Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков), включающее формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, является главной целью учителя технологии.

В процессе реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, соответствующей федеральным государственным стандартам второго поколения, в результате изучения всех без исключения предметов основной школы должны получать дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, формирование которых было начато в начальной школе.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание должно уделяться формированию:

- основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

- готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий внимание следует уделять формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание должно уделяться:

- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе, практическому освоению принципов общения и сотрудничества;

- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание следует уделять:

- практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технология ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырех разделов программы (в 5 классе на изучение этого раздела отводится 6 часов): «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. Содержание раздела «Электротехника» в 5–7 классах изучается совместно с изучением содержания раздела «Технологии домашнего хозяйства».

По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.

В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.

На первом уроке учитель объявляет учащимся цели и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе, раскрывает содержание предмета и последовательность его изучения. Вторая часть этого урока может быть посвящена творческой проектной деятельности. Учитель знакомит обучающихся с понятиями «проект», «проектирование», «проектная деятельность», рассказывает об индивидуальных и коллективных творческих проектах, раскрывает цель и задачи проектной деятельности в 5 классе, составные части годового творческого проекта пятиклассников.

В процессе «запуска» каждого из четырёх проектов учитель задаёт положительную мотивацию для изучения нового раздела, показывает образцы творческих проектов пятиклассников, вместе с обучающимися определяет вопросы, которые предстоит рассмотреть, чтобы в конце освоения раздела выполнить творческий проект.

По первому разделу «оформление интерьера» в учебник предлагается выполнить проект «Планирование кухни-столовой», который позволит закрепить знания и умения, полученные при изучении раздела и применить их при проектировании кухни в своей семье. Тема проекта может быть другой, но в любом случае она посвящена планированию, декоративному оформлению кухни, подбору современных материалов для её отделки.

По второму разделу «Кулинария» предлагается подготовка учащихся к проведению воскресного завтрака для всей семьи, который они проведут дома и подготовят отчёт о нём.

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» может быть посвящен изготовлению швейного изделия по выбору школьников. Это может быть столовое бельё, фартук для работы на кухне или наряд завтрака, снятые по выкройке, сделанной по своим меркам.

По разделу «Художественные ремёсла» проект посвящен изготовлению лоскутного изделия для кухни. Это может быть прихватка, салфетка или другое лоскутное изделие, которое можно украсить аппликацией и стёжкой.

Раздел «Творческая проектная деятельность» завершается оформлением портфолио и защитой комплексного творческого проекта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...