Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация безопасной эксплуатации безрельсовых транспортных средств

Основные требования к организации безопасной эксплуатации безрель­совых транспортных средств отражены в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (далее — Правила).

В соответствии с требованиями Правил безрельсовые транспортные средства должны иметь эксплуатационные документы (руководство по эксплуатации, формуляр, паспорт).

Для обеспечения безопасной эксплуатации безрельсовых транспорт­ных средств руководитель организации приказом назначает из числа специалистов лиц, ответственных:

за выпуск на линию в исправном состоянии автопогрузчиков и элек­тротранспорта;

за своевременный осмотр и ремонт автопогрузчиков, грузовых теле­жек с подъемными устройствами и электротранспорта;

по надзору за безопасной эксплуатацией автопогрузчиков, грузовых тележек с подъемными устройствами и электротранспорта;

за исправное состояние тележек.

Допускается возложение на одного специалиста обязанностей лица:

ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии автопогруз­чиков и электротранспорта, ответственного за своевременный осмотр и ремонт автопогрузчиков, тележек с подъемными устройствами и элект­ротранспорта и ответственного за исправное состояние тележек.

При эксплуатации автопогрузчиков Правила рекомендуют применять типовую форму путевого листа грузового автомобиля, выполняющего пе­ревозки во внутриреспубликанском сообщении.

Форма маршрутного листа электротранспорта, выполняющего пере­возки внутри организации, приведена в соответствующем приложении к Правилам.

С учетом деятельности организации, конкретных условий труда нани­матели могут разрабатывать и применять иные формы маршрутных лис­тов автопогрузчиков, электротранспорта.

110. Основные требования к техническому состоянию безрельсовых транспортных средств

Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации наполь­ного колесного безрельсового транспорта, утвержденными постановлени­ем Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165, установлено, что техническое состояние безрельсовых транспортных средств должно отвечать требованиям ГОСТ-12.2.003 "ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности", дру­гим техническим нормативным правовым актам.

Безрельсовые транспортные средства, эксплуатируемые во взрывопо­жароопасных или пожароопасных зданиях и помещениях, должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.

Автопогрузчики, электротранспорт, выпускаемые на линию, должны быть технически исправны:

техническое состояние двигателя должно обеспечивать надежную и экономичную работу во всех эксплуатационных режимах;

трансмиссия должна обеспечивать плавную передачу крутящего момен­та от двигателя к ведущим колесам при нагрузке и скорости движения, допустимых для конкретного вида транспортных средств, в соответствии с эксплуатационными документами организаций-изготовителей;

рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления безрельсовым транспортным средством при движении с различными скорос­тями; люфт в рулевом управлении не должен превышать значения, установ­ленного эксплуатационными документами организаций-изготовителей;

каждый рычаг управления грузоподъемным устройством после сня­тия с него усилия должен автоматически возвращаться в нейтральное положение, а рабочая операция должна прекращаться;

тормоза должны обеспечивать плавную и надежную остановку без­рельсового транспортного средства. Время и длина тормозного пути не должны превышать значений, установленных эксплуатационными доку­ментами организаций-изготовителей;

техническое состояние ходовой части должно обеспечивать гашение ко­лебаний при погрузке грузов и движении безрельсовых транспортных средств;

электрооборудование должно обеспечивать надежный пуск двигателя, безотказное действие приборов освещения, сигнализации;

техническое состояние кабины и рабочего места водителя должно обес­печивать нормальные условия работы водителя.

Автопогрузчики и электротранспорт, выпускаемые на линию, должны иметь исправные:

устройства, исключающие возможность управления ими посторонни­ми лицами. Автопогрузчики, оборудованные кабиной, должны иметь запи­рающийся ключом замок двери кабины;

две тормозные системы (рабочую и стояночную). Тормозные приводы обеих систем могут воздействовать на одни и те же тормозные механизмы;

устройства сигнализации и освещения, обеспечивающие безопасность работы (звуковой сигнал, который должен включаться независимо от уст­ройства, отключающего цепь управления, сигнал торможения, фары /одну или несколько/, указатели поворотов, габаритные фонари);

ограничители хода в механизмах подъема, опускания, наклона, сме­щения, выдвижения, поворота и других рабочих операций;

устройства, предохраняющие механизм подъема от перегрузки;

огнетушители (для автопогрузчиков).

Автопогрузчики и электропогрузчики (далее — погрузчики) с вилочны­ми захватами, предназначенные для транспортирования мелких или неустой­чивых грузов, оборудуются предохранительной рамкой или кареткой для упора при перемещении. Удлинители вилочных захватов оборудуются защел­ками или приспособлениями, надежно закрепляющими их на захватах.

Автопогрузчики и электротранспорт должны иметь устройства для строповки и буксировки. Места строповки должны быть обозначены.

Электротягачи должны иметь устройства, предупреждающие саморасцеп­ление.

На погрузчиках должно быть устройство (штырь, крюк, петля и т.п.), предназначенное для зачаливания при его буксировке.

Автопогрузчики, используемые в помещениях, железнодорожных ва­гонах, грузовых автомобилях, оборудуются системами нейтрализации выхлопных газов.

Безрельсовые транспортные средства для выделения их на окружа­ющем фоне с целью предупреждения о возможной опасности окраши­вают в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности" (далее — ГОСТ 12.4.026).

Выступающие части безрельсовых транспортных средств, которые могут представлять опасность при эксплуатации (боковые и задние поверхно­сти, боковые поверхности вилочных захватов, крановых стрел и других частей), должны иметь предупредительную окраску по ГОСТ 12.4.026.

Тележки должны быть исправными, устойчивыми, легкоуправляе­мыми, иметь поручни для удобства их передвижения вручную, а также должны соответствовать виду перевозимых грузов с возможностью их закрепления и фиксации.

Тележки для транспортирования агрегатов, узлов, деталей оборудова­ния и тому подобного массой более 15 кг оборудуются стойками, упо­рами и другими устройствами, предохраняющими агрегаты, узлы и детали от падения и самопроизвольного смещения.

Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой 300 кг и более должны быть управляемыми.

Тележки для транспортирования бутылей с кислотами и жидкими щело­чами должны быть четырехколесными, иметь борта, выполненные из хими­чески стойких материалов, равные высоте транспортируемых емкостей.

Требования безопасности при эксплуатации тракторов и других мобильных машин

В соответствии с установленными требованиями к управлению трак­торами, сложными сельскохозяйственными и специализированными машинами не допускаются лица, не имеющие документов на право управления машинами, не прошедшие инструктаж по охране труда, а также лица моложе 17 лет.

Техническое состояние машин должно соответствовать требовани­ям, изложенным в технических описаниях и инструкциях по эксплуа­тации заводов-изготовителей, нормативных правовых актах, техничес­ких нормативных правовых актах.

Машины должны быть укомплектованы набором исправного инст­румента и приспособлений в соответствии с заводской инструкцией.

Движущиеся, вращающиеся части машин (карданные, цепные, ремен­ные, зубчатые передачи и т.д.) должны быть ограждены защитными кожу­хами, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала.

Тракторы, самоходные шасси и тракторные прицепы должны иметь государственные номерные знаки.

Поворотное устройство тракторных прицепов должно свободно пово­рачиваться в обе стороны. На бортах прицепов должна быть нанесена надпись "Перевозка людей запрещена".

Двигатель машины не должен иметь утечки топлива, масла и охлаж­дающей жидкости, пропуска выхлопных газов в соединениях коллектора с двигателем и выхлопной трубой.

Блокировка запуска двигателя при включенной передаче должна быть исправна. Запрещается эксплуатировать машины с неисправной систе­мой блокировки запуска двигателя.

Машины со снятыми защитными кабинами или внешними защитны­ми каркасами к эксплуатации не допускаются.

Машины с неисправной тормозной системой, ходовой частью, неисправнос­тями в силовой передаче, рулевом управлении к эксплуатации не допускаются.

Электрооборудование должно обеспечивать нормальную работу стар­тера, приборов освещения, сигнализации и электрических контрольно-измерительных приборов, а также исключать возможность искрообразо­вания и утечек тока в проводах и схемах.

Тракторы, самоходные машины должны быть укомплектованы аптеч­кой, первичными средствами пожаротушения, знаком аварийной оста­новки и т.д.

Должностные лица, ответственные за организацию безопасной эксп­луатации тракторов, других самоходных машин, обязаны:

знать и выполнять требования отраслевых положений об организации работы по охране труда, нормативных правовых актов, технических нор­мативных правовых актов, собственных должностных инструкций;

сообщать на завод-изготовитель, в Гостехнадзор, департамент госу­дарственной инспекции труда замеченные конструктивные недостатки в тракторах, машинах, оборудовании и орудиях, представляющие опасность для работающих;

закреплять машину и сменное оборудование персонально за каждым механизатором приказом по организации (решением правления колхоза). При временной передаче машины другому механизатору оформлять со­ответствующее письменное распоряжение;

не допускать перевода работающих на другой вид работ или на дру­гую машину без проведения инструктажа по охране труда, а при необхо­димости — курсового обучения и стажировки;

не допускать использования машин, оборудования, инструмента и транс­портных средств в личных целях без разрешения администрации, оформ­ленного в установленном порядке;

оборудовать специальные площадки для временного и постоянного хранения тракторов, сельскохозяйственных и специальных машин, дру­гих транспортных средств, исключающие выезд техники без разрешения администрации;

выделять, обозначать и оборудовать специальные места для приема пищи и кратковременного отдыха работающих в поле, лесу и на других участках работ;

не допускать к работе на машинах и механизмах лиц, у которых спецоде­жда не заправлена и не застегнута, а волосы не заправлены под головной убор.

Выезд агрегатов к месту работы разрешается только после прохожде­ния в установленном порядке предрейсового медицинского осмотра и при наличии у водителя (машиниста, комбайнера) удостоверения и путевого листа (наряда), подписанного должностным лицом, ответственным за проведение работ.

Передвижение агрегатов к месту работы и выполнение работ должно производиться в соответствии с заранее разработанными маршрутами и технологией, утвержденными руководителем или соответствующим глав­ным специалистом хозяйства, организации, с которыми должны быть оз­накомлены при проведении инструктажа все механизаторы, участвую­щие в выполнении того или иного вида работ.

При организации работы машинно-тракторных агрегатов должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность обслужива­ющего персонала. Нахождение в кабине трактора, другой самоходной машины, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается.

Количество людей, перевозимых на тракторе, другой машине, опреде­ляется числом мест в кабине.

Подъем работающих на движущиеся машины и агрегаты и спуск с них не допускается.

Способы движения машин по внутрихозяйственным дорогам и на по­лях должны исключать случаи их столкновения. В темное время суток машины должны работать со всеми источниками света, предусмотренны­ми конструкцией машины.

При групповой работе машин из числа работающих назначается старший:

на машинно-тракторном агрегате — старший тракторист-машинист;

на самоходных комбайнах — комбайнер.

На участках полей и дорог, над которыми проходят воздушные линии электропередачи, проезд и работа машин разрешаются при условии со­блюдения определенного расстояния от наивысшей точки машины или груза до проводов.

Сельскохозяйственные работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи следует осуществлять согласно указаниям по электробе­зопасности при выполнении работ вблизи линий электропередачи.

При использовании машин на полевых механизированных сельскохо­зяйственных работах следует руководствоваться требованиями, изложен­ными в технических описаниях и эксплуатационных документах изгото­вителей, а также требованиями, предусмотренными Правилами по охра­не труда при производстве и послеуборочной обработке продукции расте­ниеводства, утвержденными постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 15.04.2008 № 36.

При выполнении других видов работ с использованием тракторов, самоходных машин руководствуются требованиями правил охраны труда, правил безопасности соответствующих отраслей народного хозяйства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...