Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 38. Э. Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода»Цели: формировать такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний. Постановка целей урока Викторина «Узнай стихотворение» 1. Ив небе барашки, И в море барашки, И горы — большие Барашки в кудряшках... («Барашки».) 2. Сколько видно сразу! Сколько видно глазу Из щелочки одной, Из форточки любой! («Смотри!») 3. Ты постучала В наше стекло И пропищала: — У вас тепло? Может, не слышно? Я тихо пищу!.. («Птичка, которая на балконе».) — Что объединяет эти произведения? (Их автор — Э. Мошковская.) Материал для учителя Эмма Мошковская — замечательная детская писательница и поэтесса. Ее сказки отличает удивительно «детская» интонация. Иногда кажется, что их написал не взрослый человек, а маленький ребенок. Ирина Токмакова вспоминает: «Я знала Эмму Мошковскую с юных лет. Мне всегда казалось, что у нее в глубине, где-то там, что условно называется человеческой душой, живет певчая птица. Она и в обычном, буквальном смысле слова любила петь. У нее был красивый голос, и образование у нее было музыкальное. Но постепенно птица эта запела по-новому. У нее стали рождаться веселые и печальные, забавные и смешные стихи. Стихи эти были адресованы детям». Очень важно сказать, что, как бы ни пела Эмма Мошковская, она пела своим собственным голосом, никому и никогда не подражая. Открыв любую из ее книг, мы с первого взгляда узнаем настоящего поэта, который отлично понимает, как живет и чувствует маленький человек. Ирина Токмакова сравнила стихи Эммы Мошковской с домом, в котором не заперты двери: «Этот дом без стен и крыши, открытый ветру, солнцу и дождю, людям, зверям и птицам, — ее поэзия». Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этой поэтессы и почитаем в хрестоматии два ее произведения, которые помогут нам лучше понять, почему люди фантазируют. — Откройте в хрестоматии страницу «Содержание» и найдите эти произведения. («Мотылек», «Осенняя вода...».) III. Работа по теме урока (Учитель читает стихотворение в хрестоматии на с. 36—37.) — Вспомните произведение Саши Черного «Дневник Фокса Микки», которое вы прочитали в учебнике. Чьими глазами видится мир в том тексте? От чьего имени ведется рассказ? (Дневник написан от имени фокстерьера Микки, и мир в нем показан глазами собаки.) — А от чьего лица написано стихотворение Эммы Мошков- ской? (От имени и с точки зрения мотылька.) — Сколько частей в стихотворении? (Две части.) — Перечитайте первую часть. Кем был разбужен мотылек? (Он был разбужен обитателями комнаты, где он жил, школьниками.) — Какие строчки помогли вам догадаться? («...солнце включили и долго уроки учили».) — На чем сидел мотылек и почему ему стало жарко? (Он сидел на лампочке, которая казалась мотыльку «солнцем в тепленьком пузырьке».) — Кого и какие предметы мотылек видит с высоты своего полета? (Он видит не только детей, которые учат уроки, но и бабушку, которая вяжет чулок, играющую в куклы маленькую девочку — «внучку», маму с пышками.) — Подтвердите словами из текста. — Перечитайте вторую часть. Кого и что разглядывает мотылек вблизи? За кем ему нравится наблюдать больше всего? (Мотылек больше всего любит детей, делающих уроки.) — Подтвердите словами из текста. («Как я люблю ваши лица!») — Как вы думаете, удалось поэтессе показать мир с точки зрения мотылька? (Эмма Мошковская убедительно описала мотылька, его любопытство, его любовь к людям, живущим рядом.) — Какими качествами нужно обладать, чтобы это получилось? (Наблюдательностью, фантазией и воображением.) Прочитайте мнение Маши на с. 38. IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока Познакомимся еще с одним произведением Эммы Мошковской. (Учитель читает стихотворение на с. 38—39.) — Вы знаете, что такое стоячая вода? (Чтение диалога Кости и Миши на с. 39.) — А где вы представляете героя стихотворения? (Герой-рас- сказчик рассматривает лесное озерцо или дачный пруд, как заметил Костя Погодин; а может быть, это болотце, как сказал Миша.) — А кто-нибудь из вас видел стоячую воду? Где? — А как поэтесса передает ощущение того, что вода стоячая? (Вода кажется ненастоящей, лист упал «будто на твердое...».) — С чем герой сравнивает застывшую водную поверхность? (С пыльным, непромытым, непротертым зеркалом.) — Найдите подтверждение в тексте. — Как вы думаете, почему автор использует так много слов — названий признаков? — Легко ли разглядеть что-то в этом водном зеркале? (Разглядеть что-либо в осенней стоячей воде нелегко, у героя даже возникает сомнение: настоящая ли это вода.) — Подтвердите строчками из текста. — Маша считает, что в описании осенней воды есть какая-то тайна. Вы тоже так думаете? — За счет чего усиливается ощущение загадки, тайны в двух последних строфах? (Герою-рассказчику кажется, что под водой прячется какое-то неизвестное существо.) — Можете ответить на вопросы, которые задает себе ге- рой-рассказчик, так, чтобы ощущение таинственности, сказочной атмосферы продлилось? Проявите свою фантазию. — А какой ответ сразу вернет нас в обычную жизнь? VI. Подведение итогов урока — С какими произведениями вы познакомились? — Какими качествами должна обладать поэтесса, создавая такие произведения? (Фантазией, воображением, наблюдательностью.) — Вам понравились произведения? Домашнее задание Выразительно читать стихотворение «Мотылек» (хрестоматия, с. 36-37). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |