Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вредные и опасные факторы на рабочем месте пользователя ПЭВМ.В настоящее время персональные компьютеры широко используются во всех организациях, в том числе в качестве вспомогательного средства обработки информации. Внедрение компьютерных технологий принципиально изменило характер труда различных категорий специалистов, а, следовательно, и требования к организации и охране труда. Работники, использующие компьютерную технику, на своем опыте оценили ее громадные возможности. Одновременно возникла определенная беспечность при ее эксплуатации. Несоблюдение требований безопасности приводит к тому, что спустя некоторое время работы за компьютером сотрудник начинает ощущать определенный дискомфорт: у него возникают головные боли и резь в глазах, появляются усталость и раздражительность. У некоторых людей нарушается сон, ухудшается зрение, начинают болеть руки, шея, поясница и т.д. К наиболее распространенным ошибкам, связанным с обеспечением условий труда работающих на компьютерах относятся: · недостаточные площадь и объем производственного помещения; · несоблюдение требований, предъявляемых к температуре и влажности рабочих помещений; · низкий уровень освещенности в помещениях и на рабочих поверхностях аппаратуры; · повышенный уровень низкочастотных магнитных полей от мониторов; · произвольная расстановка техники и нарушения требований организации рабочих мест; · несоблюдение требований к режимам труда и отдыха; · чрезмерная производственная нагрузка работников; · отсутствие навыков по снижению влияния психоэмоционального напряжения. Вопросы, относящиеся к обеспечению охраны труда при работе за компьютером, регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ <Об основах охраны труда в Российской Федерации> (далее - Закон об охране труда) и Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.2.542-96 <Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы>. В соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96 помещения для работы на компьютерах должны иметь естественное и искусственное освещение. В соответствии со ст. 14 Закона об охране труда на работодателя возглавляется обязанность обеспечить: · безопасность работников при эксплуатации оборудования; · применение средств индивидуальной защиты работников; · соответствующие требования охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте; · соблюдение режима труда и отдыха работников; · обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; · инструктаж по охране труда; · организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; · проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; · информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток, и обеспечить коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5 % на остальной территории. Указанные значения КЕО нормируются для зданий, расположенных в третьем световом климатическом поясе. Не допускается располагать рабочие места для работы на компьютерах в подвальных помещениях. В случае производственной необходимости использовать помещения без естественного освещения можно только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России. Площадь на одно рабочее место для взрослых пользователей должна быть не менее 6 м2, а объем - не менее 23 м3 Для внутренней отделки помещений должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения от потолка - 0,7 - 0,8; для стен 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5. Полимерные материалы для внутренней отделки должны быть разрешены для применения органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России. Поверхность пола в помещениях должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами. В производственных помещениях, в которых установлены компьютеры, микроклимат должен соответствовать следующим санитарным нормам: температура воздуха в теплый период года - не более 23-25 0С, в холодный - 22-24о С; относительная влажность воздуха - 40-60%; скорость движения аоздуха - 0,1м/с. Для повышения влажности воздуха в помещениях следует применять увлажнители воздуха, ежедневно заправлять их дистиллированной или кипяченой водой. Уровень положительных и отрицательных аэрофонов в воздухе помещений должен соответствовать <Санитарно-гигиеническим нормам допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных помещений>. В производственных помещениях уровень шума на рабочих местах не должен превышать значений, установленных <Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах>, а уровень вибрации - <Санитарными нормами вибрации рабочих мест>. В помещениях, где эксплуатируются компьютеры, искусственное освещение должно быть общим и равномерным. Однако если сотрудники преимущественно работают с документами, то допускается применение комбинированного освещения: кроме общего устанавливаются светильники местного освещения, которые не должны создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать его освещенность более 300 лк. Освещенность поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна составлять 300 - 500 лк. Источники освещения следует устанавливать таким образом, чтобы они не ослепляли, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м2. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт, а в светильниках местного освещения - ламп накаливания. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях следует не реже двух раз в год чистить стекла, оконные рамы и светильники и своевременно заменять перегоревшие лампы. Рабочие места должны располагаться таким образом, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно быть не менее 2 м, а между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 м. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми жалюзи, занавесями, внешними козырьками и др. Желательно, чтобы высоту рабочей поверхности стола можно было регулировать в пределах 680-800 мм, а при отсутствии такой возможности она должна быть равна 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности компьютерного стола, на основании которых рассчитывают конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм; глубину 800 и 1000 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм, а на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей. Допускается использовать столы различных конструкций, соответствующих современным требованиям эргономики. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно- поворотным, его высота и углы наклона сиденья и спины, а также расстояние спинки от переднего края сиденья должны независимо и легко регулироваться и иметь надежную фиксацию. размеры рабочего стула приведены в СанПиН 2.2.2.542-96. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. Экран монитора должен находится от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. На рабочем месте устанавливается легко перемещаемый пюпир для документов. В помещении с компьютерами должна проводиться ежедневная влажная уборка. Они должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями. Режимы труда и отдыха при работе на компьютерах зависят от вида и категории трудовой деятельности. СанПиН 2.2.2.542-96 устанавливает категории тяжести и напряженности работы на компьютерах, которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 тыс. знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 тыс. знаков за смену. Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены устанавливается в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности: Виды трудовой деятельности разделяются на три группы: · группа А - работа по считыванию информации с экрана монитора с предварительным запросом; · группа Б - работа по вводу информации; · группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня. Вид трудовой деятельности, тяжесть и напряженность работ устанавливается на основе аттестации рабочих мест по условиям труда. Как правило, работа сотрудников отделов кадров относится к группам А и Б. При восьмичасовой рабочей смене и работе на компьютере регламентированные перерывы следует устанавливать: · для I категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью по 15 мин.; · для II категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью по 15 мин. или через каждый час работы продолжительностью по 10 мин.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |