Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советское искусство во времена ВОВ. Военный плакат.

Великая Отечественная война очевидно стала важнейшим фактором, повлиявшим на развитие искусства 1940-х годов. Советские художники и скульпторы, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они (как и литераторы) оказались привлеченными к агитационным задачам, определяемым правительством, которым в этот период отдавалась колоссальная роль.

Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на следующий день после нападения фашистов. Художники работали во многих направлениях — выпускали политические плакаты для фронта и тыла (задача — вдохновлять людей на подвиг), на фронте сотрудничали во фронтовых газетах, различных редакциях (тут важна роль студии военных художников имени М. Грекова). Кроме того, они создавали произведения для выставок, «выполняя обычную для советского искусства роль общественного пропагандиста»[24]. В этот период было проведено две большие всесоюзные выставки — «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл», а в 1943 году была устроена выставка к 25-летию Советской Армии, где были представлены лучшие произведения о военных событиях. В союзных республиках прошло 12 республиканских выставок. Художники-блокадники Ленинграда также выполняли свою миссию: выпускали журнал «Блокадный карандаш».

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны — наглядные пособия для разъяснения в доступной форме определённого вопроса, например, отношения советской власти к текущим событиям на фронте. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации и пропаганды во время войны, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности.

Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием.

Часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС», которые стали реинкарнацией Окон РОСТа периода Гражданской[2]. Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие.

Самые популярные мотивы плакатов были:

1) В атаку!На плакате с мотивом: «За Родину, за Сталина!», — виден популярный у художников Т-35, на втором плакате виден Пе-2. Иногда вместо самолётов на заднем плане были изображены легендарные герои или полководцы прошлого, а также фигуры Ленина или Сталина. В начале войны встречались плакаты типа «За спиной Москва», отражавшие тяжесть сложившейся ситуации. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу готовыми стоять насмерть, не делая «ни шагу назад».

2) Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою. В таких плакатах боец часто изображён красным, а неприятель зловеще серым. Hеприятель часто был карикатурен.

3) Карикатура. Здесь Гитлер нередко изображён в виде обезьяны в головном уборе времён наполеоновских войн. Сравнение Гитлера с Наполеоном встречалось неоднократно

4) Смерть детоубийцам.

5) Не болтай! Призывы к бдительности и плакаты с темой «Не болтай!» существовали не только в СССР, но и на Западе.

6) Коллаж: до и после. Плакаты такого типа часто призывали население к конкретным действиям, например, к сбору металлолома.

7) Динамичный портрет. В таких плакатах, как и в плакатах на тему «Под знамена» и «До последнего патрона», персональность бойца является центральной темой композиции. Бойцы здесь демонстрируют оптимизм и боевой дух.

Самыми известными авторами военного плакаты были:

1) Тоидзе, Ираклий Моисеевич — его знаменитый плакат «Родина-мать зовет!» прямо перекликался с плакатом Моора (художник времен Гражданской войны) «Ты записался добровольцем?», который вновь начали использовать. Аллегорическая женская фигура на фоне штыков держит в руках текст военной присяги. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

2) Кокорекин, Алексей Алексеевич — его самый значительный плакат, «За Родину!» (1942), с фигурой раненого матроса, бросающего гранату, близок к станковому живописному произведению, хотя и обобщен и условен.

3) Иванов, Виктор Семёнович — плакат «Пьем воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943) проникнут оптимистическим чувством, уверенностью в победе. Фигура молодого человека, пьющего воду из каски, рисуется на пожарном небе четким силуэтом.

4) Корецкий, Виктор Борисович пользовался в своих плакатах приемами фотомонтажа, которые восходили к 1920-м годам. Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» (1942) — одно из самых впечатляющих произведений плаката этого периода. Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.

5) Кукрыниксы (КУприянов—КРЫлов—Соколов) – в основном плакаты проекта «Окна Тасс». Уже к вечеру 22 июня 1941 года они создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». в первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Однако 24 июня он появился на улицах Москвы и был напечатан в газете «Правда» с несколько иным сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

 

Во время войны плакаты выпускались в Москве, блокадном Ленинграде, в Горьком, Иванове, Красноярске, Мурманске, Пензе, Ростове, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Тюмени, Хабаровске, Томске, Челябинске и др. городах. Плакаты создавались в республиках, особенно Армении и Грузии. В 1944 году в залах ГТГ в Москве прошла выставка армянского плаката[1], где выделилось имя художницы-станковистки Мариам Асламазян («Кровь за кровь!»), гравёра Акопа Коджояна, плакаты Василия Сурьянинова, Гахиряна. Грузины выпускали большую серию плакатов «Штыком и пером» (Р. Самерджиев, Ш. Бериташвили), в ней участвовали и москвичи — Кукрыниксы, Борис Ефимов, Юлий Ганф. Выпускались плакаты в Казахстане, Туркмении, Узбекистане. Художники – плакатисты времен Великой Отечественной войны в основном использовали в своих произведениях три цвета: красный, белый, черный. Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красное обозначает также власть, величие. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...