Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация кризисных ситуаций

Западные экономисты выделяют три стадии развития кризисной ситуации. Ранняя стадия характеризуется отдельными случаями проявления неэффективности в производстве и сбыте, которые выражаются в увеличении товароматериальных запасов при стабильных или снижающихся темпах роста объемов продаж, ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, возникновении проблем с поставками и качеством производимой продукции.

Промежуточная стадия отличается нехваткой материалов (как следствие экономии денежных ресурсов посредством сокращения уровня товароматериальных запасов), более частыми проблемами, связанными с качеством продукции, приостановкой поставщиками продаж в кредит и требованиями оплаты наличными, несвоевременной выдачей заработной платы.

На поздних этапах кризиса компания в целом находится в состоянии хаоса. Производственные графики не выполняются, нередки возвраты продукции из-за низкого качества, производство сдерживается хроническим недостатком материалов, увеличивается период сбора дебиторской задолженности. Кроме того, поставщики требуют наличной оплаты, а кредиторы - изменения условий кредита. Наконец, у компании наблюдается серьезная нехватка собственных оборотных средств.

Исходя из данных критериев можно заключить, что большинство российских предприятий находится на поздней стадии кризисной ситуации. Это вызывает необходимость совершенствования методов, принятых в отечественной теории и практике антикризисного управления.

87 принятие управленческих решений

Основания и значения признаков системы классификаций

Признаки классификации Значения признаков классификации
1. Предмет управления 1.1. Состав ОС (управление составом) 1.2. Структура ОС (управление структурой) 1.3. Множества допустимых стратегий (институциональное управление) 1.4. Целевые функции (мотивационное управление) 1.5. Информированность (информационное управление) 1.6. Порядок функционирования (управление порядком функционирования)
2. Расширение базовой модели 2.1. Многоэлементные ОС (число агентов и центров) 2.2. Многоуровневые ОС (структура) 2.3. ОС с распределенным контролем (структура) 2.4. ОС с ограничениями совместной деятельности (ограничения) 2.5. ОС с сообщением информации (целевые функции) 2.6. Динамические ОС 2.6.1. Число периодов функционирования 2.6.2. Дальновидность участников ОС (горизонт дальновидности) 2.6.3. Режим управления (текущий, скользящий, программный) 2.7. ОС с неопределенностью 2.7.1. Тип неопределенности (внешняя, внутренняя, игровая) 2.7.2. Вид неопределенности (интервальная, вероятностная, нечеткая 2.7.3. Процедура устранения неопределенности (максимальный гарантированный результат, взвешенный оптимизм, ожидаемая полезность, недоминируемые альтернативы) 2.7.4. Концепция решения игры (максиминное равновесие, равновесие в доминантных стратегиях, равновесие Нэша, точка Парето, С-ядро, вектор Шепли)
3. Метод моделирования 3.1. Теоретико-игровые модели 3.1.1. Некооперативные игры 3.1.2. Кооперативные игры 3.1.3. Повторяющиеся игры 3.1.4. Иерархические игры 3.1.5. Рефлексивные игры 3.2. Оптимизационные модели 3.2.1. теория вероятностей (теория надежности, теория массового обслуживания, теория статистических решений) 3.2.2. теории оптимизации (линейное и нелинейное, стохастическое, целочисленное, динамическое и др. программирование, многокритериальная оптимизация) 3.2.3. дифференциальные уравнения и оптимальное управление 3.2.4. дискретная математика (теория графов,теория расписаний и т.д.)
4. Функция управления 4.1. Планирование 4.2. Организация 4.3. Стимулирование 4.4. Контроль
5. Задача управления см. таблицу 3
6. Масштаб реальных систем 6.1. Государство 6.2. Регион 6.3. Предприятие 6.4. Коллектив 6.5. Индивидуум
7. Отраслевая специфика 7.1. Государственное управление 7.2. Муниципальное управление 7.3. Промышленность 7.4. Строительство 7.5. Транспорт и связь 7.6. Наука и образование 7.7. Сфера услуг

Таблица 3.

Задачи и механизмы управления

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАДАЧИ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Планирование механизмы планирования и принцип открытого управления; механизмы распределения ресурса; механизмы активной экспертизы; механизмы внутренних цен; конкурсные механизмы; механизмы обмена
Организация механизмы смешанного финансирования; противозатратные механизмы; механизм “затраты-эффект”; механизмы агрегирования; механизмы самоокупаемости; механизмы выбора ассортимента; механизмы закупок; механизмы оптимизации производственного и коммерческого циклов; механизмы назначения.
Стимулирование базовая модель стимулирования; дискретные задачи стимулирования; базовые системы стимулирования; стимулирование за индивидуальные результаты; стимулирование за результаты коллективной деятельности; унифицированные системы стимулирования; ранговые системы стимулирования бригадные формы оплаты труда; стимулирование в матричных структурах управления.
Контроль механизмы комплексного оценивания; механизмы согласия; многоканальные механизмы; механизмы опережающего самоконтроля; механизмы страхования; компенсационные механизмы.

 

88Процесс принятия решения, характеристика и стадии

Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата

Принятие решений – это совокупность психических процессов, основными функциями которых являются определение возможных вариантов действия, оценка их полезности и вероятности, выбор одного из возможных вариантов действия и оценка правильности сделанного выбора.

Рациональный выбор альтернатив

Рациональный выбор альтернатив состоит из следующих этапов:

1. Ситуационный анализ

2. Идентификация проблемы и постановка цели

3. Поиск необходимой информации

4. Формирование альтернатив

5. Формирование критериев для оценки альтернатив

6. Проведение оценки

7. Выбор наилучшей альтернативы

8. Внедрение (исполнение)

9. Разработка критериев (индикаторов) для мониторинга

10. Мониторинг исполнения

11. Оценка результата

Иррациональный выбор альтернатив включает все те же составляющие, но в таком «сжатом» виде, что трассирование (прослеживание) причинно-следственных связей становится невозможным.

3.2 Структура и содержание процесса принятия решения.

 

Процесс принятия решения - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Эта модель принятия решений идеализирована, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.

3.2.1 Анализ ситуации.

Анализ управленческой ситуации требует сбора и обработки информации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней среды и положение дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выявить проблемы, которые следует решать.

3.2.2 Идентификация проблемы.

Первый шаг на пути решения проблемы - её определение, или диагноз, полный и правильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему - наполовину решить её.

Существует два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному - проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня. В соответствии с другим - проблемы следует рассматривать так же как потенциальную возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта.

Выявление и формулировка проблемы - весьма сложная процедура. Дело в том, что в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов.

Доведение этих проблем до количественной определённости (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Все элементы работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.

3.2.3 Определение критериев выбора.

Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникающей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора.

3.2.4 Разработка альтернатив.

Следующий этап - разработка набора альтернативных решений проблемы. В идеале необходимо выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Менеджеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому они ищут не оптимальный, а достаточно хороший, приемлемый вариант, позволяющий снять проблему.

3.2.5 Выбор наилучшей альтернативы.

Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких, а не одного критерия, он всегда носит характер компромисса.

3.2.6 Согласование решения.

В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решения одни работники организации, принимают или утверждают - другие, а выполняют - третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несёт ответственность за решение, которое не разрабатывал; специалисты, готовившие и анализировавшие решения, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений. Принятие управленческих решений в организации довольно часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Именно организация, а не отдельный руководитель должны реагировать на возникающие проблемы. И не один руководитель, а все члены организации должны стремиться к повышению эффективности её работы. Конечно, менеджеры выбирают курс для организации, но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятие решения весьма существенную роль играет стадия согласования.

Лучший способ согласования решения состоит в привлечении работников к участию в процессе его применения. Разумеется, что встречаются ситуации, когда менеджер вынужден принять решение единолично, не прибегая к обсуждениям и согласованиям. Но систематическое игнорирование мнения подчинённых ведёт к авторитарному стилю руководства.

3.2.7 Управление реализацией.

Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.

Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должны предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идёт о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определённые коррективы.

3.2.8 Контроль и оценка результатов.

Даже после того, как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решения не может считаться полностью завершённым, т.к. необходимо ещё убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерения фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже, превратиться в свою противоположность - не способствовать решению проблемы, а обострять её. В связи с этим основная задача контроля - своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятию нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.

Проблемы контроля управленческих решений весьма актуальны, особенно для крупных бюрократических организаций. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в "недрах делопроизводства" и не дадут ожидаемого эффекта.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...