подачи материала позволяет предложить студентам краткий конспект лекций, который может помочь оперативно в период сессии систематизировать знания, полученные в учебном процессе

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

 

Предмет политической науки

Политическая наука (political science), или политология ( в ряде стран она именуется политической социологией) получила название от сочетания греческих слов – «politeia», означающего политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти, и “logos” – учение знание. Понятие «политическая наука» широко употребляется за рубежом, а в России используется преимущественно термин «политология». В последние годы понятие «политическая наука» все активнее внедряется в научный оборот и отечественными исследователями политики.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, наиболее непосредственным предметом политической науки являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения и осуществления власти; легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны большинства членов общества; контроль за политической властью со стороны общества. Такой подход к содержанию предмета политической науки доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Политическая наука развивается как целостная система теоретического и прикладного знания о политике.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания – технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином «парадигма», введенным в научный оборот в двадцатые годы американским историком науки и философии Т.Куном.

Парадигма – это логическая модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Она задает направленность исследованию политики, отбору и обобщению фактов, прогнозированию событий.

Основные парадигмы политологии – теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Суть теологической парадигмы состоит в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано с ранними этапами истории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.

Натуралистическая парадигма ориентирует на объяснение политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.

Социальная парадигма истолковывает политику как производную других сфер жизни общества – экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.

Рационально-критическая парадигма ориентирует на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности.

Политическая наука оперирует рядом категорий, отражающих конкретные стороны политической жизни и являющихся инструментами ее исследования.

Первая группа категорий дает возможность определить специфику самой науки – политика, политические отношения, политическое поведение, политическая деятельность, политические интересы, политические ценности.

Вторая позволяет анализировать специфику субъектов политики – политическая власть, господство, легитимность, политическая элита, политический лидер.

Третья связана с исследованием политической системы и ее институтов – политическая система, политический режим, государство, партия, группа давления, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, избирательная система.

Четвертая группа категорий позволяет анализировать политические процессы – политический процесс, политическое участие, революция, реформа, восстание, мятеж, политический конфликт.

Пятая группа категорий охватывает в основном область политического сознания – политическая идеология, политическая психология, политическая культура, политическая социализация.

Категориальный аппарат относится к числу наиболее дискуссионных проблем политической науки. Сложность политологического анализа во многом вызывается многозначностью ряда категорий, разночтением определений и формулировок понятий.

Социальная роль политической науки определяется выполняемыми ею функциями – теоретической, методологической, практической, прогностической и воспитательной.

Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, приращение политического знания в целом.

Методологическая функция политической науки заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.

Практическая функция политической науки имеет своим содержанием определение способов, методов и средств рационализации политической сферы , выработку рекомендаций для властных структур, предварительную экспертизу политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция политической науки предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря включению общественных наук в орбиту научно-технической революции (НТР).

Воспитательная функция науки о политике состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении возможности функционирования демократических обществ.

В демократических системах наука о политике – важный фактор социализации граждан, воспитания у них уважения к правопорядку и обеспечивающим его институтам, формирования устойчивой политической культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности.

В российском обществе наука о политике способствует становлению демократического менталитета, воспитанию таких качеств, как политическая толерантность, готовность к компромиссам и консенсусу, умение в рамках законов выражать и защищать интересы, предотвращать или относительно безболезненно разрешать социальные конфликты.

Функции политической науки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Взятые в единстве, в системе, эти функции дают полное представление о её назначении и социальной роли в жизни общества.

В исследовательских целях политической наукой применяются как общетеоретические методы (системный, структурно-функционалистский, сравнительный, диалектический, антропологический, исторический, психоаналитический, бихевиористский и др.), так и методы эмпирического познания, позволяющие получать информацию о конкретных политических явлениях (использование данных статистики, анализ документов, опрос, наблюдение, деловые игры, экспертные оценки, и др.).

Особую роль в изучении политики играет бихевиористский (поведенческий) метод акцентирующий внимание на приоритетности анализа действий людей предпринимаемых для достижения своих политических целей. Познавательными средствами политологии являются логические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа.

В связи с тем, что политика – явление сложное и многогранное, кроме политической науки, ее исследованием занимаются и смежные области обществознания.

Политическая философия служит методологической базой политических исследований. Она изучает мировоззренческие, нормативные и ценностные основы политики.

Политическая социология изучает влияние социальной среды на политику и ее обратное влияние на эту среду. Она занимает промежуточное положение между политологией и социологией, примыкая к обеим дисциплинам.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознание и подсознание, эмоций человека.

Политическая антропология изучает влияние расовых и этнических факторов на политическое поведение человека.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с природными факторами – территориальными, ресурсно-сырьевыми и климатическими.

Геополитика изучает связи и взаимодействие политики и пространственных факторов – географических, экономических, культурных, коммуникационных.

Политическая история исследует процессы развития политической жизни общества, становления государственных институтов, партий, движений.

Подход к определению природы политической науки как одной из наук, изучающих политику, характерен для европейской традиции и не является единственным. Другой подход к этой науке существует в США, где она рассматривается как общая наука о политике, интегрирующая основные отрасли политического знания – политическую философию, политическую теорию, политическую социологию, политическую психологию и политическую антропологию.

Реально политические исследования осуществляются на стыке наук, изучающих политику. Политология взаимодействует и с целым рядом так называемых формальных наук – логикой, кибернетикой, статистикой, общей теорией систем.

Становление политической науки

Политическая наука явилась естественным результатом развития политической мысли со времен Конфуция, Платона и Аристотеля. Уже в политической классике Древнего мира важнейшими были вопросы: кто и как должен управлять государством, каким должно быть государственное устройство.

В конце XIX – начале XХ веков накопленное политическое знание трансформировалось в политическую науку. Этот процесс выражал назревшую общественную потребность в научном познании и прогнозировании политики, в эффективном управлении государством.

Первой по времени возникновения и наиболее продвинутой национальной школой политической науки является американская. Ее организационное оформление началось с открытия в 1880 г. высшей школы политической науки Колумбийского университета. В последующие годы в Америке сформировалась сеть научных центров по проведению политических исследований и учебных заведений. С 1903 г. функционирует Американская ассоциация политической науки, положившая начало созданию подобных ассоциаций в международном масштабе,

Американская политическая, наука сконцентрировала внимание главным образом на изучении институтов политической системы – президента; исполнительной, законодательной и судебной власти; партий и избирательных систем. Активно исследовалось политическое поведение с применением методов экспериментальной психологии и психоанализа. Значительное место в работах американских ученых заняли проблемы мировой политики и международных отношений – войны и мира, международных конфликтов, безопасности и т.д. После II мировой войны американская политическая наука во все большей степени приобретала прикладной характер.

В послевоенный период по существу главным методом американской политической науки стал бихевиоризм, оттеснив формально-юридический (институционный) и другие методы. Быстрыми темпами шел процесс глобализации американской политической науки, ее проникновения не только на европейский континент, но и в латиноамериканские, азиатские и африканские страны. Значительно усилилась советологическая направленность американской политоло­гической науки, проявившаяся в резко возросшем количестве советологических центров и расширении проблематики их исследований; со второй половины 80-х годов в советологии обозначились новые подходы, которые, в конечном счете, (после распада СССР) привели к ее трансформации в новую область знания – россиеведение.

Наиболее глубокий след в развитии американской политической науки оставили Ч.Мерриам (1874-195З), Г.Лассуэлл (1902-1979) и Г.Моргентау (1904-1980). Заслуга Ч.Мерриама состоит, во-первых, в акцентировании связи политической науки с практикой; во-вторых, во внедрении в политические исследования методов количественного анализа. Значение работ его ученика Г.Лассуэлла состоит, во-первых, в разработке теории политического психоанализа; во-вторых, в исследовании проблемы власти и ее распределения в обществе; в-третьих, в развитии теории и практики пропаганды как средства манипулирования человеческим поведением. Вклад Г.Моргентау в политическую науку состоит в обосновании роли национальных интересов во внешней политике государств и исследовании значимости силового фактора в международных отношениях, особенно такого его компонента как ядерное оружие.

В 70-е гг. XX в. американская политическая наука вступила в постбихевиористский период своего развития, совпавший с вхождением США в постиндустриальную, информационную эру. Для него характерно широкое использование различных теоретических и методологических подходов при изучении сложнейших проблем современности их влияния на политику. Были разработаны и получили дальнейшее развитие системный и структурно-функциональный анализ, сравнительный (компаративистский) подход, глобализационная парадигма, моделирование, логико-математические методы и т. д.

Статус американской политической науки определяется и тем обстоятельством, что в последние десятилетия многие известные политологи оказывают существенное влияние на формирование политического курса США, работая консультантами президентов или занимая важные государственные посты (Г. Киссинджер, 3. Бжезинский, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, К. Райс и др.). В американской политической традиции принято, что политолог должен совмещать научно-исследовательскую деятельность с работой в государственной или общественной сфере, а политик - стремиться к политическим знаниям.

В конце XIX века политологические научные и учебные центры возникли и в Европе. В 1871 г. во Франции, была создана свободная школа политической науки, ныне Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономики и политической науки.

У истоков европейской политической науки стояли такие видные ученые, как М.Вебер (1864-1920), В.Парето (1848-1923), Г.Моска (1858-1941), Р.Михельс (1876-1936).

М.Вебер разработал систему теоретических моделей для изучения общества – «идеальных типов» и применил ее к анализу власти, хозяйственного развития и управления. Он ввел в политическую науку понятие «легитимность», означающее общественное признание власти, и проанализировал ее основные типы. В созданной М. Вебером теории «рациональной» бюрократии сформулированы основные требования к чиновничеству, сохранившие свою актуальность и в наши дни.

В.Парето и Г.Моска были создателями концепций политических элит. Заслуга Р.Михельса – формулирование «железного закона олигархических тенденций», который объясняет процесс бюрократического перерождения демократии.

Европейское направление политической науки ориентировано преимущественно на проведение исследований в широком социальном контексте с акцентом на историческое и теоретическое измерения политики.

К середине XX века политология полностью оформилась как самостоятельная наука в международном масштабе. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО возникла Международная ассоциация политической науки (МАПН), установившая систематические контакты между политологами разных стран и сыгравшая важную роль в организации политических исследований. В 40-60-х годах политическая наука была введена в учебные планы большинства западных университетов.

В минувшие десятилетия велась активная разработка многих актуальных политических проблем и процессов. Разработанный Т.Парсонсом системный метод был применен к анализу политических систем (Г.Алмонд, Д.Истон, С.Липсет и др.). Положено начало исследованию тоталитарных режимов (Х.Арендт, К.Фридрих, З.Бжезинский) и разработана концепция «открытого общества», основанного на эффективном использовании и защите демократии (К.Поппер). Исследуется проблематика политической стабильности и модернизации (Р.Даль, С.Хантингтон и др.). Изучается феномен политической культуры и ее специфики в разных странах (Г.Алмонд, С.Верба, Р.Таккер и др.). Анализируются партийно-политические системы и их роль в политическом процессе (М.Дюверже, Дж.Сартори и др.). Исследуется проблематика политических конфликтов и способов их урегулирования (К.Боулдинг, Р.Дарендорф, Л.Коузер и др.). Активно развивается международно-политическая теория и политическая глобалистика (З.Бжезинский, Р.Кеохэйн, К.Уолтс и др.). Сложилось перспективное направление в политической науке – сравнительная политология, существенно расширяющая возможности исследования политических явлений, систем и процессов.

Значительный вклад в осмысление политических реалий глобализирующегося мира вносят Всемирные конгрессы политологов, которые с 1950 г. регулярно проводит Международная ассоциация политической науки. На конгрессах подводятся итоги развития политической науки за трехлетний период между очередными конгрессами, обсуждаются глобальные, региональные и внутринациональные политические процессы, предпринимаются попытки прогнозирования будущего, предлагаются способы решения ключевых проблем человечества.

 

Российская политическая наука

Возникновению политической науки в СССР и России предшествовало длительное накопление знаний о политике и политической жизни. Российская политическая мысль после принятия страной христианства вплоть до XIX века развивалась в рамках православного мировоззрения. Как и на Западе, она имела отчетливо выраженную функцию – содействие установлению наилучших форм правления, созданию эффективных властных структур. С конца ХVIII века в российской политической мысли складывались либеральное, консервативное и радикальное направления.

Существенной спецификой отличалось становление российской политической науки в условиях острейших коллизий, пережитых страной в XX веке.

В конце XIX – начале ХХ века заметный вклад в политическую мысль России внесли Н.А.Бердяев, М.М.Ковалевский, П.И.Новгородцев, М.Я.Острогорский, Б.Н.Чичерин, марксистские теоретики В.И.Ленин и Г.В.Плеханов. Они анализировали проблемы власти, взаимоотношений личности и государства, революционного и реформистского путей развития общества, судьбы Отечества. Проблемы правового государства разрабатывались такими видными юристами, как С.А.Муромцев, П.М.Коркунов, Л.И.Петражицкий.

В центре внимания эмигрантской политической мысли были проблемы революции и сталинского тоталитаризма. Преобладал взгляд на революцию как на безумие, высказывалась мысль о невозможности удачных революций. Многие мыслители считали революцию российским феноменом, обусловленным менталитетом нации.

Тоталитарный режим в СССР не был заинтересован в развитии общественных наук, в частности, политической. Объективное знание об обществе ставило бы перед ним ряд нежелательных вопросов: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и, наконец, о легитимности самого режима. Оно стимулировало бы размышления о явлениях и процессах, которым невозможно найти объяснение в работах классиков марксизма.

Если в прогрессе технических и естественных наук режим видел фактор своего укрепления, то общественные науки были превращены в средство апологетики советской общественной системы, оправдания постфактум решений, принимаемых партийно-государственной номенклатурой.

Именно поэтому в СССР до второй половины 80-х годов политическая наука не признавалась как самостоятельная область знания и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Попытки создания марксистско-ленинской политической науки проблемы не решали. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках философии, научного коммунизма, теории государства и права. Однако научные возможности исследователей были крайне ограничены догмами официального марксизма и положением общественных наук как служанки власти.

В 1970-1980-е гг. необходимость придания политической науке самостоятельного статуса отрицалась под предлогом полного охвата ее проблематики научным коммунизмом. Роль последнего в изучении политической проблематики оказалась противоречивой. С одной стороны, курс научного коммунизма способствовал привлечению внимания преподавателей и студентов к актуальным социально-политическим проблемам. С другой стороны, фрагментарность и идеологизированность курса препятствовали объективному изучению происходивших в мире политических процессов.

Тормозом в становлении политической науки, социологии и ряда других дисциплин было также «сопротивление» со стороны традиционных отраслей знания (прежде всего философии, права, истории), которые не позволяли в должной мере осуществлять исследования политических процессов и явлений.

Несмотря на наличие барьеров, и трудностей, определенный вклад в изучение зарубежного опыта политического и социального развития внесли учреждения Академии наук СССР, особенно Институт США и Канады, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт научной информации по общественным наукам. Изданные ими работы во многом заложили фундамент российской политической науки.

Координации исследований отечественных ученых-политологов способствовали создание в 1960 г. и деятельность Советской ассоциации политических (государствоведческих) наук (САПГН) (С 1978 г. – Советская ассоциация политических наук (САПН)). Важным рубежом в фактическом утверждении политологии в нашей стране было проведение в 1979 г. XI Всемирного конгресса политологов в Москве. В ходе подготовки и проведения этого конгресса советские политологи, с одной стороны, продемонстрировали достаточно высокий уровень, а с другой – получили мощный импульс для дальнейших исследований.

Ядро складывавшегося политологического сообщества составили такие ученые, как Ф.М.Бурлацкий, Г.X.Шахназаров, Г.А.Арбатов, А.А.Галкин, Г.Г.Дилигенский, Ю.А.Замошкин, Ю.А.Красин, В.В.Мшвениерадзе, А.А.Федосеев, К.Т.Холодковский и др. Некоторые ученые-политологи были советниками Генеральных секретарей ЦК КПСС: Ф.М.Бурлацкий – Н.С.Хрущева, Г.А.Арбатов и А.Е.Бовин – Л.И.Брежнева, Г.Х.Шахназаров – М.С.Горбачева.

Таким образом, в 60-80-е годы, несмотря на отсутствие официального признания политической науки со стороны власти, в СССР формировалось политологическое сообщество, которое вело продуктивную исследовательскую деятельность и использовало возможности научной инфраструктуры и высшей школы для утверждения политической науки и приращения знания. Однако производимый этим сообществом интеллектуальный продукт не был должным образом востребован руководством страны. На развитии отечественной политической науки негативно сказывалось и отсутствие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Отношение к политической науке менялось со второй половины восьмидесятых годов по мере осуществления демократических преобразований. В 1989 г. перестройка привела к официальному признанию политической науки как отрасли знаний и учебной дисциплины.

В настоящее время в России функционируют институты и центры политических исследований, сформировался корпус преподавателей политологии, ведется подготовка профессиональных политологов. Регулярно проводятся Всероссийские конгрессы политологов. Российская ассоциация политической науки входит в Международную ассоциацию политической науки (МАПН). Под эгидой Академии политической науки Российской Федерации осуществляются наиболее важные научные проекты.

С 90-х годов выходят специализированные периодические издания – «Полис» (Политические исследования), «Власть», «Полития», «Вестник МГУ. Политические науки», «Вестник МГУ. Социология и политология» и др. Опубликованы работы зарубежных ученых, в которых представлены высшие достижения мировой политической науки, – Г.Алмонда, Х.Арендт, Р.Арона, З.Бжезинского, Д.Белла, М.Вебера, Е.Вятра, Р.Даля, М.Дюверже, Д.Истона, П.Лейпхарта, С.Липсета, Г.Моски, В.Парето, К.Поппера, Дж.Сартори, С.Хантингтона и др.

Принципиальное значение для развития политической науки в России имеет закрепление к Конституции РФ принципа политического и идеологического плюрализма в российском обществе.

Процесс становления и развития политической науки в России протекает с определенными сложностями, вызванными прежде всего тем обстоятельством, что она должна опираться на весьма разнородные и потому трудносовместимые составляющие – достижения западной политической науки, некоторые наработки советских обществоведов и труды отечественных ученых последних лет. Из-за аморфности методологии политическое знание во многом эклектично, а границы весьма расплывчаты.

В отечественной политической науке еще не сложились признанные теоретические школы, недостаточно освоен опыт мировой политической науки, велика инерция прежних идеологических ценностей и теоретических схем. Повышению уровня отечественных исследований могло бы способствовать более активное сотрудничество российских ученых с Международной ассоциацией политической науки и через нее со всем мировым политологическим сообществом. Совместное с зарубежными учеными изучение социально-политических процессов в России и других странах СНГ обогатило бы политическую науку новой концептуальной информацией и открыло бы перспективу появления новых точек ее роста.

Особого внимания заслуживает вопрос о взаимодействии политической науки и социологии в изучении процессов трансформации современного мира и в выработке стратегии действия, адекватной вызовам времени. Без социологического видения этих процессов политическая наука не в состоянии исследовать их политические механизмы. В свою очередь социология лишилась бы своей цельности и универсальности, если бы абстрагировалась от достижений политической науки в изучении политики, представляющей собой одну из важнейших сфер социума и олицетворяющей его деятельностное субъективное начало.

Таким образом, если в США и Западной Европе процесс становления политической науки носил непрерывный характер, то в России он был прерван в двадцатые года и в полной мере возобновился во второй половине восьмидесятых годов, когда начавшийся переход к цивилизованному гражданскому обществу выявил потребность в объективном научном знании.

За период, прошедший с момента институционализации политической науки, сформировались основные элементы ее инфраструктуры. Эта наука оказывает все более заметное влияние на практическую политику, становление российской государственности.

ПРИРОДА ПОЛИТИКИ

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...