Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы управления. Отчего зависит выбор метода управления?

Метод управления – способ осуществления управленческой деятельности, применяемый для постановки и достижения её целей.Методы управления функциональными подсистемами организации – связаны со структурой организации.

Методы управления в подсистеме ‘‘Производство’’.

а) анализ надежности;

б) контроль качества;

в) факторный анализ;

г) функциональный анализ;

д) исследование операций;

е) учет и анализ расходов;

ж) контроль использования трудовых и материально – технических ресурсов;

з) программирование, планирование и контроль производства.

Методы управления в подсистеме ‘‘Трудовые ресурсы’’

а) анализ и формирования системы управления персоналом;

б) планирование рабочей силы;

в) организация труда персонала, система оплаты труда;

г) управление деловой карьерой работника;

Методы управления в подсистеме ‘‘Маркетинг’’ (сбыт, реализация).

а) анализ положения организации на рынке товаров и услуг;

б) анализ возможностей организации на потенциальных рынках;

в) определение динамики выпуска продукции с учетом стадии ее жизненного цикла;

г) выявление потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта;

д) разработки маркетинговых концепций и .

2. Методы управления по реализации функций управления.

а) планирование (разработка прогнозов) – методы экстраполяции, регрессионного анализа, построение сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертной оценки, факторного анализа, формирования дерева целей и решений проблем;

б) организация – мотивация – организационно – распорядительные, экономические, социально – психологические методы управления ( см. стратегическое планирование);

в) координирование – методы коммуникации: методы межличностных коммуникаций; методы сбора, обработки и передачи информации; методы принятия и реализации управленческих решений;

г) контроль – методы зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций: методы сбора, обработки и интеграции итоговых сведений о деятельности организации и ее структурных подразделений за определенный период времени, (статистический учет); методы обеспечивающие ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции труда и т.д. (бухгалтерский учет); методы сборы информации о состоянии производственной деятельности подразделений (оперативно – производственный учет) и т.д.

д) Методы стимулирования (доп к Мотивации) – оплата труда: системы премирования: метод участия в прибылях; метол морального стимулирования; повышение по службе; обучение и т.д.

3. Методы принятия управленческих решений.

а) методы постановки проблем – методы анализа различного рода;

б) методы решения проблем:

- Логические методы – сравнение: выделение ‘‘узких’’ мест и ведущих звеньев; декомпозиции целого на составные элементы; группировки.

- Математические методы (описывают проблему) – моделирование; корреляционный и дисперсионный анализы; теория массового обслуживания; теория управления запасами; линейное и динамическое программирование; сетевое планирование и управление и др.

- Эвристические методы (основа их – творческое мышление) – аналогии: абстрактное; инверсия; мозговая атака; коллективный блокнот; морфологический анализ т.д..

в) методы организации выполнения принятых решений – метод бюджетирования, организационно – распорядительные методы.

 

Требования, предъявляемые к методам управления:

1. Практическая пригодность метода; адекватность проблеме, ситуации, персоналу;

2. Стоимость работ, влияющая на эффективность;

3. Результаты, получаемые при применении метода;, обеспечивающие необходимый уровень качества и количества;

4. Достоверность метода и результатов;

5. Стабильность решения, получаемого с помощью метода, характеризующая надежность;

6. Сбалансированность метода с другими методами.

Все методы управления имеют право существовать и их необходимо использовать комплексно применительно к конкретной ситуации и конкретному времени, оценив предварительно свои возможности в управлении

Планирование как функция управления: сущность, процесс, структура?

Функция управления – планирование

Планирование – это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планирование – это непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы.

В ходе планирования разрабатываются планы. План– это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы хотите достичь?

2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Можно действовать разными способами, однако необходимо выбрать из них наилучший.

3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить достижение поставленных целей?

4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия?

5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные задачи? Можно ли его улучшить?

7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, определить сроки выполнения работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

– по степени охвата (общее и частичное);

– по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий);

– по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);

– по срокам (стратегические (долгосрочное), тактические (среднесрочные) оперативные (краткосрочные, связанные с повседневным выполнением задач));

– по степени адаптивности (жесткое и гибкое).

Критерии оценки эффективности планирования:

- полнота планирования;

- точность планирования;

- непрерывность планирования;

- эластичность и гибкость планирования;

- экономичность планирования;

- возможность контроля за выполнением планов;

- возможность оперативной корректировки планов.

 

 

7. Организация планирования на предприятии. Виды планов и методы их разработки?

2.1. Виды и формы планов

 

Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.

 

По содержанию планов следует выделять технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное планирование, а также бизнес-планирование и т. д. Каждый из этих планов предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.

 

По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

 

По методам обоснования находят применение следующие системы планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования. Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.

 

В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Индикативное планирование – это по существу государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.

 

По времени действия планы бывают долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными и текущими. Долгосрочные планы разрабатываются на длительный период (10 и более лет) и призваны определить долговременную стратегию функционирования предприятия. Среднесрочные планы разрабатываются на период от года до 3–5 лет. Иногда они имеют форму скользящих планов: первый год детализируется до уровня плана текущего года и осуществляется их ежегодная корректировка. Краткосрочные (текущие) планы разрабатываются на срок от одного года и – в зависимости от комплексности, объектов планирования – до одних суток.

 

По сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; объектами планирования в том или ином случае служат соответствующие производственная система или подразделение предприятия.

 

По стадиям разработки планирование бывает предварительным и окончательным. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают силу закона.

 

По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

 

По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное.

 

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

 

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

 

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.

 

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

 

По содержанию разрабатываемые на предприятии планы классифицируются как технико-экономические, оперативно-производственные и бизнес-планы инвестиционных проектов. Соответственно и планирование делится на технико-экономическое (ТЭП), оперативно-производственное (ОПП) и бизнес-планирование инвестиционных проектов.

 

С помощью ТЭП разрабатываются планы деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим и социальным показателям. С помощью ОПП осуществляется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его регулирование.

 

Бизнес-планирование инвестиционных проектов дает оценку целесообразности осуществления какого-то проекта и привлечения для этого инвестиций.

 

Рассмотренная классификация планов соответствует реальной действительности. На большинстве российских промышленных предприятий имеются стратегические, долгосрочные и среднесрочные планы, текущие технико-экономические и оперативно-производственные планы, планы работы предприятий и их структурных подразделений, бизнес-планы инвестиционных проектов.

 

Различия между ТЭП и ОПП представлены в табл. 1[2].

 

Таблица 1

 

Различия между технико-экономическим и оперативно-производственным планированием

 

В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято выделять четыре основных вида временной ориентации, или типологии составления планов. По классификации Р. Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других – на настоящее (инактивная), у третьих – на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования.

 

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

 

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства.

 

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий.

 

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскания путей его построения.

 

 

2.3. Методы и средства планирования

 

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:

 

• балансовый метод;

 

• метод экономического анализа;

 

• нормативный метод;

 

• метод экономико-математического моделирования, в том числе сетевое планирование;

 

• метод технико-экономического обоснования;

 

• деловое планирование (бизнес-планирование).

 

Балансовый метод является господствующим в планировании и представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью добиться их равновесия (баланса). Балансы на уровне предприятия позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике и использовании; об обеспеченности ресурсами и т. д. Данный метод позволяет получить четкое представление об использовании фонда времени работы оборудования, а также о фонде рабочего времени персонала и его структуры и др.

 

Метод экономического анализа заключается в применении сопоставлений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов на результаты производства, в разложении процессов на составные части и определении ведущих звеньев и на этой основе – «узких мест» и ключевых проблем развития и др. При реализации системного подхода экономический анализ преобразуется в комплексный метод анализа и синтеза проблем планирования.

 

Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материальных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, амортизационных отчислений и т. п.) и нормативов (влияния на окружающую среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических расчетах.

 

Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов и методов, используемых в планировании: методов линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; моделей сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.

 

Метод технико-экономического обоснования применяется для разработки обоснования мероприятий, включаемых в планы, и показателей плана.

 

Деловое планирование (составление бизнес-плана) применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий.

 

В процессе планирования ни один из рассмотренных методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...