Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурно-творческая деятельность.Культурно-творческая деятельность в условиях социально-культурной практики может развиваться в разных направлениях. Основными из них являются: социальное и художественное творчество. Творчество нами понимается как процесс преобразовательной деятельности, направленный на создание социально ценного, нового, оригинального. В основе его лежит потребность в созидании Стремление людей заниматься созидательной деятельностью, но в разных сферах - социальной и художественной - позволяет разделить социальное и художественное творчество. Социальное творчество - это высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Его субъектами выступают социальные общности и группы, а также отдельные личности. Способности к созиданию - не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой деятельности. Источником активности масс и отдельной личности являются существующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активизирует людей Социальная активность является основой социального творчества. В основе социального творчества лежат интересы к различным сферам социальной жизни: политике, производству, экологии, семейной жизни, быту. Интерес к политическим и социальным проблемам, производственные интересы и стремление принять участие в региональных социальных инициативных движениях, область семейных отношений и сотрудничество в неправительственных организациях - все это определяет содержание и основные сферы проявления социального творчества. Социальная активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, созидательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Эта потребность человека в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений - одна из сложных и социально значимых потребностей личности. Ведь человеку присуще желание расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах В качестве примера можно привести участие в деятельности поисково-исследовательских объединений как образованиях досугового типа. Элементы поиска и исследования встречаются практически во всех видах самодеятельности Однако в некоторых досуговых общностях выходят на первый план и становятся для любителей главной целью. Говоря о поисково-исследовательской деятельности, мы имеем в виду особо организованное, использующее специальные научные методы познание окружающей действительности. Главная цель такой деятельности - получение новой, неизвестной информации и разыскание определенных предметных ценностей. Поиски и исследования занимают важное место в работе объединений краеведов, экологов, фольклористов, этнографов, историков, коллекционеров. Это те виды занятий, которые, как правило, основываются на коллективной деятельности, а значит предполагают обмен мнениями, суждениями, знаниями и опытом. Значение этих объединений состоит не только в решении поисково-исследовательских задач, но и ь созидании новых форм отношений; укреплении и развитии гуманистических установок и ценностей. Включаясь в социально-ценную, социально-одобряемую деятельность, индивид не только приносит реальную пользу в решении каких-либо социальных проблем, но и формирует новый для себя активный тип отношения к миру и людям Таким образом, социальная группа, общность, отдельный индивид в ситуации социально-культурной деятельности создают новую, динамичную, изменяющуюся реальность, которая представляет собой результат социокультурного творчества.
Более высокая степень проявления себя в искусстве -участие в организованных формах художественного самодеятельного творчества. Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. На основании исследования современных подходов к организации самодеятельного художественного творчества представляется возможным выделить следующие заметные тенденции в его развитии: Коммуникативная деятельность. Общение играет огромную роль во всех видах социокультурной деятельности, поскольку общение является условием познания и выработки системы ценностей Общение - это практическая деятельность, так как контакты между людьми предполагают воплощение передаваемой информации в той или иной системе знаков. Какой бы характер не имела сама эта информация - физический, как в спортивной игре или интеллектуальный, как в дружеской беседе, - сам процесс ее кодирования и отправления получателю (равно как и процесс ее получения и декорирования) есть род практической деятельности /1, с. 84-85/. По своей сути общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность; конкретизация общественных отношений, их персонификация, личная форма. По содержанию досуговое общение может быть разделено на информативное, эмоционально-действенное и регулятивное. Это разделение условно В каждом акте общения заключены эти моменты, хотя каждый раз доминирует что-то одно. В учреждениях культуры различают повседневное и праздничное общение; общение в стабильных и нестабильных досуговых коллективах. Сегодня все больший удельный приобретает повседневное свободное общение. Осуществляемые здесь контакты носят нерегламентированный характер и развертываются внутри нестабильных групп. Эти нестабильные общности, группы представляют собой стихийно возникающие объединения, базирующиеся на основе временного интереса и распадающиеся по достижении поставленной цели. В этом случае коммуникативная деятельность носит спонтанный, эмоциональный и неформальный характер. Содержание праздничного общения определяет отношение к событию, которое лежит в основе праздника. Общение людей в ситуации праздника является синтезом различных интересов, эмоциональных компонентов. Коллективные переживания обеспечивают наибольший эффект сопричастности к праздничному событию Содержание праздника и художественная форма его воплощения призваны возвысить состояние его участников до нового уровня осознания и переживания, в этом смысле участники праздника проходят путь от восприятия внешней стороны события к осознанию его внутренней сущности. Только тогда, когда значимость и его смысл будут раскрыты, произойдет переход на новый уровень осознания, где прошлое и настоящее выступают в своем синтезе Таким образом, коммуникативная деятельность в условиях праздника носит эмоционально-действенный, регулятивный характер. Еще одна разновидность коммуникативной деятельности - общение в стабильных досуговых коллективах, где участники объединены общим предметом деятельности и целью, где складывается определенная нравственно-психологическая атмосфера и формируется особый тип личностных отношений. По сравнению со свободным нерегламентированным общением, общение внутри постоянной группы - более продуктивный вид коммуникативной деятельности, обладающий большим формирующим влиянием. Результатами коммуникативной деятельности являются межличностные отношения, которые можно разделить на три основные группы: Ист.: Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): Учебное пособие для студентов дневного и заочного отделений по специальности 053100 "Социально-культурная деятельность" /Алтайский государственный институт искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - С. 56-67.
12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |