Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинские осмотры. Нормативные акты по их организации и проведению

В соответствии со статьей 228 ТК РБ для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний наниматель обя­зан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе.

На время прохождения периодического медицинского осмотра за ра­ботником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Бела­русь от 8 августа 2000 года № 33 утвержден Порядок проведения обяза­тельных медицинских осмотров работников.

Действие Порядка распространяется на нанимателей, работников, за­нятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе.

Предварительные при поступлении на работу и периодические меди­цинские осмотры осуществляются с целью:

определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих поручае­мой им работе;

обеспечения безопасности труда и предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

выявления лиц с профессиональными заболеваниями или с подозре­нием на профессиональное заболевание;

распознавания общих (непрофессиональных) заболеваний, при кото­рых дальнейшая работа в контакте с профессиональной вредностью мо­жет ухудшить их течение.

Предварительные (при поступлении на работу) и периодические ос­мотры работников осуществляются медико-санитарными частями (вклю­чая ведомственные учреждения) и территориальными лечебно-профилак­тическими учреждениями.

Медицинские осмотры проводятся комиссией врачей, утверждаемой приказом главного врача лечебного учреждения. Приказом главного врача назначается председатель комиссии — врач-терапевт, выполняющий фун­кции профпатолога. Ответственность за качество профилактических ос­мотров возлагается приказом на заместителя главного врача по лечебным вопросам или по поликлинической службе.

Главные врачи лечебно-профилактических учреждений обеспечивают ме­роприятия по проведению медицинских осмотров и несут ответственность за их качество, проведение всех лабораторных и функциональных исследований.

Предварительные осмотры проводятся только по направлению нани­мателя, с указанием производств, профессий и профессиональных вред­ностей согласно перечню вредных веществ и неблагоприятных производ­ственных факторов, при работе с которыми обязательны предваритель­ные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в целях предупреждения профессиональных заболеваний, перечню ра­бот, для выполнения которых обязательны предварительные (при поступ­лении на работу) и периодические медицинские осмотры в целях предуп­реждения заболеваний и обеспечения безопасности труда, перечню кон­тингентов, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам для предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Результаты предварительного осмотра заносятся в форму 025/у с офор­млением социально-клинического заключения. На руки пациенту выдает­ся справка с указанием сведений "годен" или "не годен" к выполнению данной работы в контакте с указанными вредностями.

Учреждения органов государственного санитарного надзора совмест­но с лечебно-профилактическими учреждениями и нанимателем в соот­ветствии с перечнем вредных веществ и неблагоприятных производствен­ных факторов, перечнем работ, перечнем контингентов определяют спи­сок контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в срок до 1 января по установленной форме.

Список контингентов оформляется врачом-гигиенистом, подписывает­ся главным врачом территориального центра гигиены и эпидемиологии (далее — ЦГиЭ) и направляется нанимателю, а также в лечебно-профилак­тическое учреждение, которое проводит медицинский осмотр.

Лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее проведение периодических осмотров, на основании списка контингентов не позднее 1 февраля составляет график проведения медицинских осмотров, который утверждается исполнительным комитетом и доводится до нанимателей.

Одновременно согласно списку контингентов, составленному ЦГиЭ, со­ставляется календарный план периодических осмотров, совмещенный с перечнем лабораторных, инструментальных исследований, с указанием специалистов, участвующих в осмотре.

Календарный план проведения медицинских осмотров согласовыва­ется с ЦГиЭ и нанимателем, утверждается главным врачом лечебно-про­филактического учреждения, один экземпляр представляется в террито­риальный ЦГиЭ.

Наниматель на основании списка контингентов составляет на очеред­ной год список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру по предприятию, цеху, по установленной форме.

Списки лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, со­гласовываются с территориальными центрами гигиены и эпидемиологии, подписываются нанимателем и за 15 — 20 дней до начала осмотра предос­тавляются в лечебно-профилактическое учреждение.

Очередность и порядок осмотра оформляются приказом с указанием лиц, ответственных за явку работников на осмотр (начальники цехов, ин­женер по технике безопасности, агроном, бригадир и другие). Наниматель обеспечивает явку работников на осмотры и обследования и несет ответ­ственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр.

Все данные периодического медицинского осмотра заносятся в меди­цинскую карту амбулаторного больного (форма 025/у), при этом врачи, принимающие участие в осмотре, дают свое заключение о профессио­нальной пригодности с учетом проведенных специальных исследований. На отдельный лист амбулаторной карты заносятся данные профессио­нального маршрута работника с указанием предприятия, цеха, участка, профессии, стажа, вредных и неблагоприятных условий труда. При пос­ледующем прохождении периодических медицинских осмотров данные профессионального маршрута уточняются и, при необходимости, вносят­ся соответствующие изменения.

Периодические медицинские осмотры заканчиваются до 1 декабря и завершаются составлением в двухмесячный срок (но не позднее 1 янва­ря) заключительного акта по периодическому медицинскому осмотру по установленной форме. Заключительный акт по периодическому медицин­скому осмотру отражает мероприятия лечебно-оздоровительного и сани­тарно-гигиенического характера и подписывается председателем комис­сии по периодическому осмотру, врачом-гигиенистом, врачами профиль­ных специальностей, принимавших участие в осмотре.

Заключительный акт оформляется в четырех экземплярах и направля­ется: нанимателю, территориальному центру гигиены и эпидемиологии, цеховому (участковому) врачу, один экземпляр акта остается в лечебном учреждении, проводившем медицинский осмотр.

Мероприятия заключительного акта обсуждаются с участием нанимателя на заседаниях инженерно-врачебных бригад, одновременно анализируется ра­бота по выполнению рекомендаций заключительного акта за предыдущий год.

На протяжении двух месяцев со дня получения нанимателем заклю­чительного акта предлагаемые лечебно-оздоровительные мероприятия должны быть выполнены. Санитарно-гигиенические мероприятия, требу­ющие длительного периода времени выполнения и существенных затрат, вносятся в коллективный договор.

87. Создание, оборудование, оформление и организация работы кабинетов по охране труда

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 03.11.1999 № 144 утверждено Типовое положение о кабинете по охране труда. Со­гласно названному Типовому положению кабинет охраны труда создается при численности работающих в организации или ее структурном подраз­делении 100 человек и более. При численности работающих до 300 чело­век кабинет охраны труда может быть совмещен с кабинетом для учеб­ных занятий (техническим кабинетом).

Наряду с кабинетами охраны труда в структурных подразделениях организации создаются уголки по охране труда.

При численности работающих в организации менее 100 человек фун­кции кабинетов охраны труда могут осуществляться на базе уголков по охране труда.

Основными задачами работы кабинета охраны труда являются:

обучение, инструктаж и проверка знаний работников по охране труда;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске причинения вреда здоровью, полагающих­ся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда;

оказание методической помощи структурным подразделениям в орга­низации работы по охране труда, в том числе в организации и работе уголков по охране труда;

организация консультаций, лекций, бесед, просмотра видео- и кино­фильмов, выставок по охране труда;

пропаганда передового опыта работы по охране труда;

создание информационной базы данных нормативных правовых актов по охране труда.

Организация и работа уголка по охране труда определяется исходя из основных задач кабинета охраны труда и специфики деятельности органи­зации, ее структурных подразделений.

Кабинет охраны труда по мере необходимости может использоваться для проведения других мероприятий по охране труда.

Организация работы кабинета охраны труда является одним из направ­лений деятельности службы охраны труда организации и осуществляется специалистами (специалистом) этой службы или (при ее отсутствии) специ­ально назначенным работником, имеющим соответствующую подготовку.

Указанные специалисты:

проводят вводный инструктаж: с работниками, принимаемыми на ра­боту, учащимися и студентами, направленными к нанимателю для про­хождения производственной практики, командированными работниками других организаций, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе;

составляют планы работы кабинета охраны труда, при необходимости вносят предложения по совершенствованию его работы и оснащения, обеспечивают его надлежащее содержание;

проводят другую работу в соответствии с задачами работы кабинета охраны труда.

Кабинет охраны труда оборудуется по утвержденному нанимателем проекту, включающему разделы:

учебный — организация обучения по охране труда;

справочно-методический — подборка и тематическая систематизация необ­ходимых нормативных материалов и справочной литературы по охране труда;

информационно-выставочный — отражение условий и состояния ох­раны труда на предприятии, обмен передовым опытом по охране труда организаций (структурных подразделений).

Для разделов определяется необходимое оборудование, наглядные по­собия, литература. Экспозиции разделов могут формироваться по груп­пам производственных процессов, рабочих мест, видам работ (операций), вредным и опасным производственным факторам и другим темам с уче­том специфики работы организации.

В соответствии со строительными нормами Республики Беларусь СНБ 3.02.03-03 "Административные и бытовые здания", утвержденными при­казом архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.07.2003 № 142, для оборудования кабинета охраны труда должно быть выделено специальное помещение, площадь которого определяется в зависимости от списочного количества работающих:

до 1000 человек................................................. 24 м

свыше 1000 до 3000......................................... 45м2

свыше 3000 до 5000......................................... 72 м2

свыше 5000 до 10000..................................... 100 м2

свыше 10000 до 20000................................... 150 м2

свыше 20000.................................................... 200 м2

Строительные, монтажные и другие организации, деятельность кото­рых связана с производством работ на временных рабочих местах, кроме стационарных, могут оборудовать передвижные кабинеты охраны труда (в вагонах, автобусах, фургонах). Площадь таких кабинетов допускается устанавливать с коэффициентом 0,5.

Кабинет охраны труда должен быть оснащен:

нормативными правовыми актами по охране труда с учетом специфи­ки деятельности данной организации, в том числе стандартами, правила­ми, инструкциями;

учебными программами, методическими, справочными и другими ма­териалами, необходимыми для проведения обучения, инструктажей и кон­сультаций работников по вопросам охраны труда, противопожарной за­щиты, законодательства о труде Республики Беларусь;

техническими средствами обучения: проекционной, видео-, звукозапи­сывающей и воспроизводящей аппаратурой, персональными компьютера­ми, контрольными и обучающими машинами, тренажерами, контрольно-измерительными приборами и другим инвентарем;

наглядными пособиями, в том числе плакатами, схемами, макетами, образцами инструмента, защитных средств, видеофильмами, диафильма­ми, кинофильмами;

экспозиционным оборудованием, включающим витрины, стеллажи, стенды;

необходимой оргтехникой и телефонной связью.

Для методического руководства работой кабинетов охраны труда ми­нистерство, иной республиканский орган государственного управления, объединение, подчиненное Правительству Республики Беларусь, органи­зация, имеющая обособленные подразделения, расположенные вне места ее нахождения, создает базовый кабинет по охране труда.

Руководство работой базового кабинета охраны труда осуществляет соответствующая служба охраны труда.

Основным содержанием работы базового кабинета охраны труда является:

создание информационного центра с базой данных нормативных пра­вовых актов по охране труда, в том числе действующих в отрасли между­народных стандартов безопасности труда, конвенций, рекомендаций и других документов;

обеспечение доступа организациям, обособленным подразделениям к дан­ной информации;

разработка предложений по совершенствованию организационной и методической работы кабинетов охраны труда;

распространение передового опыта по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, методов и форм обучения, в том числе программированного, пропаганда безопас­ных методов труда;

организация тематических и передвижных выставок, пропагандирую­щих передовой опыт по охране труда, смотров-конкурсов работы по охра­не труда организаций, обособленных подразделений.

Работа базового кабинета охраны труда осуществляется в соответ­ствии с перспективным и годовым планами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...