Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация прививочного дела в детской поликлиники.В кааб иммунопроф-ки, в его основе прививочный кабинет (организованные дети ДДУ и школы) и картотечный каб (неорганизованные дети – педиатр уч-вый). Организационный метод принципы. 1). Исчерпывающий учет населения - достиг переписью населения 1 июня и 1 января каждый год, у взрослых 1 раз в год. - в промежутках между переписью учет ведут ч/з регистратуру - информация с роддома в поликлиниках. 2). Планирование проф прививок идет с низу вверх занимается участк педиатр – поликлиника – ЦГСЭН - коррекция плана идет сверху, снижение д.б вакцинированы 95-97%. 3). Принципы унифицированного учета и отчетности Ф№5, и Ф№6 - Ф№632 «карта проф прививок» - журнал прививок в прививочном кабинете Ф№64 - Ф№112 или Ф№25 «история развития» (для школьников) - прививочный сертификат 4). Принципы тщательного отбора на прививку учитывают: - состояние ребенка в момент иммунизации в Ф№112 д.б информация о tтела, зеве, л/у. - при наличие хрон заб-ий учитывают период ремиссии в соответствии с наставлением к применению вакцины. - аллергологический анамнез на компоненты вакцины. - как ребенок перенес предыдущие прививки. - учитывать сроки проведения предыдущих прививок, интервал д.б не менее 1 мес. - интервал м/у перенесенным заб-ем и проф прививкой (ОРВИ 2-3нед, вир гепатит 6мес) - с учетом п/показанием (абсолютных нет, кроме врожденных иммунодефицита). - адаптационный период в условиях ДДУ прививки не проводят * ребенок не может справится с адаптацией и с прививкой одновременно. * прививки – иммунодепрессанты * реб не имеет защиты * заболел на ослабленном фоне – длительно болеющий реб. 5). Принципы подготовки к проф прививкам: 1. здоровый реб спец подготовка не требуется, его подготовка: - мать д/создать хор эмоциональный климат - увеличить белок и vit 2. ослабленный рею, часто болеет, проживает в неблагоприятных условиях – используют принцип сочетанной вакцины и БАВ. 3. дети с патологией – прививки по спец схеме. 6). Соблюдение техники проведения прививки – их проводят в лицинзирован прививочном аб, иммунизация дома реб при согласовании с эпидемиологом. 7). Принцип наблюдения за детьми в поствакцинальный период. Цель: для осуществления мониторинга побочного действия вакцин. 1 тип поствакцинальная р-ии - местные: гиперемия, отек. - общие: t высокая, л/у увеличены. 2 тип: поствакцинальные осложнения (невролог, аалерг, токсичность). 3 тип: присоединение интеркурентных заб-ий т.е ОРВИ. 8). Принцип соблюдения Холодовой цепи: 1эт институт изготовитель 2эт терр где хранят, склад. 3,4эт исполнители (поликлиника, ДДУ) Условия хранения 4-8tС, транспортировка в сумке холодильнике 1-я полка под камерой живая вакцина 2- неадсорбированная 3- адсорбированные. В дверце не хранят. В бытовом холодильнике хранят до 1мес.
11. проявления заболеваемости (эпидемического процесса) 4 проявления: 1). Интенсивность ( количественная хар-ка ЭП). Степень интенсивности ЭП: А). спорадический Ур заб-ти (min) Это обычный или ординарный или min Ур-нь заб-ти хар-ый для данной нозоформы, данной территории, на данном этапе исторического развития. ( Н-р: зоович на нашей территории эпидемии, а зоооОРВИ на нашей терр-ии спорадический ур-нь). Могут существовать в 2-х формах: I. единичные – не связанные др с др случаи разбросанные на терр-ии (корь, бр тиф, дифтерия) II. вспышки – Ур-нь заб-ти превышающий в 10 и более раз обычного ур-ня, но возникновение в пределах какого-то ограниченного контингента, территории, времени ( школа, город и т.д.) Б). эпидемия – Ур-нь заб-ти превышающий обычный Ур-нь заб-ти в 100 раз и имеющий обширные пространственные границы ( эпидемия гриппа, туберкулез). В). пандемия – Ур-нь заб-ти увеличивает спорадический в 100 раз, но хар-ся распространением по контингентам, т.е. мировой масштаб ( глобальные) (Н-р: СПИД, ГРИПП, ХОЛЕРА). Для измерения интенсивности исп-ют в интенсивных показателях или показателях частоты, кот показывает как часто данное явление встречается среди населения. Изображается столбиковой диаграммой. 2). Динамика – или хар-ка заб-ти во времени. М/б –многолетней -внутригодовой Многолетняя: функции - равномерность распределения по годам - периодичность - определяет время риска в МДЗ - определяет внутреннюю тенденцию многолетней динамики - можем осуществлять прогноз - определить факторы ее формирования ( постоянно действующие, периодические и случайные). Внутригодовая ( по месяцам) функции: - равномерно или нет - время риска позволяет определить во внутригодовой динамики. - охарактеризовать сезонность - определить факторы ее формирования ( круглогодичные, сезонные, случайные) Измеряется признак динамики в интенсивных показателях. Изображается динамика – линейными графиками ( кривыми) Сезонность – в интенсивных показателях, изображается виде кривых или по системе полярных координат. Структура: (кто?) - по клиническим проявлениям - возрастная - по контингенту - по полу - по этиологии инфекции Измеряется стр-ра в интенсивных показателях и экстенсивных показателях – это показатель распределения. Он показывает удельный вес данного явления в общей сумме явлений. Изображается стр-ра: - в экстенсивных показ-х ( количество) , круговая диаграмма, общее количество в %. - в интенсивных ( частота) – столбиковая диаграмма. Анализируют стр-ру для: * определение гр риска по заб-ти * приблизится к фактору риска 4). Распределение заб-ти по территории: т.е. пространственная хар-ка ЭП отвечает на ? - равномерно или нет - определяет территорию риска - дает выход на фактор риска Измеряется в интенсивных показателях. Изображается в виде картограммы, картодиаграммы. Причем выбор тер-ии для анализа по 2-м принципам: А). административный (Пермская область) Б). гипотетическому фактору риска - деление терр-ии на микроучастки (Н-р: терр-ия Перми (:) на территорию Чусовского, Камского водозабора и частный сектор) - по радиусу обслуживания поликлиники.
12 Эпидемический метод – это совокупность методических приемов, позволяющих оценить стр-ру заб-ти по группам населения и нозологическим формам, а в отношении отдельных болезней- по территории, среди разных групп населения – и во времени, а также вскрыть конкретные элементы социальных и природных условий, определяющих причинно-следственные связи в развитие и проявлении заб-ти. Типы эпид. исследований:
методы формальной логики: 1. сходства – заб-ть связ. с фактором который является общим для многих различных условий 2. различия – в 2-х группах связ. с наличием в 1-й из групп определенного фактора Сходства и различия 4. аналогии – при анализе признаков заб-ти пользуются данным литературы или сходными ситуациями в своей практике 5. сопутствующих изменений. Типы дескритывных исследований: 1. ретроспективный ( в прошлом) 2. продольное (в настоящее время) 3. поперечное ( в прошлом и настоящем) I Аналитические Анализ- выявить причинно-следственных связей 1. случай - контроль :берут 2 группы - больные - здоровые 2. кагортный метол – берут 2 группы одинаковых, на одну группу действуют фактором, а на другую нет, а потом оценивают заб-ть 3. статистические изменения II. описательно – оценочные Скрининг – обозначает просеивание, это способ слежения за скрытым эпид. процессом Различают 3 вида: 1. массовый – среди всего населения без учета степени риска отдельных контингентов (н-р ФГ, реакция манту) 2. селективный – (целенаправленный) в группах эпид-го риска (н-р наркоманы, осужденные) 3. поисковый – среди обратившихся за мед. Помощью (н-р больные ангиной на дифтерию, кашляшие дети на коклюш) 13. понятие об эпид DS-ки. Цель, виды. Предэпидемическая DS-ка Эпид DS-ка – это использование эпидемического метода на практике. Виды: I. оперативный - эпид обследование очага с единичным случаем и множественным. - сан-эпид экспертиза объекта терр-ии. II. ретроспективный Оперативный: 1). * Эпид DS-ка в очаге с единичным случаем заб-ия это выявление причин: - кто инфицирован (источник) - как инфицирован (пути и факторы передачи) - круг контактных лиц (сбор эпид анамнеза) * эпид DS-ка в очаге на вспышке (выявить причину) Тип вспышки (Н-р: для ОКИ – пути передачи: водный, пищевой. Для капельной инфекции – место их возникновения: ЛПУ, ДДУ, школа). * плановое обследование эпид значемых объектов – с целью проф-ки, смотрим условия способствующие заносу, распространению и выносу инфекционных заб-ий. Относятся: ДДУ, интернаты, дом реб, ЛПУ, аптеки. 2)Ретроспективный эпид. анализ(РЭА) Это изучение эпидемической обстановки в прошлом с помощью совокупности диагностических (логических и статистических)методов с целью получения всех необходимых данных для планирования противоэпид., работы на следуюший год и более отдаленную перспективу. Задачи РЭА: 1. выявление инфекционных заболеваний имеющие наиболее эпидемич., социальное и экономическое значение. 2. установление по каждой нозологической форме инфекции: «времени риска», «территории риска», «группа риска», «фактор риска». 3. оценка эффективности проведенных противоэпид., мероприятий (факторы риска). 4. прогноз эпид. ситуации и рекомендации на следующий год. Анализ структуры инфекционных заболеваний: 1.оценкадоли групп заболеваний и отдельных назоформ в общей сумме инф-ых заболеваний за анализируемый период, 2.ранжирование заб-ий по интенсивным показателям 3. оценка динамики этих показателей в сравнении со средними показателями, предшествующего периода (достоверность различия) 4. оценка эпид-го, социального и экономического значения, групп и отдельных заб-ий . Предэпидемическая DS-ка – т.е своевременное обнаружение предпосылок и предвестников возможного осложнения эпид ситуации осуществляется в ходе динамического наблюдения за заб-тью и показателями, свидетельствующими о возможной активации эпид пр-са. Задачи: своевременное распознавание эпид ситуации, пограничной между нормальной для данного места и времени и неблагополучной. Цель: предвидение возможного осложнения эпид ситуации по появлению наиболее ранних признаков эпид неблагополучия. 14. эпидемический очаг, его пространственные и временные границы Место пребывание источника инфекции с окр терр-ей, в пределах кот в конкретной обстановке возможна передача возбудителя и распространение инфекционной болезни. Формирует: источник, механизм передачи и восприимчивый организм. Пространственная граница – определяется территорией и соц – возрастными группами людей в пределах кот возможно циркуляция возбудителя при данном мех-ме передачи. Временная граница – определяется особенностями жизнедеятельности возбудителя в специфической и не специфической среде обитания. Территориальная граница: - терр-я возможного заражения (ИП) - терр-ия нахождения больного. Временные границы – ограничены max инкубационным периодом. Время существования очага (времени обсервации) время max ИП + дата изоляции и проведение заключительной дезинфекции. Временные границы определяются max и min ИП 15. эпид обследование домашних очагов (единичных и множественных). Цель, эадачи, методика Эпид обследование очага (терр-ия где находится источник возбудителя инфекции, где возможно распространение) Цель: локализация эпид очага, установить причины и условия его возникновения. Задачи: 1). Определить источник возбудителя инф-ии 2). Определить пути инфицирования заболевшего и возможные пути дальнейшего распространения инф-ии. 3). Определить круг контактных лиц т.е восприимчивых. 4). Разработать мероприятия по локализации и ликвидации эпид пр-сса. Врач эпидемиолог работая в эп очаге использует: опрос, осмотр очага, изучение документации, лаб исследования и длительное наблюдение за очагом. Работа врача эпидемиолога в эпид очаге: 1. изучение предэпидемического фона (журнал регистрации инф-ых заб-ий, картотека). 2. выход в эпид очаг - определение даты заб-ия (опрос) - опре-е сроков возможного заражения - опре-е места инф-ия (опрос изучения документации) с учетом min и max сроков инкубации. - опре-е источников возбудителя инф-ии (опрос, лаб исслед, изучение документов) - опре-е путей передачи (опрос, осмотр, изучение документов, лаб исследования) - опре-е круга контактных лиц (опрос) 3. оценка и коррекция по локализации очага (проводит лечебное учреждение) 4. наблюдение за эп очагом (в теч max инкубационного периода). Единичный – 1 возникновение. Множественный – возникает 1 случай и от него пошли все остальные
16. последовательность и основные этапы работы врача – эпидемиолога по расследованию инф-ых заб-ий…… Основной целью, с которой департаменты здравоохранения проводят расследования вспышек, является борьба с заб-ми и проф-ка возникновения новых случаев. Однако перед выработкой контрольных мероприятий нужно выявить место вспышки и ее естественное течение: наблюдается ли рост заболеваемости или вспышка близка к завершению? Поставленные цели будут зависеть от ответов на эти вопросы. Этапы расследования вспышки.При расследовании продолжающейся вспышки необходимо работать оперативно. При этом важно прийти к правильным выводам. При проведении расследования эпидемиологу может пригодится систематический подход, т.е. осуществление этапов расследования в логическом порядке, указанном далее Этапы расследования вспышкиЭтап 1: Подготовка к выезду на вспышку а. проведение дополнительных аналитических эпидемиологических исследований б. проведение лабораторных исследований Приведенные выше этапы расследования даны в концептуальном порядке. Однако, на практике многие этапы могут проводиться одновременно, а иногда, обстоятельства вспышки заставляют следовать другому порядку. Например, контрольные мероприятия должны быть начаты сразу же после выявления источника и фактора передачи, что в ходе конкретного расследования может произойти раньше или позже. Признаки характериз-щие Конт-бытов.путь передачи кишечн инф.: -постепенное увеличение числа больных -общие условия жизни:общага,ДДУ,школа. -сезонность не выражена -поражение всех возрастных групп -чаще один вариант возбудителя инкубация средняя или максимальн. -rлинические формы:различные
17Основные признаки водного и пищевого типов эпид.процесса при кишечн.инф. Пути передачи и проявления эпидемического процесса •Водный путь передачи возбудителей Вспышки: острые и хронические предвестники: погодные условия—дождь, паводки, аварии водопровода, канализации, ухудшение бактериологических показателей качества воды связь с водоисточником сезонность вспышки не выражена поражаются все возрастные группа, кроме детей до 1 года полиэтиологичность вспышки заболевания: гастроэнтериты неустановленной этиологии шигеллезы брюшной тиф, паратифы гепатиты: А, ни А ни В
возбудители: разные серовары, фаговары, биовары, атипичные варианты бактерий инкубация: средняя или максимальная клинические формы: преобладание легких и стертых Пищевой путь передачи возбудителей вспышки внезапность возникновения связь с одним предприятием общественного питания, с одним продуктом сезонность не выражена поражение независимо от возраста лиц, употреблявших зараженный продукт возбудители: один серовар, фаговар, биовар инкубация минимальная клинические формы: преобладание манифестных
18. методические подходы к обследованию ДДУ по эпидпоказаниям Проводит эпидемиолог с целью проверки выполнения мероприятий, препятствовать заносу и распространению инф-ии. В состав бригады входят: эпидемиолог, ГДиП, гиг питания, паразитолог, педиатр. Если плановое обследование проводитэпидемиолог – то больше внимание уделяется пр/эпид режиму. Сан состояние оценивается с т.з его влияния на благополучие коллектива. Проводят обследование в присутствии руководителя или врача (м/с), по окончанию в 2-х экземплярах акт. Оцениваем: Территория во круг д/с, здание (принцип max изоляции). Хар-ка гр ячеек (игровая, спальня, туалет, буфет). Наличие мед кааб, изолятора. Режим пищеблока. Прачечная. Оборудование помещений. Сан-технические оборудования (горячая- вода, канализация). Личная-гигиена персонала. Организация питания детей. Документы: сан книжка, карты, журнал учета инф-ых заб-ий, санитарный журнал. 19противоэпидемический режим ДДУ. Методические подходы к обследованию В планировочной структуре зданий ДОУ необходимо соблюдать принцип групповой изоляции.
20Определение приоритетных направлений профилактики: Рассматривается по 3 критериям 1. эпид. значимость: - частота встречаемости - удельный вес - тенденция 2. социальная значимость: - летальность - инвалидность - ЗВУТ 3. экономический Эпидемиологический критерий: 1. 1º заб-ть (инцидентность)- частота новых, нигде ранее не учтенных и в первые в данном календарном году выявленных среди населения заб-ний. 2. превалентность – вновь выявленных + все хрон. Заб-ния. 3. патологическая пораженность – это активное выявление больных. Неинфекционной заб-ти: - в первые поставленный диагноз- ставится в стат-талон (ф №25-2/у), также регистрируется ОРЗ, грипп. - отчетная –Ф№12 По этой форме оцениваем возрастную структуру, приоритеты всех заб-й, сколько всего обратилось людей,. Инфекционные: 1. экстренное извещение (Ф№58у) 2. журнал инфекционной заб-ти (Ф№60) 3. отчетная Ф№2 об отдельных инфекционных и паразитарных заб-ий. Ф№2 включает 3 раздела - инфекционное - паразитарное - ВБИ Ф№106/4 – врачебное свидетельство о смерти 21. МДЗ, диагностическая ценность. Методические подходы Динамика- это изменение силы действия причин и условий АО времени Различают: -внутригодовая (ВДЗ) по месяцам - многолетняя)МДЗ) по годам Задачи1. определение тенденции- отражает действие постоянных факторов 2. определение цикличности – периодические факторы. 3. прогнозирование эпид. ситуации. Алгоритм динамики: - число лет наблюдения не меньше 10 лет - интенсивные показатели - линейный график Функции: - равномерность распределения по годам - периодичность - определить время риска - определить внутреннюю тенденцию - можем осуществлять прогноз - определить факторы ее формирующие (постоянно действующие на терр-ии, периодические и случайные) Изображается динамика линейными графиками (кривыми). Измеряется в интенсивных показателях. Этапы анализа МДЗ: 1. группировка цифровых иатериалов, заполнение таб. 2. графическое изображение МДЗ по данным фактической заб-ти, визуальная оценка, выбор варианта выравнивания кривой фактической заб-ти. 3. выявление тенденции по параболе 1-го порядка - вычисление среднего отклонения - ранжирование показателей заб-ти в нарастающем порядке - определение резко выделяющих величин в ранжированном ряду показателей с помощью СКО - замена резко выделяющихся показателей заб-ти теоретическими показателями - определение прямолинейной тенденции в МДЗ, ее графическое изображение. - вычисление среднегодового темпа прироста( снижение) - определение достоверности различия показателей заб-ти в 1 последние годы по параболе первого порядка (расчет доверительных границ, расчет критерия стьюдента). 4. выявление тенденции в МДЗ по параболе второго порядка - расчет и графическое изображения параболы второго порядка. - определение нормальных (верхних и нижних) границ заболеваемости, выявление не регулярных колебаний заб-ти 5. определение цикличности в МДЗ 6. прогнозирование уровня заб-ти на следующий период. 7. заключение (тенденции, цикличность, прогнозируемый уровень заб-ти) Методы определения тенденции: 1. м-д скользящих средних 2. м-д прямолинейной тенденции: -выравнивание по параболе 1-го У= а +вх -выравн. по параболе 2-го У=а+вх+сх² - выравнивание по экспонентам - выравнивание по степени кривой 22. ВДЗ, ее диагностическая ценность. Методические подходы к анализу. Динамика – это изменение силы действия причин и условий, влияющих на интенсивность и уровень заболеваемости внутри года Сезонность– (время риска) когда наиболее высокая заб-ть. Алгоритм динамики: - для анализа берем не меньше 10 лет - измеряем все показатели в интенсивности - изобразить можно линейно, диаграмма, линейно-полярная Задачи ВГЗ: 1. время риска (сезонность) 2. факторы риска ( выдвигаем гипотезы о вероятных факторах риска) 3. структура ( постоянные, периодические, цикличности) Степень влияния фактора внутри года: ° постоянное действие – среда обитания ° периодические – течение года, климатический период. º случайно – вспышка функции: - равномерно или нет - время риска позволяет определить - охарактеризовать сезонность - определить факторы ее формирующие (круглогодичные, сезонные, случайные). Измеряется в интенсивных показателях. Изображается виде кривых или по системе полярных координат. Этапы: 1. сбор информации (данных), заполнение таблиц (месяц - сночало абс - относительные). 2. найти среднемноголетнее уровень заб-ть 3. выявить закономерности. При подготовки исходных данных желательно исключить из них число заб-ших во время вспышки с установленными причинами.. Необходима информация о численности населения в отдельные месяцы. 23. структура и пространственная хар-ка заб-ти, их диагностическая ценность. Методические подходы к анализу Структура – это распределение частотных показателей (интенсивности) среди различных гр населения (для определения гр риска). Население (:) на детей и взрослых, посколько между этими группами по ряду показателей имеется принципиальная разница. Дети из-за отсутствия иммунитета или недостаточности его болеют детскими инфекциями (краснуха, ветрянка и др). Взрослые чаще страдают злокачественными и ССС заболеваниями. Работники животноводства, в отличие от другого населения, это гр людей для кот велика опасность пострадать от зоонозных инфекций. Диагностическая ценность: - факторы риска - группы риска Методические подходы: 1. по возрасту 2. полу 3. социальному составу 4. по клинике 5. по этиологии Типовая по возрасту: 0 -1 года, 1-2, 3-6, 7-14, 15-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, и т.д Типовая по полу: жен., муж., Типовая по соц. составу: дети • организованные : -дошкольные (ясли, сады) - школьники •неорганизованные • студенты (лицей, вузы, колледжи) • взрослые : - нерабочие (домохозяйки, бомжиры и т.д.) - рабочие - служащие - декретированные ( медики, пищевой промышленности и т.д.) Типовая по клинике: - по формам тяжести - по формам проявления клиники (остр., хрон.,) Типовая по этиологии Показатели: --экстенсивные % ( количество) -- интенсивные (отражает частоту от общего числа населения) Изображение: 1. столбиковая 2. секторальная 3. гистограмма Пространственная хар-ка – это распределение частотных показателей (интенсивности) по территории. Оценка распределения заб-ий по различным территориям – это один из важнейших аспектов профессионального изучения заболеваний среди людей, поскольку не только выявляет жителей мест, кот более других страдают от тех или иных заб-ий, но позволяет анализировать пр-сс возникновения и распространения заб-ти, т.е установить влияние различных факторов. Пространственная хар-ка м/б представлена в виде различных таблиц либо в виде карт (картографический метод) на кот наносится эпидемическая ситуация. Карты обеспечивают наглядность для восприятия материала (хар-ка заб-ти жителей различных городов, с/х районов или отдельных их частей). Различают 2 способа: - картограммы - картодиаграммы (в качестве изобразительных знаков используются различные диаграммные фигурки, что дает возможность отобразить более сложные данные. Когда используются этот метод пространственного распределения заб-ти, д.б четко сформулирована конкретная цель изучения, точно определить терр-ии или гр населения (город, село). За счет свой наглядности позволяет быстрее заметить различия в заб-ти разных гр населения 24понятие эпиддиагноза. Методы построения гипотез о факторах риска Общий алгоритм эпид-ой DS-ки Выявление и ранжирование проблем профилактики на основе анализа структуры инф-ой заб-ти по группам и нозологическим формам болезней — исходная задача эпид-кой DS-ки. Полный эпид-кий DS включает решение в отношении отдельных групп и нозологических форм инфекционных болезней следующих задач: 1. Оценка проявлений эпид-го процесса по территории, среди различных групп населения и во времени (обнаружение терр-й, групп населения, отдельных коллективов риска и времени риска). 2. Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды, которые определяют проявления эпид-го процесса (формулирование гипотез о факторах риска). 3. Проверка сформулированных гипотез, расшифровка механизма причинно-следственных связей, приводящих к заб-ти, достаточная для назначения эффективных в данной обстановке п/эпид-х мероприятий. 4. Ближайший прогноз заб-ти, оценка достоверности гипотез о факторах риска по эффекту (экспериментальное доказательство гипотез), определение эпид-кой, социальной и экономической эффективности мер профилактики (оценка затрат и выгод). Все задачи эпид-ой DS-ки взаимосвязаны и решаются на основе эпид-их методов. Оценка проявления эпид-го процесса проводятся с помощью дескриптивных эпидемиологических методов. На этом же этапе(описательном) выдвигаются гипотезы о факторах риска, которые формулируются также на основе клинических данных и теоретических представлений. Гипотезы о ф-рах риска строятся с помощью приёмов формальной логики: приём сходства, различий, сопутствующих изменений, аналогии, остатков. Следовательно, 1º в построении эпид-их гипотез м/б как факты, так и научные представления, причем они все время меняются местами. Эпидемиолога-DS-ое мышление — это двуединый и двунаправленный процесс: 1) гипотезы формулируются на основе конкретных проявлений эпид-го процесса и сверяются с научными данными; 2) гипотезы формулируются на основе научных данных и сверяются с конкретными проявлениями эпидемического процесса. Проверка сформулированных гипотезпроизводится с помощью аналитических эпид-их методов т.е. на аналитическом этапе. К этим методам относятся:1)приёмы формальной логики 2)корреляционный анализ(позволяет определить наличие или отсутствие зависимости величины заболеваемости от изучаемого причинного фактора, силу этой зависимости и её характер),регрессионный анализ (позволяет судить об изменении изучаемого явления ,в зависимости от кол-го изменения причинного фактора(условия, мероприятия)),дисперсионный анализ (позволяет определить меру влияния одного или нескольких изучаемых факторов на уровень заб-ти в %) 3)когортные исследования 4)исслед.случай-контроль. Эпид-ие обоснования гипотез в большинстве случаев носят косвенный характер. Выявление механизма влияния одного явления (фактора риска) на другое (заболеваемость) можно назвать выявлением функ-ных связей в развитии эпид-го процесса. Именно установление функ-ых связей обеспечивает поиск тех переменных, которые доступны нашему воздействию. Так, при обнаружении связи между заб-тью и какими-либо природными явлениями нельзя рассчитывать на изменение этих природных явлений в интересах профилактики. Доказательство гипотезпроизводится с помощью экспериментальных эпид-ских методов, которые, помимо прочего, обеспечивают и количественную оценку эффективности п/эпид-их мероприятий. Оценка затрат на п/э-ие мероприятия и выгод от них является весомым аргументом в пользу планируемых мероприятий. Для всех случаев можно выделить два раздела эпид-кой DS-ки, которые обеспечивают обстановки, необходимую для обоснования перспективных и текущих управленческих решений. К ним относятся ретроспективныйэпид-кий анализ и оперативныйэпид-ий анализ. Все разделы ретроспективного и оперативного эпид-го анализа представляют собой единую эпидемиолого-DS-кую систему. Их объединяет общая цель. Ретроспективный эпид-ий анализ призван выявить наиболее существенные и устойчивые закономерности развития эпид-ого процесса, обеспечивающие перспективное планирование. Оперативный эпид-ий анализ призван вскрывать эту индивидуальность и обосновывать текущие управленческие решения. При объединении выводов, полученных при решении задач эпид-кой DS-ки в отношении отдельных групп и нозологических форм болезней, производится оценка проблем профилактики на основе ранжирования факторов риска. 25. понятие о международной классификации болезней Необходимы для упорядочения системы понимания и познания предмета, а также для организации и последовательного практического решения возникших проблем. Смысл классификаций заключается в том, что прежде всего выбирается некий один кардинальный признак, по которому возможна дифференциация групп (в нашем случае инфекций), а затем по группам распределяются конкретные явления, события (отдельные нозоформы. Всемирная организация здравоохранения создала «Статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти», которая в настоящее время принята для использования во многих странах мира. Эта классификация постоянно модернизируется (сейчас действует классификация 10-го пересмотра) и имеет большое значение для унификации системы регистрации и учета: с ее помощью возможно с большой долей достоверности сопоставление заб-ти, имеющейся в различных странах. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |