Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 63. И. Крылов «Квартет». Графическая иллюстрация В. Серова к баснеЦели: продолжать учить применять пословицы в качестве вывода к басне; обратить внимание на существование разной эмоциональной окраски смеха. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока — Вспомните, какую тему мы изучаем. («Набираемся житейской мудрости».) — С каким литературным жанром мы познакомились? — Какие басни читали? — Какая житейская мудрость в них содержится? (Не поддавайся лести; не вини обстоятельства, если что не получается; лучше малая выгода в настоящем, чем большая в будущем; если жить в согласии, то беда не одолеет.) Открываем очередное заседание клуба «Ключ и заря». — Откройте учебник на с. 26. Узнаете членов клуба? Заседание ведет Михаил Потапович, на заседании присутствуют Миша Иванов, Костя Погодин, Маша Иванова и Таня Петрова. (Учитель читает текст на с. 26 до вопроса.) — А вы тоже не видите, над чем можно посмеяться, читая басню? Сегодня на уроке мы выясним, кто же прав: Миша или Андрей. IV. Работа по теме урока — Прочитайте, что ответил Михаил Потапович ребятам. Что нового мы узнали о басне? (Примерный ответ. • Герои басни чаще всего животные. • Цель басни — обратить внимание людей на непростые ситуации в их жизни, когда люди выглядят не лучшим образом. • Басня вызывает особый смех: это не веселый смех, а горькая усмешка или грустная улыбка.) — Как вы понимаете слова Михаила Потаповича? (Продолжение чтения текста на с. 27.) — Прочитаем дальше и узнаем, как Миша понял слова Михаила Потаповича. — А вы можете привести подобный пример из своей жизни? — Прочитайте высказывания Тани Петровой, Кости Погодина и Маши Ивановой. Теперь вы поняли, что смех бывает разный? — Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен? (Не веселый смех, а горькую усмешку или грустную улыбку, поскольку обращают внимание на непростые ситуации в жизни.) — Предлагаю прочитать еще одну басню И. Крылова, исследовать ее и найти в ней новые признаки басни. — Прочитайте на с. 28 название басни. («Квартет».) — Кто знает, что означает это слово? Найдите его значение в толковом словаре. (Учитель читает басню.) — Прежде всего, Михаил Потапович предлагает выяснить значение непонятных слов. Найдите в толковом словаре слова «бас», «альт», «прима», «втора». — Что же входит в понятие «квартет»? (Бас, альт, прима, втора.) — Сколько в басне героев? Какие животные являются ее героями? — Где происходят события? — Какая история описана в басне? — Перечитайте басню самостоятельно. — Интересно было читать? Какие признаки басни вы увидели? — Кто из героев произносит мораль? (Соловей.) — Случайно ли И. Крылов выбрал именно этого героя? (Он имеет право поучать остальных, так как он единственный среди всех — настоящий музыкант, певец и знает, о чем говорит.) — А случаен ли выбор остальных героев? — Перечитайте басню и подчеркните действия, которые совершают герои. Затеяли — решили сыграть, пришла мысль. Пленять — восхищать, поражать. Ударили — начали играть. Дерут — не играют, а извлекают разные звуки. — Какими глаголами автор подчеркивает стремление исполнителей и несуразность происходящего? — Можно ли сказать, что члены квартета попали в смешное положение? — Какая причина делает это положение смешным? Прочитайте и выберите нужное высказывание. (Подходят оба пункта: а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами; б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место.) — Какая же причина вызывает веселый смех, а какая — горький, грустный? — Чего добивается Мартышка от членов квартета? Найдите и прочитайте нужные строчки. Как надо читать эти слова? — Какая мысль осенила Осла? Найдите эти строчки и прочитайте их так, как будто он делится открытием с остальными. — Почему же все обрадовались Соловью? — С какой интонацией надо прочитать слова каждого? (Чтение басни выразительно по ролям.) V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. (Примерный ответ. Первые две пословицы подходят в качестве морали, так как они выражают комический смысл: то, что герои извлекают ужасные, негармоничные звуки и постоянно спорят о том, как им сесть; третья пословица также может быть использована в качестве морали, так как выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что чтобы стать музыкантом, надо учиться.) — Рассмотрите иллюстрацию на с. 31. Подходит ли она к четвертой пословице? Миша говорит, что последняя пословица не может служить моралью к этой басне. Почему? Вы догадываетесь, что Миша имел в виду? (Четвертая пословица не может быть моралью к басне, так как речь в ней идет о таких качествах, которые не зависят от человека.) — Рассмотрите рисунок В. Серова на с. 29. Какой момент изобразил художник? — Обратите внимание на то, как сидят герои (в кружок или в ряд). Прилетел ли уже Соловей? — Маша заметила, что на рисунке музыканты играют очень увлеченно и с большим усердием, особенно Медведь. Вы тоже это видите? А теперь представьте, как пронзительно и ужасно звучат инструменты в руках неумелых музыкантов. — Догадываетесь, какую музыку слышит Мартышка? — Понимаете, почему она сама не играет, а испуганно присела? VII. Рефлексия («Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов: зелёный — я все понял, мне все удалось, все понравилось; желтый — есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ; красный — мне было трудно. Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.) VIII. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали на уроке? — Как вы думаете, почему И. Крылов выбрал жанр басни для своего творчества? (Он хотел высмеять пороки людей, чтобы люди, посмотрев на себя со стороны, становились лучше.) — А знаете ли вы, что высмеивание людских пороков называется сатирой? Сатирические произведения высмеивают человеческие пороки и глупость. Домашнее задание 1. Выразительно читать басню «Квартет» (учебник, с. 28—29). 2. Инсценировать басню (по желанию). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |