Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методическая основа управления качеством

Качество – потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность.

 

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Согласно международному стандарту ISO8402.1994, качество определяется как совокупность характеристик объекта деятельности процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности . В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия ”качество“. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности . Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце восьмидесятых годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

 

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства.

 

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непосредственно система качества, включающая обеспечение, повышение и управление качеством продукции.

Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формирует таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать коллектив предприятия на достижение поставленных целей.

 

Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынке сбыта, конкурентоспособность, научно–технический прогресс и борьба с конкурентами, состояние дел внутри предприятия. Формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества.

 

Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

 

Обеспечение качеством – это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации .

 

«Петля качества» – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» или жизненного цикла продукции:

 

 

- маркетинг, поиск и изучение рынка;

 

 

- проектирование и (или) разработку технических требований, разработку продукции;

 

 

- материально–техническое снабжение;

 

 

- подготовку и разработку производственных процессов;

 

 

- производство;

 

 

- контроль, проведение испытаний и обследований;

 

 

- упаковку и хранение;

 

 

- реализацию и распределение продукции;

 

 

- монтаж и эксплуатацию;

 

 

- техническую помощь и обслуживание;

 

 

- утилизацию после использования изделия.

 

 

Основными задачами управления качеством являются:

 

 

- изучение рынка сбыта;

 

 

- изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;

 

 

- разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;

 

 

- сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций:

 

 

- разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;

 

 

- сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;

 

 

- выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;

 

 

- выдача управленческих решений;

 

 

- анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.

 

 

Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.

 

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

 

Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.

 

Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель.

 

Субъект управления – управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

 

Цель управления качеством – это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.

 

Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.

 

Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар – рынок».

 

Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.

 

Политика в области качества является начальной точкой программы руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия.

 

Политика в области качества – это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия.

 

Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются:

 

 

- ситуация на рынке сбыта;

 

 

- конкурентоспособность продукции;

 

 

- научно–технический прогресс и борьба с конкурентами;

 

 

- состояние дел внутри предприятия;

 

 

- вложение инвестиций в развитие предприятия.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...