Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отечественный и зарубежный опыт страхования автогражданской ответственности

Историческая справка, отечественный и зарубежный опыт, распространенность на рынке

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС впервые появилось в Норвегии (1913 г.). До начала Второй мировой войны обязательное страхование ввели ряд стран Западной Европы и штатов США. В частности, Дания (1919 г.), штат Массачусетс (1927 г.), Швеции (1929 г.), Великобритания (1930 г.), Швейцария (1933 г.). Во второй половине ХХ в. обязательное страхование действовало уже во многих развитых и развивающихся странах мира.

Базовая цель обязательного страхования автогражданской ответственности в Евросоюзе — полностью покрыть ущерб пострадавших в результате ДТП. Поэтому лимит страхового возмещения ущерба имуществу по ОСАГО составляет: в Италии - 774 685 евро, в Германии - 511 292 евро, в Великобритании - 250 000 фунтов стерлингов, во Франции - 460 000 евро.

Выплаты по ущербу здоровью в Германии могут достигать 2,55 млн. евро на человека, а в Великобритании и Франции не ограничены вообще. Если человек после аварии стал инвалидом, ему пожизненно выплачивается ежемесячная компенсация, измеряющаяся пятизначными цифрами.

Вообще, в европейских странах компании выплачивают клиентам около 90% от полученных премий, «живя» на проценты от инвестиционного размещения денежных средств (банковские депозиты, ценные бумаги, облигации и т. п.).

Западный автовладелец платит за полис ОСАГО значительно больше российского. Суммы страховых взносов в Европе начинаются примерно с 700 евро. В Германии, например, хозяину автомобиля гольф-класса, который в течение трех лет не попадал в ДТП, полис обойдется в 1000-1200 евро в год. Застраховать более дорогой автомобиль стоит от 3700 евро. А в Италии расходы на автогражданку зависят даже от пола водителя: женщинам предоставляют скидки, поскольку считается, что они ездят более аккуратно.

Самая либеральная система КБМ (бонус - малус)в Европе действует в Британии: страховщики здесь всегда были свободны в выборе и тарифных факторов, и применения системы «бонус-малус». Некоторые британские компании уверяют, что не штрафуют за аварийную езду, а предоставляют только скидки за безаварийность. Если же за страховой период случались аварии, водитель переходит в тот класс, в котором страховка обходится в 100% базовой цены, Но некоторые автостраховщики для повышения лояльности клиентов предлагают им «защищенную скидку». Она работает так: если на протяжении пяти лет у водителя не было страховых случаев, то за первую или даже вторую аварию компания не наказывает, и страхователь получает свой бонус, как будто ДТП с его участием и не было.

До 1994 г. в Германии были установлены тарифные ограничения, но сейчас местные страховые компании, как во всей Европе, свободно устанавливают тарифные ставки.

Система КБМ в Германии насчитывает 29 классов. В максимальный класс, в котором страховка обойдется клиенту в 245% от базовой стоимости полиса, попадают те, кто только что получил права и не имеет опыта езды за рулем.

Во Франции нет таблицы классов КБМ. За каждый безаварийный период водитель получает 5%-ную скидку, а за аварийный — 25%-ную надбавку, если водитель виновен в ДТП, и 12,5%-ную, если вина признана обоюдной. При этом полис не может стоить меньше 50% и дороже 350% после применения КБМ.

Также во Франции действуют специальные нормы, поощряющие аккуратных водителей. Так, после двух лет безаварийного вождения страховая премия не может превышать 100% от базовой стоимости полиса, даже если предыдущие пять лет, например, клиент каждый год становился виновником ДТП. Если в течение трех лет подряд водитель ездил без аварий, то одна авария не влияет на его скидку и он вновь спускается на одну тарифную ступень. Второй случай ДТП здесь будет считаться как первый, третий как второй и т. д.

КБМ во Франции привязан к истории водителя: при смене автомобиля, а также при смене страховщика эта история сохраняется.

i Термин «бонус - малус» (от лат. Bonus - Malus – «хороший - плохой») – система скидок и надбавок к базисной тарифной ставке, которая изменяет размер страховой премии в зависимости от истории страховых случаев водителя/владельца ТС.

По российскому Закону об ОСАГО выплата пострадавшему производится с учетом износа: если автомобиль подержанный, то денег, выплаченных за разбитую фару, не хватит на покупку новой; в Европе амортизация не учитывается вообще.

В Америке обязательное страхование автогражданской ответственности осуществляется в 45 штатах из 50. Минимальный пакет стоит от $500 в год, но условия страхования, например минимальная сумма страхового покрытия и величина взноса, в каждом штате свои. В одном владелец авто даже не сможет зарегистрировать его без полиса ОСАГО, в другом никто не потребует у водителя страховой полис до первой аварии или нарушения. Тарифы на автострахование в США неподконтрольны государству и устанавливаются страховыми компаниями.

Отсутствие полиса ОСАГО в странах Евросоюза наказывается по закону, причем намного строже, чем в России.

В Англии Дорожный кодекс запрещает управлять транспортным средством при отсутствии страхового договора, в котором отмечаются прежние аварии водителя.

В Испании в середине 2008 года вступила в действие система, которая определяет наличие полиса обязательного страхования транспортного средства с помощью радара на патрульной машине: прибор считывает номера машин и сверяется с банком данных о страховании.

Штраф за отсутствие полиса у владельца мопеда - 1000 евро, 1250 евро берут с мотоциклиста, 1500 «стоит» незастрахованный легковой автомобиль, 2600 - грузовик.

В России система ОСАГО начала использоваться только в 2003 году. В то время введение обязательного страхования было насущной необходимостью из-за аварийности на российских дорогах. Вызывая вначале недовольство среди водителей, ОСАГО сыграло большую роль в развитии страхового бизнеса.

Опытный юрист разъясняет молодому коллеге:

- Представьте себе, что на брюках у Вас всего две пуговицы, и одна из них оторвалась.

Тогда вся тяжесть ответственности ляжет на вторую пуговицу.

Но в последние годы ОСАГО стало подвергаться значительной критике со «всех сторон». СК недовольны тем, что ОСАГО превратился в убыточный продукт (убыточность превысила 100%), а автолюбители недовольны критериями оценки ущерба, так как выплаты не соответствуют ожиданиям.

Большая убыточность ОСАГО в нашей стране связана с тем, что постоянно растут затраты на ремонт ТС (в первую очередь, растет стоимость запасных частей, деталей), больше количество аварий (в том числе с гибелью людей) на дорогах, чем в других странах. Частота ДТП растет не только из-за «менталитета» наших водителей, но и плохого состояния дорог, некачественной работы автодорожных служб. По статистике ежегодно на дорогах нашей страны погибает население небольшого городка.

Изменения, внесенные в Закон об ОСАГО, вступившие в силу в 2014 - 2015 годах, направлены на усовершенствование системы страхования ОСАГО. Дважды были повышены тарифы, также внесены изменения и в процедуры урегулирования убытка, увеличены страховые суммы за вред жизни и здоровью, а также имуществу.

Возможно, что внесенные изменения улучшат положение ОСАГО на страховом рынке, но остается много проблем с нарушениями СК сроков выплат, с занижением сумм выплат. А потому система страхования ОСАГО требует еще многих доработок и улучшений.

Увеличение страховых сумм по ОСАГО может повлиять на сборы премий по ДАГО, т.к. автомобилисты могут посчитать, что новых страховых сумм хватит для возмещения ущерба по аварии.

Но главным фактором улучшения положения на дорогах и снижения числа аварий является увеличение сознательности самих водителей, так как основная масса ДТП происходит из-за нарушения ими Правил дорожного движения РФ и неуважительного отношения друг к другу.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...