Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 5 3. В. Драгунский «Кот в сапогах»

Цели: познакомить с рассказом В. Драгунского «Кот в са­погах»; учить рассуждать, делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом поступков; развивать навык осознанного чтения, умения анали­зировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Вспомните, какую тему мы изучаем.

— Сегодня мы познакомимся с произведением, которое на­зывается «Кот в сапогах». Знакомо ли вам оно? Кто знает фамилию автора?

— Расшифруйте и узнайте.

SflRPWAFrGYYHNCRKM И (В. Драгунский.)

— Удивлены? Почему?

— Хотите подробнее познакомиться с творчеством писателя?

Материал для учителя

Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в Америке, в Нью-Йор- ке. Его папа и мама молодыми уехали в Америку, но им там не понра­вилось и они вернулись на родину. В детстве он был обычным ребен­ком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Его самой любимой книгой была книжка про Тома Сойера. После школы В. Драгунский работал на заводе и там тоже всех смешил, сочинял пря­мо на ходу всякие невероятные истории, всех разыгрывал. И тогда его заводские друзья решили, что ему надо стать артистом, и В. Драгунский поступил учиться на артиста, а затем стал работать в Московском театре сатиры.

Во время зимних каникул он работал на елках и был самым весе­лым и смешным Дедом Морозом. Затем В. Драгунский работал клоуном в цирке на Цветном бульваре. Он был рыжим клоуном и носил лохматый рыжий парик. Он умел и фокусы показывать, и по канату ходить, и петь, и танцевать. В. Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых.

Вообще-то, писателем Драгунский не собирался становиться. Но од­нажды у него родился сын Дениска, с которым стали случаться всякие смешные истории. В. Драгунский стал эти истории записывать, получи­лись «Денискины рассказы», над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира. В этой книге В.Ю. Драгунского 45 уди­вительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской, живущим в Москве.

С одной из этих историй, «Кот в сапогах», мы сегодня и по­знакомимся.

— Предположите, о чем будет произведение. Может быть, В. Драгунский пересказал нам сказку Ш. Перро?

— Прочитайте ключевые слова и соотнесите с ними свои пред­положения.

Зимние каникулы, праздник, карнавал, костюм.

— Теперь можете сказать, о чем произведение?

— Как вы думаете, кто герои? (Дениска и Мишка — однокласс­ники и друзья.)

— Что вы о них уже знаете?

— Какие цели поставим перед собой на уроке? (Примерный ответ.

• Познакомиться с произведением и узнать, какая история произошла с ребятами.

• Узнать, почему оно так названо.

• Почему оно помещено именно в эту главу.)

IV. Работа по теме урока

— Откройте хрестоматию на с. 50 и определите виды работы с текстом. (Поиск слова в толковом словаре; чтение по це­почке или по ролям.)

Итак, начинаем.

(Дети по цепочке читают рассказ в хрестоматии на с. 51—55.

По ходу чтения объясняется значение слов.)

— Кто является главным героем: Мишка или мальчик, от лица которого ведется повествование? Кстати, как его зовут? (Де­ниска.)

— Почему вы так решили? (Автор в первую очередь уделяет внимание чувствам, мыслям, поступкам главного героя, а это Дениска, он герой-рассказчик.)

— Какие же события с ним произошли? (Уезжает мама в са­наторий; школьный карнавал; победа в конкурсе карнавальных костюмов.)

— Какое из них является главным для нашего героя? (Отъезд мамы.)

— Найдите и зачитайте нужные строчки.

— Как повлиял отъезд мамы на нашего героя? (Он очень рас­строился и забыл про карнавал и про то, что надо подгото­вить костюм.)

— Почему же так произошло? (Он любит маму, очень по ней скучает.)

— Какие строчки подтверждают ваше мнение?

— Дениска забыл про карнавал, но получил приз. Как так вы­шло? (Его выручил друг — Мишка.)

— Найдите этот эпизод в тексте. Прочитаем его по ролям на с. 50-54.

— Почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?

— Что дополнило его костюм?

— Представьте Дениску в сапогах и шляпе. Какое название костюма предложили бы вы?

— Как Мишка с Дениской нашли название Денискиному ко­стюму?

— Чего не хватало коту?

— Какой хвост появился у кота?

— Рассмотрите иллюстрацию к этой части текста. Такими ли вы себе представляете героев рассказа на карнавале?

— Что смешного в костюме Дениски?

— Как выглядел его костюм? (Бахилы для рыбалки; хвост от горжетки;усы.)

— Как оценили костюм на карнавале? Найдите эпизод награ­ждения.

— Почему Дениска все время спотыкался?

— Какой приз получил Дениска? Как он им распорядился?

— Какие качества характера Дениски проявились в этом по­ступке? (Он не только не жадный, но и справедливый, предан­ный друг.)

— Как он объяснил свой поступок? Найдите подтверждение в тексте.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Учитель читает реплику Кости на с. 56.)

— Что хотел добавить Костя? (Благодаря Мишке Дениска по­шел на карнавал. Он помог создать костюм из старых вещей. А самое главное, благодаря Мишке пролетел незаметно еще один день без мамы.)

— Подтвердите строчками из текста, что Мишка не сердится на Дениску за то, что тот выиграл приз, не завидует ему.

— О каком настоящем богатстве идет речь в этом рассказе?

— Теперь вы понимаете, почему этот рассказ помещен в эту главу? (Урок искренней заботы и поддержки получили оба дру­га, а настоящее богатство — это дружба, которая позволяет преодолеть все житейские неудачи и невзгоды и умеет под­нять настроение.)

VII. Рефлексия

— Выпишите из данных слов те, которые у вас ассоциируются со словом «дружба».


Уступчивость, верность, доброжелательность, доверие, равнодушие, подчинение интересам друга.

— Кто выписал все слова?

— Кто не согласен? Почему?

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните названия всех рассказов В. Драгунского, кото­рые мы читали. («Гусиное горло» (1), «Шляпа гроссмейстера» (2), «Что я люблю» (1), «Чтолюбит Мишка» (2), «Друг дет­ства» (1'), «Сверху вниз наискосок» (2), «Кот в сапогах» (1).)

— Работая в парах, распределите их по двум сборникам:

1. «Учимся любить».

2. «Постигаем секреты сравнения».

(После выполнения задания проводится проверка.)

— С творчеством какого писателя мы с вами знакомились?

— С каким произведением познакомились?

— Докажите, что это произведение относится к жанру рассказа.

— О чем же этот рассказ? Чему он нас научил?

Домашнее задание

1. Читать рассказ по ролям (хрестоматия, с. 51—55).

2. Подобрать пословицы о дружбе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...