Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, сущность, цели, задачи и принципы менеджмента?

Становление и развитие теории и практики менеджмента. Эволюция научных школ управления?

1.Этапы разв-я теории и практики мен-та. Ни одна орг-ция не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деят-ти и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в наст. время, появилось не сразу.Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась необ-ть управления.На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним челове­ком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере раз­растания групп и усложнения выполняемых ими ф-­ций, появилась необ-ть разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.1-й период – Древний (9-7тыс. л. до н.э примерно до 18в.). Древние греки (Платон) уделяли особое внимание вопросам организации и управления произ. процес­сами, заботились о четкой специализации рабочих.У Сократа дается понимание упр-ния как особой сферы чел.деят-ти. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.2-й период – Индустриальный (1776-1890гг.). Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышл. революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На произв-ве появился мастер.На этом этапе разв-я упр-ния только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за раб-ками к принципу орг-ции труда на научных основах. Большой вклад в форм-ние науки управления внесли анг­лийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит (проанализировал разл. Формы разделения труда и дал хар-ку обязанностей государя и гос-ва) и Давид Рикардо, англ.социалиста-утописта Роберта Оуэна (Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на пр-ве (его идеи гуманизации упр-ния произ-вом, признание необ-ти обучения, улучшений условий труда). 3-й период – Систематизации (1856-1960гг.). Наука об упр-нии все время развивается. Жизнь заставляла искать более систематизированные подходы к упр-нию. Возн-ние крупных по масштабу произ-в, необ-ть обеспечения работой больших групп людей означали, что индив. владельцы больше не могли наблюдать за деят-тью всех раб-ков. Для этих целей обучали лучших раб-ков, чтобы они могли представлять интересы владельцев на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. 4-й период – Информационный (1960-н/вр). Более поздние теории упр-ния разрабатывались в основном представителями Школы науки управления (количественная школа - Акофф, Гольдбергер,Клейн,). Становление школы связано с раз­в-м математики, статистики, инженерных наук и дру­гих смежных с ними областей знаний.

2.Школа научного управления.Школа науч.упр-ния (1885—1920) связана с ра­ботами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Создатели школы считали, что, исп-я наблю­дения, замеры, логику и анализ, можно усовершен-­вать многие операции ручного труда. Хар-ным для школы науч. упр-ния была разработка оптимал. методов осущ-ния работы на базе научн.изучения затрат времени, движений, усилий (Гилберты изучали операции, исп-зуя кинокамеру, чтобы опр-ть время необ-мое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял кол-во руды, угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера); систематическое исп-ние стимулирования с целью заинтересовать раб-ков в увел-нии производитель­ности и объема произв-ва. Предусматривалась возмож­ность перерывов в произв-ве, в том числе и для отды­ха. Кол-во времени, выделяемое для выполнение оп­ред.заданий, было реалистичным, что давало рук-ву возм-ть устанавливать нормы произв-ва, которые были выполнимы, и платить допол-­но тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, кото­рые произв-ли больше, вознаграждались больше. При­знавалась важность отбора людей, которые физич. и интел. соответство­вали выпол-мой работе; подчеркивалось большое зна­чение обучения.Школа науч. упр-ния выступала за отделение управл. ф-ций обдумывания и план-ния от факт-го выполнения работы. Работа по упр-нию — это опред.специальность, и орг-­ция в целом выиграет, если каждая группа раб-ков сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Концепция науч. упр-ния стала серьезным переломным этапом, благодаря кот. упр-ние стало признаваться как самост. область науч.исследований. Впервые рук-ли-практики и ученые увидели, что методы и подходы исп-мые в науке и технике м.б. эф-но исп-ны в практике достижения целей орг-ции. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рациона­лизации труда рабочих и исследованием возмож­ностей увеличения выпуска продукции за счет роста произв-ти труда.Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой дея­тельности применительно к любому производству независи­мо от рода его деят-ти.Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области орга-ции произв-ва. В системе Тейлора центральное место занимал руч­ной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии сис-мы Тейлора.

Школа человеческих отношений.

Движение за человеческие отн-ния зародились в ответ на неспособность со стороны представителей научного упр-ния и классической школы полностью осознать человеч. фактор как основной элемент эф-ти орган-ции. Поэтому школу психологии и че­ловеч.отн-ний, которая устранила недостатки классической школы, часто наз-ют неоклассической школой.Наибольший вклад - Мэри Фоллегт и Элтон Мэйо. Эксперименты Мэйо открыли новые направления в теории управ-ния. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая з/пл не всегда вели к повышению произ-ти труда. Силы, возникшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Поздние исследования, проведенные Маслоу, помогли понять это явление. Мотивами поступков людей, явл. в основном не экономич. силы, а различные потребности, кот. могут лишь частично удовлетворить с помощью денег. Основываясь на этом, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих раб-ках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увел-нию произв-ти, они рекомендовали исп-ть приемы упр-ния человеч. отн-ями, включающие более эффект-ные действия начальников, консультации с раб-ками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.К недостаткам школы психологии и человеческих от­н-ний можно отнести игнорирование вопросов са­моупр-ния и самоорг-ции рабочих в произв-ве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью соц-но-псих-ких методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отн-ний, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях мен-та. Наиболее последовательно концепция мо

тивации развита видным представителем школы психологии и че­ловеческих отн-ний, профессором школы мен-та Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие со­держания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руково­дства, поведения людей в орг-циях.

 

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как он определяется координируемыми процессами. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, документы.

Специализированные функции включают в себя управление:

1. Производством;

2. Экономикой и финансами;

3. Персоналом;

4. Маркетингом;

ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование (стратегическое) – это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу всех управленческих функций. Другие функции: организация, мотивация и контроль ориентированы на выполнение стратегических планов.

Наиболее существенным при планировании является выбор цели организации. Для того чтобы цели способствовали эффективной деятельности организации, они должны соответствовать ряду требовании, быть конкретными и измеримыми.

Началом выполнения функции планирования является постановка целей. Она включает следующие этапы:

1. Выбор цели;

2. Определение исходных предпосылок для предстоящего принятия решений;

3. Поиск и определение альтернатив для принятия решений;

4. Выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся;

5. Исполнение плана.

При выполнении функции планирования, как правило, принимаются эффективные решения. В основе принятия таких решений лежит действие двух факторов:

а) Выбор наилучшей альтернативы;

б) Учет возможностей исполнителей принимаемого решения;

Этими факторами определяется качество решения. Эффективное решение может быть выражено условно формулой:

Эффективность решения = Качество решения x Принятие его исполнителями.

Планирование исключает выполнение незапланированных действий, поскольку они могут быть неадекватны поставленной цели.

При осуществлении функции планирования учитываются следующие требования:

1. Устранить отрицательный эффект неопределенности и измерения;

2. Сосредоточить внимание на основных задачах этого этапа;

3. Составить бюджеты;

ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

А. Файоль говорил об организации как об одной из функций управления: «Организовать предприятие – значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом».

Исходными предпосылками выполнения функции организации являются следующие факторы:

а) Учет руководителем своих возможностей (потенциальных и реальных), а также имеющихся резервов (материальных, людских);

б) Учет возможностей своих исполнителей;

в) Правильная расстановка персонала.

Смыслом организационной работы менеджера является установление и поддержание определенного порядка в деятельности. Организация в сфере управления – это работа с персоналом, создание организационных систем, маркетинговая, информационная и экономическая деятельность коллектива. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Для того чтобы организация могла выполнить свои цели, ее задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. По этой причине управление является важнейшей деятельностью в организации.

Общее для всех организаций – это то, что они нуждаются в управлении. Большинство организаций имеют горизонтальное разделение труда. Классический пример которого: производство, финансы и маркетинг. Это основные виды деятельности, которые необходимы для успешной работы организации представлены в приложение Г, схема 3 действий менеджера по выполнению функций организации.

ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ

В жизни поведение человека всегда мотивировано. Под мотивом понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей, мотивация – система факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи.

Мотивация в организационном контексте – это процесс побуждения себя и других работников к активной деятельности для удовлетворения личных потребностей и для достижения целей организации. С другой стороны, мотивация как создание внутреннего побуждения к желательным действиям является сложным психологическим процессом. Цепочка взаимосвязи основных факторов, обуславливающих поступки человека, выглядит следующим образом: внешняя среда – потребности – интересы – побуждение – решение действовать – установка – поступок (действие).

ФУКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Контроль – одна из основных функций обеспечения процесса управления. Она занимает большую часть времени менеджера. Функция планирования циклична: в начале периода, года, квартала и т.д. Функции контроля в том или ином виде менеджеру приходится выполнять ежедневно. Поэтому контроль – главный инструмент выработки политики и принятия решения. Есть только одна задача выше рангом – это постановка цели.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если полученные результаты в существенной степени отличаются от установленных стандартов.

В процессе выполнения функции контроля руководитель сталкивается с проблемой акцента контроля с прошлого на будущее. Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвращения будущих ошибок, однако, изучив особенности работников, с определенной долей вероятности возможно предвидеть степень и особенности ошибок, предпринять меры для их недопущения.

Осуществление функции контроля – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. И контролировать может только тот, кто знает, что в действительности должно быть, и своевременно делает это достоянием других.

При правильном контроле можно быстро получить данные об успехах или неудачах и сделать выводы на будущее. Контроль за результатами деятельности является очень важным, поскольку именно он определяет успех организации. Оценка основных результатов выполнения поставленных задач организации является предпосылкой целенаправленного контроля.

Методы менеджмента?

Планирование как функция управления: сущность, процесс, структура?

Функция управления – планирование

Планирование – это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планирование – это непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы.

В ходе планирования разрабатываются планы. План– это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы хотите достичь?

2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Можно действовать разными способами, однако необходимо выбрать из них наилучший.

3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить достижение поставленных целей?

4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия?

5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные задачи? Можно ли его улучшить?

7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, определить сроки выполнения работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

– по степени охвата (общее и частичное);

– по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий);

– по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);

– по срокам (стратегические (долгосрочное), тактические (среднесрочные) оперативные (краткосрочные, связанные с повседневным выполнением задач));

– по степени адаптивности (жесткое и гибкое).

Критерии оценки эффективности планирования:

- полнота планирования;

- точность планирования;

- непрерывность планирования;

- эластичность и гибкость планирования;

- экономичность планирования;

- возможность контроля за выполнением планов;

- возможность оперативной корректировки планов.

 

 

7. Организация планирования на предприятии. Виды планов и методы их разработки?

2.1. Виды и формы планов

 

Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.

 

По содержанию планов следует выделять технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное планирование, а также бизнес-планирование и т. д. Каждый из этих планов предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.

 

По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

 

По методам обоснования находят применение следующие системы планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования. Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.

 

В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Индикативное планирование – это по существу государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.

 

По времени действия планы бывают долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными и текущими. Долгосрочные планы разрабатываются на длительный период (10 и более лет) и призваны определить долговременную стратегию функционирования предприятия. Среднесрочные планы разрабатываются на период от года до 3–5 лет. Иногда они имеют форму скользящих планов: первый год детализируется до уровня плана текущего года и осуществляется их ежегодная корректировка. Краткосрочные (текущие) планы разрабатываются на срок от одного года и – в зависимости от комплексности, объектов планирования – до одних суток.

 

По сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; объектами планирования в том или ином случае служат соответствующие производственная система или подразделение предприятия.

 

По стадиям разработки планирование бывает предварительным и окончательным. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают силу закона.

 

По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

 

По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное.

 

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

 

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

 

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.

 

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

 

По содержанию разрабатываемые на предприятии планы классифицируются как технико-экономические, оперативно-производственные и бизнес-планы инвестиционных проектов. Соответственно и планирование делится на технико-экономическое (ТЭП), оперативно-производственное (ОПП) и бизнес-планирование инвестиционных проектов.

 

С помощью ТЭП разрабатываются планы деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим и социальным показателям. С помощью ОПП осуществляется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его регулирование.

 

Бизнес-планирование инвестиционных проектов дает оценку целесообразности осуществления какого-то проекта и привлечения для этого инвестиций.

 

Рассмотренная классификация планов соответствует реальной действительности. На большинстве российских промышленных предприятий имеются стратегические, долгосрочные и среднесрочные планы, текущие технико-экономические и оперативно-производственные планы, планы работы предприятий и их структурных подразделений, бизнес-планы инвестиционных проектов.

 

Различия между ТЭП и ОПП представлены в табл. 1[2].

 

Таблица 1

 

Различия между технико-экономическим и оперативно-производственным планированием

 

В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято выделять четыре основных вида временной ориентации, или типологии составления планов. По классификации Р. Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других – на настоящее (инактивная), у третьих – на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования.

 

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

 

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства.

 

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий.

 

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскания путей его построения.

 

 

2.3. Методы и средства планирования

 

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:

 

• балансовый метод;

 

• метод экономического анализа;

 

• нормативный метод;

 

• метод экономико-математического моделирования, в том числе сетевое планирование;

 

• метод технико-экономического обоснования;

 

• деловое планирование (бизнес-планирование).

 

Балансовый метод является господствующим в планировании и представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью добиться их равновесия (баланса). Балансы на уровне предприятия позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике и использовании; об обеспеченности ресурсами и т. д. Данный метод позволяет получить четкое представление об использовании фонда времени работы оборудования, а также о фонде рабочего времени персонала и его структуры и др.

 

Метод экономического анализа заключается в применении сопоставлений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов на результаты производства, в разложении процессов на составные части и определении ведущих звеньев и на этой основе – «узких мест» и ключевых проблем развития и др. При реализации системного подхода экономический анализ преобразуется в комплексный метод анализа и синтеза проблем планирования.

 

Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материальных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, амортизационных отчислений и т. п.) и нормативов (влияния на окружающую среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических расчетах.

 

Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов и методов, используемых в планировании: методов линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; моделей сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.

 

Метод технико-экономического обоснования применяется для разработки обоснования мероприятий, включаемых в планы, и показателей плана.

 

Деловое планирование (составление бизнес-плана) применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий.

 

В процессе планирования ни один из рассмотренных методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.

 

Координация как функция управления обозначает упорядоченное создание иерархической структуры, которая призвана обеспечить распределение задач, урегулирование полномочий руководства и ответственности в различных процессах деятельности, и четкого структурирования всех процессов производства. Такие процессы направлены в первую очередь на создание и интеграцию эффективной системы выполнения задач стоящих перед предприятием.

Координация как функция управления выполняется при помощи установленных правил общих для исполнения, хотя для отдельных процессов могут создаваться отдельные правила. Поэтому с первыми в основном связывают само понятие организации, а с последними, понятие управления на оперативном уровне.

Координация как функция управления незаменима для структур, которые занимаются повторяющимися задачами и процессами. Именно в данном случае и появляются, свод общих правил которые предписывают порядок выполнения таких повторяющихся операций и работ.

А процесс оперативного управления выражается в специальных указаниях, которые соотносятся с конкретными случаями и процессами производства или же случаях которых возникают в нетипичных ситуациях и обстоятельствах. В данном случае общая структура организации на производстве может быть попросту не эффективной. В данном случае регулирование как функция управления позволяет скоординировать процессы организации и оперативного управления, определить задачи для подразделений и руководящего состава, а так согласовать общие и специальные решения в зависимости от ситуации.

Координация как функция управления в ракурсе организации производства может обусловливаться двумя причинами:

Во-первых, при однообразности процессов и технологий на длительном промежутке времени такой подход позволяет разработать единые (общие) решения, что позволит в будущем использовать без необходимости постоянно принимать новые, что вызовет неэффективность и затягивание управленческих процессов.

Однако координация как функция управления может иметь и ряд отрицательных моментов - в основном это существенное снижение гибкости структурных подразделений предприятия (так как утрачивается часть полномочий).

Такие негативные воздействия могут произойти в результате:

- чрезмерной схематизации, при которой все хозяйственные процессы перерастают в рутинное выполнение;

- ограничение принятия индивидуальных решений и свободного творчества при управлении;

- обезличивания процессов управления, что вызывает подмену в отношениях между персоналом, которые происходят не на основании их личного авторитета, а лишь на основании «буквы параграфа» правил и законов.

При возникновении последнего пункта негативных явлений следует обратить внимание и на такой процесс как социальный мониторинг как функция управления. Именно используя данный инструмент можно выявить переход отношений между персоналом от нормальных до обезличенных и системных.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

1.3 Факторы, определяющие требования к организационным структурам

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства.

На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы.

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях.

Виды организационных структур

Постоянно меняющаяся рыночная ситуация, необходимость внедрения новых технологий и освоения новой продукции, весьма слабая доля вероятности результатов прогнозирования заставляют многих специалистов скептически относиться к организационным схемам и настойчиво требовать их постоянной корректировки. Есть и такие бескомпромиссные суждения: "Взглянем правде в глаза и признаем, что все организационные сх

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...