Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лепка декоративных пластин с использованием геометрических орнаментов.

Способы лепки

Если пытаюсь воссоздать что-то по памяти, например понравившееся изделие на выставке, то не задумываюсь о том, каким способом я это делаю, в лепке нет строгих правил и леплю так, как удобно. Важнее воображение, а способ - всего лишь средство к осуществлению замысла. Но в лепке традиционных игрушек следую особенностям лепки и в работе с детьми обращаю на это внимание. К тому же, интерес в процессе лепки изделий на свободную тему к разным способам лепки у всех избирательный.

1. Конструктивный
Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.

2. Пластический
Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Например, для филимоновской (птичка-невеличка, петушки и др. зверушки) и каргопольской игрушки (утка, кошка, собачка и др.) характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы игрушек предельно упрощены, имеют меньше налепных деталей, чем в дымковской игрушке. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.

3. Комбинированный
Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок. Из отдельного куска глины для петушка делается подставка. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

4. Рельефная лепка
путем нанесения рисунка;
Из куска глины раскатывается скалкой пласт толщиной не меньше 0,8 см. (тонкий деформируется при высыхании), затем он приподнимается и роняется на фанерную доску (этот прием можно повторить несколько раз), чтоб плотность основания была одинаковой, для больших размеров основания следовать технике изготовления пласта, которая описывается ниже в п. 7. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Если глина мягкая, пластичная, то нанести рисунок сложно. Необходимо дать глине подсохнуть до кежетвёрдого состояния или по сырой через пленку (целлофан) нанести стекой рисунок (для мелких узоров можно использовать зубочистку). Рисунок может наноситься и отпечатком. Главное, чтоб он был четким, что обеспечивается равномерным надавливанием на поверхность изделия. После снятия пленки сгладить неровности, сделать доработку.
путем наложения формы на основу;
Основа – пласт любой формы, а рисунок наносится путем налепа шариков, жгутиков, полос и т.д. в зависимости от эскиза примазыванием к основе отдельных частей. Закрепление деталей к основе может быть и продавливанием насквозь стекой или иглой. Фактуру можно нанести наложением и отпечатыванием фактурной ткани (марля, капрон, тесьма и др.), синтетической или проволочной сеточки или использованием других различных оттисков (стержень авторучки, отвертка звездочкой и т.д.)
путем выбирания глины
Толщина пласта под основу должна быть не менее 2-3 см. Сначала стекой на поверхности или через пленку наносится рисунок, затем аккуратно снимается одинаковый слой с поверхности основы там, где нет рисунка. Таким образом, рисунок будет рельефным, выступающим на основе.

5. Техника отщипывания
лепка из шара
Круглую форму чаши можно сделать из шара, вдавливая в него большой палец другой руки, при этом палец углубляется и одновременно расширяются стенки. Следует распределять глину так, чтоб толщина стенок была одинаковой. Придать форму стенкам можно движением указательных пальцев двух рук, расположив их навстречу друг другу с внешней и внутренней стороны.
путем кругового налепа
Этим способом стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Отдельно подготавливается основание, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать увлажненные последовательно, сглаживая внутренние швы деревянной стекой с использованием шликера постепенно поворачивая форму. Каждый последующий кусочек глины прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации и так по кругу в несколько рядов, затем небольшая просушка (при этом верх прикрыть пластмассовой формой) и снова наращение формы по кругу прилепом одинаковых по размеру кусочков (полосок).
Такая же техника может быть использована в лепке на форме. Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны х/б тканью и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.

6. Спиральная техника (из жгутов)
Предварительно лучше сделать эскиз задуманной формы жгутового сосуда. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным (приблизительно 20 см.). Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда. Если потребуется для высокой формы несколько жгутов, то их во избежание высыхания накрыть до использования целлофановой пленкой. Для основания сосуда сворачивается спираль их жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта) и разглаживается стекой (шпателем) с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем смачивается его край и та сторона жгута, которая станет первым слоем сосуда (для более прочного сцепления можно сделать насечку с той стороны жгута, которая присоединяется к основанию). Кончик жгута срезается по диагонали, чтоб площадь соединения была больше, и второй слой ложился на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение) ложится на внешний край предыдущего. С помощью стеки (гончары для выравнивания поверхности изделий и сглаживания соединяемых элементов используют ребро коровы или синтетическое ребро, камни сглаженной формы, т.е. инструмент данный природой) слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтоб не повредить форму. Желательно, чтоб соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску), чтоб исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны. Меняя диаметр очередного слоя, создается форма изделия (она может быть от симметричной до фантастичной, т.е. более сложной - с изгибами стенок, изменением угла наклона и т.д.). Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтоб следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др.
Жгуты могут пересекаться хаотично (в этом случае боковая поверхность изготавливаются на плоскости и соединяется на цилиндре, покрытом бумагой).

7. Ленточный способ
лепка из полос
Этим способом можно изготовить цветочные горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера.
Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски шириной не более 3 см (для круглых форм они должны быть узкими). Для изготовления пласта на стол сначала укладывается кусок х/б ткани, на нее с двух сторон деревянные рейки, которые служат линейкой и ограничителями. Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см (жгуты лепятся в руках, т.е. не требуется их ровное раскатывание, как в спиральной технике), затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. От жгутов до линеек должно оставаться расстояние, чтоб глина не попадала на бруски и периодически пласт нужно приподнимать, чтоб он не прилипал к ткани. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, т.е трапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности. Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.
Возможны варианты изготовления форм с использованием полос обрезанных только с одной стороны. Они укладываются на основу (цилиндр или другую форму) и соединяются в местах наложения одной на другую без заглаживания соединений. Конструкции из полос в зависимости от замысла могут быть самые разнообразные.
лепка из пластин (пластов)
Лепка изделий из пластин – цилиндрических и прямоугольных ваз, гротов, домиков, стен и др. конструкций основывается на тех же принципах, которые описывались выше. В работе могут быть использованы кроме пластин и полосы для закрепления, а для соединения в стыках - жгутики, возможно, понадобятся картонные шаблоны или внутренние формы, обернутые бумагой, которые послужат основой в задуманной конструкции. Формование
путем ручного оттиска форм
С этим способом знакомы все с детства по лепке изделий в песочнице. Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтоб нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой и после высыхания изделие легко вынимается из формы (гипс быстро впитывает воду, изделие уменьшается в размере и образуется зазор между стенками формы), дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком. Декорирование осуществляется по усмотрению (если тиснением, то после выемки из формы, т.е. до высыхания).

путем шликерного литья в гипсовые формы
Гипсовая форма, состоящая из двух частей с «замочками» (выступы на одной стороне и выемка для них на другой, чтоб обеспечить соединение при наложении одной на другую), закрепляется резиновым жгутом. Затем форма до верха заполняется жидким шликером (для ускорения процесса впитывания влаги форма ставится в теплое место). Уровень шликера в форме, с поглащением гипсом влаги, понижается, поэтому нужно своевременно и неоднократно подливать шликер, заполняя форму до верха (в противном случае горлышко сосуда будет ломким и хрупким, т.к. не будет иметь такой же толщины, как другие части изделия). При образовании у стенок формы затвердевающего слоя глины, весь оставшийся шликер сливается и в обычном порядке продолжается процесс сушки. Когда изделие подсохнет до состояния сохранения формы (не следует допускать полного высыхания, чтоб была возможность соединять части изделия), оно осторожно вынимается из двух частей и обе половинки соединяются шликером. На непросохшем изделии можно сделать прорези, изгибы, декорировать по усмотрению, после чего продолжить процесс сушки.

 

2.2. Лепка декоративных керамических изделий

Рельефный способ лепки.

 

Изображение рельефа - декоративной пластины - выполняют следующим образом. Сначала на бумаге карандашом рисуют эскиз будущей пластины, например декоративный узор, силуэты животных или растений. Эскиз определяет размеры пластины и ее пропорции. Затем на доску кладут ком глины и расплющивают его до нужной толщины - примерно 1 см.

 

После этого стекой обрезают края, влажной тряпкой выравнивают поверхность и на нее стекой наносят рисунок согласно эскизу. Если узор состоит из цветов и листьев, то из кусков глины выделывают детали, накладывают их на пластину соответственно рисунку на ней и края прочно примазывают стекой к основе (рис. 10).

 

 

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТОВ ГЛИНЫ

 

Использование толстых листов глины для изготовления керамических изделий известно более 10 000 лет - это был один из способов, применявшихся в эпоху Дзёмон в Японии. Простая, но очень эффективная техника создания изделий из листов глины последовательно применялась для изготовления как повседневных предметов, так и декоративных вещей - например, изысканного китайского фарфора или скульптур народа тиви с островов у берегов Северной Австралии, который научился изготавливать керамические изделия лишь в конце XX века.

 

Изготовление пластов

Для изготовления пластов используются различные методы, часто в сочетании друг с другом. На первом этапе берут комок глины и бросают его на твердую поверхность. Люди из племени тиви повторяют это действие снова, а затем топчут его ногами. Чтобы получить плоский лист, гончары из мексиканского штата Оахака пользуются особым молотком, который называется азотадор, сделанным из обожженной глины.

Далее, чтобы получить более ровную поверхность, листы раскатываются любым предметом цилиндрической формы — это может быть деревянный валик, бутылка, скалка. Для обеспечения одинаковой тол­щины под скалку с каждой стороны листа можно подложить по дощечке. Раскатка производится от середины листа к краям. Если нужно, лист можно переворачивать.

В альтернативном способе получения листов используют приспособление, со­стоящее из проволоки, прочно закреплен­ной в металлической раме. Закрепив про­волоку на той или иной высоте, получают листы различной равномерной толщины, нажатием направляя рамку вниз до рабо­чей поверхности, при этом проволока про­резает глину.

На этой стадии листы можно разрезать на плитки нужного размера или делать основа­ние для рельефной плиты. Для дощечек из глины на религиозные сюжеты, которые де­лались в индийском штате Раджастхан, лис­товая глина использовалась как для основа­ния, так и для закрепленных на нем фигурок богов и героев, которые выполнялись из раз­резанных и согнутых листов.

 

Соединение листов

 

После того, как нарезаны детали нужной формы, еще до соединения листов в изделие они подвергаются предварительной сушке до полутвердого состояния для обеспечения требуемой жесткости, хотя в ряде случаев листы должны оставаться мягкими (если в процессе сборки требуется сгибать или растягивать детали). Затем на соединяемых поверхностях наносятся борозды, которые обмазываются жидкой глиной и плотно прижимаются друг к другу. Соединять можно встык или срезав кромки под углом.

Изделия из листовой глины обычно четырехгранные, хотя при использовании скошенных стыков можно выполнять многогранные изделия. Диапазон применения листовой глины довольно широк — от кубических ваз и шкатулок до полых римских каминных плиток для дымоходов, используемых в системах центрального отопления. Народ племени тиви делает скульптуры, разрезая два идентичных бруска глины и вставляя между ними несколько витков глины.

Изготовление цилиндров

Цилиндры делаются из пластичной глины в виде листов, которые сгибаются без образования трещин. Лист заворачивается вокруг шаблона, обернутого бумагой для предотвращения прилипания, и кромки аккуратно подрезаются и плотно прижимаются друг к другу.

 

 

Лепим туловище в виде вытянутого шара; четыре ножки, шею, хвостик, два ушка в виде усеченных цилиндров; голову яйцевидной формы с лёгкими ямочками – глазными впадинами.
В туловище делаем стекой четыре углубления с нижней стороны и два с верхней где должны быть расположены ноги, шея и хвостик, промазываем их шликером. Начинаем закреплять ноги, для чего острые кончики вставляем в углубления, заглаживаем место соединения и формируем форму ножек в виде цилиндров слегка сужающихся к низу.
  Таким же способом прикрепляем к туловищу шею и хвостик, а к голове ушки, при желании также рожки. Затем стекой делаем в голове снизу углубление, промазываем шликером и приделываем к шее. Все места соединений хорошенько заглаживаем и создаём формы соответствующие частям тела стилизованного козлика.    
  Конкретизируем и обобщаем формы, заглаживаем неровности. Прорезаем стекой ротик в виде доброй усмешки. Делаем два маленьких шарика для глаз и приклеиваем их на шликер в глазные впадины, слегка их расплюснув. Тыльной стороной стержня шариковой ручки делаем зрачки, а острым кончиком на носике – две ноздри.  

2.3. Лепка птиц и животных

Стадии лепки «Козлика».

 

   
 
       
 

 

 

Стадии лепки «Петушка».

 

Стадии лепки «Павлина»

 

Стадии лепки «Собачки».

 

2.4. Лепка сказочных персонажей

Наглядное пособие по лепке.

Стадии лепки «Ангелочка».

  1. Раскатываем пласт глины при по­мощи скалки и двух реечек.
 
  1. Вырезаем стекой, используя картон­ные шаблоны, юбочку и крылышки. Две ручки изготавливаем из жгути­ков, слегка приплюснув их по краям, а голову раскатываем в виде шарика.
 
  1. Скручиваем юбочку в виде конуса и соединяем вместе две грани и склеиваим их вместе, при помощи шликера. Затем делаем стекой углубление в голове и присоединяем к конусу, далее закрепляем руки все соединения промазываем предварительно шликером.
   
  1. Припомощи чесночницы выдавливаем волосы, промазываем голову шликером, и аккуратно их закрепляем. Нимб изгатавливаем в виде коллечка и также закрепляем. Глаза делаем путём вдавливания кончика стержня. Носик в виде капелики закрепляем, предварительно сделав углубление, строгов центре лица. Ротик прорезаем стекой, здесь главное сделать красивую улыбку. На крылышка также стекой делаем эмитацию перьев и закрепляем их на спене.
 

 

Стадии лепки «Слоника».

 

Стадии лепки «Лисички».

Стадии лепки «Змея Горыныча».

 

 

 

2.5. Лепка белорусской игрушки.

На Беларусі самымі старажытнымі і пашыранымі былі гліняныя цацкі. Яшчэ ў жалезным веку з'явіліся бразготкі — пустацелыя гліняныя шарыкі, яйкі з каменным шарыкам унутры, фігурныя цацкі свістулькі. Верагодна, што такія цацкі ў даўнія часы мелі не столькі забаўляльнае прызначэнне, колькі рытуальнае: свіст ці бразгаценне павінны былі адганяць злых духаў. Фігуркі людзей, якія абазначалі продкаў, хатніх жывёл, ляпілі з надзеяй паўплываць на дабрабыт сям'і.

Масавы выраб гліняных цацак пачаўся ў 11—13 стагоддзях разам з развіццём ганчарства. Свістулькі рабіліся ў выглядзе птушак і конікаў, фігурак людзей.

У 19 — першай палове 20 стагоддзя гліняныя цацкі вырабляліся практычна ва ўсіх ганчарных цэнтрах Беларусі. Большасць цацак мела абагуленую, умоўную форму. Звычайна іх пакрывалі зялёнай, карычневай ці жоўтай палівай, а ў традыцыйных цэнтрах чорназадымленай керамікі цацкі мелі яшчэ і чорны колер.

 

Русская народная игрушка.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Дымковские игрушки.

Дымковские изделия удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских. Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции "Мать с детьми" фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.
Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

Филимоновские игрушки.

Известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги. Маленький ребенок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно.

Каргопольские игрушки.

Каргополь - древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. "Мужик поит коня", "Мужик-сеятель", "Мужик с корзиной грибов" и т.д.). Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит тулови-ще, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками

Дымковская игрушка Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и песок . Издавна живут в слободе мастера, которые кроме крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку и из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом. Украшение золотом - сложная и кропотливая работа. Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда на игрушку "сажают золото", то от сквозняков закрывают окна. Дымковская игрушка всегда была любима в народе.
Тверская игрушка Это изделия мастеров из Тверской области, а точнее из Торжка.Эти игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, птицы-Сирины,медведи и другие игрушки-свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом-фоне обозженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.
Карпольская игрушка На русском Севере, неподалеку от небольшого города Карпоголя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселелись по соседним деревням и в самом Карполе.Благодаря им и живет народная карпольская игрушка. Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленая, черный, охристая. Иногда добавляются золотая и серебрянные краски.
Ярославская игрушка И в Ярославской области делали свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными туловищами, двумя крохотными ножками и выгнутыми спинами. Игрушку покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами.
Абашевская игрушка Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30 годах талантливый мастер Ларион Зоткин, был он один из тех кто возродил абашевскую игрушку. Все игрушки мастера Зоткина-свистульки в виде животных с длинным туловищем. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебрянными рогами, зеленую в серебрянных пятнах собаку, красного оленя с великолепными многоярусными раззолоченными рогами, похожими на елку. Самые обыкновенные животные преврашались в руках Лариона Зоткина в сказочные существа неведомой породы. Традиции продолжают сейчас и другие мастера.
Филимоновская игрушка По местному преданию, основателем деревни(еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Из филимоновской глины делали разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть. Удлиненные пропорции объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать подтягивать выравнивая ее поверхность. А подглаживать и подтягивать ее приходится дней пять. Роспись игрушки ведется и сейчас не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, а с гусиного пера ложится. Делают мастера и огромные игрушки-ростом с больших кукол, для украшения жилища.

2.7. Роспись игрушек

Роспіс керамічных вырабаў. Віды арнаментаў. Спосабы і прыёмы роспісу.

Декоративная роспись выглядит очень красиво и придаёт керамическим изделиям определённую изюминку. Использование современных технологий значительно упрощает процесс декора и позволяет легко наносить неповторимые рисунки.

Кроме того, новейшие материалы позволяют украшать любую керамику в домашних условиях. Для этой цели можно использовать техники холодной и горячей сушки в домашней духовке. Они достаточно просты в применении и могут использоваться для росписи керамики, стекла, пластика и даже фарфора. Высыхают такие краски при обычной температуре и практически безвредны. Но всё же нежелательно покрывать ими поверхности, соприкасающиеся с пищей. Чтобы декоративная керамика прослужила как можно дольше, не рекомендуется мыть её с помощью сильнодействующих и абразивных моющих средств, или в посудомоечной машине.

Декорирование такими красками возможно с использованием различных кистей, губок, или специальной резины.

Техника нанесения рисунка кистями состоит в следующем. Нужно тщательно очистить и просушить керамическое изделие, после чего наносится эскиз мягким карандашом или с помощью копировальной бумаги. Мягкой кистью (куница, бычий волос или синтетичные материалы) наносятся небольшие мазки сначала светлых, а потом уже тёмных тонов. В первую очередь помечают контуры, после этого растушёвывают внутренние детали рисунка. Готовое изделие нужно просушить и через двое суток нанести пару слоёв прозрачного лака. Мыть или чистить изделия ручной работы можно лишь через 15 дней после окончания работы. Необходимо помнить, что такая керамика нуждается в тщательном уходе и бережном хранении.

При использовании тампонной техники получаются фоновые изображения, нанесенные с помощью натуральных или синтетических губок. При таком способе декорирования можно сделать как основу для дальнейшей живописи, так вполне законченное творение. Кроме того, эта техника часто используется для трафаретной печати.
Краску наливают в большую ёмкость, потом промокают в ней губку так, пытаясь не набрать много краски. Поверхность изделия нужно обезжирить и окрасить губкой. Если нуже

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...