Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святое имя и Кришна неотличны друг от друга.

Введение.


В наш век раздоров и лицемерия никакие другие средства духовного самоосознания не являются столь эффективными, как пение и повторение маха-мантры:

(Шрила Прабхупада, Наука самоосознания)

Шрила Прабхупада воплотил в жизни то, о чем проповедовал. Благодаря этой мантре он сотворил великое чудо. Всего за одиннадцать лет Шрила Прабхупада лично распространил Сознание Кришны по всему Земному шару. Благодаря повторению этой Харе Кришны маха-мантры миллионы страдающих душ получили облегчение, умиротворение, бескрайнее счастье, и самое главное - они получили возможность вспомнить свои изначальные любовные отношения с Верховной Личностью Бога Шри Кришной.

 

И мы находимся в их числе. С нашей стороны остается лишь быть благодарными Шриле Прабхупаде, ценя тот дар, что он нам оставил. Ценить, в частности, значит прикладывать усилия к тому, чтобы самим развивать отношения со Святым именем и помогать в этом другим. Давайте немного поговорим об этом…

Юга дхарма.

 

Давайте прежде всего поговорим о важности повторения Святых имен. Шастры утверждают, что Святое имя – это особое воплощение Кришны в век Кали.

 

Святое Имя Кришны, Харе Кришна маха-мантра, - это аватара Кришны в век Кали. Простое повторение Святого Имени может спасти всю вселенную.

(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья, 22. 113, комментарий)

 

Поэтому именно повторение Святых имен является основным способом достижения духовного совершенства и обретения милости Кришны. Ведь если Кришна захотел прийти в век Кали в виде Святого имени, то значит, нам нужно научиться строить отношения с Ним именно в том виде, в котором Он захотел появиться. Более того, Святое Имя – это не только основной, но и единственный путь к духовному совершенству.

 

харер нама харер нама харер нама эва кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха

Святое имя, Святое имя, Святое имя Господа - вот путь духовного развития для тех, кто живет в эпоху Кали. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути.

(Чайтанья Чаритамрита, Ади 7.76)

 

Мы знаем, что Кали юга - это эпоха, когда у людей много недостатков: плохая память, короткая жизнь, слабое здоровье и т.д., поэтому им сложно следовать тем методам религиозной практики, что существовали в другие эпохи. Процесс же воспевания Святых имен прост и возвышен одновременно.

 

Преданное служение, то есть деятельность в Сознании Кришны, - это прямой путь к успеху, а все остальные пути, даже если они рекомендованы в священных писаниях, являются окольными. В век Кали прямой метод более практичен, нежели окольные пути, так как люди в этот век живут недолго, не отличаются большим разумом, постоянно терпят нужду и обременены множеством мучительных забот и проблем.

(Шримад Бхагаватам 3.21.7, комментарий)

 

Шрила Прабхупада часто упоминал этот факт. Люди Кали-юги практически ни на что не способны в духовном отношении, они очень ленивы и пребывают в постоянном беспокойстве. Но для пения Святого Имени не требуется никаких особых способностей или предварительной квалификации, нет никаких ограничений по времени и месту. Единственное, что нужно - это искренность.

 

Почему же Маха-мантра?

 

Кто-то может задать справедливый вопрос - почему же из всех возможных комбинаций бесконечного множества имен Господа мы повторяем именно Харе Кришна Маха-мантру? Во-первых, потому что именно Ее завещал нам повторять Господь Чайтанья. А так же потому, что имя «Кришна» - это основное имя Господа, «Рама» - это так же имя Самого Кришны, означающее «Источник счастья» (так же это имя Господа Рамачандры и Господа Баларамы, но прежде всего это имя Господа Кришны), а «Харе» - это энергия Кришны, через которую мы обращаемся к нему.

 

Когда мы говорим о Кришне, мы имеем ввиду Бога. В мире и во вселенной существует много имен Бога, но Веды утверждают, что имя Кришна наивысшее. Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху советовал повторение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, как высший способ самоосознания в этот век.

(Шрила Прабхупада, Царь Знания)

 

Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-Отца, и Господь являет Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру.

(Шрила Прабхупада, Наука Самоосознания, Повторение мантры Харе Кришна)

 

Смысл же всей мантры, как объясняет Шрила Прабхупада, таков:

 

Поэтому Чайтанья Махапрабху учит нас, что если Бога и стоит о чем-нибудь просить, то только о том, чтобы Он позволил нам служить Ему. В этом смысл Харе Кришна маха-мантры . Повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, мы фактически обращаемся к Господу и Его энергии, Харе. Хара - это внутренняя энергия Кришны, которую олицетворяет Шримати Радхарани или Лакшми. Это дайви пракрити, и преданные всегда ищут Ее покровительства. Поэтому вайшнавы поклоняются Радхе-Кришне. Произнося Харе Кришна маха-мантру, мы сначала обращаемся к внутренней энергии Кришны, Харе: "О Радхарани! О Хара! О энергия Господа!", - а затем обращаемся к Самому Кришне. Мы зовем Их и, когда Они откликаются на наш зов, мы просим Их: "Пожалуйста, позвольте мне служить Вам!" Вот о чем нужно молить Бога. Нет ничего глупее, чем просить: "Господи, дай мне денег, дай красавицу-жену. Дай мне учеников и последователей. Позволь занять высокое положение в обществе. Помоги прославиться". Все это - материальные желания, которые оскверняют бхакти.

(Шрила Прабхупада, учение Господа Капилы, глава 14)

 

Основа бхакти.

 

Итак, единственным способом духовного прогресса в век Кали является повторение Святых имен Кришны, и в особенности Маха-мантры. Значит ли это, что другие формы преданного служения, такие как чтение писаний об играх Кришны или поклонение ему в форме Божества, в Кали югу тоже не работают? Нет, не значит, просто другие формы преданного служения также являются расширенной формой воспевания Святого имени.

 

Так же как мы исполняем киртан с помощью каратал, это тоже Кришна-киртан. Если вы пишете книги о Кришне, читаете книги о Кришне, говорите о Кришне, думаете о Кришне, поклоняетесь Кришне, готовите для Кришны, кушаете для Кришны – все это Кришна-киртан.

(Лекция по Шримад Бхагаватам 2.1.2, Вриндаван, 17 марта 1974)

 

Однако нам стоит помнить, что среди них высочайшим методом является повторение Святых имен.

 

Среди девяти процессов преданного служения, самым важным является постоянное повторение Святых имен Господа. Если кто-то делает это, избегая десяти оскорблений, он очень легко обретает самую ценную любовь к Богу.

(Чайтанья Чаритамрита, Антья, 4.70-71)

Более того, другие формы преданного служения, включая самые могущественные из них, такие как общение с преданными, проживание в Святом месте, поклонение Божествам и изучение Священных писаний, имеют полную силу лишь тогда, когда они связаны с воспеванием Святых имен.

 

Шрила Джива Госвами дает следующие наставления в его Бхакти-сандарбхе(270): «Повторение Святых имен – основной способ достижения любви к Богу. … Поэтому, чем бы кто-то ни занимался в преданном служении, это должно сопровождаться воспеванием Святых имен Господа».

(Чайтанья Чаритамрита, Антья, 4.71, комментарий)

 

В другом месте Шрила Прабхупада так же поясняет, что постоянное воспевание Святых имен означает не повторение их каждую секунду, а постоянную занятость в преданном служении и ежедневное чтение как минимум шестнадцати кругов маха-мантры, влияние которой остается с нами на весь день. Кстати, среди двух форм воспевания Святого имени – киртана и джапы, самой необходимой является джапа, поскольку именно наш обет повторения минимум шестнадцати кругов в день, связывает нас с парампарой.

 

В нашем движении Сознания Кришны мы рекомендуем новичкам читать по крайней мере шестнадцать кругов. Это повторение шестнадцати кругов является абсолютной необходимостью, если кто-то хочет помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем. Из регулирующих принципов, приказ духовного учителя читать по крайней мере шестнадцать кругов, является самым важным.

(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья, 22.113, комментарий)

 

Так повторение Святых имен настолько могущественно, что одно, само по себе, может принести нам любовь к Богу, однако поскольку мы подвержены различным загрязнениям Кали-юги, нам необходимы и другие методы преданного служения.

 

Шрила Рупа Госвами пишет, что повторять Святое имя Господа должным образом способны только освобожденные души, а те, кому мы даем посвящение, принадлежат к числу обусловленных душ. Повторять святое имя нужно без оскорблений и в соответствии с предписаниями, но из-за дурных привычек люди нарушают эти правила. Поэтому для них очень важно придерживаться предписаний, касающихся поклонения Божествам.

(Чайтанья Чаритамрита, Ади, 7.76, комментарий)

И все же, из всего вышесказанного мы можем подчеркнуть для себя, что нам необходимо с исключительной верой посвятить себя процессу повторения Святого имени, и организовать свою жизнь таким образом, чтобы Святое имя всегда находилось в ее центре.

Наша связь со Святым именем.

 

Итак, мы разобрали ответ на один очень важный вопрос: «Почему Священные писания и ачарьи делают такой акцент на воспевании Святого имени?». Его необходимо знать для достижения успеха на пути воспевания Харе Кришна маха-мантры, однако еще более важно уяснить для самих себя: «Почему воспеваю я?». А найдя ответ на него, у нас естественным образом появится другой вопрос: «Где взять силы и энтузиазм делать это?».Если нам удастся найти ответы на них, то наша духовная практика станет плодотворной и устойчивой.

Общество сознания Кришны, по сути дела, объявило войну иллюзии, под влиянием которой живые существа деградируют, забыв о подлинных ценностях человеческой цивилизации. Воины общества Сознания Кришны должны всегда быть полными сил, бодрости и энтузиазма.

(Шримад Бхагаватам 8.2.30, комментарий)

Ответы же на эти важные вопросы автоматически последуют из понимания нашей природы и природы Святого имени.

Мы не будем сейчас подробно разбирать природу души, поскольку это выходило бы за рамки рассматриваемой темы, однако в Приложении 2 вы сможете найти некоторые из практик, которые могут помочь нам вспомнить наше истинное положение (их можно выполнять перед началом воспевания). Здесь же мы лишь остановимся на сути – мы частички Кришны, естественной природой которых является служение Кришне, само по себе дающее живым существам счастье и энтузиазм.

 

О природе же Святого имени мы поговорим более подробно. Для этого давайте рассмотрим один стих, первоначально пришедший к нам из Падма Пураны:

 

нама чинтаманих кришнаш чайтанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхха нитйа-мукто 'бхиннатван нама-наминох

Святое Имя Кришны – трансцендентный исполняющий желания драгоценный камень (чинтамани), совершенное воплощение сознания и чувств. Оно полно само в себе, чисто и вечно свободно, поскольку Имя Кришны и Сам Кришна суть одно и то же.

(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья, 17.133)

 

Можно сделать безграничное количество выводов из этого стиха, но мы ограничимся пятью наиболее важными для нас. Первый вывод будет основным, а другие четыре – его следствиями.

 

Оскорбления Святого Имени.

 

Итак, раз Святое имя – это личность, то Оно чувствует наше отношение к Нему, и при неправильном отношении мы можем Его оскорбить. Существует десять оскорблений Святого имени, которых нам следует избегать при Его воспевании:

 

Теперь, когда вы повторяете Святое имя, если вы повторяете механически, то эффект будет другим. Я уже рассказал вам о десяти видах оскорблений, существующих в воспевании Харе Кришна. А механическое повторение – это еще одно оскорбление.

(Лекция по Чайтанья Чаритамрите, Мадхья, 22.31-33, Нью-Йорк, 16 января 1967)

 

Существует три вида невнимательного повторения Святого имени.Давайте рассмотрим их чуть более подробно, чтобы знать, как они проявляют себя, а так же как лучше всего от них избавиться.

 


Помимо попытки избегать этих десяти оскорблений, чтобы уменьшить их эффект, мы так же можем молиться Панча-таттве, что мы обычно и делаем перед началом нашего воспевания.

 

Как проповедники Движения сознания Кришны, мы прежде всего выражаем почтение Шри Чайтанье Махапрабху, повторяя мантру, обращенную к Панча-таттве, а потом произносим мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. При повторении мантры Харе Кришна есть опасность совершить десять оскорблений, но при повторении мантры Панча-таттвы - шри кришна-чаитанйа прабху нитйананда шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда - такой опасности не возникает.

(Чайтанья Чаритамрита, Ади, 7.4, комментарий)

 

Важно заметить, что единственным оскорблением Святого имени, которое мы совершаем только во время воспевания, является невнимательность. Все остальные оскорбления Ему мы так же можем совершать в течение нашего дня: неправильно общаясь с преданными, пренебрегая указаниями духовного учителя, не веря словам шастр и так далее. Поэтому нужно осознать, что вся наша жизнь – это процесс общения со Святым именем.

 

Теперь, обсудив оскорбления Святого имени, давайте поговорим подробнее о стадиях нашего воспевания Святого имени, связанных с этими оскорблениями.

 

Вера.

 

Так мы говорили, что для очистительного воспевания нам нужна вера, поэтому мы немного поговорим о ней, как об одном из важных моментов в практике преданного служения, и в частности - повторения Святых имен.

 

«Человека, чьи познания в шастрах не отличаются глубиной и логической завершенностью, но который уже обрел твердую веру в повторение Харе Кришна маха-мантры и, отбросив все сомнения, занимается преданным служением в соответствии с предписаниями шастр, следует считать мадхиама-адхикари. Такой человек очень удачлив» (Ч.-ч, Мадхйа, 22.67). Мадхиама-адхикари - это шраддхаван, человек, обладающий незыблемой верой, и у такого человека есть все возможности для прогресса в преданном служении.

(Шрила Прабхупада, Нектар Наставлений, мантра 5)

 

Шрила Прабхупада дает следующее определение веры:

 

Вера - это твердая убежденность в том, что, просто служа Верховному Господу, Шри Кришне, можно достичь высшей ступени совершенства.

(Бхагавад Гита 9.3, комментарий)

 

Так же, как вы помните из Введения, первая ступень в практике преданного служения тоже называется шраддхой,т.е. верой.Она является первым условием и квалификацией для возможности воспевать Святое имя на уровне шраддха-нама-абхасы. Первый стих Шикшаштаки Господа Чайтаньи описывает ее:

 

О мой Господь, только Твое святое имя способно даровать благословение всем живым существам, и потому у Тебя сотни и миллионы имен, таких, как Кришна и Говинда . В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии, и не существует строгих правил повторения этих имен. О мой Господь, по доброте Своей Ты даровал нам возможность легко достичь Тебя, повторяя Твои святые имена, однако я настолько неудачлив, что не чувствую к ним никакого влечения.

(Чайтанья Чаритамрита, Антья, 20.12)

 

Очевидно, что все мы уже начали с вами практику преданного служения, поэтому какая-то вера у нас уже есть. Однако крайне важно знать, каким же образом правильно поддерживать и развивать ее. Вера поддерживается двумя действиями: глубокими изучением и размышлением над смыслом Священных писаний, а так же общением с личностью, в чьем сердце живет глубокая и чистая любовь к Кришне.

Что же может разрушить нашу веру? Асат-санга, близкое общение с людьми, в чьем сердце живут вера и вкус к чувственным наслаждениям. Если мы симпатизируем материалистичному человеку и привязываемся к нему, то через канал этой привязанности из его сердца в наше перейдут все его качества, вкусы и желания.

 

Так, хотя Святое имя и достаточно могущественно, чтобы одарить нас любовью к Богу, чтобы повторять Его с верой, нам стоит изучать шастры, общаться с преданными, уже развившими в кус к воспеванию, и избегать близкого общения с непреданными.

 

Сосредоточенное воспевание.

 

Чтобы повторять очистительно, нам нужна вера и попытки избегать оскорблений, корнем которых является невнимательность. О вере и об оскорблениях мы поговорили. О невнимательности тоже, однако давайте вернемся к ней еще раз. Как же нам побороть ее во время воспевания? Во-первых, о чем мы должны думать, когда повторяем Святое имя?

 

Думать о Кришне – это нормально, но если мы думаем о чем-то, что не связано с Сознанием Кришны… Лучше всего повторять Харе Кришна и слушать каждое слово; тогда это будет очень эффективно.

(Лекция перед инициацией, Лос Анджелес, 1 декабря 1968)

 

То есть если мы думаем о своих мирских делах, то такое воспевание будет оскорбительным. Если мы думаем о Кришне или служении ему, то оскорблением это не будет, однако гораздо лучше, если во время воспевания мы не думаем, а просто слушаем Святое имя.

Что же делать, если несмотря на все наши попытки слушать Его, ум все равно продолжает отвлекать нас от воспевания? Просто игнорировать его.

 

Преданный: Шрила Прабхупада, мне очень тяжело контролировать свой ум во время повторения. Он блуждает.

Прабхупада: При чем здесь контроль ума? Тебе нужно повторять и слушать, только и всего. Нужно повторять языком и слушать звук, вот и все. Где здесь место уму?

(Утренняя прогулка, Гавайи, 3 февраля 1975)

Существует одно очень легкое оружие, которым можно побороть ум – игнорирование.

(Шримад Бхагаватам 5.11.17, комментарий)

 

Так же можно начать воспевать Святое имя громче.

 

Если что-то мешает вашему повторению, тогда повторяйте громче: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Так вы победите майю. Таково лекарство. По крайней мере, я так делаю.

(Лекция по Бхагавад Гите 7.14, Гамбург, 8 сентября 1969)

 

Однако, если у вас все равно не получается сконцентрироваться на Святом имени, то существуют различные техники, которые могут помочь вам в вашем воспевании. Мы крайне рекомендуем ими воспользоваться. Их вы можете найти в Приложении 2 нашего учебника.

Кстати, у многих возникает вопрос о скорости повторения джапы. Скорость должна быть комфортной, однако не мешающей нам слышать каждое слово мантры.

 

Повторять джапу нужно рано утром, предпочтительнее всего во время Брахма-Мухурты. С полной концентрацией. Концентрируйся полностью на звуковой вибрации мантры, произнося отчетливо каждое слово, и постепенно твоя скорость в повторении естественным образом возрастет. Не волнуйся сильно о том, чтобы быстро повторять, самое важное – слышать.

(Шрила Прабхупада, письмо Радха-валлабхе, 6 января 1972)

 

Правильное умонастроение.

 

Подведем промежуточный итог. Мы разобрали природу Святого имени, поговорили об оскорблениях и о стадиях воспевания. Однако к чему нас приведет все это знание, если при этом у нас все равно не будет должного настроения при воспевании? Да, к оскорбительному повторению и увеличению ложного эго. Ложное эго усилит нашу концепцию «Я – тело», и мы начнем совершать еще больше апарадх, что, в конце концов, уведет нас от воспевания. И наоборот, находясь в правильном состоянии сознания, мы сможем воспевать Святое имя всегда и везде.

 

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада харих

Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже травинки. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа, и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять Святое имя Господа постоянно.

(Чайтанья Чаритамрита, Aнтья, 20.21)

На нашем уровне преданного служения данный стих является ключом к воротам, отделяющим нас от премы. Так смирение и настроение служения –необходимые условия нашего прогресса в духовной жизни.

 

Тот, кто повторяет Святые имена Господа - маха-мантру Харе Кришна, - как правило, поначалу допускает много оскорблений, которые называются нама-абхаса и нама-апарадха. Такое повторение маха-мантры не дает возможности обрести совершенную любовь к Кришне. Поэтому необходимо повторять маха-мантру в соответствии с принципами, изложенными в приведенном выше стихе: тринад апи су-ничена тарор ива сахишнуна. … Поэтому автор "Шри Чайтанья-чаритамриты", Кришнадас Кавираджа Госвами, призывает каждого всегда носить этот стих с собой как кулон на шее.

(Чайтанья Чаритамрита, Ади, 17.32, комментарий)

Поэтому давайте чуть более подробно разберем этот стих.

Быть смиреннее травинки(тринад апи суничена):

Люди в материальном мире часто под словом «смирение» понимают отсутствие чувства собственного достоинства. Однако таковым является ложное смирение или скрытая гордость. Искреннее же смирение означает не заниженную самооценку, а отсутствие ложного эго и присутствие несгибаемой решимости служить Кришне.

 

Трава в этом стихе упоминается потому, что все топчут ее, но она этому никогда не противится. Этот пример показывает, что духовный учитель или лидер любого ранга не должен гордиться своим положением. Ему следует всегда быть смиреннее обычных людей, и он должен, несмотря ни на что, проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху, повторяя мантру Харе Кришна.

(Чайтанья Чаритамрита, Ади, 17.31, комментарий)

 

Одно из качеств преданного - это постоянное чувство, что он еще не обладает милостью Кришны в достаточной степени, не служит Кришне в полную силу и недостаточно сильно любит Его.

 

В том преданном, в котором есть любовь к Богу, естественным симптомом является то, что он не считает себя преданным. Вместо этого он всегда считает, что у него нет ни капли любви к Кришне.

(Чайтанья Чаритамрита, Антья, 20.28, комментарий)

 

Так духовная жизнь предназначена для того, чтобы развить любовь к Богу, симптомом которой является истинное смирение. Но према может снизойти на нас только по милости, если мы стараемся повторять Святое имя в смиренном состоянии ума:

- С чувством беспомощности - как ребенок, взывающий к матери;

- С горячим желанием обрести связь с Кришной и чистое преданное служение Ему;

- С чувством раскаяния за свои оскорбления;

- С желанием повторять Святое имя внимательно;

- Считая, что ничто и никто, кроме Кришны, не смогут защитить нас.

 

Быть терпеливее дерева(тарор ива сахишнуна).

Преданный покоряет Кришну терпением и смирением, так же как разумная жена завоевывает мужа своими служением и покорностью. Он не требует ничего от Господа. Он готов ждать, когда Кришна дарует ему Свою милость. Дерево раздает свои цветы и фрукты - все, чем обладает. Всем и каждому. Оно терпит палящий жар и потоки дождя, но все же, дает прибежище другим. Так же и преданный удовлетворен тем, что к нему приходит, с радостью принимая все испытания за милость Кришны, и видя своей целью удовлетворение Кришны и преданных.

 

Развить терпение (тарор ива сахишнуна) очень трудно, но тот, кто искренне повторяет мантру Харе Кришна, естественным образом становится терпеливым. Человеку, который с помощью мантры Харе Кришна обрел духовное сознание, нет необходимости отдельно воспитывать в себе это качество, - все добродетели сами приходят к преданному благодаря тому, что он регулярно повторяет мантру Харе Кришна.

(Чайтанья Чаритамрита, Ади, 17.28, комментарий)

 

Не требовать уважения к себе(аманина).

Понимание – «Я – слуга», должно сохраняться у преданного в любой ситуации, какой бы деятельностью он ни занимался и какой бы пост ни занимал.

 

Не следует думать, что, если к тебе обращаются как к господину, или прабху, ты на самом деле становишься прабху. Не следует забывать о своем смиренном положении слуги, даже если к тебе обращаются как к прабху.

(Шрила Прабхупада, письмо Нандарани, 28 ноября 1967)

 

Оказывать всяческое почтение другим(манадена).

Преданному следует стараться видеть не материальные отождествления живых существ, а их индивидуальные духовные связи с Кришной.

 

йадж джнатва на пунар мохам эвам йасйаси пандава

йена бхутанй ашешани дракшйасй атманй атхо майи

Получив от осознавшей себя души истинное знание, ты никогда уже не окажешься во власти иллюзии, ибо это знание поможет тебе увидеть, что все живые существа - частицы Всевышнего, иными словами все они во Мне.

(Бхагавад Гита 4.35)

 

 

Таково настроение преданного при воспевании Святых имен. И повторяя их в таком умонастроении, мы придем к вопросу:

 

Почему 16 кругов? Почему не 16.000?!

 

Только в таком состоянии ума можно повторять Святое имя Господа постоянно(киртания сада Хари).

Повторение Святых имен является и нашей целью, и способом ее достижения.

 

Когда качество в повторении приходит, не нужно прилагать никаких усилий. У тебя будет вкус к повторению. У тебя тогда возникнет желание: «Почему шестнадцать кругов? Почему не шестнадцать тысяч кругов?». Вот это качество. Это качество. Ты не сделаешь этого сам. Поэтому по крайней мере шестнадцать кругов. Но когда ты достигнешь хорошего качества, ты почувствуешь: «Почему шестнадцать? Почему не шестнадцать тысяч?».

(Утренняя прогулка, Наироби, 2 ноября 1975 года)

 

И правда – почему?

 

Прабхупада: Абхьяса-йога… Вы практикуете это. Поэтому мы говорим: «Вы обязаны повторять по крайней мере шестнадцать кругов». Это абхьяса-йога. Когда кто-то становится привязан к повторению, ему больше не нужно находиться под дисциплиной. Но пока он не натренировался, он должен быть под… Как мальчик. Его наставляет учитель: «Ты должен сдать мне сочинение по крайней мере на 4 страницы». Тогда четыре страницы означает – писать и еще раз писать, тогда он наберется опыта. Поэтому существуют данные практики. Вы обязаны…

(Утренняя прогулка, Бомбей, 1 апреля 1974 года)

 

История такова, что в начале нашего движения Шрила Прабхупада предложил своим ученикам повторять 64 круга в день, однако те сказали, что это невозможно. Тогда он предложил повторять 32, но и это оказалось слишком сложным для его учеников. Тогда Шрила Прабхупада согласился установить стандарт в 16 кругов, добавив, что это – абсолютный минимум. Таков был и минимальный стандарт среди учеников его духовного учителя, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура – ему следовали проповедники, чтобы оставить больше времени на проповедь, хотя остальные ученики повторяли по 64 круга в день.

 

Поскольку люди на Западе не способны на длительное сосредоточение при чтении мантры на четках, для них в движении Сознания Кршны установлена минимальная норма - шестнадцать кругов мантры ежедневно. Однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что того, кто не повторяет каждый день по меньшей мере шестьдесят четыре круга джапы (то есть сто тысяч имен), следует считать падшим (патитой). Согласно этому критерию, практически все мы падшие, однако то, что мы со всей искренностью и серьезностью стараемся служить Верховному Господу, позволяет нам надеяться на милость Господа Шри Чаитанйи Махапрабху, которого называют патита-паваной, спасителем падших.

(Шрила Прабхупада, Нектар Наставлений, стих 5, комментарий)

 

Так, нам следует стараться учесть все то, что мы разобрали в этой теме. И понимая природу Святого имени, нашу связь с Ним, стараясь избегать оскорблений, сосредоточенно, в смиренном состоянии ума повторять Святое имя, не останавливаясь на нашем минимуме шестнадцати кругов, но используя каждую свободную минуту в развитии наших отношений со Святым именем. И тогда успех нам гарантирован.

 

Поклоняйтесь Божествам, поливайте Туласи, повторяйте по крайней мере шестнадцать кругов, следуйте правилам и предписаниям, регулирующим принципам. Тогда ваша жизнь будет успешной. Не пренебрегайте. Продолжайте быть очень серьезны в этом. И в этой одной жизни вы пойдете домой, к Богу. Это гарантированно. Я не обманываю вас. Кришна говорит ман-мана бхава мад-бхакто мад-яджи мам намаскуру, мам эваисьяси асамшаях (Бг. 18.55). Асамшаях, «Без каких-либо сомнений, просто следуя этим правилам и ограничениям,» мам эвайсьяси, «ты вернешься ко Мне.»

(Лекция по Шримад Бхагаватам 6.1.49, 1 августа 1975 года)

 

Введение.


В наш век раздоров и лицемерия никакие другие средства духовного самоосознания не являются столь эффективными, как пение и повторение маха-мантры:

(Шрила Прабхупада, Наука самоосознания)

Шрила Прабхупада воплотил в жизни то, о чем проповедовал. Благодаря этой мантре он сотворил великое чудо. Всего за одиннадцать лет Шрила Прабхупада лично распространил Сознание Кришны по всему Земному шару. Благодаря повторению этой Харе Кришны маха-мантры миллионы страдающих душ получили облегчение, умиротворение, бескрайнее счастье, и самое главное - они получили возможность вспомнить свои изначальные любовные отношения с Верховной Личностью Бога Шри Кришной.

 

И мы находимся в их числе. С нашей стороны остается лишь быть благодарными Шриле Прабхупаде, ценя тот дар, что он нам оставил. Ценить, в частности, значит прикладывать усилия к тому, чтобы самим развивать отношения со Святым именем и помогать в этом другим. Давайте немного поговорим об этом…

Юга дхарма.

 

Давайте прежде всего поговорим о важности повторения Святых имен. Шастры утверждают, что Святое имя – это особое воплощение Кришны в век Кали.

 

Святое Имя Кришны, Харе Кришна маха-мантра, - это аватара Кришны в век Кали. Простое повторение Святого Имени может спасти всю вселенную.

(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья, 22. 113, комментарий)

 

Поэтому именно повторение Святых имен является основным способом достижения духовного совершенства и обретения милости Кришны. Ведь если Кришна захотел прийти в век Кали в виде Святого имени, то значит, нам нужно научиться строить отношения с Ним именно в том виде, в котором Он захотел появиться. Более того, Святое Имя – это не только основной, но и единственный путь к духовному совершенству.

 

харер нама харер нама харер нама эва кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха

Святое имя, Святое имя, Святое имя Господа - вот путь духовного развития для тех, кто живет в эпоху Кали. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути.

(Чайтанья Чаритамрита, Ади 7.76)

 

Мы знаем, что Кали юга - это эпоха, когда у людей много недостатков: плохая память, короткая жизнь, слабое здоровье и т.д., поэтому им сложно следовать тем методам религиозной практики, что существовали в другие эпохи. Процесс же воспевания Святых имен прост и возвышен одновременно.

 

Преданное служение, то есть деятельность в Сознании Кришны, - это прямой путь к успеху, а все остальные пути, даже если они рекомендованы в священных писаниях, являются окольными. В век Кали прямой метод более практичен, нежели окольные пути, так как люди в этот век живут недолго, не отличаются большим разумом, постоянно терпят нужду и обременены множеством мучительных забот и проблем.

(Шримад Бхагаватам 3.21.7, комментарий)

 

Шрила Прабхупада часто упоминал этот факт. Люди Кали-юги практически ни на что не способны в духовном отношении, они очень ленивы и пребывают в постоянном беспокойстве. Но для пения Святого Имени не требуется никаких особых способностей или предварительной квалификации, нет никаких ограничений по времени и месту. Единственное, что нужно - это искренность.

 

Почему же Маха-мантра?

 

Кто-то может задать справедливый вопрос - почему же из всех возможных комбинаций бесконечного множества имен Господа мы повторяем именно Харе Кришна Маха-мантру? Во-первых, потому что именно Ее завещал нам повторять Господь Чайтанья. А так же потому, что имя «Кришна» - это основное имя Господа, «Рама» - это так же имя Самого Кришны, означающее «Источник счастья» (так же это имя Господа Рамачандры и Господа Баларамы, но прежде всего это имя Господа Кришны), а «Харе» - это энергия Кришны, через которую мы обращаемся к нему.

 

Когда мы говорим о Кришне, мы имеем ввиду Бога. В мире и во вселенной существует много имен Бога, но Веды утверждают, что имя Кришна наивысшее. Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху советовал повторение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, как высший способ самоосознания в этот век.

(Шрила Прабхупада, Царь Знания)

 

Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-Отца, и Господь являет Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру.

(Шрила Прабхупада, Наука Самоосознания, Повторение мантры Харе Кришна)

 

Смысл же всей мантры, как объясняет Шрила Прабхупада, таков:

 

Поэтому Чайтанья Махапрабху учит нас, что если Бога и стоит о чем-нибудь просить, то только о том, чтобы Он позволил нам служить Ему. В этом смысл Харе Кришна маха-мантры . Повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, мы фактически обращаемся к Господу и Его энергии, Харе. Хара - это внутренняя энергия Кришны, которую олицетворяет Шримати Радхарани или Лакшми. Это дайви пракрити, и преданные всегда ищут Ее покровительства. Поэтому вайшнавы поклоняются Радхе-Кришне. Произнося Харе Кришна маха-мантру, мы сначала обращаемся к внутренней энергии Кришны, Харе: "О Радхарани! О Хара! О энергия Господа!", - а затем обращаемся к Самому Кришне. Мы зовем Их и, когда Они откликаются на наш зов, мы просим Их: "Пожалуйста, позвольте мне служить Вам!" Вот о чем нужно молить Бога. Нет ничего глупее, чем просить: "Господи, дай мне денег, дай красавицу-жену. Дай мне учеников и последователей. Позволь занять высокое положение в обществе. Помоги прославиться". Все это - материальные желания, которые оскверняют бхакти.

(Шрила Прабхупада, учение Господа Капилы, глава 14)

 

Основа бхакти.

 

Итак, единственным способом духовного прогресса в век Кали является повтор

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...