Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки великих географических открытий.Основным стимулом поисков путей в сказочно богатые страны Востока была ненасытная «жажда золота». Развитие европейской торговли вызвало острую потребность в благородных металлах. Добыча их в Европе была ограничена. В то же время за дорогие восточные товары приходилось расплачиваться во многих случаях серебром и золотом, так как ввоз в Европу значительно превышал вывоз, 390 Открытие Америки. Плавания на запад в открытый океан совершались задолго до Колумба. В Атлантике были уже открыты и освоены остров Мадейра, Азорский и Канарский архипелаги. На картах того времени обозначались разные «блуждающие острова». Космографы, в частности Тосканелли, исчисляли водное пространство от западного побережья Европы до «Индий» значительно меньшим, чем оно есть на самом деле, что могло тоже послужить стимулом для организации западной экспедиции в Индию, за которую взялся Колумб. Открытие морского пути в Индию. Между Испанией и Португалией возник конфликт по вопросу разграничения сфер господства. После длительных переговоров, с участием папы, в 1494 г. было подписано соглашение в Тордесильясе, по которому сферы влияния Испании и Португалии разграничивались примерно 50° з. д. Таким образом, в сферу испанского владычества входила почти вся Америка (без значительной части Бразилии). За Португалией признавались Азия, Африка и большая часть Бразилии. Рано или поздно должен был возникнуть новый спор о разграничении сфер влияния на восток от португальских и на запад от испанских владений. После экспедиции Магеллана в 1529 г. в Сарагоссе было заключено новое соглашение и проведена вторая разграничительная линия—17° восточнее Молуккских островов. Само собой разумеется, что эти соглашения были обязательны только для двух подписавших их государств.' ?28. Религиозные и социальные движения в XV - XVI вв.
Со смертью бездетного Генриха II (1024) прекратилась Саксонская династия. Германская знать избрала королем Конрада II из древнего франконского рода, членов которого позднейшие авторы называли Салиями. Германская корона принадлежала государям Франконской (иначе Салической) династии вплоть до 1125 г. В годы правления одного из них — Генриха III(1039—1056) раннесредневековая германская империя достигла своей вершины. Система имперской церкви действовала безотказно, и император твердой рукой правил своей державой. Генрих III, как и его предшественники, считал себя наместником Христа на земле и полагал, что помазание на царство дает государю, помимо прочего, благодать священства. Rex et sacerdos (король и священнослужитель) — формула, отражавшая представление о двояком — светском и религиозном — характере власти императора. Генрих III всячески поддерживал стремление к обновлению церкви, резко усилившееся в Западной Европе в X—XI вв. Хотя в германском монашестве и зародились движения напоминавшие клюнийское (см. гл. 20), главным инициатором церковной реформы в Германии была императорская власть, видевшая в церкви свою важнейшую опору и потому заинтересованная в ее всемерном укреплении. Генрих III в 1046 г. самовластно низложил трех соперничавших между собой пап — ставленников разных групп итальянской знати—и поставил нового папу, немца по происхождению. Папы родом из Германии, прямо назначавшиеся императором, правили в Риме с 1046 по 1057 г. и сделали очень много для обновления церкви. Никто тогда не предполагал, что усилившаяся в результате реформ римская церковь вскоре выйдет из подчинения императорам 30. Реформация в Европе Реформация Лютера В начале XVI в. в Риме строился собор св. Петра. На это необходимы были большие средства, поэтому активизировалась продажа индульгенций. Недалеко отВиттенберга,где находился священник и богословМартин Лютер, индульгенции продавал предприимчивый доминиканский монахТетцель.Рекламируя свой товар, он прибегал к различным уловкам. Методы деятельности Тетцеля послужили поводом для выступления Лютера. 31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. Уже в следующем году его пригласил к себе папа для обсуждения его поведения. Лютер уклонился от этого приглашения. В апреле 1521 г. на имперском сейме вВормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу». В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну. Вождем крайне левого крыла стал священник Томас Мюнцер. Восставшие крестьяне и их идеологи нашли в ставшем для них доступным благодаря переводам Лютера Священном Писании материал для осуждения богатых и призыва к их истреблению. Социальные цели крестьянского движения приближались к коммунизму утопического характера, принимавшему форму «истинного» христианства. Основным требованием являлась более или менее последовательно проводимая общность имущества. В вопросах вероучения взгляды восставших базировались на признании возможности непосредственного контакта человеческой души с божеством и, следовательно, против духовенства как опосредующей силы. Это движение получило название анабаптизма. Особенно активно движение развивалось в саксонском городе Цвиккауу куда прибыл Томас Мюнцер, занявший место проповедника в одной из церквей. Его проповеди собирались слушать крестьяне и из других областей и деревень. Однако вскоре он был изгнан из города, встал во главе восьмитысячного крестьянского войска, но вскоре был взят в плен и казнен. К началу 1530-х гг. центр тяжести движения сместился в Северную Германию, в город Мюнстер. В начале 1534 г. город оказался в руках анабаптистов, там была избрана новая власть. Общественные порядки стали перестраиваться по анабаптистскому образцу. Однако это продолжалось недолго. Город был осажден и вскоре пал. Власти жестоко подавили восстание. Оставшиеся в живых анабаптисты бежали в Чехию и Нидерланды. Во главе нидерландского анабаптизма встал Менно Симоне, придавший анабаптизму более мирный характер, получивший название меннонитства. Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага, осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг, отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключенАугсбургскии религиозный мир, которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе:«Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война, охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации. Лютеране имеют свои вероучительные книги -«Аугсбургское вероисповедание», катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия». В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан, литургия, два таинства (крещение младенцев и причащение). В лютеранскихкирхах (церквах) нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь. Лютеранство имеет влияние в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В 1947 г. созданВсемирный лютеранский союз. Реформация в Швейцарии В государствснио-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских властей. В религиозном отношении отдельные кантоны подчинялись епископам различных католическихдиоцезов — австрийских, германских, итальянских. Поэтому Реформация, помимо религиозных вопросов, решала и вопросы становления независимого государства. Центрами движения были Цюрих и Женева. Цюрихский священникЦвингли выступил в 1523 г. с 67 тезисами, направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Официально было объявлено о прекращении зависимости от католической церкви, церковную общину возглавил городской магистрат, целибат духовенства был отменен, монастыри распущены, церкви очищены от мощей, алтарей, колоколов, упразднена месса католического чина и введено богослужение протестантского типа. Другие города поддержали преобразования, однако так называемые лесные кантоны были против нововведений и были готовы к восстанию. Цвингли предпринял попытку заручиться поддержкой Лютера, для чего два вождя встретились, чтобы договориться о вероучении. Было достигнуто соглашение по всем вопросам, кроме одного — по проблеме пресуществления (причащения). И Лютер, и Цвингли выступали против понимания причащения католической церковью, которая считала, что в момент вкушения хлеба и вина они превращаются, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы. Лютер настаивал на том, что Плоть и Кровь реально присутствуют в хлебе и вине, а Цвингли считал, что это присутствие имеет только символическое значение. В результате соглашение не было заключено. В Швейцарии же дело дошло до войны с лесными кантонами, в которой Цвингли потерпел поражение и погиб. Цвинглианство как самостоятельное религиозное течение перестало существовать. Дальнейшее движение по пути Реформации осуществлял Жан Кальвин. В 1536 г. французский юрист и богословЖан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. Нельзя было петь, танцевать, вволю есть, а тем более пить, ходить в светлых костюмах; за непосещение церкви полагался штраф; сомнение в христианских истинах, как их трактовал Кальвин, каралось смертью на костре. Обшина возглавлялась пастором и советом пресвитеров. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии. Кальвинизм разделился на несколько течений: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм; во Франции появились гугеноты, в Англии — пуритане. Вероисповедных разногласий между этими направлениями нет, есть разница в церковной организации, в частности конгрегационалистские общины автономны и не составляют общей церкви. Последователей кальвинизма особенно много в Швейцарии, Англии, Шотландии, Германии, США, Канаде, Австралии. Реформация в Англии С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры». Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплатааннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов. В 1534 г. опубликован«Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом. Одним из поводов, стимулировавших бунт Генриха VIII против папы, был отказ последнего санкционировать несколько его последовательных разводов со своими женами. Король объявил, что непризнание «Акта о супрематии» карается смертью. Костры в протестантской Англии стали таким же обычным явлением, как и в католической Европе. После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. Елизавета, воцарившаяся после смерти Марии, вернулась к протестантизму. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Обший характер этого вероучения приближался к кальвинизму. Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило названиеангликанство. В Великобритании существовали и более радикальные тенденции, тяготевшие к кальвинизму, которые проявились в движении пуритан, выступавших за радикальное очищение. Центром этого движения являлась Шотландия, где в конце 1860-х гг. развернул свою пропагандуДжон Нокс, прошедший подготовку в Женеве. Эта пропаганда была настолько успешна, что шотландский парламент специальным актом объявил пуританство государственной религией. В 1561 г. королевой Шотландии становится католичка Мария Стюарт и в стране разворачивается настоящая гражданская война между группировками кальвинизма и католицизма. Католическая партия Марии Стюарт потерпела поражение, а сама королева вынуждена была воспользоваться «гостеприимством» Елизаветы, которая спровоцировала ее обвинение и казнь в 1587 г. В конце XVI в. королева Елизавета обрушила на пуритан такие репрессии, что многие из них были вынуждены эмигрировать в другие страны, особенно много пуритан уехало в Северную Америку. В самой Англии пуританство не исчезло, через несколько десятилетий оно стало там знаменем буржуазной революции. Пеструю картину религиозных войн в Англии дополняли события в Ирландии, где сохраняла свое влияние католическая церковь. Англиканская церковь существует в Англии в качестве государственной, она получила распространение также в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и некоторых других странах. Все эти церкви входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган -Ламбетские конференции, созываемые епископом Кентерберийским с середины XIX в. Священнослужители могут состоять в браке. В последнее время к священству допущены и женщины. Реформация во Франции Во Францию Реформация проникла из Швейцарии. Обозначением приверженцев Реформации во Франции стало искаженное немецко-швейцарское слово «Eidgenosse»,что означало «сотоварищи» и по-французски звучало какгугеноты.Здесь религиозные пристрастия распределялись не по классовому признаку, как в других странах Европы, а по географическому: протестантизм более развивался на юге Франции, католицизм — на севере. Противостояние обострилось с 1559 г., когда был обнародован эдикт, запрещающий под страхом смертной казни гугенотское богослужение. После этого свыше 30 лет продолжались религиозные войны, в ходе которых заключались перемирия и соглашения, которые вновь нарушались кровопролитными сражениями. Знаменитым актом религиозного варварства вошла в историюВарфоломеевская ночь 24 августа 1572 г., когда в Париже и других городах были вырезаны 30 тыс. гугенотов, приехавших на свадьбу своего лидераГенриха Наварского с принцессой Маргаритой. Свадьба проходила в день святого Варфоломея. Став королем, Генрих IV в 1598 г. опубликовалНантский эдикт,на основании которого католицизм признавался государственной религией, однако протестантам предоставлялась относительная свобода вероисповедания. Политика Генриха IV была несовместима с принципами католической нетерпимости, и в 1610 г. католический монах Равальяк по заданию церковных кругов убил Генриха, а в 1685 г. король Людовик XIV отменил Нантский эдикт. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |