Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация прививочного дела в детской поликлиники.

В кааб иммунопроф-ки, в его основе прививочный кабинет (организованные дети ДДУ и школы) и картотечный каб (неорганизованные дети – педиатр уч-вый).

Организационный метод принципы.

1). Исчерпывающий учет населения

- достиг переписью населения 1 июня и 1 января каждый год, у взрослых 1 раз в год.

- в промежутках между переписью учет ведут ч/з регистратуру

- информация с роддома в поликлиниках.

2). Планирование проф прививок идет с низу вверх занимается участк педиатр – поликлиника – ЦГСЭН

- коррекция плана идет сверху, снижение д.б вакцинированы 95-97%.

3). Принципы унифицированного учета и отчетности Ф№5, и Ф№6

- Ф№632 «карта проф прививок»

- журнал прививок в прививочном кабинете Ф№64

- Ф№112 или Ф№25 «история развития» (для школьников)

- прививочный сертификат

4). Принципы тщательного отбора на прививку учитывают:

- состояние ребенка в момент иммунизации в Ф№112 д.б информация о tтела, зеве, л/у.

- при наличие хрон заб-ий учитывают период ремиссии в соответствии с наставлением к применению вакцины.

- аллергологический анамнез на компоненты вакцины.

- как ребенок перенес предыдущие прививки.

- учитывать сроки проведения предыдущих прививок, интервал д.б не менее 1 мес.

- интервал м/у перенесенным заб-ем и проф прививкой (ОРВИ 2-3нед, вир гепатит 6мес)

- с учетом п/показанием

(абсолютных нет, кроме врожденных иммунодефицита).

- адаптационный период в условиях ДДУ прививки не проводят

* ребенок не может справится с адаптацией и с прививкой одновременно.

* прививки – иммунодепрессанты

* реб не имеет защиты

* заболел на ослабленном фоне – длительно болеющий реб.

5). Принципы подготовки к проф прививкам:

1. здоровый реб спец подготовка не требуется, его подготовка:

- мать д/создать хор эмоциональный климат

- увеличить белок и vit

2. ослабленный рею, часто болеет, проживает в неблагоприятных условиях – используют принцип сочетанной вакцины и БАВ.

3. дети с патологией – прививки по спец схеме.

6). Соблюдение техники проведения прививки – их проводят в лицинзирован прививочном аб, иммунизация дома реб при согласовании с эпидемиологом.

7). Принцип наблюдения за детьми в поствакцинальный период.

Цель: для осуществления мониторинга побочного действия вакцин.

1 тип поствакцинальная р-ии

- местные: гиперемия, отек.

- общие: t высокая, л/у увеличены.

2 тип: поствакцинальные осложнения (невролог, аалерг, токсичность).

3 тип: присоединение интеркурентных заб-ий т.е ОРВИ.

8). Принцип соблюдения Холодовой цепи:

1эт институт изготовитель

2эт терр где хранят, склад.

3,4эт исполнители (поликлиника, ДДУ)

Условия хранения 4-8tС, транспортировка в сумке холодильнике

1-я полка под камерой живая вакцина

2- неадсорбированная

3- адсорбированные. В дверце не хранят. В бытовом холодильнике хранят до 1мес.

 

11. проявления заболеваемости (эпидемического процесса)

4 проявления:

1). Интенсивность ( количественная хар-ка ЭП). Степень интенсивности ЭП:

А). спорадический Ур заб-ти (min)

Это обычный или ординарный или min Ур-нь заб-ти хар-ый для данной нозоформы, данной территории, на данном этапе исторического развития.

( Н-р: зоович на нашей территории эпидемии, а зоооОРВИ на нашей терр-ии спорадический ур-нь).

Могут существовать в 2-х формах:

I. единичные – не связанные др с др случаи разбросанные на терр-ии (корь, бр тиф, дифтерия)

II. вспышки – Ур-нь заб-ти превышающий в 10 и более раз обычного ур-ня, но возникновение в пределах какого-то ограниченного контингента, территории, времени ( школа, город и т.д.)

Б). эпидемия – Ур-нь заб-ти превышающий обычный Ур-нь заб-ти в 100 раз и имеющий обширные пространственные границы ( эпидемия гриппа, туберкулез).

В). пандемия – Ур-нь заб-ти увеличивает спорадический в 100 раз, но хар-ся распространением по контингентам, т.е. мировой масштаб ( глобальные) (Н-р: СПИД, ГРИПП, ХОЛЕРА).

Для измерения интенсивности исп-ют в интенсивных показателях или показателях частоты, кот показывает как часто данное явление встречается среди населения.

Изображается столбиковой диаграммой.

2). Динамика – или хар-ка заб-ти во времени. М/б –многолетней

-внутригодовой

Многолетняя: функции

- равномерность распределения по годам

- периодичность

- определяет время риска в МДЗ

- определяет внутреннюю тенденцию многолетней динамики

- можем осуществлять прогноз

- определить факторы ее формирования ( постоянно действующие, периодические и случайные).

Внутригодовая ( по месяцам) функции:

- равномерно или нет

- время риска позволяет определить во внутригодовой динамики.

- охарактеризовать сезонность

- определить факторы ее формирования ( круглогодичные, сезонные, случайные)

Измеряется признак динамики в интенсивных показателях.

Изображается динамика – линейными графиками ( кривыми)

Сезонность – в интенсивных показателях, изображается виде кривых или по системе полярных координат.

Структура: (кто?)

- по клиническим проявлениям

- возрастная

- по контингенту

- по полу

- по этиологии инфекции

Измеряется стр-ра в интенсивных показателях и экстенсивных показателях – это показатель распределения. Он показывает удельный вес данного явления в общей сумме явлений.

Изображается стр-ра:

- в экстенсивных показ-х ( количество) , круговая диаграмма, общее количество в %.

- в интенсивных ( частота) – столбиковая диаграмма.

Анализируют стр-ру для:

* определение гр риска по заб-ти

* приблизится к фактору риска

4). Распределение заб-ти по территории: т.е. пространственная хар-ка ЭП отвечает на ?

- равномерно или нет

- определяет территорию риска

- дает выход на фактор риска

Измеряется в интенсивных показателях.

Изображается в виде картограммы, картодиаграммы.

Причем выбор тер-ии для анализа по 2-м принципам:

А). административный (Пермская область)

Б). гипотетическому фактору риска

- деление терр-ии на микроучастки

(Н-р: терр-ия Перми (:) на территорию Чусовского, Камского водозабора и частный сектор)

- по радиусу обслуживания поликлиники.

 

12 Эпидемический метод – это совокупность методических приемов, позволяющих оценить стр-ру заб-ти по группам населения и нозологическим формам, а в отношении отдельных болезней- по территории, среди разных групп населения – и во времени, а также вскрыть конкретные элементы социальных и природных условий, определяющих причинно-следственные связи в развитие и проявлении заб-ти.

Типы эпид. исследований:

  1. дескриптивное
  2. аналитическое
  3. эпид. эксперимент
  4. математические

методы формальной логики:

1. сходства – заб-ть связ. с фактором который является общим для многих различных условий

2. различия – в 2-х группах связ. с наличием в 1-й из групп определенного фактора

Сходства и различия

4. аналогии – при анализе признаков заб-ти пользуются данным литературы или сходными ситуациями в своей практике

5. сопутствующих изменений.

Типы дескритывных исследований:

1. ретроспективный ( в прошлом)

2. продольное (в настоящее время)

3. поперечное ( в прошлом и настоящем)

I Аналитические

Анализ- выявить причинно-следственных связей

1. случай - контроль :берут 2 группы

- больные

- здоровые

2. кагортный метол – берут 2 группы одинаковых, на одну группу действуют фактором, а на другую нет, а потом оценивают заб-ть

3. статистические изменения

II. описательно – оценочные

Скрининг – обозначает просеивание, это способ слежения за скрытым эпид. процессом

Различают 3 вида:

1. массовый – среди всего населения без учета степени риска отдельных контингентов (н-р ФГ, реакция манту)

2. селективный – (целенаправленный) в группах эпид-го риска (н-р наркоманы, осужденные)

3. поисковый – среди обратившихся за мед. Помощью (н-р больные ангиной на дифтерию, кашляшие дети на коклюш)

13. понятие об эпид DS-ки. Цель, виды. Предэпидемическая DS-ка

Эпид DS-ка – это использование эпидемического метода на практике.

Виды:

I. оперативный

- эпид обследование очага с единичным случаем и множественным.

- сан-эпид экспертиза объекта терр-ии.

II. ретроспективный

Оперативный:

1). * Эпид DS-ка в очаге с единичным случаем заб-ия это выявление причин:

- кто инфицирован (источник)

- как инфицирован (пути и факторы передачи)

- круг контактных лиц (сбор эпид анамнеза)

* эпид DS-ка в очаге на вспышке (выявить причину)

Тип вспышки

(Н-р: для ОКИ – пути передачи: водный, пищевой.

Для капельной инфекции – место их возникновения: ЛПУ, ДДУ, школа).

* плановое обследование эпид значемых объектов – с целью проф-ки, смотрим условия способствующие заносу, распространению и выносу инфекционных заб-ий.

Относятся: ДДУ, интернаты, дом реб, ЛПУ, аптеки.

2)Ретроспективный эпид. анализ(РЭА)

Это изучение эпидемической обстановки в прошлом с помощью совокупности диагностических (логических и статистических)методов с целью получения всех необходимых данных для планирования противоэпид., работы на следуюший год и более отдаленную перспективу.

Задачи РЭА:

1. выявление инфекционных заболеваний имеющие наиболее эпидемич., социальное и экономическое значение.

2. установление по каждой нозологической форме инфекции: «времени риска», «территории риска», «группа риска», «фактор риска».

3. оценка эффективности проведенных противоэпид., мероприятий (факторы риска).

4. прогноз эпид. ситуации и рекомендации на следующий год.

Анализ структуры инфекционных заболеваний:

1.оценкадоли групп заболеваний и отдельных назоформ в общей сумме инф-ых заболеваний за анализируемый период, 2.ранжирование заб-ий по интенсивным показателям

3. оценка динамики этих показателей в сравнении со средними показателями, предшествующего периода (достоверность различия)

4. оценка эпид-го, социального и экономического значения, групп и отдельных заб-ий .

Предэпидемическая DS-ка – т.е своевременное обнаружение предпосылок и предвестников возможного осложнения эпид ситуации осуществляется в ходе динамического наблюдения за заб-тью и показателями, свидетельствующими о возможной активации эпид пр-са.

Задачи: своевременное распознавание эпид ситуации, пограничной между нормальной для данного места и времени и неблагополучной.

Цель: предвидение возможного осложнения эпид ситуации по появлению наиболее ранних признаков эпид неблагополучия.

14. эпидемический очаг, его пространственные и временные границы

Место пребывание источника инфекции с окр терр-ей, в пределах кот в конкретной обстановке возможна передача возбудителя и распространение инфекционной болезни.

Формирует: источник, механизм передачи и восприимчивый организм.

Пространственная граница – определяется территорией и соц – возрастными группами людей в пределах кот возможно циркуляция возбудителя при данном мех-ме передачи.

Временная граница – определяется особенностями жизнедеятельности возбудителя в специфической и не специфической среде обитания.

Территориальная граница:

- терр-я возможного заражения (ИП)

- терр-ия нахождения больного.

Временные границы – ограничены max инкубационным периодом.

Время существования очага (времени обсервации) время max ИП + дата изоляции и проведение заключительной дезинфекции.

Временные границы определяются max и min ИП

15. эпид обследование домашних очагов (единичных и множественных). Цель, эадачи, методика

Эпид обследование очага (терр-ия где находится источник возбудителя инфекции, где возможно распространение)

Цель: локализация эпид очага, установить причины и условия его возникновения.

Задачи:

1). Определить источник возбудителя инф-ии

2). Определить пути инфицирования заболевшего и возможные пути дальнейшего распространения инф-ии.

3). Определить круг контактных лиц т.е восприимчивых.

4). Разработать мероприятия по локализации и ликвидации эпид пр-сса.

Врач эпидемиолог работая в эп очаге использует: опрос, осмотр очага, изучение документации, лаб исследования и длительное наблюдение за очагом.

Работа врача эпидемиолога в эпид очаге:

1. изучение предэпидемического фона (журнал регистрации инф-ых заб-ий, картотека).

2. выход в эпид очаг

- определение даты заб-ия (опрос)

- опре-е сроков возможного заражения

- опре-е места инф-ия (опрос изучения документации) с учетом min и max сроков инкубации.

- опре-е источников возбудителя инф-ии (опрос, лаб исслед, изучение документов)

- опре-е путей передачи (опрос, осмотр, изучение документов, лаб исследования)

- опре-е круга контактных лиц (опрос)

3. оценка и коррекция по локализации очага (проводит лечебное учреждение)

4. наблюдение за эп очагом (в теч max инкубационного периода).

Единичный – 1 возникновение.

Множественный – возникает 1 случай и от него пошли все остальные

 

16. последовательность и основные этапы работы врача – эпидемиолога по расследованию инф-ых заб-ий……

Основной целью, с которой департаменты здравоохранения проводят расследования вспышек, является борьба с заб-ми и проф-ка возникновения новых случаев. Однако перед выработкой контрольных мероприятий нужно выявить место вспышки и ее естественное течение: наблюдается ли рост заболеваемости или вспышка близка к завершению? Поставленные цели будут зависеть от ответов на эти вопросы. Этапы расследования вспышки.При расследовании продолжающейся вспышки необходимо работать оперативно. При этом важно прийти к правильным выводам. При проведении расследования эпидемиологу может пригодится систематический подход, т.е. осуществление этапов расследования в логическом порядке, указанном далее Этапы расследования вспышкиЭтап 1: Подготовка к выезду на вспышку
Этап 2: Установление наличия вспышки
Этап З: Уточнение диагноза
Этап 4а: Выработка стандартного определения случая
Этап 4б: Выявление и подсчет числа случаев
Этап 5: Описание случаев в пространстве и во времени
Этап 6: Выработка проверяемых гипотез
Этап 7: Проверка гипотез
Этап 8: Уточнение гипотез и проведение дополнительных исследований

а. проведение дополнительных аналитических эпидемиологических исследований

б. проведение лабораторных исследований
Этап 9: Проведение контрольных и профилактических мероприятий
Этап 10: Сообщение о результатах расследования

Приведенные выше этапы расследования даны в концептуальном порядке. Однако, на практике многие этапы могут проводиться одновременно, а иногда, обстоятельства вспышки заставляют следовать другому порядку. Например, контрольные мероприятия должны быть начаты сразу же после выявления источника и фактора передачи, что в ходе конкретного расследования может произойти раньше или позже.

Признаки характериз-щие Конт-бытов.путь передачи кишечн инф.:

-постепенное увеличение числа больных

-общие условия жизни:общага,ДДУ,школа.

-сезонность не выражена

-поражение всех возрастных групп

-чаще один вариант возбудителя инкубация средняя или максимальн.

-rлинические формы:различные

 

17Основные признаки водного и пищевого типов эпид.процесса при кишечн.инф.

Пути передачи и проявления эпидемического процесса

•Водный путь передачи возбудителей

Вспышки: острые и хронические

предвестники: погодные условия—дождь, паводки, аварии водопровода, кана­лизации, ухудшение бактериологических показателей качества воды

связь с водоисточником

сезонность вспышки не выражена

поражаются все возрастные группа, кроме детей до 1 года полиэтиологичность вспышки заболевания:

гастроэнтериты неустановленной этиологии

шигеллезы

брюшной тиф, паратифы

гепатиты: А, ни А ни В

 

возбудители: разные серовары, фаговары, биовары, атипичные варианты бактерий инкубация: средняя или максимальная клинические формы: преобладание легких и стертых

Пищевой путь передачи возбудителей вспышки

внезапность возникновения

связь с одним предприятием общественного питания, с одним продуктом

сезонность не выражена

поражение независимо от возраста лиц, употреблявших зараженный продукт

возбудители: один серовар, фаговар, биовар

инкубация минимальная

клинические формы: преобладание манифестных

 

 

18. методические подходы к обследованию ДДУ по эпидпоказаниям

Проводит эпидемиолог с целью проверки выполнения мероприятий, препятствовать заносу и распространению инф-ии. В состав бригады входят: эпидемиолог, ГДиП, гиг питания, паразитолог, педиатр. Если плановое обследование проводитэпидемиолог – то больше внимание уделяется пр/эпид режиму.

Сан состояние оценивается с т.з его влияния на благополучие коллектива.

Проводят обследование в присутствии руководителя или врача (м/с), по окончанию в 2-х экземплярах акт.

Оцениваем:

Территория во круг д/с, здание (принцип max изоляции). Хар-ка гр ячеек (игровая, спальня, туалет, буфет). Наличие мед кааб, изолятора.

Режим пищеблока. Прачечная. Оборудование помещений. Сан-технические оборудования (горячая- вода, канализация).

Личная-гигиена персонала. Организация питания детей.

Документы: сан книжка, карты, журнал учета инф-ых заб-ий, санитарный журнал.

19противоэпидемический режим ДДУ. Методические подходы к обследованию

В планировочной структуре зданий ДОУ необходимо соблюдать принцип групповой изоляции.
Питание детей организуют в помещении групповой. В ДОУ независимо от его вместимости следует предусмотреть медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурной и изолятора.
Здания ДОУ оборудуют системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующими санитарными правилами.
Все помещения 2 раза в день убирают влажным способом с применением моющих средств. Влажную уборку в спальнях проводят после ночного и дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи.
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выколачив.
В помещениях, где оборудованы уголки живой природы, проводят ежедневную влажную уборку, чистку клеток, кормушек, замену подстилок, мытье поилок и смену в них воды.
Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств (приложение 3).
Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) маркируют ярким цветом и хранят в туалетной комнате в специальном шкафу.
Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Подлежат дезинфекции медицинские инструменты многоразового пользования в соответствии с действующими нормативными документами Минздрава РФ.
Предпочтительно использовать стерильный инструментарий разового пользования с последующим обеззараживанием и утилизацией.
Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируют.
По мере необходимости в ДОУ следует проводить дезинсекцию и дератизацию.
Санитарно-эпидемиологическая разведка - это заблаговременное получение достоверных сведений о санитарно-эпидемиологическом состоянии районов размещения и действия войск. Она является составной частью медицинской разведки.
Санитарно-эпидемиологическая разведка организуется и проводится начальником медицинской службы воинской части, а в отдельных случаях - специальными группами санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений).
Задачей санитарно-эпидемиологической разведки является сбор сведений о сан. состоянии территории расположения и боевых действий войск, населенных пунктов и водоисточников; условиях жизни и быта личного состава войск и населения; характере заболеваемости среди населения, своих войск и войск противника; об эпидемических очагах, характере инф. заболеваний, их источниках и причинах распространения (в частности, о переносчиках - насекомых, грызунах, местных обычаях и др.); о способах удаления и обезвреживания нечистот; о местных противоэпидемических средствах и проводимых органами гражданского здравоохранения санитарных и противоэпидемических мероприятиях.

 

20Определение приоритетных направлений профилактики:

Рассматривается по 3 критериям

1. эпид. значимость:

- частота встречаемости

- удельный вес

- тенденция

2. социальная значимость:

- летальность

- инвалидность

- ЗВУТ

3. экономический

Эпидемиологический критерий:

1. 1º заб-ть (инцидентность)- частота новых, нигде ранее не учтенных и в первые в данном календарном году выявленных среди населения заб-ний.

2. превалентность – вновь выявленных + все хрон. Заб-ния.

3. патологическая пораженность – это активное выявление больных.

Неинфекционной заб-ти:

- в первые поставленный диагноз- ставится в стат-талон (ф №25-2/у), также регистрируется ОРЗ, грипп.

- отчетная –Ф№12 По этой форме оцениваем возрастную структуру, приоритеты всех заб-й, сколько всего обратилось людей,.

Инфекционные:

1. экстренное извещение (Ф№58у)

2. журнал инфекционной заб-ти (Ф№60)

3. отчетная Ф№2 об отдельных инфекционных и паразитарных заб-ий.

Ф№2 включает 3 раздела

- инфекционное

- паразитарное

- ВБИ

Ф№106/4 – врачебное свидетельство о смерти

21. МДЗ, диагностическая ценность. Методические подходы

Динамика- это изменение силы действия причин и условий АО времени

Различают:

-внутригодовая (ВДЗ) по месяцам

- многолетняя)МДЗ) по годам

Задачи1. определение тенденции- отражает действие постоянных факторов

2. определение цикличности – периодические факторы.

3. прогнозирование эпид. ситуации.

Алгоритм динамики:

- число лет наблюдения не меньше 10 лет

- интенсивные показатели

- линейный график

Функции:

- равномерность распределения по годам

- периодичность

- определить время риска

- определить внутреннюю тенденцию

- можем осуществлять прогноз

- определить факторы ее формирующие (постоянно действующие на терр-ии, периодические и случайные)

Изображается динамика линейными графиками (кривыми).

Измеряется в интенсивных показателях.

Этапы анализа МДЗ:

1. группировка цифровых иатериалов, заполнение таб.

2. графическое изображение МДЗ по данным фактической заб-ти, визуальная оценка, выбор варианта выравнивания кривой фактической заб-ти.

3. выявление тенденции по параболе 1-го порядка

- вычисление среднего отклонения

- ранжирование показателей заб-ти в нарастающем порядке

- определение резко выделяющих величин в ранжированном ряду показателей с помощью СКО

- замена резко выделяющихся показателей заб-ти теоретическими показателями

- определение прямолинейной тенденции в МДЗ, ее графическое изображение. - вычисление среднегодового темпа прироста( снижение)

- определение достоверности различия показателей заб-ти в 1 последние годы по параболе первого порядка (расчет доверительных границ, расчет критерия стьюдента).

4. выявление тенденции в МДЗ по параболе второго порядка

- расчет и графическое изображения параболы второго порядка.

- определение нормальных (верхних и нижних) границ заболеваемости, выявление не регулярных колебаний заб-ти

5. определение цикличности в МДЗ

6. прогнозирование уровня заб-ти на следующий период.

7. заключение (тенденции, цикличность, прогнозируемый уровень заб-ти)

Методы определения тенденции:

1. м-д скользящих средних

2. м-д прямолинейной тенденции:

-выравнивание по параболе 1-го

У= а +вх

-выравн. по параболе 2-го

У=а+вх+сх²

- выравнивание по экспонентам

- выравнивание по степени кривой

22. ВДЗ, ее диагностическая ценность. Методические подходы к анализу.

Динамика – это изменение силы действия причин и условий, влияющих на интенсивность и уровень заболеваемости внутри года

Сезонность– (время риска) когда наиболее высокая заб-ть.

Алгоритм динамики:

- для анализа берем не меньше 10 лет

- измеряем все показатели в интенсивности

- изобразить можно линейно, диаграмма, линейно-полярная

Задачи ВГЗ:

1. время риска (сезонность)

2. факторы риска ( выдвигаем гипотезы о вероятных факторах риска)

3. структура ( постоянные, периодические, цикличности)

Степень влияния фактора внутри года:

° постоянное действие – среда обитания

° периодические – течение года, климатический период.

º случайно – вспышка

функции:

- равномерно или нет

- время риска позволяет определить

- охарактеризовать сезонность

- определить факторы ее формирующие (круглогодичные, сезонные, случайные).

Измеряется в интенсивных показателях.

Изображается виде кривых или по системе полярных координат.

Этапы:

1. сбор информации (данных), заполнение таблиц (месяц - сночало абс - относительные).

2. найти среднемноголетнее уровень заб-ть

3. выявить закономерности.

При подготовки исходных данных желательно исключить из них число заб-ших во время вспышки с установленными причинами..

Необходима информация о численности населения в отдельные месяцы.

23. структура и пространственная хар-ка заб-ти, их диагностическая ценность. Методические подходы к анализу

Структура – это распределение частотных показателей (интенсивности) среди различных гр населения (для определения гр риска).

Население (:) на детей и взрослых, посколько между этими группами по ряду показателей имеется принципиальная разница. Дети из-за отсутствия иммунитета или недостаточности его болеют детскими инфекциями (краснуха, ветрянка и др).

Взрослые чаще страдают злокачественными и ССС заболеваниями. Работники животноводства, в отличие от другого населения, это гр людей для кот велика опасность пострадать от зоонозных инфекций.

Диагностическая ценность:

- факторы риска

- группы риска

Методические подходы:

1. по возрасту

2. полу

3. социальному составу

4. по клинике

5. по этиологии

Типовая по возрасту: 0 -1 года, 1-2, 3-6, 7-14, 15-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, и т.д

Типовая по полу: жен., муж.,

Типовая по соц. составу:

дети • организованные :

-дошкольные (ясли, сады)

- школьники

•неорганизованные

• студенты (лицей, вузы, колледжи)

• взрослые : - нерабочие (домохозяйки, бомжиры и т.д.)

- рабочие

- служащие

- декретированные ( медики, пищевой промышленности и т.д.)

Типовая по клинике:

- по формам тяжести

- по формам проявления клиники (остр., хрон.,)

Типовая по этиологии

Показатели:

--экстенсивные % ( количество)

-- интенсивные (отражает частоту от общего числа населения)

Изображение: 1. столбиковая

2. секторальная

3. гистограмма

Пространственная хар-ка – это распределение частотных показателей (интенсивности) по территории.

Оценка распределения заб-ий по различным территориям – это один из важнейших аспектов профессионального изучения заболеваний среди людей, поскольку не только выявляет жителей мест, кот более других страдают от тех или иных заб-ий, но позволяет анализировать пр-сс возникновения и распространения заб-ти, т.е установить влияние различных факторов.

Пространственная хар-ка м/б представлена в виде различных таблиц либо в виде карт (картографический метод) на кот наносится эпидемическая ситуация. Карты обеспечивают наглядность для восприятия материала (хар-ка заб-ти жителей различных городов, с/х районов или отдельных их частей).

Различают 2 способа:

- картограммы

- картодиаграммы (в качестве изобразительных знаков используются различные диаграммные фигурки, что дает возможность отобразить более сложные данные.

Когда используются этот метод пространственного распределения заб-ти, д.б четко сформулирована конкретная цель изучения, точно определить терр-ии или гр населения (город, село). За счет свой наглядности позволяет быстрее заметить различия в заб-ти разных гр населения

24понятие эпиддиагноза. Методы построения гипотез о факторах риска

Общий алгоритм эпид-ой DS-ки

Выявление и ранжирование проблем профилактики на основе анализа структуры инф-ой заб-ти по группам и нозологическим формам болезней — исходная задача эпид-кой DS-ки. Полный эпид-кий DS включает решение в отношении отдель­ных групп и нозологических форм инфекционных болезней следующих задач:

1. Оценка проявлений эпид-го процесса по территории, среди раз­личных групп населения и во времени (обнаружение терр-й, групп насе­ления, отдельных коллективов риска и времени риска).

2. Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды, которые определяют проявления эпид-го процесса (формулирование гипотез о факторах риска).

3. Проверка сформулированных гипотез, расшифровка механизма при­чинно-следственных связей, приводящих к заб-ти, достаточная для назначения эффективных в данной обстановке п/эпид-х меро­приятий.

4. Ближайший прогноз заб-ти, оценка досто­верности гипотез о факторах риска по эффекту (экспериментальное доказа­тельство гипотез), определение эпид-кой, социальной и экономиче­ской эффективности мер профилактики (оценка затрат и выгод).

Все задачи эпид-ой DS-ки взаимосвязаны и решаются на основе эпид-их методов.

Оценка проявления эпид-го процесса проводятся с помощью де­скриптивных эпидемиологических методов. На этом же этапе(описательном) выдвигаются гипотезы о факторах риска, которые формулируются также на основе клини­ческих данных и теоретических представлений. Гипотезы о ф-рах риска строятся с помощью приёмов формальной логики: приём сходства, различий, сопутствующих изменений, аналогии, остатков.

Следовательно, 1º в построении эпид-их гипотез м/б как факты, так и научные представления, причем они все время меняются местами. Эпидемиолога-DS-ое мышление — это двуе­диный и двунаправленный процесс: 1) гипотезы формулируются на основе конкретных проявлений эпид-го процесса и сверяются с научными данными; 2) гипотезы формулируются на основе научных данных и сверяются с конкретными проявлениями эпидемического процесса.

Проверка сформулированных гипотезпроизводится с помощью аналитиче­ских эпид-их методов т.е. на аналитическом этапе. К этим методам относятся:1)приёмы формальной логики 2)корреляционный анализ(позволяет определить наличие или отсутствие зависимости величины заболеваемости от изучаемого причинного фактора, силу этой зависимости и её характер),регрессионный анализ (позволяет судить об изменении изучаемого явления ,в зависимости от кол-го изменения причинного фактора(условия, мероприятия)),дисперсионный анализ (позволяет определить меру влияния одного или нескольких изучаемых факторов на уровень заб-ти в %) 3)когортные исследования 4)исслед.случай-контроль. Эпид-ие обоснования гипотез в большинстве случаев носят косвенный характер. Выявление механизма влияния одного явления (фактора риска) на дру­гое (заболеваемость) можно назвать выявлением функ-ных связей в развитии эпид-го процесса. Именно установление функ-ых связей обеспечивает поиск тех переменных, которые доступны нашему воздей­ствию. Так, при обнаружении связи между заб-тью и какими-либо природными явлениями нельзя рассчитывать на изменение этих природных явлений в интересах профилактики.

Доказательство гипотезпроизводится с помощью экспериментальных эпид-ских методов, которые, помимо прочего, обеспечивают и ко­личественную оценку эффективности п/эпид-их мероприятий. Оценка затрат на п/э-ие мероприятия и выгод от них являет­ся весомым аргументом в пользу планируемых мероприятий.

Для всех случаев можно выделить два раздела эпид-кой DS-ки, которые обеспечивают обстановки, необходимую для обоснования перспективных и текущих управленческих решений. К ним относятся ретроспективныйэпид-кий анализ и оперативныйэпид-ий анализ.

Все разделы ретроспективного и оперативного эпид-го ана­лиза представляют собой единую эпидемиолого-DS-кую систему. Их объединяет общая цель. Ретроспективный эпид-ий анализ при­зван выявить наиболее существенные и устойчивые закономерности развития эпид-ого процесса, обеспечивающие перспективное планирование. Оперативный эпид-ий анализ призван вскры­вать эту индивидуальность и обосновывать текущие управленческие решения.

При объединении выводов, полученных при решении задач эпид-кой DS-ки в отношении отдельных групп и нозологических форм болезней, производится оценка проблем профилактики на основе ранжирова­ния факторов риска.

25. понятие о международной классификации болезней

Необходимы для упорядочения системы понимания и познания предмета, а также для организации и последователь­ного практического решения возникших проблем. Смысл классифика­ций заключается в том, что прежде всего выбирается некий один карди­нальный признак, по которому возможна дифференциация групп (в нашем случае инфекций), а затем по группам распределяются конкрет­ные явления, события (отдельные нозоформы. Всемирная организация здравоохранения создала «Статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти», которая в настоящее время принята для использования во многих странах мира. Эта класси­фикация постоянно модернизируется (сейчас действует классификация 10-го пересмотра) и имеет большое значение для унификации системы регистрации и учета: с ее помощью возможно с большой долей достовер­ности сопоставление заб-ти, имеющейся в раз­личных странах.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...