Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданская война в Испании и фашистский режим Франко в 30-60 гг. XX века.

Причины Гражданской войны

Весной 1936 г. в стране наблюдалась опасная радикализация как левых, так и правых сил. Руководители крупнейших профсоюзных организаций ВСТ (Всеобщий союз трудящихся) и НКТ (Национальная конфедерация труда) призывали трудящихся развернуть энергичную забастовочную борьбу против «буржуазного правительства». Рабочий класс собирался на массовые митинги, где звучали демагогические выступления и радикальные лозунги о необходимости социальной революции. На противоположном политическом полюсе активизировались правые партии, в первую очередь Национальный блок1, сформированный известным консервативным политиком Xосе Кальво-Сотело2, а также экстремистские силы, среди которых ведущую роль начала играть фашистская партия «Испанская фаланга»3, созданная X. А. Примо де Риверой4.
Не только парламентские трибуны, но и улицы испанских городов превратились в место конфронтационного противоборства правых и левых сил. Кровавые побоища между манифестантами, убийства из-за угла, поджоги и запугивания стали повседневным явлением. Правительство С. Касареса Кироги демонстрировало неспособность стабилизировать ситуацию. Различные слои населения испытывали панические настроения, росли требования навести порядок в стране. В армейских кругах, чутко реагировавших на общественные настроения, также наблюдалось деление на сторонников и противников Республики. Во главе последних стояли влиятельные генералы Э. Мола и Ф. Франко5.
В рядах высшего армейского командования, почти единодушно разделявшего мнение, что республиканский строй ставит под угрозу их корпоративные интересы и традиции Испании в целом, зрел антиправительственный заговор. Несмотря на поступавшую тревожную информацию, правительства М. Асаньи и С. Касареса Кироги явно недооценивали степень грозящей Республике опасности. Меры по предупреждению мятежа носили эпизодический характер: лишь за небольшой группой наиболее консервативно настроенных офицеров было установлено полицейское наблюдение, потенциальные заговорщики были переведены в периферийные районы: Э. Мола — в Памплону, а Ф. Франко — на Канарские острова. Их места заняли генералы, более лояльные Республике. Заговорщики же, невзирая на принимаемые властями меры, продолжали свою подпольную деятельность. Однако у руководителей заговора, имевших достаточно четкий план совместных действий на случай мятежа, не было ясного представления о первоочередных задачах после их возможного прихода к власти.
Насильственная смерть 12 июля 1936 г. лейтенанта-республиканца X. Кастильо, погибшего от рук фашистских молодчиков, и ответное убийство на следующий день одного из лидеров правых сил X. Кальво Сотело, совершенное группой молодых социалистов во главе с капитаном Гражданской гвардии Ф. Кондесом, «сработали» детонаторами военного путча. Главенствующую роль в мятеже играли военные. Сочувствующие им фашисты, традиционалисты и правые монархисты остались в стороне.
17 июля 1936 г. в испанском Марокко и на Канарских островах вспыхнул антиправительственный путч. По заранее разработанному плану на следующий день к мятежу примкнули генералы, командовавшие воинскими частями в различных пунктах Испании. В своем обращении к испанскому народу по каналу радиостанции «Радио Лас Пальмас» (утром 18 июля 1936 г.) генерал Ф. Франко, оправдывая мятеж, в частности, сказал: «Ситуация в Испании становится все более критической. В городах и сельской местности царит анархия. Различного рода революционные забастовки парализуют жизнь населения.... На бессознательные революционные идеи народных масс, обманутых и эксплуатируемых советскими агентами, наслаивается злой умысел и безалаберность властей всех уровней.... Взамен этому мы предлагаем справедливость и равенство всех перед законом, примирение и солидарность между всеми испанцами, работу для всех, социальную справедливость в обстановке братства и согласия.... В нашей груди не должно быть места чувствам ненависти и мщения.... На нашей Родине впервые и реально утвердятся в следующем порядке три идеала: свобода, братство и равенство»6.
19 июля 1936 г. генерал Ф. Франко прибыл с Канарских островов в г. Тетуан на севере Марокко и принял на себя командование испанским экспедиционным корпусом в Африке, численностью 45 тыс. человек. Это были наиболее боеспособные войска, состоявшие преимущественно из опытных солдат и офицеров.
Республиканское правительство и партии Народного фронта призвали граждан страны встать на защиту республики. Началась Гражданская война, принявшая форму братоубийственного вооруженного столкновения между консервативно-монархическими, а также фашистскими группировками, с одной стороны, и блоком республиканских и антифашистских партий — с другой. Непримиримости конфликта способствовали объективные и субъективные факторы: затянувшийся социально-экономический и институциональный кризис, поляризация социально-политических сил в преддверии войны, радикализм идейных постулатов как левых партий, так и правых сил, противостояние коммунистической и фашистской идеологий, вовлечение во внутренний конфликт других стран. Кроме того, многие испанцы воспринимали войну как борьбу между верующими католиками и атеистами-«богоотступниками». Борьба франкистов против Республики в клерикальных кругах получила наименование «национального крестового похода». Это выражение, впервые употребленное епископами Мухика и Олаэчеа в пастырском послании верующим от 6 августа 1936 г., в дальнейшем получило широкое распространение во франкистском лексиконе.
Отсутствие должной координации действий в руководстве республиканской армии в 1938 г. привело к срыву наступления республиканцев в районе г. Теруэля и облегчило продвижение путчистов. 15 апреля франкисты вышли к побережью Средиземного моря, расчленив республиканские силы на две части. В июне они предприняли попытку наступления на Валенсию. Республиканцы, защищая Валенсию, провели успешную операцию на р. Эбро, где сковывали крупные силы противника более 3 месяцев.
Во второй половине 1938 г. положение на фронте резко изменилось. Франция закрыла испанскую границу, усилив тем самым блокаду республиканской Испании. В то же время Германия и Италия открыто поддерживали Ф. Франко. Мюнхенский сговор нацистской Германии с правящими кругами Великобритании и Франции был с энтузиазмом воспринят франкистами и негативно сказался на настроениях в лагере республиканцев. В Каталонию фашисты вступили в марте 1938 г., но овладели всей ее территорией 26 января 1939 г. Через месяц, 27 февраля 1939 г., Англия и Франция разорвали дипломатические отношения с законным правительством Испании и признали правительство Ф. Франко. В конце марта вся Испания находилась в руках мятежников. Война в Испании закончилась 1 апреля 1939 г. поражением республиканских сил. В тот же день правительство Ф. Франко получило официальное признание со стороны США. В Испании установился диктаторский режим. На десятилетия страна была разделена на победителей и побежденных.
О трагических последствиях Гражданской войны для Испании говорят следующие цифры: около 145 тыс. человек погибли в ходе сражений, 135 тыс. были расстреляны или умерли в тюрьмах, более 400 тыс. человек были тяжело ранены, около 500 тыс. эмигрировали. Около 300 тыс. содержались в тюрьмах или концлагерях вплоть до 1945 г. В 1939-1940 гг. сельскохозяйственное производство составляло всего 21% от уровня 1935 г., а промышленное - 31%. Более 500 тыс. зданий были разрушены. Испании, расплатившейся с СССР за поставки вооружений своим золотым запасом11, была уготована участь должника Германии и Италии. Долг этим странам выражался в сумме 1 млрд долл. Для ликвидации только материального ущерба, нанесенного войной, стране понадобилось более 10 лет. Авторитарный франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной, разрушительной Гражданской войны. Огромные людские потери, многочисленные человеческие драмы и моральный надлом общества серьезно затруднили процесс национального примирения. Трагедия Гражданской войны долгие годы оставалась в коллективной памяти испанцев. Основные политические процессы в стране были в той или иной степени производными от итогов Гражданской войны. В экономическом плане послевоенная Испания была отброшена на несколько десятилетий назад. Тем не менее франкистский режим просуществовал без малого 40 лет. Это был один из самых продолжительных периодов авторитарного правления в современной истории Западной Европы. После окончания Второй мировой войны, определившей новые ориентиры европейского и мирового развития, Испания фактически находилась в изоляции, что затрудняло хозяйственное восстановление страны и возвращение ее в систему международных отношений в качестве полноправного актора.
В 30-е-40-е годы испанская реакция под антиреспубликанскими и антикоммунистическими знаменами объединила неоднородные в социально-политическом отношении силы: финансовую и земельную олигархию, верхушку армии и церкви, представителей значительной части средних слоев города и деревни. Франкистский режим, защищая их интересы, создавал благоприятные возможности для обогащения этих категорий граждан, в том числе и мерами государственно-монополистического регулирования.
Диктатура Ф. Франко воцарилась в стране 1 апреля 1939 г. Ее опорой были армия, репрессивные органы и созданная в 1937 г. фашистская партия «Испанская фаланга». Демократическая конституция 1931 г. перестала действовать. Были запрещены все поддерживавшие республику политические партии и профсоюзные объединения, отменено большинство реформ, осуществленных Народным фронтом. Судебные органы в период франкизма функционировали на основе чрезвычайного законодательства военного времени. Сложившаяся в стране политическая система была ориентирована на охрану режима и его институтов. Во многом по образцу фашистской Италии государство в Испании было организовано как «корпоративное, централизованное, патерналистское». Его отличительными чертами были территориальное единство страны и жесткая вертикаль государственного управления, где, разумеется, не было места ни региональной автономии, ни идее этнокультурной идентичности народов, населявших страну.
Колоссальная власть, которую сосредоточил в своих руках Ф. Франко в годы Гражданской войны, получила «легитимный» статус согласно обнародованному 8 августа 1939 г. закону. 9 августа было сформировано второе правительство Ф. Франко (первое франкистское правительство действовало до августа 1939 г.). В его состав диктатор включил представителей высшего командного состава армии, нескольких карлистов и клерикалов. В идеологическом плане с 1939 по 1942 г. ключевая роль в формировании политической системы страны принадлежала фашистской партии «Испанская фаланга». Программа «Испанской фаланги» включала следующие пункты: формирование так называемых «вертикальных» профсоюзов, на принудительно-корпоративных началах объединявших предпринимателей, служащих и рабочих; учреждение молодежных, студенческих и женских ассоциаций, деятельность которых была проникнута идеями испанского национализма и франкизма; создание мощного пропагандистского и цензурного аппарата, способного подавлять любые демократические проявления в политике, прессе, литературе, искусстве и навязывать идеи франкизма всем слоям испанского общества.
В 1941 г. испанские фалангисты разработали проект закона об организации государства, во многом копирующего корпоративный тоталитаризм итальянских фашистов. Однако Ф. Франко отверг этот законопроект, посчитав, что в нем не учтена в должной мере национал-традиционалистская специфика Испании. Необходимо подчеркнуть, что с первых дней существования (вплоть до 1975 г.) франкистский режим не представлял собой организационно-идейного «монолита», напротив, в его базовых структурах постоянно имели место соперничество и откровенная конфронтация между различными группировками со своими узкокорыстными интересами либо же боровшимися за сферы влияния. Этим соперничеством умело пользовался диктатор для достижения собственных целей, прибегая к тактике «взаимных сдержек и противовесов», в частности путем кадровых перестановок. В августе 1942 г. он сформировал новый кабинет министров. В составе кабинета фалангисты были представлены в меньшем количестве, чем раньше. Такой «маневр» свидетельствовал о стремлении Ф. Франко снизить чрезмерное политическое влияние, которое обрела «Испанская фаланга» после окончания Гражданской войны.
Декретом от 17 июля 1942 г. были созданы Кортесы, выполнявшие лишь совещательные функции. 438 депутатов Кортесов называли прокурадорами. Членами Кортесов являлись министры, члены Национального совета «Испанской фаланги», председатели Верховного суда и Военного трибунала, мэры 50 провинциальных столиц, ректоры университетов, крупные правительственные чиновники и др. Глава государства назначал в Кортесы 50 прокурадоров из лиц, занимавших высокое положение в военной, административной, духовной или социальной сферах. Франкистские Кортесы являлись собранием крупных государственных и партийных служащих, готовых верой и правдой служить авторитарному режиму.
Правительство (Совет министров) возглавлял Ф. Франко. Никакие законопроекты не могли быть внесены в Кортесы без согласия правительства. Диктатор обладал правом вето относительно любого принятого Кортесами законопроекта. Министры назначались и смещались также лично Франко. Он же назначал губернаторов 50 провинций, высших чиновников, судей, генералов, адмиралов, давал согласие на перемещение лиц духовного звания в структуре католической церкви. Католическая религия была объявлена государственной. Духовенство получало из государственной казны жалованье.
В каждой отрасли хозяйства функционировал центральный отраслевой профсоюз, которому подчинялись его провинциальные и местные отделения. Отраслевые профсоюзы (их было 26) имели «вертикальную» структуру, т.е. включали владельцев предприятий, административный персонал, служащих и рабочих. Во главе отраслевого профсоюза, обладавшего административными полномочиями, стоял делегат, назначаемый правительством. В свою очередь профсоюзный делегат подчинялся министру правительства. Административный аппарат профсоюзов также не был выборным, а назначался правительством. Государство строго регламентировало производство, уровень заработной платы, цены и снабжение. Для создания нового промышленного предприятия было необходимо административное решение.
Местное самоуправление, существовавшее во времена Второй республики, было упразднено. Власть на местах осуществляли лица, назначаемые правительством: в провинциях — губернаторы, в муниципальных округах и крупных городах — алькальды.
Политический террор в отношении своих противников франкизм дополнял идеологическим террором. Верность идеалам «крестового похода против коммунизма» рассматривалась режимом как основополагающий принцип внутренней и внешней политики страны. В основе франкизма как идеологической доктрины, навязанной режимом испанскому обществу, лежали антидемократизм, авторитаризм, антикоммунизм, антисемитизм, клерикализм, фашиствующий национализм, патерналистская элитарность, государственный централизм. Прослеживались в нем традиционалистские1, монархические и религиозные концепции, развиваемые на протяжении XIX-XX вв. такими идеологами реакции и консерватизма, как М. Менендес Пелайо, Р. де Маэсту, Х.А. Примо де Ривера, А. Эррера, Х.М. Хиль Роблес и др. Франкизм аккумулировал все эти идеи и взял на вооружение испанский традиционализм, идеализацию «самобытности» Испании, тему «единой и неделимой» Испании, экзальтированное провозглашение единения испанцев перед лицом классовой борьбы, фетишизацию армии как гаранта стабильности режима.
Франкизм был пронизан идеями каудильизма — реакционного идейно-политического течения, оправдывавшего установление тоталитарного государственного правления во главе с признанным общенациональным лидером, наделенным политической и военной властью. Каудильизм еще в конце XIX — начале XX в. подпитывался политической и социально-экономической нестабильностью, порожденной деградацией монархического режима, олигархическими методами правления в стране и попытками армейской верхушки активно вмешиваться в политические процессы. Диктатура генерала М. Примо де Риверы и создание фашистской партии (1933) во многом отвечали идеологическим постулатам каудильизма. После прихода к власти Ф. Франко каудильизм в Испании фактически узаконили, а самого диктатора официальная пропаганда в период с 1939 по 1975 г. преподносила как «спасителя нации и государства». В течение этого времени совмещавший посты главнокомандующего Вооруженными силами, главы государства и правительства Ф. Франко официально именовался «божьей милостью каудильо Испании, ответственный перед Богом и историей». Таким образом, франкизм противопоставил себя идеям просвещения, демократии, либерализма, коммунизма, социал-демократии и масонства.
Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило под угрозу существование в Испании диктаторского режима и франкистской идеологии. Ф. Франко предпринял энергичные меры с целью адаптации страны к новой международной обстановке. В июле 1945 г. он сформировал новое правительство, в котором ведущую роль стали играть представители клерикальных кругов (М. Артахо, Х.М. Фернандес Ладреда, X. Руис Хименес). Из официальной пропаганды были «изъяты» наиболее одиозные постулаты фашистского толка. В политическую систему были «внесены» демократические элементы (в большей степени для видимости и особенно для успокоения общественного мнения в демократических странах). В частности, в 1945 г. был обнародован документ под названием «Фуэро испанцев», в котором декларировались права испанского народа, но механизм правовых гарантий или реализации этих прав в «Фуэро», естественно, отсутствовал. Тогда же «каудильо Испании» подписал закон о национальном референдуме, согласно которому глава государства обладал правом выносить на общенациональный референдум законопроекты, предлагаемые Кортесами.
В 1947 г. в соответствии с законом о наследовании главы государства Испания формально была провозглашена монархией, но установление королевской власти должно было произойти после смерти Ф. Франко, который был объявлен пожизненным правителем. Закон предусматривал создание Королевского совета из представителей генералитета, высшего духовенства и чиновничества. По представлению этого органа и правительства, в случае смерти Ф. Франко или его ухода в отставку, Кортесы должны были избрать короля (из династии испанских Бурбонов) или регента.
В 50-е—60-е годы авторитарный режим сумел расширить свою социальную базу. К традиционным сторонникам франкизма — земельной аристократии, промышленной олигархии, высшим армейским, чиновничьим и клерикальным кругам — присоединилась «новая» буржуазия, сумевшая обогатиться за счет правительственных субсидий, государственных заказов и элементарных спекулятивных сделок. Новые возможности для роста личного благосостояния открывала для себя средняя городская и сельская буржуазия.
Экономический бум 60-х и первой половины 70-х годов в стране укрепил позиции «новой» испанской буржуазии, но одновременно усилил ее недовольство экономической политикой режима. Предприимчивая часть испанской буржуазии жаждала реформ. В этих условиях конфликт между государственным авторитаризмом и динамичной рыночной экономикой принял острые формы. Франкизм пытался выйти из создавшейся ситуации путем либеральных новаций в социальной области и включения в систему государственного управления технократов из религиозно-политической организации «Опус деи» («Божье дело»)2.
Произведенные в 1957 г. перестановки в кабинете министров свидетельствовали о том, что Ф. Франко сделал ставку на технократическую олигархию, ядром которой являлись представители «Опус деи» во главе с Л. Лопесом Родо. Правительство технократов пользовалось поддержкой ближайшего сподвижника Ф. Франко адмирала Л. Карреро Бланко, игравшего все более заметную роль в политической жизни страны. Новый кабинет взял курс на модернизацию страны при сохранении принципов, на которых базировался правящий режим.
Кроме реформирования экономики, обновленческая деятельность технократических правительств в период с 1957 по 1965 г. проявилась и в других направлениях: определенной модернизации самого режима, повышении эффективности центрального госаппарата и административных структур провинциального и муниципального уровней. В 1967 г. Ф. Франко «под давлением» Л. Карреро Бланко и министров-технократов согласился с принятием Органического закона о государстве. В соответствии с законом было произведено разделение постов главы государства и главы правительства, проведена частичная реформа Кортесов, определены возможности для создания политических ассоциаций, правда, при условии, что они разделяют основные принципы национального движения, т.е. франкизма. С 22 июля 1969 г., по предложению Ф. Франко, в случае его кончины преемником главы государства объявлялся принц Хуан Карлос Бурбон (нынешний король Испании Хуан Карлос I3), который на следующий день принес присягу на верность Ф. Франко и отечеству.
В 1969 г. был сформирован новый кабинет министров, ключевой фигурой которого стал адмирал Л. Карреро Бланко. Несмотря на успехи в экономической сфере, в целом правительство Л. Карреро Бланко придерживалось консервативного курса, что проявилось в ограничении политических преобразований. Реформаторские силы в новом кабинете получили название апертуристы.
В 1973 г. Ф. Франко по причине ухудшения здоровья был вынужден временно (на период лечения) передать управление страной адмиралу Л. Карреро Бланко. Адмирал произвел перестановки в кабинете министров, включив в него представителей различных политических секторов из числа франкистов. Однако этот состав правительства не приступил к работе. 20 декабря 1973 г. в Мадриде Л. Карреро Бланко был убит боевиками баскской подпольной организации ЭТА.
После гибели Л. Карреро Бланко каудильо назначил председателем правительства К. Ариаса Наварро4. В состав нового кабинета вошли представители тех секторов, которые составляли опору режима, за исключением технократов из «Опус деи». На первом этапе своей деятельности К. Ариас Наварро разработал и представил на рассмотрение Кортесов план реформ, нацеленных на демократизацию процедуры избрания глав местных администраций, упрощение бюрократических препятствий при создании политических ассоциаций, расширение полномочий официальных профсоюзов, разграничение полномочий между государством и церковью и ряд других. Большей частью планы К. Ариаса Наварро остались на бумаге.
Политический курс, который проводил К. Ариас Наварро, консервативный по сути, вызвал критику со стороны реформаторских кругов франкизма. В знак несогласия с К. Ариасом Наварро в отставку подали два министра правительства: министр информации и туризма Пио Кабанильяс и министр финансов Баррера де Иримо. Даже в среде убежденных франкистов все громче раздавались голоса, требовавшие конкретных мер по реформированию страны. Идеологический и политический кризис, переживаемый режимом, обострился в результате болезни и смерти каудильо 20 ноября 1975 г.
Следует отметить, что политический режим, созданный Ф. Франко после падения Второй республики, и система власти периода 1975-1978 гг. при внешней схожести политических институтов и властных атрибутов существенно отличались друг от друга. На первом этапе существования режима в его структурах, методах правления и официальной пропаганде явно прослеживалось влияние германского нацизма и итальянского фашизма. После разгрома фашизма в ходе Второй мировой войны Ф. Франко и его окружение начали быстро приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям. Этот процесс «приспособленчества» продолжался и в 50-е-60-е годы. Поэтому чрезвычайно затруднительно дать краткую и исчерпывающую дефиницию франкистского режима в целом. Если с 1939 г. по 1945 г. по форме и методам правления Испания представляла собой военно-тоталитарную диктатуру фашистского толка, то в дальнейшем, вплоть до 1957 г., в «рецептуре» власти преобладал авторитаризм, идеологически подпитываемый постулатами франкизма и католицизма. С 1957 г. франкистский авторитаризм постепенно смыкался с олигархической технократией. Позднее идеологи франкизма характеризовали эти изменения как «самобытный» путь Испании, которая стремилась к устойчивому социально-экономическому развитию и в тоже время ревностно охраняла национальные традиции и, разумеется, религию. Тем не менее на протяжении 36 лет вся полнота политической власти находилась в руках одного Ф. Франко.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...