Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая культура: понятие, типы

Политическая культура — комплекс относительно устойчивых представлений социальных общностей и отдельных индивидов о политике и политическом, совокупность моделей поведения в сфере политических отношений.

Основные компоненты политической культуры:

• ценности, составляющие мотивационный базис политики;

• нормы, регулирующие переход от ценностей к конкретным средствам;

• символы, то есть условные образы важнейших политических идеалов (гербы государств, национальные флаги, ордена, эмблемы партии и пр.);

• традиции, передающие из поколения в поколение модели политического поведения;

• средства реализации политических ориентации.

Политическая культура включает элементы культуры каждой нации, связанные с политическим процессом. Она испытывает влияние социокультурных, национальных и религиозных традиций, обычаев, стереотипов поведения и мышления, моральных установок. В свою очередь, политическая культура влияет на содержание политического процесса, обусловливает политическое поведение индивидов.

В процессе развития социальных общностей на политическую культуру воздействуют следующие основные факторы:

• динамика отношений в сфере производства, которая приводит к перестройке общественной структуры, а следовательно, потребностей и интересов соответствующих социальных групп;

• приобретение нового исторического опыта, который может совпадать с предыдущим, дополнять его новыми представлениями или противоречить ему. Особенно велика роль событий с глубокими последствиями — войн, революций, национальных кризисов и т.п.

Критерии типологии политических культур:

• степень согласованности во взаимоотношениях политических субкультур в той или иной стране;

• базовые ценности, на которые ориентируются общности в политической деятельности;

• ориентация на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы;

• характер поведения людей в той или иной политической системе;

• ориентация общества на борьбу или сотрудничество.

Исходя из степени согласованности во взаимоотношениях политических субкультур, выделяют два типа политических культур — интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Интегрированная политическая культура характеризуется сходством представлений граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов, лояльностью по отношению к существующему режиму. Характерна для большинства западных стран.

Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства страны, социальной разобщенностью, высокой степенью конфликтности, применением насилия, отсутствием эффективных процедур улаживания конфликтов.

В соответствии с критерием базовых ценностей, на которые ориентируются общности в политическом процессе, выделяют три типа политической культуры — культуру высокой гражданственности, элитарную и архаическую. Базовой ценностью политической культуры высокой гражданственности является человек с его потребностями и интересами. Базовой ценностью элитарной политической культуры является власть и ее структуры; человек рассматривается как средство достижения целей элиты. Главная ценность архаической политической культуры - интересы этноса, к которому принадлежат индивиды.

Приоритетное использование одного из двух основных регулятивных механизмов - рынка или государства порождает соответствующий тип политической культуры -рыночный или бюрократический (этатистский).

Рыночная политическая культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации этих интересов.

Бюрократическая политическая культура связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

С учетом характера поведения людей в политической системе различают три основных типа политической культуры - патриархальный, подданнический и активистский.

Для патриархального типа характерны ограниченность знаний граждан о государстве, аполитичность, замыкание в рамках местной или этнической солидарности. В рамках этой культуры у индивидов не существует ожиданий от политической системы и не имеется установок на ее изменение.

Подданическому типу политической культуры присуща сильная ориентация на политические институты, которая сочетается с низкой индивидуальной активностью граждан, их готовностью соблюдать вырабатываемые государством нормы и директивы.

Активистский тип политической культуры выражается в заинтересованном участии граждан в политическом процессе.

На практике эти три типа политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов.

В соответствии с ориентацией общества на борьбу или сотрудничество различают конфликтную политическую культуру и политическую культуру согласия.

Конфликтная политическая культура выражает дифференциацию ценностей и позиций, отсутствие согласия по наиболее важным проблемам развития общества. Политическая культура согласия предполагает стремление к диалогу и сотрудничеству во имя решения важнейших проблем.

Функции политической культуры:

• идентификация, то есть удовлетворение потребности человека в осознании групповой принадлежности и выборе оптимальных способов отстаивания интересов данной общности;

• адаптация к изменяющейся политической среде;

• социализация, то есть обретение индивидом определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои политические интересы;

• интеграция, обеспечивающая различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы;

• коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов власти на базе общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств общения.

Политическая культура современной России как феномен переходного периода включает множество элементов, которые могут быть сгруппированы на основе следующих критериев: многослойность, гетерогенность, антиномичность.

Многослойность проявляется в сочетании нескольких разнородных пластов: традиционно российского (этатизм, коллективизм, мессианство, соборность), советского (идеологизм, вождизм, уравнительство), модернистского (индивидуализм, ориентация на рынок и демократию).

Гетерогенность современной российской политической культуры проявляется в существовании множества этнонациональных, региональных, конфессиональных и иных субкультур.

Антиномичностъ российской политической культуры состоит в сочетании следующих противоположных компонентов: коллективизм — индивидуализм, консерватизм - радикализм, архаизм - футуризм, шовинизм - интернационализм, почвенничество - западничество и т.д.

Формированию политической культуры российского общества на основе демократических ценностей будут присущи те же закономерности, которые проявили себя в опыте Испании, Португалии, Греции, Чили, а еще раньше в Германии, Италии и Японии:

• длительность, связанная с выдвижением на авансцену новых поколений и постепенным уходом старых;

• совмещение и напластование в сознании людей элементов старой и новой политических культур, делающей ее смешанной, фрагментарной;

• пространственная и временная неравномерность политико-культурной эволюции, которая в мегаполисах будет происходить более форсированно.

 

 

Политическая социализация

Включение индивида в политику невозможно без усвоения политических, знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без принятия на себя определенных политических ролей. Этот процесс называется политической социализацией (от лат. socialis – общественный). По мере его развертывания формируется политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики.

Политическая социализация имеет две стороны – объективную и субъективную. Первая связана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов. Субъективная сторона политической социализации определяется сознательной, целенаправленной деятельностью власти по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации. В политической науке перечисленные структуры называют агентами социализации.

В процессе политической социализации возрастает роль СМИ, способных воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. СМИ не случайно называют четвертой властью. Поэтому в любом обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использования в целях формирования благоприятных ориентаций и позиций граждан.

Создание эффективного механизма политической социализации представляет собой одну из важнейших практических задач любой власти. Для ее решения правящие круги должны иметь четкое представление о том, насколько ценности и стандарты существующей политической системы усваиваются обществом, входят во внутреннюю структуру личности.

Политическая социализация осуществляется в двух основных формах, которые взаимосвязаны между собой, – прямой и косвенной. При прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер (например, представления о политическом и государственном строе, о деятельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т.д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываются такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на политическое поведение. Так, общение с родителями, учителями и другими субъектами, обладающими определенной социальной властью, развивает в индивиде уважение или неуважение к власти и авторитету, со временем распространяющееся на политическую власть и политический авторитет.

К основным факторам прямой политической социализации обычно относят подражание, политическое обучение, политический опыт, а к основным факторам косвенной социализации – межличностное общение, участие в неполитических организациях и дедуктивную социализацию, проявляющуюся в распространении выработанных индивидами ценностных ориентации на политические объекты. Различая прямую и косвенную социализацию, западные политологи считают более значимой последнюю, которая рассматри­вается как естественное продолжение и завершение общесоциального развития человека.

В зависимости от характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, в политической науке выделяют следующие типы социализации – гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку и государству, выполнение имсвоих гражданских обязанностей. Приверженность власти и индивидов общепринятым идеалам, нормам и ценностям создает новым поколениям благоприятные возможности для включения в политическую жизнь. Гармонический тип политической социализации, обеспечивающий общественную стабильность, характерен для США и Великобритании.

Для плюралистического типа политической социализациихарактерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентации граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации. Этот тип политической социализации преобладает в странах Западной Европы.

Конфликтный тип политической социализацииформируется в условиях межгрупповой борьбы, затрудняющей носителям различных ценностей достижение согласия друг с другом и с властью. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность должна присоединиться к какой-либо группе, касте, клану, классу и т.д. Этот тип политической социализации типичен для отсталых стран с высоким уровнем политического насилия и жесткой приверженностью населения к местническим ценностям и нормам политической жизни.

Наконец, гегемонистский тип политической социализациипредполагает вхождение человека в политику исключительно за счет признания ценностей какого-то класса, религии или идеологии. Он характерен прежде всего для закрытых политических систем, не приемлющих иных, не «своих» ценностей, – тоталитарных
и авторитарных.

В политической науке утвердилась точка зрения, согласно которой политическая социализация личности – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.

В литературе представлены различные периодизации этого процесса, которые отличаются как по числу этапов, так и по содержательным особенностям. Как правило, эти периодизации связываются с возрастными стадиями развития личности.

Согласно преобладающей в науке периодизации выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичный этап совпадает с детским и юношеским возрастами индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связан с периодом социальной зрелости индивида, когда он обретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций и способен реализовывать ее в процессе выполнения определенных политических ролей.

В зависимости от вовлеченности человека в политику выделяют следующие типы ролей.

1. Обычный член общества, политически пассивный (вплоть до аполитичности) и потому имеющий статус лишь объекта политики;

2. Гражданин, состоящий в одной или нескольких общественных организациях и косвенно (через них) включенный в сферу политической практики.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации и по своей воле включившийся в политическую жизнь. Степень его участия в политике определяется общественным значением организации и той ролью, которую он в ней играет.

4. Общественный и особенно политический деятель.

5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только основным занятием, но и смыслом жизни.

6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), воспринимаемый как авторитет или последняя инстанция1.

При росте политической активности каждая последующая роль включает в себя предыдущие. Профессиональный политический лидер не перестает быть гражданином, членом организации и т.д., просто его роль простирается на предыдущие роли.

Таким образом, политическая социализация личности – это двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие политических субъектов, а с другой – по мере социализации сама все в большей степени становится способной влиять на политическую жизнь.

Политическая социализация имеет исторический характер. Общественная жизнь вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к ней и реагировать на политические ситуации.

В стабильных обществах этот процесс носит достаточно плавный и безболезненный характер. В обществах же, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, политическая социализация осуществляется стихийно и противоречиво, основным ее типом становится конфликтный. Утрата или отторжение прежних идеалов, разрушение механизмов их трансляции вызывают политическую аномию и отчуждение личности от политики.

Кризис политической социализации и десоциализация характерны для современной России. Эти явления по разным причинам имели место и на Западе, в частности, в конце 60-х – начале 70-х годов. Однако именно в нашей стране они приобрели поистине всеобъемлющие масштабы. Молодые поколения не знают, во что верить, что дозволено и как отстаивать свои права в цивилизованных формах. Старшие возрастные группы утратили прежние политические ориентиры, не обретя новые. Отчуждение людей от политики, рост политического абсентеизма тормозят проведение реформ. Без преодоления кризиса политической социализации невозможно становление в России гражданского общества.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...