Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Печатается по решению экспертного совета ГБОУ Республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»

Печатается по решению экспертного совета ГБОУ Республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»

КЕЙС по психолого-педагогическому сопровождению детей. – Кызыл: ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал». – 2016.

Составители:

Полякова В.В. директор ГБОУ РЦПСМСС «Сайзырал», педагог-психолог высшей квалификационной категории;

Шактар-оол Б.В. педагог-психолог ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал».

Рекомендации посвящены проблеме, которая в настоящее время является чрезвычайно актуальной не только в Республике Тыва, но и во всей России. Даны рекомендации по раннему выявлению суицидальных наклонностей, по оказанию квалифицированной помощи и профилактике самоубийств в детских оздоровительных лагерях.

 

Стилистика, орфография и пунктуация

оставлены в авторском варианте

 

 

Содержание

Введение

1. Особенности суицидентов подросткового возраста

1.1. Возрастно-психологические особенности суицидального поведения подростков

1.2. Индивидуальные особенности подростков

1.3. Индикаторы суицидального риска

1.4. Факторы, повышающие риск развития депрессии

1.5. Алгоритм оперативного межведомственного взаимодействия в области организации профессиональной помощи детям с угрозой для жизни и здоровья

1.6. Алгоритм межведомственного взаимодействия при совершении суицида (рекомендации Минздрава Республики Тыва)

2. Психолого-педагогическая помощь

2.1. Консультирование, беседа

- Принципы проведения беседы

- Активное слушание

- Пятишаговая модель интервью

- Типичные ошибки диалога

2.2. Выявление суицидальных намерений

- Оценка эмоционального состояния (Э.Т.Дорофеева)

- Несуществующее животное (М.З. Дукаревич)

- Опросник депрессии (Э.Бек)

- Цветовой тест (М. Люшер)

- Методика «Социометрия» (Дж.Морено)

- Анкета «Уровень психологической комфортности»

2.3. Реабилитация суицидентов

- Техники, применяемые в работе с суицидентами

- Алгоритм для непрофессиональных действий в работе с ребенком – суицидентом

- Алгоритм для непрофессиональных действий в работе с ребенком – суицидентом (на тувинском языке)

- Алгоритм действий педагога в случае угрозы/попытки суицидом

- Памятки для детей, воспитателей и родителей

3. Карта психолого-педагогического сопровождения учащегося (учащейся)

4. Форма отчета о проделанной работе

Глоссарий

Заключение

Литература

 

Введение

Суицид - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. В литературе проблема суицида нашла свое отражение еще во времена Древнего Египта, именно к этому периоду относят исследователи поэтическое произведение «Спор разочарованного со своей душой».

Актуальность поднятой проблемы подчеркивается также и тем, что ситуации, которые толкают человека на самоубийство, имеют чрезвычайно широкий диапазон -- от обыденных и банальных до глубоко трагичных. Покушению на свою жизнь также могут предшествовать события разной степени серьезности.

Суицид как проявление кризиса

Еще с древности отношение к смерти и суициду носило двойственный характер: до первых цивилизаций Египта, Греции и Рима самоубийство, по-видимому, не поощрялось, затем отношение к нему стало более толерантным. Много позже зашел спор о том, является ли такой способ ухода из жизни чем-то нормальным или патологическим. Первые психологические концепции, берущие начало в научных трудах первой половины XIX века, рассматривали самоубийство как продукт болезненно измененной психики, квалифицируя суицидальные проявления как симптом психического заболевания.

Большинство советских авторов при объяснении механизмов, лежащих в основе суицидального поведения, исходили из классических представлений И. П. Павлова о суициде как следствии кратковременного или длительного торможения рефлекса цели. По И. П. Павлову, рефлекс цели - это «стремление к обладанию раздражающим предметом, понимая и обладание, и предмет в широком смысле слова» (цит.: Клиническая психиатрия, 1989). Сила этого рефлекса представляет собой относительно стабильную величину, проявляющуюся независимо от смысла и ценности цели. Однако находясь под постоянным влиянием внешних условий, рефлекс цели подвергается широким изменениям: от усиления до почти полного исчезновения. В последнем случае и возникает суицид, так как с угасанием рефлекса цели исчезает и ценность жизни.

Первым исследователем суицида и основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюргейм. В фундаментальном исследовании «Самоубийство» (1897) он утверждал, что его следует объяснять, учитывая внешние обстоятельства, особенности общества.

В соответствии с его взглядами существует 3 основных вида суицидов.

1. Эгоистическая аутоагрессия – саморазрушение возникает из-за того, что человек чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи и друзей.

2. Анатомическая аутоагрессия является следствием неудач в приспособлении человека к социальным изменениям, приводящим к нарушению взаимной связи личности и группы. Такие самоубийства резко учащаются в периоды общественно-экономических кризисов, но сохраняются и в эпохи социального процветания, когда у быстро достигающих больших материальных благ людей возникает необходимость адаптации к новым условиям жизни.

3. Альтруистическая аутоагрессия – это суицид, который совершается человеком, если авторитет общества или группы подавляет его собственную эгоидентичность и он жертвует собой во благо общества, ради какой-либо социальной, религиозной или философской идеи.

 

Индикаторы суицидального риска

Модель суицидальной превенции

«Уровни профилактики суицида в образовательной среде»

 

I уровень – общая профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности в школе.

Мероприятия. Создание общих программ психического здоровья, здоровой среды в лагере, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

Дети, чувствующие, что воспитатели к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи педагога:

· Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

· Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

· Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.

· Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

· Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

II уровень– первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Диагностика суицидального поведения

Задачи педагога:

Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

Работа с ребенком, испытывающим кризисное состояние.

Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблеморазрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога:

Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

Работа с ребенком, испытывающим кризисное состояние.

Коллективно-творческие дела, круглые столы, стендовая информация

Задачи педагога:

· Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук и использование информации в работе с педагогами и родителями.

· Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи, оказавшемуся в беде другу или знакомому.

Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Задачи педагога:

Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

IIIуровень -вторичная профилактика

Цель-Предотвращение самоубийства

Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

1.Оценка риска самоубийства

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагога-психолога:

· Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

· Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.

2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая больница, центр психического здоровья), запрос помощи. Оповещение родителей.

3.Разбор случая с персоналом учреждения (лагеря), который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

Задачи педагога-психолога.

• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Мероприятия

1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи педагога-психолога Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).

2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

Задачи педагога-психолога

Предложенная модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» требует дальнейшей доработки на уровни конкретного учреждения (лагеря).

Психологическое консультирование

Алгоритм профессиональных действий в работе с ребенком- суицидентом

1 стадия - помощь в овладении ситуацией.

1.Установление отношений.

2. Структура ситуации.

3. Включение в контекст жизненного пути.

4. Преодоление исключительности.

5. Снятие остроты.

6. Антисуицидальный контракт.

7. Формулировка ситуации.

8. Планирование действий.

9. Завершение беседы.

10. Последующие беседы.

2 стадия - коррекция суицидальных установок

1. Установление отношений

2. Принятие ситуации

3. Эмпатийное слушание

4. Открытые вопросы

5. Структурирование ситуации

6. Вентиляция чувств

7. Восстановление последовательности событий

Беседа

Задача: снять тревогу, напряжение.

У ребенка туннельное видение. Вопросы психолога помогают справиться. Необходимо формировать банк данных позитивных ситуаций для решения трудных вопросов.

2. Вербализации чувств

Восстанавливаем чувства ребенка и последовательность событий о том, что было и что происходит. На каком этапе находится ребенок сейчас?

Вопросы: Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что случилось? Что было тогда? Если бы я попросил тебя не причинять себе боль, ты смог бы это сделать? Одновременно, провести диагностику и установить хронологический порядок событий, это дает возможность выхода из сложной ситуации.

3. Включение в контекст жизненного пути

Психолог обращает внимание клиента на взаимосвязь реального состояния и последовательности предшествующих событий. Психолог готовит почву, но не навязывает.

Вопросы:

Есть ли трудности, которые ты испытывал в прошлом? Что помогало тебе справиться с трудностями в прошлом?

От кого тебе удобно получить помощь?

Знают ли твои родители об э этих трудностях? (близкие родственники, друзья). Методики на суицидальность:

· Линия жизни

· Моя вселенная

· Я-реальное, Я-идеальное

Эти вопросы, дают возможность опыт нахождения с этой ситуацией, с трудной ситуацией в жизни. Это помогает ребенку найти решение конфликтных ситуаций сейчас. Направляют ребенку, что трудности были, и ты их преодолел! Теперь есть трудность. Что поможет тебе, чтобы ты справился с ними (трудностями) в дальнейшем?

Опыт успешности забывается ребенком, а наши вопросы активизируют творческую часть личности, пополняют базу данных его успехов, создают связку с прошлым опытом успешности, силы, возможности опираясь на который происходит активизация позитивных его стратегий. Механизм вербализации чувств, желаний, эмоций. Позитивные решения оживают и помогают справиться с трудной ситуацией. Расширяем видение ребенка, его сознание. У ребенка формируется установка: «Я смогу справиться. И меня еще поддерживает специалист, включают взрослых значимых, которые тоже являются ресурсами».

4. Преодоление исключительности сложности. Ребенок должен понять: «Ему не будет трудно постоянно, это сейчас на этом этапе, на этом отрезке времени. Трудности сменяются выходами из ситуации. У многих людей так происходит. Сначала, кажется, что невозможно справиться с переживаниями, потом решения находятся. Поэтому с болезненными переживаниями надо справиться. Это требует времени и терпения. Эта работа для того, чтобы у ребенка не возникло чувство обесценивания его переживаний.

Можно применить метафоры, сказки: «Ты не один такой». Рассказать сказку, и показать, что герой справился.

Выбрать прием для конкретного ребенка. Например, аналогичный случай …

Выразить себя через образ, игру и т.д.

5. Снятие остроты ситуации

Выяснить, от чего ребенок хочет уйти, от какой ситуации он хочет избавиться? Знаем, что ребенка что-то спровоцировало, исследуем причину данного проявления ребенка.

6. Антисуицидальный контракт.

Сначала проходим все шаги. Потом заключаем контракт о не суициде.

Планирование конкретных действий ребенка. Первый день выйти во двор, посидеть, шаг навстречу. Часто это депрессивное состояние, он ослаблен, бессилен. Постепенно вводить в социум, расширяя структуру деятельности. Ребенок должен дать обязательство, что он ничего не совершит

Выпускать его от себя не надо, надо, чтобы он поставил подпись свою, Надо в контракте план прописать: Погулял 5, мин, на завтра 7 мин. – это депрессивные расстройства. Чтобы избавиться - надо пролечить ребенка, чтобы вылечиться, надо приложить терпение.

Определить специалиста, который разделит меру ответственности, и выдать телефоны. Ребенок должен почувствовать, что он не один. Этот контракт подписывается в кризисный период нужен . План конкретных дел, чтобы отвлечь ребенка и удержать его в жизни.

Обсудить с ребенком возможные альтернативные пути решения.

7. Формулировка ситуации помогает реалистически принять происходящее. Психолог сам формулирует для ребенка ситуацию того, что происходит. У клиента уменьшается состояние беспомощности и одиночества. Какая бы сложная ситуация не была психолог ее понимает и у ребенка беспомощность уменьшается. Проговаривая проблему, ребенок осознает границы проблемы и осознает ее, бесконтрольный хаос приводит к суициду. Значит, надо переформулировать ситуацию ребенка, чтобы он услышал ситуацию со стороны. И эта ситуация не настолько страшна и найти выход тоже можно.

8. Планирование действий. В первой беседе ребенок не всегда способен планировать и разрешать сам. Детально обговорить действия ребенка. Фиксировать внимание ребенка и структурировать время. Это расширенный контракт. Поступки и действия.

9. Завершение беседы. Напомнить, что через 10-15 мин. закончим беседу … Напомнить о контакте, чтобы суицидальные реакции предупредить, важно акцентировать внимание на том, что он не одинок. Повторить формулировку ситуации. Спланировать действия ребенка между беседами. Наметить время следующей встречи.

 

Консультирование, беседа

Психологическое консультирование - непосредственная работа с клиентом, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог создает условия для открытия своих возможностей в решении его психологических задач.

Принципы проведения беседы

1. «Я рядом»;

2. «Встань на одну волну»;

3. «Я и Ты - мы вместе: равноправие»;

4. «Анонимность»;

5. «Конфиденциальность»;

6. «Не давать советы»;

7. «Не подвергать сомнению слова и чувства клиента»;

8. «Вера в человека и его силу»;

9. «Самоопределение клиента»;

10. «Беречь самолюбие клиента – такт»;

11. «Говорить о чувствах клиента»;

12. «Говорить о своих мыслях и чувствах»;

13. «Поощрять эмоции клиента, в том числе и негативные»;

14. «Подтверждать справедливость высказываний (если есть запрос)»;

15. «Ремонтировать только то, что сломано»;

16. «Никто никому ничего не должен»;

17. «Личность и личная жизнь консультанта – табу»;

18. «Не обсуждать проблемы третьих лиц»;

19. Вместо «почему» использовать «зачем»;

20. «Постоянный режим доверия, понимания и принятия»;

21. «Смириться с собственным совершенством: нет перфекционизму»;

22. «Всем помочь нельзя»;

23. «Признать собственный страх: это естественно»;

24. «Главное - быть рядом и слушать его»;

25. «Помнить, что проблемы клиента - что его проблемы»;

26. «Смотреть на свое место в ситуации (в разговоре)»;

27. «Быть гибким, рефлексирующим»;

28. «Фиксируй свою агрессию, возмущение, недоумение»;

29. «Не терапировать»;

30. «Уважать себя».

Активное слушание

Активное слушание - это:

· поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение

без оценочных суждений);

· слушание без оценки идей и поступков;

· обобщение и возвращение этого клиенту, добиваясь ясности.

Консультант сосредоточивается на вопросах:

«Что говорящий сказал?»

«Что он чувствует по этому поводу?»

«Насколько эти чувства соответствуют сказанному?»

«Что хочет говорящий, в чем нуждается?»

В результате активного слушания клиент получает:

а) повышение самооценки;

б) возрастает эмоциональная зрелость;

в) расширяется доступ к индивидуальному опыту;

г) возрастает настойчивость в достижении личных целей;

д) снижается доля неконструктивных психологических защит;

е) уменьшается авторитарность;

ж) повышается готовность услышать других;

з) общее повышение социальной чувствительности.

При реализации активного слушания необходима соответствующая мотивация консультанта. Без стремления понять конкретного человека здесь и сейчас, невозможно успешное применение приемов активного слушания.

Поэтому консультант должен:

· хотеть понять клиента,

· создавать вокруг себя атмосферу понимания;

· запрашивать информацию и проверять услышанное, чтобы дать знать клиенту, что его понимают.

Пятишаговая модель интервью

Определение стадии Функции и цели стадии Культурные и индивидуальные проблемы
1. Структурирование. Взаимопонимание. «Привет!» Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определённая структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также даёт клиенту информацию о возможностях консультирующего. С некоторыми личностями или с некоторыми социально-культурными слоями процесс достижения взаимопонимания может стать довольно длительным. Методы раппорта варьируются в зависимости от индивидуальных или культурных особенностей.
2. Сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. «В чём проблема» Определить, зачем клиент пришёл на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаст направление беседе. Необходимо чётко уяснить позитивные возможности клиента. Не все клиенты воспринимают тщательное вычленение проблемы, типичное для психологов, ориентированных на средний класс. Однако, после того, как цели клиента чётко поняты, следует вернуться к определению проблемы.
3 .Желаемый результат. К чему хочет прийти клиент. «Чего вы хотите добиться?» Определить идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдёт, когда проблемы будут решены9 (Это информирует психолога о том. что именно хочет клиент.) Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели. Если проблема ясна и конкретна, рекомендации могут быть даны немедленно. Некоторые социально-культурные группы или отдельные индивиды «предпочитают начинать прямо отсюда.
4.Выработка альтернативных решений. «Что ещё мы можем сделать по этому поводу?»   Поработать с равными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной.   Очень важно учитывать индивидуальные и культурные различия при выработке вариантов решений. То, что является «правильным» решением о вашей точке зрения, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. С некоторыми группами предпочтителен директивный стиль рекомендаций.  
5.Обобщение. Переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?» Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить своё поведение, оставаясь на своих прежних позициях. Степень обобщения сильно зависит от того, насколько полно вы учитывали индивидуальные и культурные различия на разных стадиях интервью.

Типичные ошибки диалога

Консультант время от времени может совершать те или иные ошибки активного слушания.

1. Чрезмерно быстрое определение проблемы.

Возникает у консультантов, которые слишком уверенны в себе и переносят эту уверенность на знания о чувствах и проблемах клиента. Не следует предвосхищать то, что скажет позвонивший. В начальной стадии диалога клиент должен идти на полшага впереди консультанта, и лишь затем следует поменяться местами.

2. Беседа о проблеме, а не с человеком.

Клиенту нужно дать время не только для изложения чувств или описания ситуации, но и для того, чтобы он почувствовал себя личностью. Истинное диалогическое общение возможно только между уникальными личностями.

3. Неприятие ценностей клиента.

На этом этапе пути возможно возникновение довольно серьезных осложнений из-за того, что ценности клиента могут не соответствовать принципам консультанта, в этом случае легко впасть в осуждение и обвинение. Принятие ценностей абонента «здесь-и-теперь» не означает их безоговорочного одобрения. Такой стиль общения, может быть, приемлем для агрессивных или страдающих наркотической зависимостью.

4. Обсуждение ложной проблемы.

Важно помнить, что проблемы клиента могут состоять не в описываемой ситуации, а в эмоциональном его состоянии.

5. Взгляд сверху.

Следует остерегаться смотреть свысока на чувства или проблемы клиента, не говоря уже о его личности. В случае повторных или манипулятивных обращений иногда возникает соблазн

саркастического отношения, но такое отношение - это всегда взгляд сверху.

2. Чрезмерное отождествление.

Если ситуация клиента оказывается близкой консультанту или не до конца пережитой им,

тогда эмпатическое выслушивание совершает крен в сторону чрезмерного отождествления.

7. Обвинение и экспертиза.

Эти роли неприемлемы для консультанта, т.к. ведут диалог к распаду. Использование открытых вопросов, применение предположений и «подразумеваний», осторожное использование наречий предотвращают обвиняющие тенденции. Чрезмерная уверенность в себе и в своих знаниях влечет за собой принятие работы.

Опросник депрессии Э. Бека

Опросник депрессии Э. Бека предназначен для оценки наличия депрессивных симптомов у обследуемых на текущий период. Опросник основан на клинических наблюдениях и описаниях симптомов, которые часто встречаются у депрессивных психиатрических пациентов в отличие от не депрессивных психиатрических пациентов в отличие от не депрессивных психиатрических пациентов. Систематизация этих наблюдений позволила выделить 21 утверждение, каждое из которых представляет собой отдельный тип психопатологической симптоматики и включает следующие пункты: 1) печаль; 2) пессимизм; 3) ощущение невезучести; 4) неудовлетворенность собой; 5) чувство вины; 6) ощущение наказания; 7) самоотрицание; 8) самообвинение; 9) наличие суицидальных мыслей; 10) плаксивость; 11) раздражительность; 12) чувство социальной отчужденности; 13) нерешительность; 14) дисморфофобия; 15) трудности в работе; 16) бессонница; 17) утомляемость; 18) потеря аппетита; 19) потеря в весе; 20) озабоченность состоянием здоровья; 21) потеря сексуального влечения. Выделенные шкалы дают возможность выявить степень выраженности депрессивной симптома­тики, так как каждая из них представляет собой группу вопросов, со­стоящую из четырех утверждений, соответственно оцениваемых в бал­лах от 0 до 3. Максимально возможная сумма - 63 балла. В настоящее время опросник депрессивности Бека широко применяется в клинико-психологических исследованиях и в психиатрической практике для оценки интенсивности депрессии. Когда суммарный балл по шкале меньше 9, это рассматривается как отсутствие депрессивных симпто­мов; сумма баллов от 10 до 18 характеризуется как «умеренно выра­женная депрессия», от 19 до 29 баллов — «критический уровень» и от 30 до 63 баллов — «явно выраженная депрессивная симптоматика». Как показали многочисленные исследования, проведенные на участниках военных дей­ствий во Вьетнаме и Корее, уровень депрессивности по шкале Бека у ветеранов с ПТСР был значимо выше, чем ее значения у здоровых испытуемых, вошедших в контрольную группу.

Когнитивно-аффективная субшкала и субшкала соматизации опросника депрессивности Бека.

Первые 13 пунктов состав­ляют когнитивно-аффективную субшкалу, которая предназначена для оценки выраженности депрессии у тех клиентов, вегетативные и сома­тические симптомы которых могут послужить причиной для завышен­ной оценки депрессии. Последние 8 пунктов составляют субшкалу, слу­жащую для оценки соматических проявлений депрессии. Показано, что опросник в высшей степени эффективен для определения депрессии у геро­иновых наркоманов.

Ф. И.О._______________________________________________________________

Дата «__»________200_г.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Выберите одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего описывает ваше со­стояние за прошедшую неделю, включая сегодняшний день. Обведите кружком номер утверждения, которое вы выбрали. Если в группе не­сколько утверждений в равной мере хорошо описывают ваше состоя­ние, обведите каждое из них. Прежде чем сделать свой выбор, внима­тельно прочтите все утверждения в каждой группе.

1.

0- Я не чувствую себя несчастным.

1- Я чувствую себя несчастным.

2- Я все время несчастен и не могу освободиться от этого чувства.

3-Я настолько несчастен и опечален, что не могу этого вынести.

2.

0 - Думая о будущем, я не чувствую себя особенно разочарованным.

1- Думая о будущем, я чувствую себя разочарованным.

2- Я чувствую, что мне нечего ждать в будущем.

3-Я чувствую, что будущее безнадежно и ничто не изменится к лучшему.

3.

0 - Я не чувствую себя неудачником.

1- Я чувствую, что у меня было больше неудач, чем у большин­ства других людей.

2 - Когда я оглядываюсь на прожитую жизнь, все, что я вижу, это череда неудач.

3- Я чувствую себя полным неудачником.

4.

0 - Я получаю столько же удовольствия от жизни, как и раньше.

1 - Я не получаю столько же удовольствия от жизни, как раньше.

2 - Я не получаю настоящего удовлетворения от чего бы то ни было.

3 - Я всем не удовлетворен, и мне все надоело.

5.

0 - Я не чувствую себя особенно виноватым.

1 - Довольно часто я чувствую себя виноватым.

2 - Почти всегда я чувствую себя виноватым.

3 - Я чувствую себя виноватым все время.

6.

0 –Я не чувствую, что меня за что-то наказывают

1 -Я чувствую, что могу быть наказан за что-то.

2 - Я ожидаю, что меня накажут.

3 - Я чувствую, что меня наказывают за что-то.

7.

0 -Я не испытываю разочарования в себе.

1 - Я разочарован в себе.

2 - Я внушаю себе отвращение.

3 - Я ненавижу себя.

8.

0 - У меня нет чувства, что я в чем-то хуже других.

1 - Я самокритичен и признаю свои слабости и ошибки.

2 - Я все время виню себя за свои ошибки.

3 - Я виню себя за все плохое, что происходит.

9.

0 - У меня нет мыслей о том, чтобы покончить с собой.

1 - У меня есть мысли о том, чтобы покончить с собой, но я этого не сделаю.

2 - Я хотел бы покончить жизнь самоубийством.

3 - Я бы покончил с собой, если бы представился удобный случай.

10.

0 - Я плачу не больше, чем обычно.

1 -Сейчас я плачу больше обычного.

2 - Я теперь все время плачу.

3 - Раньше я еще мог плакать, но теперь не смогу, даже если захочу.

11.

0 - Сейчас я не более раздражен, чем обычно.

1-Я раздражаюсь легче, чем раньше, даже по пустякам.

2 - Сейчас я все время раздражен.

3 - Меня уже ничто не раздражает, потому что все стало безразлично.

12.

0 - Я не потерял интереса к другим людям.

1 - У меня меньше интереса к другим людям, чем раньше.

2 - Я почти утратил интерес к другим людям.

3 - Я потерял всякий интерес к другим людям.

13.

0 - Я способен принимать решения так же, как всегда.

1 - Я откладываю принятие решений чаще, чем обычно.

2 - Я испытываю больше трудностей в принятии решений, чем прежде.

3 - Я больше не могу принимать каких-либо решений.

14.

0 - Я не чувствую, что я выгляжу хуже, чем обычно.

1 - Я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим или непривле­кательным.

2 - Я чувствую, что изменения, происшедшие в моей внешнос­ти, сделали меня непривлекательным.

3 - Я уверен, что выгляжу безобразным.

15.

0 - Я могу работать так же, как раньше.

1 - Мне надо приложить дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать.

2 - Я с большим трудом заставляю себя что-либо делать.
3 - Я вообще не могу работать.

16.

0 - Я могу спать так же хорошо, как и обычно.

1 - Я сплю не так хорошо, как всегда.

2 - Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, чем обычно и с трудом могу заснуть снова.

3 - Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и не могу снова заснуть.

17.

0 - Я устаю не больше обычного.

1 - Я устаю легче обычного.

2 - Я устаю почти от всего того, что я делаю.

3 - Я слишком устал, чтобы делать что бы то ни было.

18.

0 - Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1 - У меня не такой хороший аппетит, как был раньше.

2 - Сейчас мой аппетит стал намного хуже.

3 - Я вообще потерял аппетит.

19.

0 - Если в последнее время я и потерял в весе, то очень немного.

1 - Я потерял в весе более 2 кг.

2 - Я потерял в весе более 4 кг.

3 - Я потерял в весе более 6 кг.

Я специально пытался не есть, чтобы потерять в весе (обведите кружком):

Да Нет

20.

0 - Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

1 - Меня беспокоят такие проблемы, как различные боли, расстройства желудка, запоры.

2 - Я настолько обеспокоен своим здоровьем, что мне даже трудно думать о чем-нибудь другом.

3 - Я до такой степени обеспокоен своим здоровьем, что вообще ни о чем другом не могу думать.

21.

0 - Я не замечал каких-либо изменений в моих сексуальных интересах.

1 - Я меньше, чем обычно интересуюсь сексом.

2 - Сейчас я намного меньше интересуюсь сексом.
3 - Я совершенно утратил интерес к сексу.

 

Цветовой тест М. Люшера

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...