Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 63. И. Крылов «Квартет». Графическая иллюстрация В. Серова к басне

Цели: продолжать учить применять пословицы в качестве вы­вода к басне; обратить внимание на существование разной эмо­циональной окраски смеха.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Вспомните, какую тему мы изучаем. («Набираемся житей­ской мудрости».)

— С каким литературным жанром мы познакомились?

— Какие басни читали?

— Какая житейская мудрость в них содержится? (Не поддавай­ся лести; не вини обстоятельства, если что не получается; лучше малая выгода в настоящем, чем большая в будущем; если жить в согласии, то беда не одолеет.)

Открываем очередное заседание клуба «Ключ и заря».

— Откройте учебник на с. 26. Узнаете членов клуба?

Заседание ведет Михаил Потапович, на заседании присут­ствуют Миша Иванов, Костя Погодин, Маша Иванова и Таня

Петрова.

(Учитель читает текст на с. 26 до вопроса.)

— А вы тоже не видите, над чем можно посмеяться, читая басню?

Сегодня на уроке мы выясним, кто же прав: Миша или Андрей.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте, что ответил Михаил Потапович ребятам. Что нового мы узнали о басне?

(Примерный ответ.

• Герои басни чаще всего животные.

• Цель басни — обратить внимание людей на непростые ситуации в их жизни, когда люди выглядят не лучшим образом.

• Басня вызывает особый смех: это не веселый смех, а горькая усмешка или грустная улыбка.)

— Как вы понимаете слова Михаила Потаповича?

(Продолжение чтения текста на с. 27.)

— Прочитаем дальше и узнаем, как Миша понял слова Ми­хаила Потаповича.

— А вы можете привести подобный пример из своей жизни?

— Прочитайте высказывания Тани Петровой, Кости Погоди­на и Маши Ивановой. Теперь вы поняли, что смех бывает разный?

— Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен? (Не веселый смех, а горькую усмешку или грустную улыб­ку, поскольку обращают внимание на непростые ситуации в жизни.)

— Предлагаю прочитать еще одну басню И. Крылова, иссле­довать ее и найти в ней новые признаки басни.

— Прочитайте на с. 28 название басни. («Квартет».)

— Кто знает, что означает это слово? Найдите его значение в толковом словаре.

(Учитель читает басню.)

— Прежде всего, Михаил Потапович предлагает выяснить зна­чение непонятных слов. Найдите в толковом словаре слова «бас», «альт», «прима», «втора».

— Что же входит в понятие «квартет»? (Бас, альт, прима, втора.)

— Сколько в басне героев? Какие животные являются ее ге­роями?

— Где происходят события?

— Какая история описана в басне?

— Перечитайте басню самостоятельно.

— Интересно было читать? Какие признаки басни вы увидели?

— Кто из героев произносит мораль? (Соловей.)

— Случайно ли И. Крылов выбрал именно этого героя? (Он имеет право поучать остальных, так как он единственный среди всех — настоящий музыкант, певец и знает, о чем го­ворит.)

— А случаен ли выбор остальных героев?

— Перечитайте басню и подчеркните действия, которые со­вершают герои.

Затеяли — решили сыграть, пришла мысль.

Пленять — восхищать, поражать.

Ударили — начали играть.

Дерут — не играют, а извлекают разные звуки.

— Какими глаголами автор подчеркивает стремление испол­нителей и несуразность происходящего?

— Можно ли сказать, что члены квартета попали в смешное положение?

— Какая причина делает это положение смешным? Прочи­тайте и выберите нужное высказывание. (Подходят оба пункта: а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами; б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место.)

— Какая же причина вызывает веселый смех, а какая — горь­кий, грустный?

— Чего добивается Мартышка от членов квартета? Найдите и прочитайте нужные строчки. Как надо читать эти слова?

— Какая мысль осенила Осла? Найдите эти строчки и прочи­тайте их так, как будто он делится открытием с остальными.

— Почему же все обрадовались Соловью?

— С какой интонацией надо прочитать слова каждого?

(Чтение басни выразительно по ролям.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. (Примерный ответ. Первые две пословицы подходят в качестве морали, так как они выражают комический смысл: то, что герои извлекают ужасные, негармоничные звуки и постоянно спорят о том, как им сесть; третья пословица также может быть использована в качестве морали, так как выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что чтобы стать музы­кантом, надо учиться.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 31. Подходит ли она к чет­вертой пословице? Миша говорит, что последняя посло­вица не может служить моралью к этой басне. Почему? Вы догадываетесь, что Миша имел в виду? (Четвертая послови­ца не может быть моралью к басне, так как речь в ней идет о таких качествах, которые не зависят от человека.)

— Рассмотрите рисунок В. Серова на с. 29. Какой момент изо­бразил художник?

— Обратите внимание на то, как сидят герои (в кружок или в ряд). Прилетел ли уже Соловей?

— Маша заметила, что на рисунке музыканты играют очень увлеченно и с большим усердием, особенно Медведь. Вы тоже это видите?

А теперь представьте, как пронзительно и ужасно звучат ин­струменты в руках неумелых музыкантов.

— Догадываетесь, какую музыку слышит Мартышка?

— Понимаете, почему она сама не играет, а испуганно присела?

VII. Рефлексия

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов: зелёный — я все понял, мне все удалось, все понравилось; желтый — есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ; красный — мне было трудно. Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как вы думаете, почему И. Крылов выбрал жанр басни для своего творчества? (Он хотел высмеять пороки людей, чтобы люди, посмотрев на себя со стороны, становились лучше.)

— А знаете ли вы, что высмеивание людских пороков назы­вается сатирой? Сатирические произведения высмеивают человеческие пороки и глупость.

Домашнее задание

1. Выразительно читать басню «Квартет» (учебник, с. 28—29).

2. Инсценировать басню (по желанию).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...