Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура Западной Европы в XI - XIV вв.Культура Западной Европы В Развитое И Позднее Средневековье Культура Западной Европы в Развитое и Позднее Средневековье В 10 веке начались всякие междоусобицы, войны, политические упадки государства. Это привело к упадку той культуры, которая была создана во время Каролингского Возрождения. В 11 веке – начало 12 средневековая культура обретет свои классические формы. Теология стала высшей формой идеологии, она охватила все слои феодального общества. И уже ни один человек не мог отрицать присутствие Бога. Также 11 век-это век рождения схоластики (от лат. ШКОЛА), широкого интеллектуального движения. Её философия заключалась в трех основных направлениях: реализм, номинализм, концептуализм. 12 век. Его называют веком средневекового гуманизма. Происходит рост интереса к античному наследию, возникает светская литература, зарождается особая индивидуальная культура поднимающихся городов. То есть происходит процесс поиска человеческой личности. Что касается греко-римского наследия, на латынь в то время начали переводиться сочинения Аристотеля, Евклида, Гиппократа, Галена. Учение Аристотеля завоевало моментально научный авторитет в Италии, Англии, Франции, Испании. Но против него начали выступать парижские теологи, но в 13 веке церковь стала бессильной, и её нужно было ассимилировать аристотелевское движение. Выполнение этой задачи стал разрабатывать Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский (1125-1274). Он пытался объединить католическую теологию и аристотелизм. Учение Фомы церковь встретила настороженно, некоторые его положения были осуждены. Но с конца 13 века томизм становится официальным принципом католической церкви. Что касается школ, в 11 веке система образования совершенствуется. Школы подразделяются на монастырские, кафедральные, приходские. Обучение в школах велось на латинском языке, а в 14 веке обучение стало вестись на родных языках. В 12-13 вв. Западная Европа переживает культурный и экономический подъем. Развитие городов, знакомство с культурой Востока, расширение кругозора. А кафедральные школы в крупнейших городах постепенно стали превращаться в университеты. В конце 12в. первый универ создается в Болонье. К 15 веку в Европе насчитывалось около 60 универов. Университет обладал юридической, административной и финансовой автономией. Подразделялся на факультеты. Крупнейшим университетом был Парижский. Но и студенты стремились в Испанию и в Италию за образованием. С развитием школ и университетов вводится большой спрос на книгу. В раннем средневековье книга считалась роскошью. А с 12 века она становится более дешевой. В 14 веке начинает широко применяться бумага. Также в 12-14 веках появляются библиотеки. В 12 веке наметился прогресс в области естественных наук. Роджер Бэкон, который достиг значительных результатов в области физики, оптики, химии. Также его продолжатели Уильям Оккам, Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский, которые внесли вклад в развитие физики, механики, астрономии. Также этот период славится алхимиками, которые все были заняты поисками философского камня. Значительно обогатились знания в области географии. Братья Вивальди, Марко Поло, который описал свое путешествие в Китай и Азию в «Книге», которая разошлась по всей Европе на нескольких языках. Одной из самых ярких сторон культурной жизни Средневековья была рыцарская культура, достигшая расцвета в 11-14 вв. В конце 11 в. появляются поэты-рыцари, трубадуры. В 12 веке поэзия становится очень популярной среди европейской словесности. XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Стремление выработать новое мировоззрение становится массовым и приобретает форму идейного и культурного движения – деятельность самых разных людей. Это и есть Возрождение. В Италии оно началось в XIV в. и будет протекать 3 века. В других странах – в XVI в. Возрождение – идейное и культурное движение, которое началось в России в XIV в. в условиях перехода от феодализма к капитализму, а в XVI в. оно приобрело общеевропейский размах. Наличие Возрождения – одна из характеристик эпохи Позднего Средневековья. Потому эпоха Возрождения – тот исторический период, когда в той или иной стране развивалось культурное Возрождение. В условиях культурной эпохи Возрождения сознание европейцев оказалось под сильным влиянием нового мировоззрения. Это новое мировоззрение развивалось и складывалось в умах представителей демократичной городской интеллигенции, среди которых были и ученые, и любители и ценители искусства, но помимо сходного происхождения этих людей сближала такая черта: они были начитанными людьми, сосредоточившими свое внимание на небогословских знаниях (это были естественные науки (о природе), точные (математика), гуманитарные (филология, история)). В средние века все науки небогословского характера назывались одним понятием – гуманитарные ("человеческий"). Богословие – всё о Боге, гуманитария – всё о человеке. Представители светской интеллигенции стали называть себя гуманистами. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой -стремление к правдивому отражению реальности. Искусство Возрождения делится на четыре этапа: 1. Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века); 2. Раннее Возрождение (XV век); 3. Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века); 4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). Негативные факторы: Около 1300 г. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.
24. Становление гуманизма в Италии. Ранний гуманизм. Программа новой культуры. Отдельные элементы гуманистической мысли были уже в творчестве Данте (см. гл. 21), хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках средневековых традиций. Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304—1374). Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка в 1341 г. был увенчан в Риме лавровым венком как величайший поэт Италии. Его «Книга песен» («Канцоньере») отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все богатство его души. Высокие художественные достоинства, новаторство поэзии Петрарки придали ей классический характер уже при его жизни; влияние его творчества на дальнейшее развитие литературы Возрождения было огромным. Гуманистические идеи Петрарка развивал и в латинских прозаических сочинениях — диалоге «Моя тайна», трактатах, многочисленных письмах. Он стал глашатаем новой культуры, обращенной к проблемам человека и опирающейся прежде всего на наследие древних. Ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Подъем культуры после «тысячелетнего варварства» он связывал с углубленным изучением древней поэзии и философии, с переориентацией знания на преимущественное развитие гуманитарных дисциплин, особенно этики, с духовной свободой и нравственным самосовершенствованием личности через приобщение к историческому опыту человечества. Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (досл. — человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный толчок развитию гуманитарных знаний — studia humanitatis, отсюда и утвердившийся в XIX в. термин «гуманизм». Петрарке была свойственна и некоторая двойственность, противоречивость: еще сильна была власть христианской догматики, средневековых стереотипов мышления. Утверждение светских начал в его мировоззрении, осмысление права человека на радость земной жизни — наслаждение красотой окружающего мира, любовь к женщине, стремление к славе — становились итогом длительной внутренней борьбы, особенно ярко отразившейся в диалоге «Моя тайна», где сталкивались две позиции: христиански-аскетическая и мирская, две культуры — средневековая и ренессансная. Возвеличение античной поэзии, понимаемой широко, как и всякое художественное творчество, — характерная черта раннего гуманизма от Петрарки до Салютати. В первой половине XV в. гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитарные дисциплины. Широкое хождение получают рукописи античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения. Происходит и идейная дифференциация гуманизма, в нем намечаются различные направления. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты — Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, а затем их младший современник Аламанно Ринуччини. Этому направлению был свойствен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливости, служения обществу и патриотизма, характерные для гражданского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действительности — в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи. Лоренцо Валла и его этическая концепция. Деятельность одного из выдающихся итальянских гуманистов XV в. Лоренцо Валлы (1407—1457) была тесно связана с университетом Павии, где он преподавал риторику, с Неаполем — многие годы он служил секретарем у короля Альфонса Арагонского, и с Римом, где он провел последний период жизни в должности секретаря папской курии. Его творческое наследие обширно и многообразно: труды по филологии, истории, философии, этике («Об истинном и ложном благе», «О наслаждении»), антицерковные сочинения («Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина» и «О монашеском обете». Продолжая гуманистическую критику схоластики за ее формально-логический метод познания, Валла противопоставил ей филологию, помогающую постичь истину, ибо слово — носитель исторического и культурного опыта человечества. Всесторонняя гуманитарная образованность помогла Валле доказать подложность так называемого «Константинова дара», в котором обосновывались притязания папства на светскую власть. Гуманист выступил с обличением римского престола в многочисленных преступлениях, совершенных за долгие столетия его господства в христианском мире. Резкой критике подверг он и институт монашества, считая христианскую аскезу противной природе человека. Все это вызвало гнев римского духовенства: в 1444 г. Валлу привлекли к суду инквизиции, но его спасло заступничество неаполитанского короля. Иное направление в итальянском гуманизме XV в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472) — выдающегося мыслителя и писателя, теоретика искусства и архитектора. Выходец из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании, Леон Баттиста окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел более 30 лет. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домострой»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике. Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О государе»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проектов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в. 25. Англия и Франция в годы Столетней войны. Освободительная борьба во Франции. Проблема личности Жанны д¢ Арк. Столетняя война (начальный период). Вконце 30-х годов XIV в. началась Столетняя война Франции с Англией (1337—1453), которая явилась заключительным и самым тяжелым этапом давнего конфликта между двумя государствами. Развернувшаяся на территории Франции, с длительной оккупацией страны англичанами, она привела к убыли населения, сокращению производства и торговли. Одним из очагов противоречий, вызвавших военный конфликт, была территория бывшей Аквитании, особенно ее западной части — Гиени, объекта притязаний английского короля. Экономически эта область была тесно связана с Англией, получая оттуда шерсть для сукноделия. Из Гиени в Англию шли вина, соль, сталь и красящие вещества. Знать и рыцарство Гиени, стремясь сохранить политическую независимость, предпочитали номинальную власть Англии реальной власти французского короля. Для французского королевства борьба за южные провинции и ликвидацию английского владычества в них была одновременно войной за объединение французского государства. Вторым, тоже давним очагом противоречий явилась богатая Фландрия, которая стала объектом агрессии уже для обеих воюющих сторон. Столетняя война началась и проходила под знаком династических притязаний английской монархии. В 1328 г. умер последний из сыновей Филиппа IV, не оставив наследника. Эдуард III, которому, в качестве внука Филиппа IV по женской линии представилась удобная возможность объединить обе короны, заявил о своих правах на французский престол. Во Франции, однако, сослались на правовую норму, которая исключала возможность передачи короны по женской линии. Основанием для нее послужила статья «Салической правды», отказывавшая женщине в праве получения земельного наследства. Корона была передана представителю боковой ветви Капетингов — Филиппу VI Валуа (1328-1350). Тогда Эдуард III решил добиться своих прав с помощью оружия. Этот военный конфликт стал крупнейшей войной европейского масштаба, втянувшей через систему союзнических связей такие политические силы и страны, как Империя, Фландрия, Арагон и Португалия — на стороне Англии; Кастилия, Шотландия и папство — на стороне Франции. В этой войне, тесно связанной с внутренним развитием стран-участниц, решался вопрос о территориальном размежевании ряда государств и политических образований — Франции и Англии, Англии и Шотландии, Франции и Фландрии, Кастилии и Арагона. Для Англии он вырос в проблему образования универсального государства, включавшего разные народы; для Франции — в проблему существования ее как самостоятельного государства. Война началась в 1337 г. успешными операциями англичан на севере. Они победили на море в 1340 г. (битва при Слейсе у берегов Фландрии). Поворотное значение для первого этапа войны имела победа англичан на суше в 1346 г. в битве при Креси в Пикардии, одном из наиболее знаменитых сражений средневековья. Это позволило им взять в 1347 г. Кале — важный стратегический порт, куда экспортировалась шерсть из Англии. Он был взят после Бургундии во влиятельную европейскую державу. Существенно расширилась ее территория, создавались органы центральной и местной власти, включая сословно-представительные. Получив титул «Великого герцога Запада», Филипп Добрый стал стремиться и к королевскому венцу. Однако Бургундия в своем новом облике была слабым политическим объединением разных областей и городов, тяготеющих к автономии. Герцогская власть носила характер не столько публично-правовой, сколько сеньориальной власти. Тем не менее, Бургундское герцогство представляло существенное препятствие для объединения французских земель, а союз с англичанами способствовал его успехам. В результате англичане добились заключения мира на тяжелейших для Франции условиях. По договору в Труа 1420 г. при жизни Карла VI правителем Франции становился английский король Генрих V; затем престол должен был перейти к сыну английского короля и французской принцессы, дочери Карла VI — будущему Генриху VI. Дофин Карл, сын Карла VI, был отстранен от наследования. Франция, таким образом, утрачивала независимость, становясь частью объединенного англо-французского королевства. В 1422 г. Генрих V внезапно умер в полном расцвете сил; спустя несколько месяцев эта же участь постигла и Карла VI. Англия и герцог Бургундский признали королем обоих государств десятимесячного Генриха VI, за которого стал править его дядя герцог Бедфорд. Однако дофин Карл, невзирая на условия мира, провозгласил себя королем Франции Карлом VII (1422-1461) и начал борьбу за трон. Его власть признали некоторые провинции, расположенные в центре страны, на юге (Лангедок), юго-востоке (Дофине) и юго-западе (Пуату). Не уступая по размерам областям, занятым англичанами, эти земли, однако, были менее плодородными и населенными. Они не составляли компактной территории, окруженные и разорванные владениями англичан и герцога Бургундского. Для Франции начался новый этап войны — борьба за независимость, в которой на карту был поставлен вопрос о самостоятельном существовании французского государства. Этот поворот в войне определился уже к концу ее первого этапа, завершившегося подписанием мира в Бретиньи в 1360 г., однако только теперь он обрел выраженные формы. Существенным фактором в дальнейшем развитии событий была политика англичан на завоеванных землях, которые рассматривались ими как средство обогащения. Генрих V начал раздавать их в собственность английским баронам и рыцарям. Порты Нормандии заселялись англичанами. Подобная политика, усиливая английскую экспансию, одновременно рождала ответное сопротивление французского населения, ненависть к завоевателям, вызванную репрессиями англичан и грабежами их наемников. Присоединение Лотарингии, Франш-Конте, Руссильона и Савойи растянулось до середины XIX в. Однако к концу XV в. в основных чертах процесс объединения страны был завершен. Он был подкреплен постепенным слиянием двух народностей. В XIV—XV вв. в Северной Франции на основе парижского диалекта сложился единый язык. Он заложил основы формирования общефранцузского языка, хотя в ряде областей продолжали существовать местные диалекты (провансальский и кельтский языки юга и Бретани). В политическом развитии Франция уверенно шла к новой форме государственности — абсолютной монархии. Показателем этого служило свертывание в конце XV в. практики сословного представительства. Генеральные штаты фактически бездействовали. Последние в XV в. Генеральные штаты были созваны в 1484 г., они бесславно попытались в условиях малолетства Карла VIII усилить свое политическое влияние. Для провинциальных и местных штатов спад выразился главным образом в лишении их прежней автономии и подчинении центральной власти. Причиной упадка сословно-представительной системы явились осуществленные монархией реформы — налоговая и военная, которые ослабили ее зависимость от сословий. Кроме того, к концу XV в. произошли заметные сдвиги в положении сословий и их отношении к центральной власти. Создание постоянной армии, в частности, закрепило приверженность дворянства к военной службе, оплачиваемой государством, его безучастность к хозяйственной деятельности. Это не способствовало его сближению с городским сословием. Налоговая исключительность духовенства и дворянства, сложившаяся к середине XV в., также усилила раскол привилегированных сословий с податным третьим сословием, к которому принадлежали горожане и крестьянство. В XVI век Франция вступила крупнейшим из централизованных государств Западной Европы, с развитыми сельской экономикой, ремеслом и торговлей, духовной и материальной культурой. Главная загвоздка в разборе личности Жанны Д’Арк состоит в нескольких моментах. Во-первых, события, в которых непосредственно участвовала Орлеанская Дева, датируются 15-ым веком. Т.е. это в прямом смысле слова «дела давно минувших дней, Предания старины глубокой». Все, что мы можем знать о Деве – письменные источники, различные описания Жанны людьми, якобы бывшими с ней знакомыми. Как она выглядела, мы тоже точно знать не можем. Все портреты Жанны скорее плод воображения художников. Если верить историческим свидетельствам, Орлеанская Дева не раз говорила, что никогда не позировала перед художниками для того, чтобы ее рисовали.На основании всего этого можно найти исторические исследования в духе «А существовала ли вообще Жанна Д’Арк?» или «Реальная история Жанны Д’Арк», во многих из которых девушке приписываются невероятные вещи вплоть до королевского происхождения и обвинений в тайной борьбе за престол.Во-вторых, еще одна проблема, которая, так или иначе встает перед нами – обрастание образа Жанны различными легендами. Орлеанская Дева настолько прочно вошла в сознание христиан, что отделить Жанну настоящую от Жанны канонизированной кажется практически невозможным. Вторая отличается от первой размытостью образа и стиранием всякой индивидуальности. Канонизированная Жанна по описаниям ничем не отличается от иных святых, т.к. ей приписываются типичные христианские добродетели, черты и деяния. 26. Турки-сельджуки, их завоевания в Азии. Падение Византийской империи. Древние тюрки были прекрасно обученными и вооруженными воинами, и в степи им не было равных. Весьма своеобразна была и их государственная организация, на вершине которой находился глава племенного объединения каган, или хан. Война была главным занятием тюроВ VIII в. азиатские тюрки распространились по всей Средней Азии, в Северном Туркестане и в районе Семиречья. Здесь они приняли новую веру — ислам. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |