Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Западной Европы в XI - XIV вв.

Культура Западной Европы В Развитое И Позднее Средневековье

Культура Западной Европы в Развитое и Позднее Средневековье

В 10 веке начались всякие междоусобицы, войны, политические упадки государства. Это привело к упадку той культуры, которая была создана во время Каролингского Возрождения. В 11 веке – начало 12 средневековая культура обретет свои классические формы.

Теология стала высшей формой идеологии, она охватила все слои феодального общества. И уже ни один человек не мог отрицать присутствие Бога. Также 11 век-это век рождения схоластики (от лат. ШКОЛА), широкого интеллектуального движения. Её философия заключалась в трех основных направлениях: реализм, номинализм, концептуализм.

12 век. Его называют веком средневекового гуманизма. Происходит рост интереса к античному наследию, возникает светская литература, зарождается особая индивидуальная культура поднимающихся городов. То есть происходит процесс поиска человеческой личности. Что касается греко-римского наследия, на латынь в то время начали переводиться сочинения Аристотеля, Евклида, Гиппократа, Галена. Учение Аристотеля завоевало моментально научный авторитет в Италии, Англии, Франции, Испании. Но против него начали выступать парижские теологи, но в 13 веке церковь стала бессильной, и её нужно было ассимилировать аристотелевское движение. Выполнение этой задачи стал разрабатывать Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский (1125-1274). Он пытался объединить католическую теологию и аристотелизм. Учение Фомы церковь встретила настороженно, некоторые его положения были осуждены. Но с конца 13 века томизм становится официальным принципом католической церкви.

Что касается школ, в 11 веке система образования совершенствуется. Школы подразделяются на монастырские, кафедральные, приходские. Обучение в школах велось на латинском языке, а в 14 веке обучение стало вестись на родных языках.

В 12-13 вв. Западная Европа переживает культурный и экономический подъем. Развитие городов, знакомство с культурой Востока, расширение кругозора. А кафедральные школы в крупнейших городах постепенно стали превращаться в университеты. В конце 12в. первый универ создается в Болонье. К 15 веку в Европе насчитывалось около 60 универов. Университет обладал юридической, административной и финансовой автономией. Подразделялся на факультеты. Крупнейшим университетом был Парижский. Но и студенты стремились в Испанию и в Италию за образованием.

С развитием школ и университетов вводится большой спрос на книгу. В раннем средневековье книга считалась роскошью. А с 12 века она становится более дешевой. В 14 веке начинает широко применяться бумага. Также в 12-14 веках появляются библиотеки.

В 12 веке наметился прогресс в области естественных наук. Роджер Бэкон, который достиг значительных результатов в области физики, оптики, химии. Также его продолжатели Уильям Оккам, Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский, которые внесли вклад в развитие физики, механики, астрономии. Также этот период славится алхимиками, которые все были заняты поисками философского камня. Значительно обогатились знания в области географии. Братья Вивальди, Марко Поло, который описал свое путешествие в Китай и Азию в «Книге», которая разошлась по всей Европе на нескольких языках.

Одной из самых ярких сторон культурной жизни Средневековья была рыцарская культура, достигшая расцвета в 11-14 вв. В конце 11 в. появляются поэты-рыцари, трубадуры. В 12 веке поэзия становится очень популярной среди европейской словесности.

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Стремление выработать новое мировоззрение становится массовым и приобретает форму идейного и культурного движения – деятельность самых разных людей. Это и есть Возрождение. В Италии оно началось в XIV в. и будет протекать 3 века. В других странах – в XVI в. Возрождение – идейное и культурное движение, которое началось в России в XIV в. в условиях перехода от феодализма к капитализму, а в XVI в. оно приобрело общеевропейский размах. Наличие Возрождения – одна из характеристик эпохи Позднего Средневековья. Потому эпоха Возрождения – тот исторический период, когда в той или иной стране развивалось культурное Возрождение. В условиях культурной эпохи Возрождения сознание европейцев оказалось под сильным влиянием нового мировоззрения. Это новое мировоззрение развивалось и складывалось в умах представителей демократичной городской интеллигенции, среди которых были и ученые, и любители и ценители искусства, но помимо сходного происхождения этих людей сближала такая черта: они были начитанными людьми, сосредоточившими свое внимание на небогословских знаниях (это были естественные науки (о природе), точные (математика), гуманитарные (филология, история)). В средние века все науки небогословского характера назывались одним понятием – гуманитарные ("человеческий"). Богословие – всё о Боге, гуманитария – всё о человеке. Представители светской интеллигенции стали называть себя гуманистами. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой -стремление к правдивому отражению реальности.

Искусство Возрождения делится на четыре этапа:

1. Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века);

2. Раннее Возрождение (XV век);

3. Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века);

4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).

Негативные факторы:

Около 1300 г. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.

 

24. Становление гуманизма в Италии.

Ранний гуманизм. Программа новой культуры.

Отдельные элементы гуманистической мысли были уже в творчестве Данте (см. гл. 21), хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках средневековых традиций. Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304—1374). Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка в 1341 г. был увенчан в Риме лавровым венком как величайший поэт Италии. Его «Книга песен» («Канцоньере») отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все богатство его души. Высокие художественные достоинства, новаторство поэзии Петрарки придали ей классический характер уже при его жизни; влияние его творчества на дальнейшее развитие литературы Возрождения было огромным. Гуманистические идеи Петрарка развивал и в латинских прозаических сочинениях — диалоге «Моя тайна», трактатах, многочисленных письмах. Он стал глашатаем новой культуры, обращенной к проблемам человека и опирающейся прежде всего на наследие древних. Ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Подъем культуры после «тысячелетнего варварства» он связывал с углубленным изучением древней поэзии и философии, с переориентацией знания на преимущественное развитие гуманитарных дисциплин, особенно этики, с духовной свободой и нравственным самосовершенствованием личности через приобщение к историческому опыту человечества. Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (досл. — человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный толчок развитию гуманитарных знаний — studia humanitatis, отсюда и утвердившийся в XIX в. термин «гуманизм». Петрарке была свойственна и некоторая двойственность, противоречивость: еще сильна была власть христианской догматики, средневековых стереотипов мышления. Утверждение светских начал в его мировоззрении, осмысление права человека на радость земной жизни — наслаждение красотой окружающего мира, любовь к женщине, стремление к славе — становились итогом длительной внутренней борьбы, особенно ярко отразившейся в диалоге «Моя тайна», где сталкивались две позиции: христиански-аскетическая и мирская, две культуры — средневековая и ренессансная.
Петрарка бросил вызов схоластике: он критиковал ее структуру, недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии, осуждал ее метод, основанный на формальной логике. Он возвеличивал филологию, науку о слове, в которой отражается суть вещей, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Программа становления новой культуры в главных чертах была намечена Петраркой. Ее разработку завершили его друзья и последователи — Боккаччо и Салюта™, творчеством которого кончается к началу XV в. этап раннего гуманизма в Италии.
Жизнь Джованни Боккаччо (1313—1375), происходившего из купеческой семьи, была связана с Флоренцией и Неаполем. Автор написанных на вольгаре поэтических и прозаических сочинений — «Фьезоланские нимфы», «Декамерон» и других, он стал подлинным новатором в создании ренессансной новеллы. Книга новелл «Декамерон» имела огромный успех у современников и была переведена на многие языки. В новеллах, где прослеживается влияние народной городской литературы, нашли художественное выражение гуманистические идеи: представления о человеке, чье достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в нравственном совершенстве и доблестных деяниях, чья чувственная природа не должна быть подавляема аскетизмом церковной морали, чей ум, сметливость, мужество — именно эти качества придают ценность личности — помогают выстоять в жизненных невзгодах. Смелая светская концепция человека, реалистическое изображение общественных нравов, высмеивание лицемерия и ханжества монашества навлекли на него гнев церкви. Боккаччо предлагали сжечь книгу, отречься от нее, но он остался верен своим принципам. Боккаччо был известен современникам и как ученый-филолог. Его «Генеалогия языческих богов» — свод античных мифов — раскрывает идейное богатство художественной мысли древних, утверждает высокое достоинство поэзии: Боккаччо поднимает ее значение до уровня теологии, видя в обеих единую истину, лишь выраженную в разных формах. Эта реабилитация языческой мудрости в противовес официальной позиции церкви была важным шагом в становлении светской культуры Возрождения.

Возвеличение античной поэзии, понимаемой широко, как и всякое художественное творчество, — характерная черта раннего гуманизма от Петрарки до Салютати.
Колюччо Салютати (1331—1406) принадлежал к рыцарскому роду, получил юридическое образование в Болонье, с 1375 г. и до конца дней занимал должность канцелера Флорентийской республики. Он стал известным гуманистом, продолжив начинания Петрарки и Боккаччо, с которыми его связывали дружеские отношения. В трактатах, многочисленных письмах, речах Салютати развивал программу ренессансной культуры, понимая ее как воплощение общечеловеческого опыта и мудрости. Он выдвигал на первый план новый комплекс гуманитарных дисциплин (studia humanitatis), включавший филологию, риторику, поэтику, историю, педагогику, этику, подчеркивал их важную роль в формировании высоконравственного и образованного человека. Он давал теоретическое обоснование значения каждой из этих дисциплин, особенно подчеркивая воспитательные функции истории и этики, отстаивал гуманистическую позицию в оценке античной философии и литературы, вступал в острую полемику по этим принципиальным вопросам со схоластами и теологами, обвинявшими его в ереси. Особое внимание Салютати уделял вопросам этики — внутреннего стержня гуманитарных знаний, в его концепции главным был тезис о том, что земная жизнь дана в удел людям и их собственная задача — построить ее согласно природным законам добра и справедливости. Отсюда и нравственная норма — не «подвиги» аскетизма, а творческая активность во имя блага всех людей.
Гражданский гуманизм.

В первой половине XV в. гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитарные дисциплины. Широкое хождение получают рукописи античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения. Происходит и идейная дифференциация гуманизма, в нем намечаются различные направления. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты — Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, а затем их младший современник Аламанно Ринуччини. Этому направлению был свойствен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливости, служения обществу и патриотизма, характерные для гражданского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действительности — в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи.
Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати, так же, как и он, канцлер Флорентийской республики. Прекрасный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля, написал ряд работ на моральные и педагогические темы, а также обширную, построенную на документах «Историю флорентийского народа», заложившую основы ренессансной историографии. Выражая настроения пополанства, Бруни отстаивал идеалы республиканизма — гражданские свободы, в том числе право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом (он решительно осуждал олигархические поползновения магнатов), справедливость как моральную норму, которой в первую очередь должны руководствоваться магистраты. Эти принципы зафиксированы в конституции Флорентийской республики, но гуманист ясно осознает разрыв между ними и реальной действительностью. Путь к их воплощению в жизнь он видит в воспитании граждан в духе патриотизма, высокой социальной активности, подчинения личной выгоды общим интересам. Эта светская этико-политическая концепция получает развитие в творчестве младшего современника Бруни — Пальмиери.
Маттео Пальмиери (1406—1475) родился в семье аптекарей, получил образование в университете Флоренции и гуманистическом кружке, многие годы занимался политической деятельностью. Как гуманист прославился обширным сочинением «О гражданской жизни», поэмой «Град жизни» (оба произведения написаны на вольгаре), историческими работами («История Флоренции» и др.), публичными речами. В духе идей гражданского гуманизма он выдвинул толкование понятия «справедливость». Считая подлинным ее носителем народ (полноправных граждан), он настаивал на том, чтобы законы соответствовали интересам большинства. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, где власть принадлежит не только верхушке, но и средним слоям общества. Главным в воспитании добродетели он полагал обязательный для всех труд, оправдывал стремление к богатству, но допускал лишь честные методы накопительства. Цель педагогики он видел в воспитании идеального гражданина — образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, верного долгу перед отечеством. В поэме «Град жизни» (она была осуждена церковью как еретическая) высказал мысль о несправедливости частной собственности, порождающей социальное неравенство и пороки.
Аламанно Ринуччини (1426—1499), выходец из знатной купеческой семьи Флоренции, многие годы отдал государственной службе, но был отстранен от нее в 1475 г. после конфликта с Лоренцо Медичи, фактическим правителем республики. В своих сочинениях («Диалог о свободе», «Речь на похоронах Маттео Пальмиери», «Исторические записки») отстаивал принципы гражданского гуманизма в условиях тирании Медичи, сводившей на нет республиканские свободы Флоренции. Политическую свободу Ринуччини возводил в ранг высшей моральной категории — без нее невозможно подлинное счастье людей, их нравственное совершенство, гражданская активность. В качестве протеста против тирании он допускал уход от политической деятельности и даже вооруженный заговор, оправдывая неудавшийся заговор Пацци против Медичи 1478 г.
Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало воздействие на политическую атмосферу Флоренции.

Лоренцо Валла и его этическая концепция.

Деятельность одного из выдающихся итальянских гуманистов XV в. Лоренцо Валлы (1407—1457) была тесно связана с университетом Павии, где он преподавал риторику, с Неаполем — многие годы он служил секретарем у короля Альфонса Арагонского, и с Римом, где он провел последний период жизни в должности секретаря папской курии. Его творческое наследие обширно и многообразно: труды по филологии, истории, философии, этике («Об истинном и ложном благе», «О наслаждении»), антицерковные сочинения («Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина» и «О монашеском обете». Продолжая гуманистическую критику схоластики за ее формально-логический метод познания, Валла противопоставил ей филологию, помогающую постичь истину, ибо слово — носитель исторического и культурного опыта человечества. Всесторонняя гуманитарная образованность помогла Валле доказать подложность так называемого «Константинова дара», в котором обосновывались притязания папства на светскую власть. Гуманист выступил с обличением римского престола в многочисленных преступлениях, совершенных за долгие столетия его господства в христианском мире. Резкой критике подверг он и институт монашества, считая христианскую аскезу противной природе человека. Все это вызвало гнев римского духовенства: в 1444 г. Валлу привлекли к суду инквизиции, но его спасло заступничество неаполитанского короля.
Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Считая их независимыми сферами духовной жизни, он ограничивал прерогативы церкви только верой. Светская культура, отражающая и направляющая мирскую жизнь, по мнению гуманиста, реабилитирует чувственную сторону человеческой природы, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Такая позиция не противоречит, по его убеждению, основам христианской веры: ведь бог присутствует в сотворенном им мире, поэтому и любовь ко всему естественному означает любовь к творцу. На основе пантеистической посылки Валла строит этическую концепцию наслаждения как высшего блага. Отталкиваясь от учения Эпикура, он осуждает аскетическую мораль, особенно крайние ее проявления (монашеское отшельничество, умерщвление плоти), обосновывает право человека на все радости земного бытия: именно для этого ему даны чувственные способности — слух, зрение, обоняние и т. д. Гуманист уравнивает «дух» и «плоть», чувственные наслаждения и наслаждения разума. Более того, он утверждает: человеку полезно все — как природное, так и созданное им самим, что дарует ему радость и блаженство, — и видит в этом знак божественного благоволения. Стараясь не отступать от основ христианства, Валла создал этическую концепцию, во многом с ним расходящуюся. Эпикурейское направление в гуманизме, которому учение Валлы придало особую силу, нашло последователей во второй половине XV в. в кружке римских гуманистов (Помпонио Лето, Каллимах и др.), создавших культ наслаждения.
Учение о человеке Леона Баттиста Альберти.

Иное направление в итальянском гуманизме XV в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472) — выдающегося мыслителя и писателя, теоретика искусства и архитектора. Выходец из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании, Леон Баттиста окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел более 30 лет. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домострой»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике. Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О государе»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проектов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в.
В новом комплексе гуманитарных дисциплин Альберти более всего привлекали этика, эстетика и педагогика. Этика для него — «наука жизни», необходимая в воспитательных целях, поскольку способна ответить на выдвигаемые жизнью вопросы — об отношении к богатству, о роли добродетелей в достижении счастья, о противостоянии Фортуне. Свои сочинения на морально-дидактические темы гуманист не случайно пишет на вольгаре — он предназначает их для многочисленных читателей.
У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии древних — Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки, других мыслителей. Ее главный тезис — гармония как непреложный закон бытия. Это и гармонически устроенный космос, порождающий гармоническую связь человека и природы, индивида и общества, внутреннюю гармонию личности. Включенность в мир природы подчиняет человека закону необходимости, что создает противовес капризам Фортуны — слепого случая, способного разрушить его счастье, лишить благосостояния и даже жизни. Для противоборства с Фортуной человек должен находить силы и в себе самом — они даны ему от рождения. Все потенциальные способности человека Альберти объединяет емким понятием virtu (итал., дословно — доблесть, способность). Воспитание и образование призваны развить в человеке естественные свойства натуры — способность познавать мир и обращать себе на пользу добытые знания, волю к активной, деятельной жизни, стремление к добру. Человек по натуре творец, его высшее призвание быть устроителем своего земного бытия. Разум и знания, добродетель и творческий труд — вот силы, помогающие бороться с превратностями судьбы и ведущие к счастью. А оно — в гармонии личных и общественных интересов, в душевном равновесии, в земной славе, венчающей истинное творчество и добрые дела. Этика Альберти носила последовательно светский характер, она была полностью отделена от теологической проблематики. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни — именно в ней человек может раскрыть природные свойства своей натуры.
Одной из важных форм гражданской активности Альберти считал хозяйственную деятельность, а она неизбежно связана с накопительством. Он оправдывал стремление к обогащению, если оно не порождает чрезмерной страсти к стяжательству, — ведь она может лишить человека душевного равновесия. В отношении к богатству он призывает руководствоваться разумной мерой, видеть в нем не самоцель, а средство служения обществу. Богатство не должно лишать человека нравственного совершенства, наоборот, оно может стать средством для воспитания добродетели — щедрости, великодушия и т. д. В педагогических идеях Альберти овладение знаниями и обязательный труд играют ведущую роль. Он возлагает на семью, в которой видит основную социальную ячейку, обязанность воспитывать подрастающее поколение в духе новых принципов. Интересы семьи он считает самодовлеющими: можно отказаться от государственной деятельности и сосредоточиться на хозяйственных делах, если это принесет пользу семье, и это не нарушит ее гармонии с обществом, поскольку благосостояние целого зависит от благосостояния его частей. Акцент на семье, заботах о ее процветании отличает этическую позицию Альберти от идей гражданского гуманизма, с которым его роднит нравственный идеал активной жизни в обществе.

25. Англия и Франция в годы Столетней войны. Освободительная борьба во Франции. Проблема личности Жанны д¢ Арк.

Столетняя война (начальный период).

Вконце 30-х годов XIV в. началась Столетняя война Франции с Англией (1337—1453), которая явилась заключительным и самым тяжелым этапом давнего конфликта между двумя государствами. Развернувшаяся на территории

Франции, с длительной оккупацией страны англичанами, она привела к убыли населения, сокращению производства и торговли. Одним из очагов противоречий, вызвавших военный конфликт, была территория бывшей Аквитании, особенно ее западной части — Гиени, объекта притязаний английского короля. Экономически эта область была тесно связана с Англией, получая оттуда шерсть для сукноделия. Из Гиени в Англию шли вина, соль, сталь и красящие вещества. Знать и рыцарство Гиени, стремясь сохранить политическую независимость, предпочитали номинальную власть Англии реальной власти французского короля. Для французского королевства борьба за южные провинции и ликвидацию английского владычества в них была одновременно войной за объединение французского государства. Вторым, тоже давним очагом противоречий явилась богатая Фландрия, которая стала объектом агрессии уже для обеих воюющих сторон.

Столетняя война началась и проходила под знаком династических притязаний английской монархии. В 1328 г. умер последний из сыновей Филиппа IV, не оставив наследника. Эдуард III, которому, в качестве внука Филиппа IV по женской линии представилась удобная возможность объединить обе короны, заявил о своих правах на французский престол. Во Франции, однако, сослались на правовую норму, которая исключала возможность передачи короны по женской линии. Основанием для нее послужила статья «Салической правды», отказывавшая женщине в праве получения земельного наследства. Корона была передана представителю боковой ветви Капетингов — Филиппу VI Валуа (1328-1350). Тогда Эдуард III решил добиться своих прав с помощью оружия.

Этот военный конфликт стал крупнейшей войной европейского масштаба, втянувшей через систему союзнических связей такие политические силы и страны, как Империя, Фландрия, Арагон и Португалия — на стороне Англии; Кастилия, Шотландия и папство — на стороне Франции. В этой войне, тесно связанной с внутренним развитием стран-участниц, решался вопрос о территориальном размежевании ряда государств и политических образований — Франции и Англии, Англии и Шотландии, Франции и Фландрии, Кастилии и Арагона. Для Англии он вырос в проблему образования универсального государства, включавшего разные народы; для Франции — в проблему существования ее как самостоятельного государства.

Война началась в 1337 г. успешными операциями англичан на севере. Они победили на море в 1340 г. (битва при Слейсе у берегов Фландрии). Поворотное значение для первого этапа войны имела победа англичан на суше в 1346 г. в битве при Креси в Пикардии, одном из наиболее знаменитых сражений средневековья. Это позволило им взять в 1347 г. Кале — важный стратегический порт, куда экспортировалась шерсть из Англии. Он был взят после Бургундии во влиятельную европейскую державу. Существенно расширилась ее территория, создавались органы центральной и местной власти, включая сословно-представительные. Получив титул «Великого герцога Запада», Филипп Добрый стал стремиться и к королевскому венцу. Однако Бургундия в своем новом облике была слабым политическим объединением разных областей и городов, тяготеющих к автономии. Герцогская власть носила характер не столько публично-правовой, сколько сеньориальной власти. Тем не менее, Бургундское герцогство представляло существенное препятствие для объединения французских земель, а союз с англичанами способствовал его успехам.

В результате англичане добились заключения мира на тяжелейших для Франции условиях. По договору в Труа 1420 г. при жизни Карла VI правителем Франции становился английский король Генрих V; затем престол должен был перейти к сыну английского короля и французской принцессы, дочери Карла VI — будущему Генриху VI. Дофин Карл, сын Карла VI, был отстранен от наследования. Франция, таким образом, утрачивала независимость, становясь частью объединенного англо-французского королевства. В 1422 г. Генрих V внезапно умер в полном расцвете сил; спустя несколько месяцев эта же участь постигла и Карла VI. Англия и герцог Бургундский признали королем обоих государств десятимесячного Генриха VI, за которого стал править его дядя герцог Бедфорд. Однако дофин Карл, невзирая на условия мира, провозгласил себя королем Франции Карлом VII (1422-1461) и начал борьбу за трон. Его власть признали некоторые провинции, расположенные в центре страны, на юге (Лангедок), юго-востоке (Дофине) и юго-западе (Пуату). Не уступая по размерам областям, занятым англичанами, эти земли, однако, были менее плодородными и населенными. Они не составляли компактной территории, окруженные и разорванные владениями англичан и герцога Бургундского.

Для Франции начался новый этап войны — борьба за независимость, в которой на карту был поставлен вопрос о самостоятельном существовании французского государства. Этот поворот в войне определился уже к концу ее первого этапа, завершившегося подписанием мира в Бретиньи в 1360 г., однако только теперь он обрел выраженные формы.

Существенным фактором в дальнейшем развитии событий была политика англичан на завоеванных землях, которые рассматривались ими как средство обогащения. Генрих V начал раздавать их в собственность английским баронам и рыцарям. Порты Нормандии заселялись англичанами. Подобная политика, усиливая английскую экспансию, одновременно рождала ответное сопротивление французского населения, ненависть к завоевателям, вызванную репрессиями англичан и грабежами их наемников.

Присоединение Лотарингии, Франш-Конте, Руссильона и Савойи растянулось до середины XIX в. Однако к концу XV в. в основных чертах процесс объединения страны был завершен. Он был подкреплен постепенным слиянием двух народностей. В XIV—XV вв. в Северной Франции на основе парижского диалекта сложился единый язык. Он заложил основы формирования общефранцузского языка, хотя в ряде областей продолжали существовать местные диалекты (провансальский и кельтский языки юга и Бретани).

В политическом развитии Франция уверенно шла к новой форме государственности — абсолютной монархии. Показателем этого служило свертывание в конце XV в. практики сословного представительства. Генеральные штаты фактически бездействовали. Последние в XV в. Генеральные штаты были созваны в 1484 г., они бесславно попытались в условиях малолетства Карла VIII усилить свое политическое влияние. Для провинциальных и местных штатов спад выразился главным образом в лишении их прежней автономии и подчинении центральной власти. Причиной упадка сословно-представительной системы явились осуществленные монархией реформы — налоговая и военная, которые ослабили ее зависимость от сословий. Кроме того, к концу XV в. произошли заметные сдвиги в положении сословий и их отношении к центральной власти. Создание постоянной армии, в частности, закрепило приверженность дворянства к военной службе, оплачиваемой государством, его безучастность к хозяйственной деятельности. Это не способствовало его сближению с городским сословием. Налоговая исключительность духовенства и дворянства, сложившаяся к середине XV в., также усилила раскол привилегированных сословий с податным третьим сословием, к которому принадлежали горожане и крестьянство.

В XVI век Франция вступила крупнейшим из централизованных государств Западной Европы, с развитыми сельской экономикой, ремеслом и торговлей, духовной и материальной культурой.

Главная загвоздка в разборе личности Жанны Д’Арк состоит в нескольких моментах. Во-первых, события, в которых непосредственно участвовала Орлеанская Дева, датируются 15-ым веком. Т.е. это в прямом смысле слова «дела давно минувших дней, Предания старины глубокой». Все, что мы можем знать о Деве – письменные источники, различные описания Жанны людьми, якобы бывшими с ней знакомыми. Как она выглядела, мы тоже точно знать не можем. Все портреты Жанны скорее плод воображения художников. Если верить историческим свидетельствам, Орлеанская Дева не раз говорила, что никогда не позировала перед художниками для того, чтобы ее рисовали.На основании всего этого можно найти исторические исследования в духе «А существовала ли вообще Жанна Д’Арк?» или «Реальная история Жанны Д’Арк», во многих из которых девушке приписываются невероятные вещи вплоть до королевского происхождения и обвинений в тайной борьбе за престол.Во-вторых, еще одна проблема, которая, так или иначе встает перед нами – обрастание образа Жанны различными легендами. Орлеанская Дева настолько прочно вошла в сознание христиан, что отделить Жанну настоящую от Жанны канонизированной кажется практически невозможным. Вторая отличается от первой размытостью образа и стиранием всякой индивидуальности. Канонизированная Жанна по описаниям ничем не отличается от иных святых, т.к. ей приписываются типичные христианские добродетели, черты и деяния.

26. Турки-сельджуки, их завоевания в Азии. Падение Византийской империи.

Древние тюрки были прекрасно обученными и вооруженными воинами, и в степи им не было равных. Весьма своеобразна была и их государственная организация, на вершине которой находился глава племенного объединения каган, или хан. Война была главным занятием тюроВ VIII в. азиатские тюрки распространились по всей Средней Азии, в Северном Туркестане и в районе Семиречья. Здесь они приняли новую веру — ислам.
С конца X в. начала править тюркская династия Сельджукидов, которая подчинила своей власти весь юг Средней Азии и Западный Иран, выполняя функцию защиты мусульман от варваров-язычников. В 1055 г. был взят Багдад и создана империя «Великих сельджуков». С именем одного из султанов этой державы, Али Арслана, связано начало нового этапа в истории Малой Азии.
Али Арслана, чье имя в переводе означает «Львиное сердце», средневековые хроники описывают как высокого, стройного человека с длинными, но редкими усами и бородой. Рассказывают, что во время стрельбы из лука Али Арслан завязывал бороду узлом. О нем ходили легенды, как об исключительно метком стрелке, способном попасть в любую цель без промаха.
В битве при Манцикерте у озера Ван в 1071 г. Али Арслан наголову разбил огромное войско византийского императора Романа IV Диогена. Эта победа открыла путь к завоеваниям тюрками-сельджуками малоазиатских земель.
Уже в 1078 г. сельджуки, завоевав православную Никею, основали здесь свое первое госуд<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...