Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЦЕПТИВНОЙ МАСКИРОВКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Колосова В.В., Шляхтин Г.С.

 

Методические рекомендации

по оформлению письменных работ

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2008


 

Колосова В.В., Шляхтин Г.С. Методические рекомендации по оформлению письменных работ. Н.Новгород: ННГУ, 2008, 39 с.

 

Пособие содержит рекомендации по правильному оформлению письменных работ, включая реферативные работы, контрольные, курсовые и дипломные работы, выполнение которых предусмотрено учебными планами. Рекомендации изложены в соответствии с существующими требованиями и стандартами.

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности и направлению «Психология», но могут также использоваться студентами других специальностей.

 

Рецензент: доктор психологических наук, профессор С.А.Гапонова.

 

 

ã Нижегородский государственный университет

им.Н.И.Лобачевского, 2008.


 

Оглавление

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4

 

1. Структура письменной работы. . . . . . . . . . . . . . 5

 

2. Требования к оформлению работы. . . . . . . . . . . . . 6

 

2.1. Титульный лист . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2. Оглавление работы . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.3. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.4. Основная часть работы . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.6. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.7. Реферат работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2.8. Дополнительные части работы . . . . . . . . . . . . . 22

 

3. Оформление работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

 

3.1. Оформление текста работы . . . . . . . . . . . . . . 23

3.2. Оформление рисунков. . . . . . . . . . . . . . . . . 26

3.3. Оформление таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

3.4. Оформление ссылок на литературные источники . . . . . . 33

3.5. Сокращения и обозначения . . . . . . . . . . . . . . 34

 

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

 

Приложение 1. . График выполнения письменных работ

студентами отделения психологии ФСН. . . . . 45


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Важной частью учебного процесса подготовки специалистов, бакалавров и магистров психологии являются письменные работы. Цель данного пособия - дать студентам представление о требованиях, которые предъявляются к оформлению письменных работ, а также рекомендации по работе над их содержанием.

Все письменные работы в зависимости от целей можно разделить на четыре группы:

· учебные(контрольные, обучающие): конспект, контрольная работа, реферативная работа, курсовая работа;

· квалификационные работы: диплом, диссертация;

· научные и научно-практические: статья,диссертация,монография и т.д.

· методические– методическое руководство, методические рекомендации, руководство по применению и т.д.

По характеру излагаемого материала можно выделить письменные работы трех типов:

· реферативные (обзорные);

· теоретические (аналитические, расчётные);

· экспериментальные (эмпирические).

Грани между разными типами работ условны, так как в каждой работе в той или иной степени присутствуют элементы всех перечисленных видов.

Настоящее учебное пособие включает в себя рассмотрение правил и норм по оформлению учебных и квалификационных письменных работ, которые выполняет студент в процессе обучения.

 


Структура письменной работы

 

Дипломная и курсовые работы должны в обязательном порядке содержать следующие части:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть:

Глава 1. Изложение обзора литературы.

Глава 2. Описание объекта и методов исследования.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.

5. Заключение.

6. Список литературы

7. Реферат работы.

В реферативной работе, естественно, главы 2 и 3 будут отсутствовать. Каждая часть работы начинается с новой страницы.

 

Реферативная работа, объем которой более 12 страниц, должна состоять из этих же частей с учетом того, что основная часть разбивается на главы, только если это необходимо.

Включение в список литературы только учебников или учебных пособий недопустимо.

 

Контрольная работа, в которой требуется решение задач или выполнение заданий (напр., по математике, иностранному языку и др.), будет состоять только из двух частей – титульного листа и основной части. Контрольная работа по другим дисциплинам оформляется в соответствии с требованиями к оформлению реферативной работы.

 


 

2. Требования к оформлению работы

 

Титульный лист

 

Любая письменная работа должна начинаться с титульного листа. Это визитная карточка работы. Он должен содержать следующие сведения:

 

1. полное названия ведомства, к которому относится учебное заведение;

2. название учебного заведения;

3. название факультета, отделения и кафедры;

4. вид работы (контрольная, реферативная, курсовая, дипломная);

5. тема работы;

6. фамилия и инициалы автора с указанием курса и группы обучения;

7. фамилия и инициалы научного руководителя работы, его учёная степень и ученое звание;

8. место и год написания работы.

 

Титульный лист занимает всю первую страницу работы. С него начинается нумерация страниц, но номер страницы на нем не ставится. Образцы титульных листов показаны на рис.1-4.

 

Оглавление работы

 

В качестве второго обязательного компонента письменная работа содержит оглавление работы, которое даётся на второй странице, вслед за титульным листом. Оглавление содержит нумерацию и наименование всех работ с указанием страниц их расположения в тексте. Таким образом, оглавление даёт краткое представление о структуре работы, а указание страниц помогает быстро найти интересующие читателя разделы.

Оглавление ПР, как и титульный лист работы, располагается на отдельной странице.. Названия и нумерация разделов, приводимая в оглавлении, должны полностью соответствовать таковым в тексте работы.

Приведенные в оглавлении номера страниц, с которых начинаются разделы, должны совпадать с теми, с которых эти разделы действительно начинаются в тексте работы.

На рис.5 приведен пример оглавления дипломной работы.

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

 

 

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(РЕФЕРАТ)

Дисциплина Социальная психология .

 

Тема Социально-психологические закономерности .

функционирования средств массовой коммуникации .

 

Выполнил студент .

1 курса, 14-11 группы

Кузнецов А.А. .

(Ф.И.О) .

 

 

Преподаватель: .

проф. Лукина Е.С. .

(Ф.И.О) .

 

 

Нижний Новгород, 2008

 

Рис.1. Титульный лист контрольной (или реферативной) работы.


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

 

 

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА №2

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫХ СТИМУЛОВ

 

Выполнил студент .

4 курса, 341 группы

Филев А.В. .

(Ф.И.О) .

 

 

Научный руководитель: .

проф. Милов А.Ф. .

(Ф.И.О) .

 

 

Нижний Новгород, 2008

 

Рис.2. Титульный лист курсовой работы.


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

 

 

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Эмоциональная устойчивость

И СТИЛь ПОВЕДЕНИЯ

В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

 

Выполнил студент .

5 курса, 251 группы

Маковеев И.Б. .

(Ф.И.О) .

 

Научный руководитель: .

проф. Орлов А.И. .

(Ф.И.О) .

К предзащите допущен: .

.

(подпись научного руководителя) .

 

Нижний Новгород, 2008

 

 

Рис.3. Титульный лист дипломной работы, представляемой на предзащиту.


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

 

 

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Эмоциональная устойчивость

И СТИЛь ПОВЕДЕНИЯ

В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

 

Выполнил студент .

5 курса, 251 группы

Маковеев И.Б. .

(Ф.И.О) .

 

Научный руководитель: .

проф. Орлов А.И. .

(Ф.И.О) .

 

 

Нижний Новгород, 2008

 

Рис.4. Титульный лист дипломной работы, представляемой к защите в ГАК.


 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

Приложение

 

Рис.5. Пример оформления оглавления дипломной работы.

 


Введение

 

Началом письменной работыявляется введение, в котором должны быть максимально кратко, но чётко изложены:

 

1. проблема, предмет, объект исследования, другими словами - что исследуется в работе;

2. актуальность и новизна исследования - почему автор выбрал именно эту тему;

3. гипотеза, цель и задачи исследования, – какое предположение проверяется в исследовании, для чего проводится исследование; какие действия должны быть выполнены для достижения цели.

4. методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностические методы, опрос, активные методы и т.д. (но не описывать конкретные методики).

 

Проблема исследования – ее определение является одним из центральных моментов введения. Автор работы должен обосновать целесообразность обращения к данной теме с точки зрения:

 

· наличия противоречия в теории или экспериментальных данных;

· недостаточной изученности процесса, явления или свойства;

· необходимости уточнения характеристик явления, закона, закономерности или их верификации;

· потребности в разработке новых методов (методик) работы или адаптации существующих к новым условиям;

· нерешенности важной практической проблемы.

 

Другими словами, здесь должно быть объяснено, в силу каких существенных причин выбрана данная тема исследования.

 

Объект исследования – конкретные испытуемые; социальные, возрастные, профессиональные или другие группы; организации или их подразделения, с которыми проводится исследовательская работа.

 

Предмет исследования - это психические явления, их механизмы и закономерности, которые будут исследоваться в работе. В качестве предмета могут быть, например, взяты:

 

· психические процессы, состояния, свойства, закономерности, механизмы и т.д.;

· социально-психологические феномены и закономерности;

· психологические особенности профессиональной деятельности, ее структура, успешность и т.д.;

· методики (техники) психодиагностики, консультирования, коррекции, психотерапии, личностного развития и т.д.;

· психологические закономерности возникновения, протекания и излечения психических, соматических и иных заболеваний;

· психологические механизмы и закономерности процессов обучения и воспитания.

 

Актуальностьисследования должна вытекать из постановки проблемы и подчеркивать важность темы и ожидаемых результатов.

 

Формулировка гипотезы – неотъемлемый компонент этой части работы. Гипотеза - это обоснованное предположения о характере и сущности причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, их свойствами, параметрами и т.д., высказываемое на основе анализа литературных данных, теоретических расчетов или предварительных результатов.

Чтобы построить «хорошие» научные гипотезы, следует помнить, что они:

1. не должны содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы (т.е. сами нуждаются в проверке);

2. не должны содержать оценочных суждений;

3. не должны включать много ограничений и допущений;

4. должны быть проверяемы при помощи доступных для исследователя средств - методов, техник, оборудования, материалов и т.п. [2].

 

Цель исследования – в ней формулируется главный результат работы, в котором будет содержаться решение поставленной проблемы.

Достижения цели предполагает решение ряда задач.

 

Задачи исследования – это пути и средства для достижения цели. Задачи отражают набор (последовательность) действий, выполнение которых необходимо для достижения цели.

 


Основная часть работы

 

Структура основной части ПР зависит от вида и характера работы. Поэтому ниже приводятся варианты для наиболее часто встречающихся видов ПР.

 

Дипломная и курсовая работы

Дипломная работа должна обязательно носить экспериментальный (эмпирический) характер, представляя собой выполненное под руководством научного руководителя самостоятельное исследование.

При этом независимо от вида дипломной работы – фундаментальное исследование, прикладное, либо методическое – в любом из них предполагается изучение различного рода психических явлений и закономерностей, работа с испытуемыми или клиентами, применение соответствующих методов планирования, организации и проведения исследования, а также обработки, анализа и верификации результатов. Написание текста ПР предполагает изложение материала научным языком – логичным, деловым стилем с использованием соответствующей профессиональной лексики.

Теоретическое дипломное исследование может быть выполнено только в порядке исключения. Разрешение на выполнение теоретической дипломной работы оформляется решением кафедры по ходатайству научного руководителя этой работы.

В основной части исследования должны быть представлены следующие главы:

 

· - Изложение обзора литературы.

· - Описание методов и методик исследования, процедуры и условий его проведения, выборки испытуемых.

· - Изложение результатов исследования и их обсуждение.

Литературный обзор.

Первая глава не должна носить название «Литературный обзор». Название первой главы должно отражать суть обсуждаемой проблемы.

Например:

 

Глава 1. «Теоретические и экспериментальные основы концепции нейро-лингвистического программирования»;

Глава 1 «Архетипы коллективного бессознательного и этническое самосознание»;

Глава 1 «Эмоциональный стресс и эффективность деятельности операторов эргатических систем»;

Глава 1 «Акцентуации характера в подростковом возрасте»;

Глава включает достаточно полное и систематическое изложение проблемы на основе имеющихся научных данных. Она должна содержать не только изложение, но и анализ идей, концепций, теорий, имеющихся экспериментальных данных и эмпирических фактов. Важно осветить не только историю исследования проблемы, но и современное её состояние.

 

Важным моментом является правильное цитирование источников и точное указание авторовупоминаемых идей, теорий и результатов за счет правильного оформления ссылок на литературные или иные источники, откуда эти идеи или данные были взяты автором ПР. Строгое соблюдение этих правил позволит вам не нарушить авторские права и не допустить плагиата.

 

Методы исследования.

В этой части работы должны быть освещены следующие вопросы:

 

а) Обоснование выбора использованных в работе методов и конкретных методик, их описание, достаточное для понимания сути. Если же используемые методики являются общеизвестными, то в этом случае достаточно привести только их название. Например:

 

, «…метод «Да-Нет», 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма В), теппинг-тест, интеллектуальный тест Векслера для взрослых WAIS-2, личностный опросник MMPI».

 

Не следует давать подробное описание и характеристику отдельных шкал таких методик. Если же методика является малоизвестной или новой, подробное описание необходимо с обязательным указанием литературного источника, где дано такое описание

 

б) Особенности организации и процедуры исследования и сбора данных, существенные с точки зрения их влияния на результат, параметры использованных стимулов и способ регистрации ответных реакций испытуемых, а также описание экспериментальной установки и использованной аппаратуры.

Например:

 

«Процедура. Во время проведения экспериментов испытуемые находились в свето- и звукоизолированной экспериментальной камере в сидячем положении. Положение головы фиксировалось с помощью подголовника. Наблюдение за стимулами велось бинокулярно. После пятиминутной адаптации к темноте давалась инструкция, за ней следовал тренировочный период, затем - основное испытание. С каждым испытуемым проводился один опыт в день.

Стимульный материал. Стимулами служили два точечных световых источника желтого цвета, располагавшихся в горизонтальной плоскости. Длительность вспышки - 1 мс. Отдельная проба включала предъявление двух таких световых стимулов, разделенных интервалом времени Dt, после чего следовал трехсекундный интервал для ответа. Точка фиксации взора - слабо светящееся световое пятно диаметром 5 мм - располагалась посредине между левым и правым стимулами.

 

в) Описание выборки испытуемых должно содержать обоснование использования именно этих групп испытуемых с точки зрения репрезентативности выборки, указание на состояние испытуемых во время проведения исследования, а также сведения о других релевантных особенностях испытуемых.

Не всегда требуется давать детальное описание всех особенностей испытуемых. В большинстве исследований прикладного, практического или методического плана достаточно указать пол, возраст, профессиональный и социальный статус испытуемых, их количество, дату и место проведения исследования.

Например:

«Исследование выполнено в период с октября 2006г. по март 2007г. на базе МОУ (муниципального образовательного учреждения) №2 г. Павлово Нижегородской области. В нём приняли участие в качестве испытуемых 128 учащихся – три класса начальной школы (возраст 7-8 лет, 58 человек – 27 мальчиков, 31 девочка) и три класса среднего звена (13-14 лет, 70 человек – 33 мальчика, 37 девочек).

При этом важно соблюдать профессиональную этику и не указывать здесь и далее в работе подлинные фамилии испытуемых, ограничиваясь инициалами или условными номерами.

 


 

Таблица 1

Реферативная работа

 

Основная часть реферативной работы представляет собой связное изложение идей, теорий, фактов и экспериментальных данных, содержащихся в научной литературе.

Следует отметить, что хорошая обзорная работа, как правило, не является простой подборкой данных, а имеет определенный единый стержень, идею, объединяющую все привлекаемые данные.

 

Например, это может быть утверждение об истинности или ложности какого-либо психологического закона, гипотеза о существовании или отсутствии некоего психического феномена, идея преемственности в развитии психологических научных школ, реализация какого-либо основополагающего принципа (напр., принципа развития или принципа системности) в исследовании разноплановых психологических явлений, взаимосвязь развития психологического знания с развитием естественных наук и т.д.

В реферативной работе должно строго выполняться требование указания авторства излагаемой теории, идеи или результата, что достигается за счет правильного применения норм оформления литературных ссылок (см. 3.4).

В случае, если автор ПР хочет высказать собственную позицию или сформулировать свою гипотезу или теорию, он должен это четко обозначить, используя, например, предваряющие фразы типа: «С нашей точки зрения…» или «Мы полагаем, что действительные закономерности развития обсуждаемых явлений иные….» и проч. (обращаем Ваше внимание на использование в этих высказываниях множественного числа «Мы…», «Наши результаты…»).

Если объем реферативной работы большой, рекомендуется разделить основную часть на несколько разделов.

 

Заключение

 

Заключение содержит оценку самим автором того, насколько удалось реализовать поставленные цели и задачи. При этом решение каждой из поставленных во введении (или литературном обзоре) задач должно быть отражено и в выводах.

Здесь же отмечается теоретическая и практическая значимость проведённого исследования. Как правило, заключительная часть содержит практические рекомендации по использованию полученных данных. В заключении высказывается предположение о перспективах дальнейшего изучения данной проблемы.

 

Список литературы

 

Следующей частью курсовой, дипломной или реферативной работы является список литературы. В списке литературы обязательно приводятся библиографические описания всех публикаций и научных работ, на которые делаются ссылки в исследовании.

Литературные источники (в том числе книги, статьи) располагаются в едином списке в алфавитном порядке, вначале на русском, а затем на иностранных языках. Работы одного автора располагаются в алфавитном порядке по названиям трудов.

Все работы в списке нумеруются сквозной нумерацией, и этот номер, заключаемый в квадратные скобки, используется при оформлении ссылок на работы в тексте ПР.

Кроме печатных публикаций, в список литературы могут быть включены и рукописи, дипломные и диссертационные работы, авторефераты диссертаций.

Что касается переводов книг и статей иностранных авторов, то в список литературы включаются только изданные переводы. Если такого перевода нет, даётся описание работы на языке оригинала.

Ниже приведены примеры библиографических описаний наиболее часто используемых видов публикаций и рукописей.

Библиографические описания книг:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1 – 232 с; Т.2 – 288 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: – М.: Аспект Пресс, 1996 – 376 с.

3. Блок В. Уровни бодрствования и внимание/ Под ред. П.Фресс, Ж.Пиаже // Экспериментальная психология. – М. Прогресс, 1970. – Вып.3. – С.97-146.

4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.

5. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. – М.: МГУ, 1987. – 300 с.

6. Doob L.W. Patterning of time. New Haven, London: Yale Univ. Press, 1971. 472 p.

 

Библиографические описания статей:

а) из периодических изданий:

1. Денисов В.А., Чернышов А.П. Структура управления движений человека-опера-тора в процессе слежения // Психол.журн. 1984. Т.5, N.3. – С.138151.

2. Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1982 .№3. – С. 918.

3. Cowan N. On short and long auditory stores // Psychol. Bull. – 1984. –Vol. 96, N.2. – P.341370.

4. Johnston W.A., Dark V.J. Selective attention. // Ann.Rev.Psychol. Calif., Palo Alto, 1986. – Vol.37. – P.4375.

 

б) из сборников научных работ:

1. Агеев В.С. Сравнительно культурный подход к исследованию общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 1987. – С. 251- 263.

2. Элькин Д.Г. Роль парности больших полушарий в восприятии времени // Тез.докл. 2 съезда Общ-ва психологов СССР. – М., 1963. Т.1. – С.1718.

3. Efron R. The measurement of perception duration. / Fraser J.T., Haber F.C., Muller G.H. (Eds.) // The Study of Time. Berlin, Heidelberg, N.Y.: SpringerVerlag, 1972. – P.207218.

4. Sternberg S., Knoll R.L. The perception of temporal order: Fundamental issues and a general model. / Kornblum S.(Ed.) // Attention and perfomance IV. N.Y.: Acad.Press, 1973. – P.248261.

 

в) из собраний сочинений:

1. 14. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. – С. 5361.

2. 15. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Избр. произв. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т.1. – С.7127.

 

Библиографические описания рукописей:

 

1. Бурова А.В. Образы коммуникатора и аудитории в телевизионном общении. Дипломная работа. М.: МГУ, 1990. 47 с.

2. Дубовская Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: дис...канд. психол. наук:19.00.05 М., 1984. 178с.

3. Соловьёва О.В. Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов): автореф. Дис...канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1985. 23 с.

 

Электронные ресурсы:

1. 1.Путин В.В. Вступительное слово на заседании Совета по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005, Москва, Кремль. [Электронный ресурс] – http:/www/kremlin.ru/appears/2005/10/25/2036.

2. Коган Н.Н. Возможные перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности [Электронный ресурс} – http://flogiston.ru/articles/general/kogan4.

 

Список литературы в дипломной работе обычно включает не менее 45-50 источников, а в курсовой работе - не менее 25-30 источников.

 

Реферат работы

 

Реферат работы (аннотация) представляет собой краткое изложение рассматриваемой в работе проблемы, использованных методов, характеристика испытуемых, описание основных результатов. Объём аннотации не превышает 1215 строк.

Пример приведен далее в разделе 2.8.


 

Дополнительные части работы

 

Приложения. Обычно в приложении даются образцы методического инструментария (опросные листы, категории контент-анализа и т.д.), а также таблицы полученных данных, графики, гистограммы и т.п., которые нецелесообразно включать в основную часть. Другими словами, приложения содержат те материалы, которые дают наиболее полную и детальную информацию о проведённом исследовании и полученных результатах, но которые загромождают основной текст работы и могут затруднить её восприятие. Таблицы и рисунки, включенные в приложение, нумеруются отдельно от содержащихся в основной части работы. Ссылки на них в тексте работы оформляются так: «….Исходные данные приведены в табл.1 приложения 2», или «….Подобный характер зависимости между рассматриваемыми параметрами отмечается и у других испытуемых (см. рис.3 приложения 5)». В приложение также выносятся наиболее интересные или типичные протоколы, рисунки испытуемых и т.д.

Ключевые слова и словосочетания. Их использование обусловлено необходимостью организации автоматизированного поиска информации в современных базах данных. Поэтому набор таких слов и словосочетаний должен достаточно точно очертить ту область психологических явлений, которая была подвергнута изучению в ПР. При этом число используемых ключевых слов и словосочетаний не должно превышать 10-12. Список ключевых слов располагается в конце реферата работы.

В качестве примера ниже приводится реферат со списком ключевых слов, взятых из статьи Л.Ф.Бурлачука и Е.Ю.Коржовой [1]:

 

«Сообщаются результаты комплексного исследования индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик больных с приобретенными пороками сердца. Рассматриваются особенности психологического времени (по данным зондажного исследования), самооценки здоровья, трудовых установок, жизненных проблем, индивидуального сознания и восприятия этими больными значимых ситуаций. Показано, что наличие данного тяжелого соматического заболевания сказывается на изменениях личности и эффективности ее социальной адаптации. Выделены типичные психологически однородные группы с различными формами личностно-ситуационного взаимодействия.

Ключевые слова: личность, ситуация, социальная адаптация, личностно-ситуационное взаимодействие, соматическое заболевание.


 

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Оформление текста работы

 

Письменная работа должна быть представлена в печатном виде на бумаге формата А4 (210´297 мм) с полями: сверху и снизу страницы - 2,5 см, слева – 3,5 см, справа – 1,0 см. В рукописном виде курсовые и контрольные работы не принимаются.

При распечатке на принтере для основного текста тип шрифта – «Times New Roman», размер шрифта для основного текста - 14 пт; для подписей таблиц и рисунков – 12 пт, для названий частей и глав работы – 14 пт («жирный»). Межстрочный интервал – одинарный. Текст должен быть выровнен по ширине. Для выделения части текста используется курсив или жирный шрифт того же размера, что и основной текст.

Если возникает необходимость привести математические формулы, то каждая формула размещается по центру отдельной строки, а с правого края этой же строки размещается в круглых скобках порядковый номер этой формулы. Например:

; (1)

где xi – выраженность изучаемого свойства у i-го испытуемого;

m – среднее значение этого свойства по всей группе испытуемых;

n – число испытуемых;

s - среднеквадратическое отклонение значения изучаемого свойства.

 

Можно не давать расшифровку обозначения какого-либо из использованных в формуле параметров, если это обозначение уже было использовано ранее.

Нумерация формул в работе должна быть сквозной.

Не рекомендуется приводить в тексте работы общеизвестные формулы расчета таких величин, как, например, среднее арифметическое, среднеквадратическое отклонение, коэффициент корреляции и др.

 

Объёмосновного текста дипломной работы без приложений, как правило, не должен превышать 50-85 машинописных страниц. Объём курсовой работы - не более 35-40 страниц. Объём приложений не ограничивается. При необходимости, если объем приложений очень велик, они выносятся в отдельный том.

 

Нумерация страниц должна начинаться с титульного листа и заканчиваться на последней странице работы. Страница с рефератом работы не нумеруется и не переплетается, а вкладывается в работу как отдельный лист. Страницы приложения, если оно представляет собой отдельный том, нумеруются отдельно.


Оформление рисунков

 

Использование наглядного представления результатов позволяет не только проиллюстрировать то, что очевидно из текста, но и помогает лучше осмыслить их.

Существует много способов наглядного представления результатов в любой письменной работе: диаграмма, схема, график, рисунок, фотография и т.д., но наиболее часто используются первые три. Фотографии, чертежи, рисунки и т.д. используются в качестве графических иллюстраций в письменных работах по психологии редко и, как правило, выносятся в приложение. Независимо от вида используемых иллюстраций все они в тексте работы упоминаются как рисунки с использованием стандартного сокращения названия – «рис.»

 

1. диаграмма – графическое изображение материала, наглядно показывающее соотношение между величинами. Наиболее часто используются следующие разновидности - столбиковая (рис.6), секторная (рис.7), круговая (рис.8). Кроме вышеуказанных, существует множество других типов диаграмм: лучевая, объемная, горизонтальная и пр., которые используются, если этого требует характер иллюстрируемого материала.

 

 
 

Рис.6. Уровень ситуативной тревожности (СТ) в фоне и в ситуациях

 

неудачи и успеха у мужчин ( ( ) и у женщин( ) (b>0.95).


Рис.7. Основные места работы психологов в США

 
 

(по данным опроса 70914 психологов) [8].

 
 

Рис.8. Диаграмма выраженности интересов студентов физико-технических специальностей в различных областях знания по 20-балльной шкале (1-биология, 2-техника, 3-математика, 4-физика, 5-химия, 6-литература, 7-музыка, 8-живопись).


 

2. СХЕМА – это чертеж, применяемый чаще всего тогда, когда требуется отразить взаимоотношения и связи между элементами системы или процесса, проиллюстрировать структуру явления или последовательность этапов в развитии явления и т.п. На рис.9-10 приведены примеры таких схем.

 

 
 

 

Рис.9. Структурная схема модели H.Eisler [7].

 

 

 

Рис.10. Предполагаемые этапы опознания слова [6].


3. ГРАФИК – применяется для иллюстрации функциональной зависимости между двумя (или более) величинами. На рис.11-12 приведены примеры.

 
 

 

Рис.11. Зависимость порога различения длительности по усредненным данным шести испытуемых (а) и дроби Вебера для трех испытуемых (б) от величины эталонной длительности (пояснения см. в тексте).

 

 
 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...