Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великие русские иконописцы. Феофан Грек. Св.Алипий Печерский.

Феофан Грек.

Феофан Грек (ок. 1340) – живописец, родом из Византии.

Работал в России. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году расписал Благовещенский собор Московского Кремля. Произведения Феофана Грека (например, фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

Родился: 1340 г.

Работал с: Андрей Рублев, Прохор Городецкий.

Расписал: Благовещенский собор Московский Кремль, фрески Спаса Преображения в Новгороде.

Иконы: Богоматерь Донская, Преображение Господне, итд

В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

Феофану Греку принадлежит большинство икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий".

Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски.

АЛИПИЙ: Иконописанию он учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Достоверные произведения Алипия не сохранились. В патерике сообщается о пятифигурном деисусе и двух наместных иконах, написанных Алипием для одной из киевских церквей. Икону Богоматери работы Алипия. Владимир Мономах передал в дар Успенскому собору в Ростове. Он также считается предполагаемым создателем ряда других прославленных икон, к примеру, Свенской Печерской иконы Божией Матери. Известно, что будучи иноком Киево-Печерского монастыря, Алипий принимал участие в росписи и создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Памятники византийского искусства. Равенна

Равенна - итальянский город. Мозаики в базиликах.

1) Мавзолей Галлы Плацидии: крест и звездное небо в куполе, Добрый Пастырь, голуби, пьющие воду из источника жизни, апостолы, 2е пришествие. Саркофаги.

2) Баптистерии: наш и арианский. Роспись купола - Небесный Иерусалим. Сцены Крещения Христа. Ионические колонны. Лица апостолов индивидуальны.

3) Архиепископская капелла: Христос-воин

4) Сант-Аполлинаре-Нуово: евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти), пророки, процессия мучеников и дев

5) Сант-Аполлинаре-ин-Классе: мозаичные полы, в апсиде - мозаика креста, св.Аполлинарий в молитвенной позе, медальон с ликом Христа, символическое изображение апостолов (12 овец)

6) Сен-Витале: мозаики - Юстиниан и Феодора со свитой. Агнец в куполе.

София Константинопольская

Храм Святой Софии в Константинополе

История Св. Софии началась при Константине Вел., кот. в 324 году основал Константинополь — новую столицу империи. А в 326 году построил первую в своей столице церковь во имя святой Софии. Имя София толкуют как «премудрость», Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума,. Император Констанций, сын Константина Вел., перестроил и расширил храм. Сто лет спустя собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Храм, восстановленный императором Аркадием, был разрушен до основания, во время восстания 531 года. - ЭТО ДРУГАЯ СОФИЯ.

Имп.Юстиниан I заложил новый храм, который превзошел бы величием и роскошью все когда-либо построенное в мире. Главные строители храма: Исидор из Милета и Анфимий из Тралл.. Строительство храма продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Собор был освящен 26 декабря 538 года. Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. Длина храма - 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Пол храма украшал узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. После захвата Константинополя храм был превращён в мечеть.

В 1934 г. мечеть была упразднена и открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа Пантократора и др. шедевры византийских мастеров. Мозаики выполнялись на протяжении трёх столетий, с 9 по 11 вв.

Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г. Дело дьяка Висковатого

В 1551 году в Москве под председательством митрополита Макария состоялся Стоглавый Собор. Он был созван для упорядочивания разных сторон церковной жизни, в том числе искусства. Среди правил Стоглава, касающихся церковного искусства, одни являются определениями по частным и конкретным вопросам иконографии, а другие относятся к самым основам иконописания, а также к иконописцам.

Стоглавый Собор формулирует важное постановление: образ иконописца. Это 43 статья: "подобает быть живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце. Наипаче хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением...и приходити ко отцем духовным на часте... и жити в посте и в молитвах воздержании со смиренномудрием..."

Собор говорит о покаянии, о частом, постоянном исповедании грехов. Жить по учению и наказанию своих духовников в посте, молитве и в воздержании. Иконописец может быть семейным человеком, но в остальном его жизнь должна быть очень близка монашеской.

Осно этого образа: 1 Послание ап. Павла к Тимофею, содержащее требование, предъявляемое епископу, расширяют и дополняют его.

В этой же статье говорится: "почитати иконописцев паче простых людей". Они - чин Церкви, должны иметь специальное благословение и даже посвящение. Такой чин посвящения существовал на Афоне.

Стоглавый Собор был аннулирован на Большом Московском Соборе 1667 года, но эта глава осталась в церковном обороте, в церковной традиции.

Стоглав говорит, что иконописец должен трудиться, смотря на образ древних живописцев и с добрых образцов, "а самосмышление бы своими догадками не описывали" - утверждается необходимость канонической преемственности иконописи. Самосмышление - всевозможные фантазии, произвольное творчество. Иконописец ограничен текстами Св. Писаний или житий святых, и если в этих текстах идут какие-то подробности, их можно изобразить; если их нет, изображать нельзя.

Епископы обязаны по своим епархиям следить, чтобы иконописцы писали с добрых образцов. Епископ не имеет права вводить новшества в иконопись, а должен следить за соблюдением древней традиции.

Частные вопросы рассмотренные на Соборе:

гл.41 ст. 7. касается возможности изображения на иконах людей не святых. Эта традиция восходит к первым векам христианства, это не новшество, а обычное явление в церковном искусстве.

Гл. 41 ст. 1. касается иконографии Св. Троицы. Речь идет об изображении Троицы в виде Ангелов. Нужно ли у Одного из Ангелов изображать крестчатый нимб с надписью IC XC, или делать лишь одну надпись СТАЯ ТРЦА//. Собор определил делать надпись СТАЯ ТРЦА.

Гл. 43. Была представлена для обсуждения грамота, составленная неким дьяком Висковатым, в которой дьяк подвергает сомнению допустимость изображений Бога Отца. Сомнения эти были вызваны, видимо, росписью, производившейся во вновь отстроенном дворце царя Иоанна Грозного новгородскими иконописцами. Дьяк представил перечень икон, содержавших изображение Бога Отца, и требовал их изъятия из церковного обихода. Ходатайство дьяка было рассмотрено отдельно, уже по окончании заседаний Собора. Дьяк Висковатый не был признан правым, и ходатайство его отклонено. Решение было принято в общих чертах, без того, чтобы было рассмотрено каждое изображение в отдельности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...